Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К предисловию Любавичского Ребе



2019-11-22 226 Обсуждений (0)
К предисловию Любавичского Ребе 0.00 из 5.00 0 оценок




1. См. также Тания, часть 1, гл. 36, 47.

2. Тания, часть 1, начало гл. 2.

3. Тания, часть 1, гл. 35.

4. Тора Ор, гл. Мишпатим.

К одобрениям

1. Друг автора и ученик р. Дова-Бера из Межирича.

2. Зять автора и отец р. Менахема-Мендла из Любавичей, третьего главы Хабада.

3. Брейшит, 1:10,12.

4. 1796 г.

5. Ученик р. Дова-Бера из Межирича и друг автора.

6. Ср. Когелет, 8:1.

7. Намек на имя р. Дова-Бера из Межирича. "Колодец" по-древнееврейски -беэр.

8. Намек на имя р. Исраэля Баал-Шем-Това.

9. Тегилим, 19:13.

К предисловию составителя

1. Автор считает себя всего лишь компилятором.

2. Брахот, 58а.

3. Число вышедших из Египта. Гмара говорит о чуде принятия Торы целым народом, ибо такое множество людей, каждый из которых представляет собой совершенно своеобразный мир, со своими суждениями, восприятием и желаниями, не может прийти к единому мнению.

4. Бемидбар, 27:18.

5. Эйрувин, 136.

6. Третья категория - Тиферет. См. Тания, часть 4, поел. 15.

7. Зогар, часть 1, стр. 103а,б.

8. Мишлей, 31:23.

9. Таанит, 2а. Ср. предисловие р. Бахьи к книге Ховот галевавот.

10. Раби Шнеур-Залман считал более старших учеников р. Дова-Бера из Межирича (он был самым младшим) своими учителями, а особенно р. Мендла Городокера.

11. Тмура, 76а.

12. Мишлей, 29:13.

13. Ирмеягу, 31:33.

14. Йешаягу, 11:9.

15. Дварим, 27:17.

16. Вид отлучения. См. Швуот, Зба. С тем, кто подвергся херему, запрещено общаться.

17. Кидушин, 6а.

К главе первой

1. Перед тем, как в мире рождается человек, душа его клятвенно обязуется в будущей жизни стремиться к совершенству, что придает ей скрытую внутреннюю силу и в дальнейшем помогает человеку выполнить свое предназначение на земле.

2. Смысл этих цитат объясняется в гл. 13,14, 29 и 34.

3. Брахот, 7а; Рош-f ашана, 166.

4. В подлиннике цадик вера ло. Так как частица ло может передавать также смысл принадлежности, это читается так же, как "праведник, который властвует над злом".

5. Зогар, часть 2, стр. 1176.

6. Брахот, 616.

7. Ср. начало гл. 9.

8. Известный законоучитель, жил после разрушения Храма. Абайе - его ученик.

9. Бава батра, 1.

10. Абайе возражает, что если Раба, который был величайшим праведником своего времени, должен быть причислен к средним, то в мире вообще нет праведных людей. Но если бы так было, то мир не существовал бы, как сказано: "Праведник - основа мира". Слова Рабы использованы здесь, чтобы выяснить, что собой представляет ступень среднего.

11. Бава батра, 16а.

12. Нида, 166. Известно, что в период эмбрионального роста ребенка особому ангелу поручается придать ему черты, соответствующие его будущему предназначению: черты мудреца или неодаренного человека, сильного или слабого, даже богатого или бедного. Однако человеку не придаются какие-либо особые свойства, которые бы соответствовали натуре праведника или грешника. См. также гл. 14.

13. Ср. Бава мециа, 86а.

14. Швуот, 396.

15. Законы, установленные мудрецами Талмуда, относятся к законам Письменной Торы как к источнику. И хотя существует правило, согласно которому запреты мудрецов обязывают даже строже, чем законы Письменной Торы, с нарушением последних связана гораздо большая степень виновности. Изучение Торы заповедано в Письменной Торе, и если нарушивший малейший запрет мудрецов должен быть определен как грешник, то тем более это определение должно быть отнесено к человеку, пренебрегшему изучением Торы. Раба знал, конечно, что в этом он не виновен, но так как средний и не может быть виновен в этом, Раба мог причислить себя к средним.

16. Сангедрин, 99а.

17. Бемидбар, 15:31.

18. "Семьдесят лиц" - многообразные толкования, соответствующие разным аспектам и уровням Торы и созданного. Ответ Элиягу означает, что определение праведности по преобладанию достоинств - лишь образное выражение, его не следует относить ни к одному из "семидесяти лиц" толкования Торы.

19. Брахот, 616.

20. Тегилим, 109:22.

21. Ср. начало гл. 9.

22. Ср. Йома, 386.

23. Мишлей, 10:2,5. Мир существует в силу существования праведников.

24. Йешаягу, 51:16. Эти слова - конец фразы. Им предшествует: "Дух от Меня объемлет, и души Я сотворил". Слово "дух", которое употреблено в единственном числе, должно относиться к отдельному человеку. К нему же относится и слово "души", хотя оно имеет множественное число. И это означает, что каждому человеку даны две души.

25. С сотворением физического мира неминуемо возникает возможность позиции, противоположной предназначению творения, стремление к самоутверждению, разрывающее единство с Творцом, сторона святости, и "обратная сторона" (ситра ахра - арам.), называемая еще клипа - скорлупа, скрывающая плод.

К главе второй

1. Ийов, 31:2. Ср. также Тегилим, 16:5 и 75:5; Ирмеягу, 10:6.

2. Брейшит, 2:7.

3. Утренние молитвы. Брахот, 606.

4. Подобно тому как в цитате из книги Зогар глагол напах говорит о выдыхании глубоко внутренней частицы жизненной силы, вдохновение души в человека (выраженное в Торе тем же глаголом) говорит о происхождении души от самой сущности Б-га.

5. Брейшит, 4:22.

6. Дварим, 14:1.

7. Тикуней Зогар, 126.

8. В Б-ге нет деления на субъект и объект. И если источник души в мудрости, он и в сущности Б-га (он и Его мудрость едины).

9. Эманация от сущности Б-га, называемой Эйн Соф (Бесконечный).

10. См. гл. 3.

11. Мир Ацилут - последний из эмалированных миров, источник миров сотворенных. Только на этой ступени можно говорить об атрибутах Б-га и о их единстве с Его сущностью.

12. Тегилим, 104:24.

13. Законы основ Торы, 2:10.

14. Ийов, 11:7.

15. Йешаягу, 55:8.

16. Приход Мессии.

17. Ср. Зогар, часть 1, стр. 206а; часть 2, стр. 1416 и т. д., а также Йешаягу Гурвиц, Шней лухот габрит, 1:96. Степени души, соответствующие действию, эмоциям и мысли.

18. Несмотря на огромные различия в духовном уровне людей, поколений и представителей разных частей народа, душа любого еврея, даже, казалось бы, совершенно отдалившегося от Б-га, связана своим происхождением и своей неизменной сущностью с высшей мудростью Б-га.

19. Нида, 31а.

20. Здесь также говорится о связи ногтей, то есть самой "примитивной" части тела в том смысле, что она лишена ощущения, с источником - мозгом.

21. Твуна - часть интеллекта, наиболее близкая к внешнему проявлению, но еще не раскрытая.

22. Абиа - аббревиатура названий четырых миров: Ацилут - Б-жественный, эмалированный мир, ближайший источник творения; Бриа - преобладание' добра; Йецира - добро и зло в равной мере; Асия - преобладание зла. Последние три мира - миры сотворенные.

23. Тегилим, 104:24.

24. Подобно примеру о формировании ногтей эмбриона, даже самая примитивная часть народа через ученых Торы связана непосредственно с высшей мудростью.

25. Дварим, 30:20.

26. Ктубот, 1116. Шхина - Б-жественное Присутствие в мире. Последняя ступень Эманации, имеющая отношение к сотворенным мирам и в них облекающаяся.

27. И потому единение с Его мудростью означает единение с Ним Самим.

28. Ср. гл. 22.

29. Ср. Зогар, часть 2, стр. 2046 и далее.

30. То, что от родителей передается душе ребенка, становится одеянием его души - внешней частью ее, через которую она проявляется и действует.

К главе третьей

1. Б-жественные атрибуты, явившиеся источником творения, делятся на Разум (три первые сфирот) и семь сфирот, соответствующих шести дням творения и субботе. В силу своей исходности от сфирот Б-жественного мира Ацилут все сотворенные миры повторяют в себе его структуру. В частности, душа складывается из десяти сфирот, разума и эмоций. Более подробно о десяти сфирот см. Тания, часть 4, поел. 15, а также в других местах.

2. Коах - потенциальная способность, с помощью которой задается первый вопрос ма? ("что это?"). Первый проблеск постижения, объемлющий полностью его предмет, но лишь в общем, еще не в конкретных деталях. См. также конец гл. 18.

3. Тегилим, 84:3.

4. Там же, 42:3.

5. Там же, 63:2.

6. Жажда, возбужденная в сердце элементом огня, нуждается в удовлетворении, огонь нужно "потушить". Вода, стекающая сверху вниз, является символом мудрости, самой высокой из всех сфирот. Удовлетворение этой жажды достигается с помощью изучения Торы.

7. Брейшит, 4:1.

К главе четвертой

1. Мысль, речь и действие являются одеяниями души в том смысле, что они лишь средства проявления сил души - разума и чувства.

2. Начальные буквы слов пшат, ремез, друш, сод ("буквальный смысл", "намек", "толкование", "тайна") означают различные уровни смысла Торы и ее толкования.

3. Так же, как в теле человека 248 членов и 365 кровеносных сосудов соответствуют 613 заповедям Торы, душа подобным же образом разделяется на 613 частей с тем же соотношением. См. также гл. 51.

4. Мишна, Пеа, 1:1.

5. Мотивация, источник исполнения заповедей.

6. См. гл. 23.

7. Часть 1, стр. 24а; часть 2, стр. 60а. Также начало гл. 23.

8. Тегилим, 145:3.

9. Тикуней Зогар, 126.

10. Йешаягу, 55:8.

11. Ийов, 11:7.

12. Йешаягу, 55:8.

13. Мегила, 31а. Всевышний сочетает как беспредельность, так и способность ее ограничения.

14. До облечения в тело человека душа постигала Самого Б-га. После облечения в него, находясь в вещественном мире, душа постигает только Его существование. Но через одеяния души, занятые изучением и исполнением Торы, то есть через Тору, душа способна постичь и здесь, в этом мире, Самого Б-га.

15. Бава кама, 17а. С тем, что вода, стекая вниз, не изменяется: внизу она та же, что и наверху.

16. Спускаясь по ступеням, сияние Б-жественного света уменьшается, как бы притененное каждой следующей ступенью - отдалением от Источника.

17. Шмуэль 1,25:29.

18. Тора и Всевышний абсолютно едины. Так как законы Торы касаются всех областей и деталей физической и духовной жизни, она проникает в сферу действия, и в силу уже упомянутого единства - это проникновение Самого Всевышнего.

19. От разума и до категории действия.

20. Тегилим, 18:3.

21. Там же, 5:13.

22. Авот,.4:17.

23. Брахот, 166.

24. Шир гаширим, 8:3.

К главе пятой

1. Тикуней Зогар, 126. Возникает вопрос, как же в таком случае возможно постижение Б-га и близость к Нему.

2. Этапы познания: осознание (Хохма) и постижение (Бина). На это указы-

вают и выражения "схватывает познаваемое" (силой разума - Хохма) и "собою объемлет его" (при основательном, детальном рассмотрении - Вина). О том же говорят слова "схвачен", "объят" и "облечен". Облечен силой разума Даат, и это связь с Предметом познания.

3. В нашем мире то, что познается разумом, - лишь образ, сам предмет познания разумом не охватывается. И при физическом единстве, например при объятии человека, единство - только с одной стороны.

4. Знание и изучение Торы представляют собой две отдельные заповеди.

5. Тегилим, 40:9.

6. Заповеди служат душам одеянием - средством внешнего проявления, Тора же служит им пищей - внутренним источником жизни.

7. Часть 2, стр. 210а и далее.

8. Ср. гл. 39, 40 и 41.

9. Мишна, Пеа, 1:1.

10. То, что человек постигает в Торе, становится пищей его души, а то, что он постичь не может, становится одеянием, это свет, не проникающий внутрь, а облекающий его снаружи.

11. Буквы речи окружают разум, речь оказывает влияние на него. Хотя речь - лишь одно из одеяний души, она поднимает разум гораздо выше того уровня постижения, которого он мог бы достичь сам.

К главе шестой

1. Когелет, 7:14. Ко всему, что есть в стороне святости [Кдуша], есть противоположность в "обратной стороне" для того, чтобы было возможно проявление свободной воли человека.

2. Ср. Зогар, часть 3, стр. 41а, 70а. Венец - промежуточное звено между ступенями или мирами. "Клипат нога" - промежуточная ступень между стороной Кдуша, абсолютным добром, и тремя совершенно нечистыми "кли-пот". Однако "клипот" не могут принять в себя жизненную силу, исходящую от стороны Кдуша, и она лишь окружает их, не проникая внутрь, что также дает основание называть их венцами.

3. Тания, часть 1, гл. 1.

4. Когелет, 1:14.

5. Зогар, часть 2, стр. 59а.

6. Нарушают приток Б-жественного к душе.

7. Авот, 3:7.

8. Сангедрин, 39а.

9. Ср. Тания, часть 1, гл. 48 и часть 4, поел. 20.

10. Ср. Тания, часть 1, гл. 24.

11. Йехезкель, 1:4. Не упомянут третий источник дурного, названный Йехез-келем "занимающийся огонь". Эти образы соответствуют связанным с тремя "клипот" дурными элементами воздуха, воды и огня. Не упомянут элемент земли, послуживший, как известно из рассказа о сотворении, основой для сотворения физической природы растений, животных и человека. Абсолютное зло, три нечистые "клипот", не имеет отношения к те-

лесной стороне мира (она может быть, однако, использована запрещенным образом и тогда включается во зло).

12. Ваикра, гл. И; Дварим, гл. 14.

13. Плоды растений, выращенных без соблюдения некоторых запретов Торы и ставших потому запрещенными для употребления в пищу.

К главе седьмой

1. Тания, часть 1, гл. 1.

2. Там же.

3. Йома, 76а.

4. Послушным орудием, подобным колеснице, несущей седока.

5. В гл. 8.

6. В переводе книги Тания на идиш в этом месте приводится отрывок, найденный в одном из манускриптов в библиотеке Любавичского Ребе. Его нет в обычном тексте книги Тания: "То же самое происходит с жизненной силой мужской капли семени, силой страсти извергнутой из организма, если человек во время близости с женой вел себя не подобающим святости происходящего образом, даже если она была чиста".

7. Силы зла, "клипот".

8. Мессианский период, с которым связано полное уничтожение зла.

9. Зхарья, 13:2.

10. "Там, где стоят совершившие покаяние, не могут стоять величайшие праведники". Брахот, 346.

11. Рош-Гашана, 29а.

12. Брахот, 5а.

13. "Клипот", приняв в себя жизненную силу запрещенного, становятся для нее "сосудом", как тело для души, и это передается выражением "тела внешних".

14. Женское начало в "клипот" гораздо упорнее и тяжелее мужского.

15. Нет женского соучастия, но оно присутствует в мысли, что все же порождает "силы и воинства" женского начала "клипот".

16. Когелет, 1:5.

17. Хагига, 9а.

К главе восьмой

1. Мишна, Сангедрин, 11:3; Бемидбар раба, 14:12 и далее.

2. Ср. Зогар, часть 3, стр. 253а, 277а и далее. Таким образом, по природе своей еврей не имеет влечения к запрещенному Торой. Но запрещенное коренится в трех совершенно нечистых "клипот", и если еврей низверг жизненную силу дозволенного в сферу абсолютного зла, он начинает быть к ней причастным и вследствие этого становится способным желать запрещенное.

З.ВглЛ.

4. Раби Йегуда Г анаси.

5. Ср. Шмуэль I, 25:29.

6. Зогар, часть 2, стр. 59а.

7. К обмороженному месту прикладывают снег, и, наоборот, при ожоге помогает тепло. Холодность, отсутствие интереса к Торе, называется "снежным адом".

8. Раби Ицхак Лурия, Ликутей Тора, Шмот. Ср. Зогар, часть 1, стр. 626; часть 2, стр. 150а/б.

9. Раби Шнеур-Залман из Ляд, Шулхан арух, Законы изучения Торы.

10. В гл. 1.

11. То, что есть истинного в светских науках (нееврейских премудростях), имеет своим источником мудрость Б-га, свет которой деградировал до уровня самых низких ступеней в результате того, что в начале Эманации "разбились сосуды" (духовные категории, которым в нашем мире соответствуют физические тела), не будучи в силах принять в себя свет (соот-

v ветствие душ в нашем мире) огромной силы. И произошло это потому, что на той стадии еще не было единения противоположностей, взаимовключения противоположных по сути своей "сфирот".

12. В одном из своих писем Любавичский Ребе приводит шесть разрешенных Торой видов изучения светских наук (в таком случае их изучение не приводит к нечистоте категорий Хабад в душе изучающего и не уменьшает его способности восприятия Б-жественного).

1) Получение этих знаний при изучении и анализе самого текста Торы. Тора - как бы чертеж, по которому сотворен мир, и из нее самой можно познать его строение. Этот вид изучения доступен лишь немногим праведникам.

2) Изучение нееврейской премудрости тогда, когда Тора прямо это повелевает. Так было, например, в то время, когда для определения наступления месяцев (помимо показаний свидетелей, видевших новолуние) Сангедрин был обязан делать астрономические расчеты. Подобным же образом рабану Гамлиэлю разрешили изучать греческий язык для общественных нужд и т. д. Такое изучение - исполнение заповеди.

3) Если в силу каких-либо обстоятельств (например, когда человек находится в нечистом месте) нельзя думать о написанном в Торе, то, чтобы этого не произошло, можно в это время изучать нееврейскую премудрость. Это также исполнение заповеди, но исполнение негативное.

4) Если для лучшего понимания Торы или исполнения заповеди необходимо изучать что-либо из этих наук. Это - не изучение Торы и не исполнение заповеди, но подготовка к ним.

5) Если это необходимо (и насколько необходимо, не более) для того, чтобы добыть пропитание. Это подготовка к тому, что разрешается Торой.

6) Разрешается изучать светские науки тому, кто обладает особой способностью использовать эти познания для служения Всевышнему и изучения Торы, и до того, как обнаружилось, что это необходимо для лучшего понимания Торы.

В книге Тания приводятся только два вида разрешенного изучения светских наук (5 и 6), так как остальное явно находится в сфере самой Торы и заповедей и само собой разумеется.

К главе девятой

1. Животная душа, в противоположность Б-жественной, сильнее проявляется не в разумной, а в эмоциональной своей части, поэтому она помещается в сердце.

2. Дварим, 12:23. В первой главе приводится выражение "ибо душа человека (дословно: плоти) - в крови". Душа, облекаясь в кровь, оживляет тело. Здесь приводится встречный стих: "ибо кровь - это душа". В сердце, в месте скопления "жизни плоти", то есть крови, - средоточие оживляющего начала, души.

3. Хотя кровь есть и в правой полости сердца (см. Эц хаим, шаар 50, гл. 4; Ликутей Тора, Шир гаширим, 31а), но кровь в правой полости сердца - не основное, ибо с ней не связан здесь хидуш - возникновение нового (ведь кровь притекает из левого желудочка, в который она поступает из тела). Хидуш, который показывает роль правой полости сердца, - воздух (кислород), дающий жизнь телу. (Из письма последнего. Любавичского Ребе, которое приводит И. Корф.)

4. Когелет, 10:2.

5. Ср. Когелет, 2:14.

6. Брейшит, 25:23.

7. Когелет, 9:14; Недарим, 326.

8. В гл. 3 и 4.

9. Физическое соответствие трех сил интеллекта - Хохма, Бина и Даат. 10. "Люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим" (Ваикра, 6:5). И. Брахот, 54а. Всем, что в тебе есть, - и добрым, и дурным. Дурным также можно служить Б-гу, сопротивляясь злу.

12. Шир гаширим, 7:7. Имеются в виду различные ступени осознания и любви. "Крепкая любовь" - ощущение страстное, сильное; более высокая ступень - "любовь, полная наслаждения" - глубокая, спокойная, как гладь великой воды.

13. "Свет, посеянный для праведника" (Тегилим, 97:11). Свет Всевышнего, который откроется праведникам в грядущем мире (ничем не заслоненное познание Б-га) и который до того времени скрыто "засеян" в мире, как семя в земле. Просили ангелы Всевышнего дать им Тору такую, какая она "наверху", в ее духовной форме. Но она не была им дана. Она спустилась и облеклась в детали материальной^жизни - и это "посеянный свет".

14. Из книги пророка Зхарьи (3:3): "А Йегошуа был одет в нечистые одежды и стоял перед ангелом".

15. Часть 2, стр. 163а. В притче рассказывается о короле, который, желая испытать своего сына, поручил это беспутнице, и, исполняя приказ короля, она все же искренне желала, чтобы будущий наследник престола выдержал испытание.

К главе десятой

1. Под словом "человек" здесь имеется в виду разумная душа, выбор в основном зависит от нее, под ее влиянием человек обращается к своей Б-жественной душе, или наоборот.

2. Дварим, 21:21.

3. И животная душа не способна так же любить Всевышнего, как Б-жест-венная.

4. В гл. 9.

5. Тегилим, 139:22,23.

6. Под "ситра ахра" имеется в виду духовная категория зла. Поэтому к нему возможно отнестись с ненавистью, как к обладающему разумением. Ведь не может быть ненависти к растению, камню или животному. Зло здесь -влечение к физическому наслаждению, и в этом случае соответствует слово "отвращение".

7. Сука, 456; Сайт едрин, 976.

8. Там же.

9. Зогар, часть 1, стр. 4а.

10. Йешаягу, 55:1.

И. Слова Конэ ("Творец") и кен ("гнездо") имеют общий корень. Гнездо -

Шхина, последняя ступень Эманации, имеющая отношение к сотворенным

мирам.

12. Ср. Зогар, часть 2, стр. 1146; часть 3, стр. 2226,281а.

13. Зогар, часть 3, стр. 281а.

14. В двух приведенных определениях совершенного праведника (полностью обращающий зло в добро и содействующий Б-жественному воздействию на мир) основа та же. Любовь и готовность служения "возносит кверху женские воды". Женское начало - это преданность воспринимающего воздействие, готовность к принятию. Такое "пробуждение снизу" вызывает "пробуждение сверху" - "единения" и взаимодействия в различных ступенях Б-жественного мира Ацилут, в результате чего "книзу спускаются мужские воды" Б-жественного влияния, и, объединяясь с последней ступенью этого мира, Шхиной (являющейся женской категорией, принимающей влияние), Б-жественное влияние охватывает мир сотворенного.

К главе одиннадцатой

1. Когелет, 7:14.

2. Нижняя ступень несовершенного грешника, близкая к совершенному грешнику, против верхней ступени несовершенного праведника, близкого к совершенному праведнику.

3. В гл. 4.

4. Йома,29а.

5. Дварим, 23:10.

6. Ктубот, 64а.

7. Авот, 3:4.

8. В конце трактата Йома.

9. Тания, часть 3, гл. 1.

10. Недарим, 96.

И. Санг едрин, 39а. Даже в том случае, если один среди них - абсолютный грешник, ибо в противоположность злу, которое в совершенном праведнике

полностью отсутствует, добро не поддается уничтожению до конца, и даже в случае (редком) совершенного отсутствия добра в человеке оно остается в отдалении, облекая его кругом и тем самым поддерживая его существование.

К главе двенадцатой

1. Тот, кто когда-либо совершил грех, может стать средним, как это видно из гл. 14. Сказанное в этом случае означает, что человек достиг такого состояния души, что совершение греха для него невозможно и прошлое не имеет к нему никакого отношения.

2. В десяти силах Б-жественной души проявляется и выражается ее сущность, но они не есть сама сущность.

3. Время распространения и раскрытия интеллекта в мидот.

4. Гл. 49.

5. Ср: Зогар, часть 3, стр. 224а. ,

6. Когелет, 2:13.

7. Сота, За. Человек грешит, только если им овладеет дух неразумия.

8. Третье - злословие - не приведено, так как предающийся злословию не может быть средним, он должен быть причислен к грешникам.

9. В начале гл. 9.

10. Часть 1, стр. 201а и далее.

К главе тринадцатой

1. Брахот, 616.

2. См. гл. 1: "В средних преобладает временами добро, а временами зло" (дословно: "Средних судит и влечение ко злу и влечение к добру"). Автор хочет выяснить, почему речь идет о суде, почему не сказано, что и добро и зло властны над средним.

3. В еврейском суде дело разбирается тремя судьями, один из них - ав бейт-дин - имеет решающий голос. Наподобие этому здесь говорится о двух судьях - Б-жественной и животной душе. И Б-г - ав бейт-дин, решающий спор между ними.

4. Кидушин, 306. Поскольку Б-жественная душа имеет преимущество перед животной, "как свет перед тьмой", возникает вопрос: почему же существуют грешники и как свобода воли человека, избирающего добро, сочетается с помощью свыше? Законом предписывается помочь поднять осла своего врага, упавшего под тяжестью. Закон этот обязывает, однако, только в том случае, если владелец осла пытался его поднять и не смог. Б-г помогает человеку только после того, как он сам делает усилия победить в себе зло.

5. В гл. 12.

6. Нида, 306.

7. Брейшит, 25:23.

8. Тегилим, 109:23.

9. В гл. 10.

10. Брахот, 21а.

11. Мшплей, 12:19.

12. В передвижном Храме-шатре, воздвигнутом Моше, кроме запоров, скреплявших вместе рядом стоявшие доски ограды, был срединный запор, скреплявший всю ограду на всем ее протяжении. В физическом мире, а особенно в Храме, повторяется строение верхних духовных миров. Срединный запор - последовательность сфирот, объединяющих противоположности (как Даат объединяет Хохма и Бина, а сфира Тиферет - противоположные друг другу Хесед и Гвура), это линия единения, мира и истины. Так как срединный запор - линия единения и истины - соединяет высочайшие ступени с расположенными ниже и внизу, истинность служения средних не менее подлинна, чем праведников, и о ней также можно сказать, что она "пребывает навеки" (выражение, указывающее на близость к Б-гу, так как вечность - Б-жественный атрибут).

13. Ср. Шмот, 26:28.

14. Ко всему неживому миру. Самый нижний уровень высокой ступени выше всех уровней нижестоящих ступеней как в верхних мирах, так и на каждом уровне и ступени человеческих душ. Хагига, 13а.

К главе четырнадцатой

1. См. Тания, часть 1, гл. 11 и 12.

2. Йешаягу, 59:2.

3. Тегшшм, 5:21.

4. Брахот, 17а.

5. Бемидбар, 18:7.

6. Ср. гл. 43.

7. Введение, стр. 16.

8. См. начало гл. 1.

9. Шабат, 152а.

10. Для предупреждения всего, что может привести к греху, советуется возбуждать в себе отвращение к нежелательным контактам. Так следует понимать приведенную цитату.

И. Инициатива человека вызовет приток Б-жественного влияния.

12. Руах - эмоциональная часть души, поэтому, когда ступень души праведника, называемая руах, облечется в душу среднего, он станет способен к служению Б-гу в подлинной, ощутимой радости.

13. Тегшшм, 97:12.

К главе пятнадцатой

1. Ср. гл. 1.

2. Ср. гл. 12.

3. В гл. 12.

4. Тегилим, 69:37.

5. В гл. 18,19 и 44.

6. Хагига, 96.

К главе шестнадцатой

1. Как об этом говорилось в гл. 3, мидот (эмоции) порождаются интеллектом (Хабад). Сфирот, соотносимые с мидот, являются источником всех душ (евреев). Но и в своем источнике, интеллекте (Хабад мира Ацилут), мидот коренятся в скрытом состоянии на уровне зачатия, и эти скрытые мидот являются источником душ тех, кто, несмотря на самое самоотверженное изучение Торы и ее исполнение, не способен ощутить любви к Б-гу и трепета перед Ним. Рождение - ощутимые мидот.

2. Мужья их далеко за морем, и от непреодолимости расстояния желание встречи еще более усиливается. Сравнение связано с известным уподоблением еврейского народа "невесте" Б-га. Ср. книгу Шир гаширим, а также см. Тания, часть 1, конец гл. 50.

3. Гл. 4.

4. Гл. 4 и 5. '•

5. Ср. Кидушин, 40а.

6. Возникает вопрос: почему необходимо Б-жественное "вмешательство"?

7. Через эмоции, коренящиеся в сердце, мысль может вступать в соприкосновение с телесным и воздействовать на него.

8. Мысль, не оживленная эмоцией, оторвана от действия. В структуре миров добрая мысль принадлежит к миру Бриа, а действие - к миру Асия; мир Йецира, лежащий между ними, разделяет их, и только вмешательство Всевышнего присоединяет добрую мысль к действию.

9. Любовь, порождаемая категорией мужского типа, - сын, и страх, порождаемый категорией женского типа, - дочь (ср. с гл. 3). Эти два понятия скрыты в буквах слова твуна, так как интеллект, являющийся источником эмоций, и до их порождения скрыто содержит их в себе.

Обычный ход воздействия разумения - через эмоции к речи (сфира Малхут, женская часть Зеэр Анпин, то есть сфирот, которые ниже интеллекта). Но иногда разумение непосредственно соединяется с речью, минуя мидот. 10. Гл. 38, 39, 44.

К главе семнадцатой

1. Это основа всей Книги средних. Основная ее мысль - что полное обращение к Б-гу и любовь к Нему не есть нечто труднодостижимое, так как душа еврея самой сущностью своей связана с сущностью Б-га, со своим Источником.

2. Сначала написано "в устах" - изучение Торы приводит к исполнению заповедей, так как и наверху и в душе человека разум предшествует эмоциям (мидот).

3. Дварим, 30:14.

4. Все, что в ней сказано, происходит, действует и действенно во все времена. Поэтому неверно думать, что это было легко только для поколения Моше, - и в наше дни чрезвычайно легко этого достичь.

5. Брахот, 336; Мегила, 25а.

6. Брейшит раба, 34:11, 67:7. Средние же не владеют своим сердцем, их сердце не может ощутимо желать того, что понимает и желает мозг. Но они не во власти сердца - во всем, что касается конкретных поступков на уровнях мысли, речи и действия, они собой владеют всегда. Таким образом, в чем-то они подобны праведникам. В предыдущей главе (в примечании) сказано, что причина того, что некоторые не способны достичь ощутимой сердцем любви, в том, что их корень души на уровне зародившихся в сфирот разума, но еще не порожденных им эмоций. Есть, однако, люди, корень души которых на уровне раскрывшихся эмоций. Такие люди способны достичь ощутимой любви к Б-гу- В отличие от средних, для праведников ощутимая любовь возможна всегда.

7. Хотя его постижение не достигает ступени любви, но если оно приводит к исполнению заповедей, этим достигается цель мироздания, цель сотворения человека.

8. Дварим, 7:11. • 9. Эйрувин, 22а.

10. "Завтра" - грядущий мир, мир воздаяния.

11. Совершил тяжкий грех, кара за который - "карет" (искоренение души, отделение ее от Источника жизни) или смерть, или же очень большое количество грехов, которое отдаляет от Него так же, как и тяжкий грех.

12. Брахот, 186.

13. Тегилим, 51:18.

14. Это ступень Б-жественного, непосредственно творящая и оживляющая творения, Шхина. Эта ступень - источник душ (евреев). Своими грехами евреи низводят ее вниз, в состояние падения (галут, изгнание), а покаянием и исполнением заповедей возвращают букву "гей" (имени Гавайе) так, что она соединяется с остальными его буквами, каждая из которых - вид Б-жественного влияния на мир, связанный с определенной ступенью в мире Ацилут. Ср. также Тания, часть 3, гл. 4,7,8.

15. Мегила, 29а.

16. Встает на подобающее ей место - соединяется с остальными буквами имени Гавайе.

К главе восемнадцатой

1. Дварим, 30:14.

2. Без участия эмоций.

3. Носители, послушное орудие (ср. прим. к гл. 7) Б-жественного (на уровне мира Ацилут). Этой высшей приверженностью праотцы дали в наследие своим потомкам возможность привлечения света Эйн Софа, который облекается и светит в ступени мудрости их Б-жественной души. (См. также гл. 23, 29,34, 37.)

4. То есть с корнем его души, уровнем, от которого она происходит.

5. См. прим. автора в гл. 6.

6. Мишлей, 3:19.

7. Тегилим, 104:24.

8. Когелет, 7:12.

1. Мишлей, 20:21.

2. "Вы (евреи) названы адам" (Йевамот, 61а).

3. Мишлей, 30:15.

4. Брейшит, 25:30.

5. Брахот, 186.

6. Когелет, 7:12.

7. Ийов, 4:21.

8. В гл. 17.

9. Сота, За. "Человек грешит, только если в него вступает дух глупости".

10. Тегилим, 78:65.

11. Брейшит раба, 34:11.

12. Йешаягу, 40:71.

13. Тегилим, 92:10.

14. Тегилим, 68:3.

15. Тегилим, 97:5.

16. Однажды спросили Ребе Цемах-Цедека, что сказать о неевреях, отдающих жизнь за веру. Ребе ответил, что у них на это способны лишь самые верующие, среди евреев же это делают даже самые легкомысленные, в жизни которых вера никогда не играла особой роли. Это доказывает, что сама сущность души еврея не допускает полного отрыва его от Б-га.

К главе двадцатой

1. Шмот, 20:2.

2. Там же, 20:3.

3. "Мы" - потому, что души евреев всех времен и поколений присутствовали при даровании Торы. Весь народ ясно слышал только две первые заповеди, обобщающие всю Тору. Остальное было услышано и передано Моше.

4. Макот, 24а.

5. Как говорилось в гл. 18 и 19, каждый еврей готов отдать жизнь при испытании его веры в Б-га, не желая быть от Него совершенно оторванным, так как Б-г - корень и источник его души. Так как эти две основные заповеди включают в себя все остальные, все они способны породить в душе подобную самоотверженность силой скрытой любви, -которая есть в каждом еврее.

6. Объяснить связь веры с позитивными и негативными заповедями.

7. Из молитв Рош-f ашана и Йом-Кипура.

8. Утренние молитвы.

9. Малахи, 3:6.

10. Средним из трех одеяний души: мысли, речи и действия. И. Десять категорий души названы здесь сутью и сущностью души только по отношению к ее одеяниям - мысли, речи и действию, а по отношению к сущ-

ности души они сами являются одеяниями, так как через них душа проявляется. 12. В начале гл. 13.



2019-11-22 226 Обсуждений (0)
К предисловию Любавичского Ребе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К предисловию Любавичского Ребе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)