К главе тридцать девятой
1. Так передал пророк Йехезкель свое видение высших сфер (Йехезкель, 10). 2. Здесь подчеркивается, что служение через интеллектуальные страх и любовь выше служения ангелов. Но из этого видно также достоинство служащих естественными страхом и любовью, то есть средних; неверно было бы предположить, что их страх и любовь не в полной силе, как у праведников, и что их исполнение действием также не в полной силе. Здесь приводится параллель: естественные страх и любовь (служение среднего) -на уровне этих ангелов, и понятно, что их служение в полной силе, только это не интеллектуальное служение, а эмоциональное. Понятно, что не только в каждом заложены страх и любовь, но каждому "близко и легко сделать так, чтобы страх и любовь в ощущении и в действии были в полной силе. (Из бесед последнего Любавичского Ребе.) 3. Три сфирот, то есть Хохма, Бина и Даат, объединены в сфире Бина и светят в мире Бриа (называемом троном для мира Ацилут). 4. В гл. 17 и 44. 5. Слово эден означает наслаждение. 6. Зогар, часть 2, стр. 210а и далее. 7. Авот, 4:2. 8. Во время молитвы "Амида" совершают четыре преклонения в определенных местах ее. 9. См. примечание в конце гл. 10. 10. Чем больше мир отдаляется от Б-жественного Источника, тем меньше в нем единства, появляются черты множественности и разделения. Это -черта сотворенного мира, в котором нет ощущения единства с Источником, и раздробленность и множественность в нем максимальны. Поэтому он называется миром разделения. 11. Йешаягу, 29:13. 12. Это страх, связанный не с познанием величия Всевышнего, а с собственным существованием. Примером может послужить страх наказания, забота о том, что ожидает нас в будущем мире. 13. В гл. 41. 14. Йома, 866. 15. Псахим, 506; Назир, 236. 16. Шмуэль II, 14:14. К главе сороковой 1. То есть они далеки от Всевышнего. 2. Когелет, 1:3. 3. Псахим, 50а. 4. Йешаягу, 45:12. 5. В гл. 35 и 37. Ср. также конец гл. 53. 6. Йешаягу, 6:2. 7. Высший ангел. 8. Хулин, 566. - 9. См. гл. 9 и 14. 10. Эйрувин, 22а. 11. Йешаягу, 55:1. К главе сорок первой 1. Всякое служение Всевышнему начинается с ощущения трепета пред Его величием, бесконечно превосходящим все сотворенное. 2. Хотя для полного служения Б-гу необходима и любовь, однако автор этого не почеркивает, но каждый обязан достичь страха пред Творцом или хотя бы готовности служения Ему - "принятия бремени Царства Небесного". (Из бесед последнего Любавичского Ребе.) 3. В гл. 4. См. также конец гл. 19 и 38. 4. Чтобы страх пред Творцом проявился хотя бы на уровне разума. 5. Окружающий все миры также наполняет все сотворенное, но в одинаковой степени, независимо от их качества, достоинства и способности принять Его влияние. В отличие от этого, Наполняющий все миры - это влияние в меру способности творения принять Его. Поэтому со стороны тво- рений влияние Окружающего все миры явно не ощутимо, в то время как влияние Наполняющего все миры ощутимо в той или иной степени, в соответствии с высшим желанием. Так, например, творения не ощущают собственного существования, но уделение им жизненной силы они ощущают. 6. Ирмеягу, 23:24. 7. Мишна, Сангедрин, 4:5. То, что мог так сказать первый человек, когда, кроме него, не было еще людей в мире, понятно. Но может ли это сказать каждый в наше время, когда в каждом поколении евреев насчитывается сотни тысяч? Поэтому Мишна подчеркивает, что каждый человек - целый мир, и как все миры зависели от служения Б-гу первого человека, когда он был еще один, так же и теперь возвышение миров или противоположное этому их состояние зависит от каждого человека в отдельности. (Из бесед последнего Любавичского Ребе.) 8. Брейшит, 28:13. 9. Йешаягу, 6:3. 10. Йешаягу, 11:20. 11. См. начало гл. 2. 12. То есть мыслить, говорить и действовать только в соответствии с Его желанием, а не с собственными влечениями. 13. В отличие от сказанного в общем о заповедях в гл. 23, что в них только третье одеяние Б-жественной души едино с высшим желанием, как тело с душой, здесь речь идет об особом назначении тфилин - подчинении мозга и сердца Всевышнему (тфилин возлагают на голову и на левую руку против сердца). 14. Два отрывка из Торы, которые помещают в тфилин (Шмот, 13:1-10; 13:11-16). Кроме них, в тфилин помещают также отрывки из книги Два-рим, 6:4-9; 11:13-21. 15. Разд. Орах хаим, 35:5. 16. Дварим, 17:15. 17. Шмот, 23:25. 18. Дварим, 13:5. 19. Зогар, часть 3, стр. 108а. Цитата приводится автором с некоторыми изменениями. 20. Брахот, 286. 21. Авот, 3:9. 22. См. гл. 3. 23. В гл. 23, 25 и 37. См. также гл. 14. 24.-Брахот, 496. Здесь в переносном смысле. 25. См. гл. 37. 26. В гл. 46. 27. Нижняя часть Венца (Кетер), промежуточной категории между Эмалирующим и эманациями. Будучи промежуточной категорией, Венец делится на две части: верхняя (Атак Йомин) имеет отношение к Эмалирующему, а нижняя (Арих Анпин) имеет отношение к эманациям и является ближайшим их источником. Венец представляет собой категорию желания, которая выше разума (Хабад) и мидот (Хесед, Гвура и т. д.). 28. Тегилим, 25:1. 29. Сказали наши мудрецы: "Человек должен прощаться с другом только словами Торы". Баал-Шем-Тов комментирует эти слова следующим образом: друг человека - не кто иной, как Всевышний. Когда же разрешается прощаться с Ним? Когда разум должен углубиться в изучение Галахи. Но все остальное время человек должен быть постоянно обращен мыслями к Нему. Подчеркивается: у средних, ибо праведники и во время изучения самых сложных вопросов Торы способны ощущать великую любовь, как об этом говорится в гл. 13. 30. Рацо - стремление вверх, ко Всевышнему, а шов - возвращение вниз, ибо именно внизу возможно исполнение Его желания. 31. См. Тания, часть 2, гл. 1. 32. В гл. 31. К главе сорок второй 1. Дварим, 10:12. 2. Брахот, 336. 3. Сука, 526; Зогар хадаш, 104а. 4. Согласно утверждению Рамбама. См. гл. 2,4 и 23. 5. Диврей гаямим 1,28:9. 6. Ирмеягу, 31:33. 7. Брейшит, 4:1. 8. В гл. 29. 9. Букв, "великое непрерывное время". Речь идет не о продолжительности времени, а о качестве мысли. Чем она истиннее и глубже, чем из более глубоких слоев души она исходит, тем большего постижения достигает размышляющий даже за короткое время. 10. Мегила, 106. И. Мишлей, 2:4,5. 12.-Авот, 2:1. 13. Диврей г"аямим 1,29:14. 14. Из молитвы "Мусаф" в Рош-f ашана. 15. Шабат, 92а. 16. Из молитв. Ср. Ялкут, Ваэтханан, 836, где приводится цитата из Иерусалимского Талмуда. 17. См. гл. 41. 18. Дварим, 10:12. 19. Нехемья, 9:6. 20. В Иерусалимском Храме Святая святых была расположена в западной стороне Храма и туда обращали молитвы. 21. Сангедрин, 916; Бава батра, 25а. 22. Дварим 17:15. К главе сорок третьей 1. Авот, 3:17. 2. О размышлении на уровне малого разумения говорилось в двух предыду- щих главах. В первой говорилось о том, как Б-г проникает мысли и действия человека, во второй - о внутреннем, Б-жественном аспекте творений, скрывающемся за их внешней оболочкой. О размышлении на уровне великого разумения говорится в этой и в следующей главах. В нем четыре ступени, а) Самая нижняя ступень. Размышляя о грандиозности и великолепии сотворенного и о том, насколько все это ничто по сравнению с Творцом, так что все - небытие, человек приходит к пониманию величия Творца. Ср. пример о вельможах, поклоняющихся царю, б) Человек приходит к пониманию того, что все - небытие во Всевышнем, как небытие -слово, еще не выделившееся из мысли в душе, в) Понимание того, что сотворенное заполняет собой Б-жественное. Отсюда стремление отдалиться от вещественного, о чем говорится в следующей главе, г) Верхний страх. Человек ощущает свое существование как преграду явному раскрытию Б-жественного и стремится не быть существующим перед истинно существующим. 3. Хагига, 13а. 4. Здесь величие Б-га постигается не через постижение грандиозности сотворенного, но это постижение самого Б-га. 5. Авот, 3:17. 6. Ср. гл. 19. 7. Ийов, 28:12. 8. Тамид, 32а. 9. Речь идет о постижении двух вещей, а) Возникновение из ничего. Размышляющий понимает поэтому, что существование всего - небытие по отношению к Источнику его. б) Источник всего есть слово Всевышнего, то есть сам Источник есть как бы несуществующее по отношению к сущности Эйн Софа, благословен Он, как у человека буквы речи в то время, когда они еще заключены в душе. (Из пояснений последнего Любавич-ского Ребе.) 10. Тегилим, 33:6. 11. Ийов, 28:28. 12. Слово олам ("вечный") означает также "мир". И это - любовь этого мира. Исходя из размышления о мире, человек приходит к этой ступени любви ко Всевышнему. 13. Кидушин, 26. Также и любовь, которая, как об этом говорится далее, имеет связь с мужской категорией, следует за страхом, связанным с женской категорией. 14. Тегилим, 98:3. То, что переведено как "милосердие", в оригинале - хесед, а Хесед - это категория любви. 15. В гл. 20. 16. Тегилим, 73:25,26. 17. В гл. 48. 18. Авода зара, 176. 3. Дварим, 29:28. Никто не знает степени страха и любви другого, но, какие заповеди он исполняет, всем известно, так как у всех одна Тора. 4. Дварим, 29:28. 5. В гл. 42 и 43. 6. Йешаягу, 26:9. 7. Зогар, часть 3, стр. 67а. 8. Ср. конец гл. 10 и гл. 43. 9. Малахи, 2:10. 10. Моше. 11. Зогар, часть 3, стр. 2166,273а. 12. Дварим, 30:14. 13. Кидушин, 40а. 14. В гл. 39. Ср. также гл. 16. 15. В гл. 31. 16. В гл. 31 и в конце гл. 41. 17. Высшая Мать - Бина. Та часть разума, с которой связано детальное, конкретное постижение, а именно таково размышление, о котором идет речь. Ср. определение категории Бина в гл. 3. 18. Тикуней Зогар, тикун 1. 19. В гл. 43. 20. Шир гаширим, 8:7. 21. В гл. 50. 22. Зогар, часть 2, стр. 476. К главе сорок пятой 1. Тело названо кожей, так как оно - одеяние души, как сказано в книге Ийов (19:11): "Кожей и плотью Ты облек меня". Змеиной она названа потому, что с телом связано отвращение (ср. гл. 31). (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.) 2. Шир гаширим, 7:6. Эта фраза имеет несколько толкований, связанных с различными значениями слова регатим. Здесь - "бег", "движение". См. также Тания, часть 3, гл. 7. 3. Дварим, 32:9. Слово хевелъ имеет также значение "веревка". См. Тания, часть 3, гл. 5, примечание. 4. Здесь возможны два толкования: "над ним" и "над Ним". 5. Ваикра, 16:16. 6. Брейшит, 29:11. 7. Так же, как души праотцев связаны с Б-жественными атрибутами Хесед, Гвура и Тиферет, душа Рахели связана с атрибутом Малхут, а Малхут -Кнесет Исраэль, источник всех душ евреев, первый источник которых - в сущности Всевышнего. 8. Свойство сфиры Тиферет. 9. Милосердие, атрибут Яакова, в мире Ацилут. Великое милосердие неизмеримо выше него, оно не связано с пределами миров и порядком их нисхождения. С пробуждением великого милосердия Б-жественный свет светит внизу безмерно, как и наверху. 1. Мишлей, 27:19. 2. Ийов, 25:3. То есть их бесчисленное"множество. 3. Даниэль, 7:10. Их этого стиха следует, что количество их ограничено. 4. Хагига, 136. 5. В гл. 20. 6. Йешаягу,'6:3. 7. Брейшит, 42:9. , 8. Из пасхальной Гагады. 9. Шмот, 3:8. 10. Гл. 23. И. Тикуней Зогар, тикун 1. 12. Слово лекадеш ("освящать") означает также "заключать брак". 13. Брейшит, 2:24. 14. Ваикра, 20:26. 15. Бемидбар, 15:40,41. 16. Кидушин, ЗЗа. 17. Ср. гл. 14. 18. Тегилим, 73:22,23. Этот стих объясняется также в гл. 18. 19. В Тегилим, 73:22 сказано: "И не знаю (вело эда)". Из этого ясно, что речь идет о категории Даат. 20. То есть любовь и страх. Ср. конец гл. 3. 21. Тегилим, 139:12. 22. Преждевременная смерть и убиение камнями. 23. Все предметы, которыми нельзя пользоваться в субботу. К ним запрещается даже прикасаться. 24. Тегилим, 104:24. 25. При написании названий букв имени Гавайе ["йод"-"гей"-"вав"-"гей"] есть несколько возможностей: "йод"-"вав"-"далет" (название буквы "йод") - "гей"-"алеф" (название буквы "гей") - "вав"-"алеф"-"вав" (название буквы "вав"). - "гей"-"алеф" (название буквы "гей") или "йод"-"вав"-"далет" (название буквы "йод") -"гей"-"гей" (название буквы "гей") -"вав"-"вав" (название буквы "вав") - "гей"-"гей" (название буквы "гей") и т. д. Имя Бан получается при втором из приведенных написаний. Числовое значение всех букв этого имени - 52: 20 (10+6+4) + 10 (5+5) + 12 (6+6) + 10 (5+5), или, если записать его еврейскими буквами, - "бейт" (2) - "нун" (50) - Бан. К главе сорок седьмой 1. Мишна, Псахим, 10:5. В тексте Мишны нет слов "ежедневно" и "сегодня". Исход из Египта и дарование Торы - не только произошедшее тысячи лет назад, это происходит всегда и ежедневно, и потому возможно и должно ежедневно пробуждать в себе любовь, о которой сказано: "Как в воде лицо - против лица". (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.) 2. Дварим, 6:4. 3. В гл; 46. 4. "...Б-г Ицхака и Б-г Яакова". Из молитвы "Амида". Ср. Мехильта к Шмот,3:15. 5. Зогар, часть 2, стр. 1406. 6. Шмот, 25:2. 7. Букв, "возьмут". Следовательно, эта фраза читается как: "И возьмут Меня (и) приношение". 8. В слове трума ("приношение") - буквы слова Тора, а буква "мем", число-•вое значение которой 40, - сорок дней пребывания Моше на, горе Синай при даровании Торы. Таким образом, приношение (Тора) и Всевышний (Мне) - одно и то же, так как Тора и Всевышний едины. Поэтому нет необходимости писать "и приношение". 9. Из молитв. 10. Привлекается духовная категория более высокого порядка. 11. Слово Мицраим ("Египет") имеет также значение "границы". Тем, что душа включается в единство Б-га, она освобождается от собственных ограничений и ограничений мира. 12. Бемидбар, 15:41. К главе сорок восьмой 1. В этой главе автор хочет показать, что Всевышний из любви к нам ограничил Себя многими и сильными сжатиями, и человек должен преодолеть все трудности и ограничения из любви ко Всевышнему, "как в воде - лицо к лицу". 2. Хагига, 13а. 3. Ган Эден - рай, ступень, на которой праведники наслаждаются познанием Всевышнего, познанием тайн Торы. Место верхнего Ган Эдена - в мире Бриа, мире мысли. 4. Йешаягу, 6:3. 5. Ирмеягу, 23:24. 6. Йешаягу, 55:8. 7. Здесь автор упоминает все три аспекта: знание, знающий, знаемое, в то время как в предыдущих главах (2, 4, 23) говорилось только и знании и знающем. В этой главе говорится о творениях, а они - категория знаемо-го. Всевышний знает знанием Самого Себя. Так как в предыдущих главах шла речь о душах и Торе, автор упомянул там только первые две категории: знание и знающий. 8. Рамбам, Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2:10; ср. Тания, часть 1, начало гл. 2. 2. В гл. 35-47. 3. Мишна, Брахот, 1:4. 4. Брахот, 54а. Влечением к добру и влечением ко злу. Последним также можно служить Всевышнему, отвергая зло. "Всем сердцем" в оригинале -левавха, с двумя буквами "бейт", и эти две буквы "бейт" указывают на то, что речь идет о двух категориях, связанных с сердцем, то есть два влечения, как это истолковывают наши мудрецы. 5. Тегилим, 33:9. 6. Шабат, 152а. 7. Йешаягу, 6:3. 8. Из утренних молитв. 9. Сфира Малхут в мире Ацилут. 10. Различные ступени ангелов. Ангелы высшей ступени, срафим, обладают постижением более высокого порядка, поэтому они восхваляют Всевышнего, Который выше того, чтобы иметь отношение к сотворенным, и говорят: "Свят" - отделен и бесконечно возвышен. Офаним этого не постигают, поэтому их восхваление не интеллектуально, а эмоционально, и, так как эмоции более сильно ощутимы, чем интеллектуальное восприятие, об их восхвалении сказано: "с великим шумом". И. Йехезкель, 3:12. 12. Из молитв. 13. Из молитв. 14. Из молитв. 15. Величайшей самоотверженностью. 16. Первый отрывок молитвы "Шма" (Дварим, 6:4-9). 17. Дварим, 8:3. 18. Йешаягу, 40:5. 19. В гл. 36 и 37. 20. См. конец гл. 10. К главе пятидесятой 1. Это выражение можно прочесть двояко: "стремление (косеф) -к священному" или "священное серебро (кесеф)". Подобно этому в стихе "Желанием возжелал [нихсоф нихсафта]" слова нихсоф и нихсафта имеют тот же корень - "коф"-"самех"-"пей". 2. Брейшит, 31:30. 3. Хохма и Бина, сфирот интеллектуального порядка, соответствуют Хесед и Гвура, сфирот эмоционального порядка! 4. Тегилим, 63:2. 5. Шир гаширим, 2:5. 6. Тегилим, 84:3. 7. Коганим - категория Хесед, а левиты - Гвура. 8. Йехезкель, 44:15. 9. Подобно тому, как в книге пророка Йехезкеля (1:14) сказано об ангелах: "А хайот стремятся и возвращаются". 10. Хагига, 136. 11. Как объясняется далее, под словом "бежит" подразумевается стремление ко Всевышнему. Возвращение же - движение противоположное, когда наперекор естественному стремлению души ввысь к Б-гу, своему Источнику, она обращается вниз, к жизни в этом мире, дабы здесь служить Ему, ибо таково Его желание и цель сотворения всего сущего. 12. Авот, 4:22. 13. "Мой друг, навстречу невесте" - сокровенное единство. Оно станет явным в категории Невесты, и это сфира Малхут, так как она - источник сотворения миров, а далее - раскрытие единства в душах евреев и в нашем мире. 14. Авот, 4:22. 15. Тора ор 2а; 256 и др.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |