Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогическое особенности инклюзивного образования в дошкольном детстве



2019-11-22 282 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическое особенности инклюзивного образования в дошкольном детстве 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях и специальных группах при общеобразовательных детских садах.

Ели социальной адаптации и образовательной интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ всегда индивидуализированы, гибки и динамичны, отсюда модели ранней помощи и образовательной интеграции детей дошкольного возраста в системе специального образования разрабатываются с их учетом. Модель ранней коррекционно-педагогической помощи является важной составляющей комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Данная модель включает выявление, первичное психолого-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития; раннюю социальную адаптацию и коррекцию имеющихся нарушений развития в процессе индивидуализированного обучения во взаимосвязи с медицинским и социально-психологическим сопровождением ребенка в условиях семьи, учреждений образования.

Большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Эти дети и их родители остро нуждаются в систематической консультативной помощи специалистов. Одной из форм такой помощи могут быть группы нового вида - группы надомного обучения и кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Основными задачами работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания (в дальнейшем Группа) являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.

Основная форма коррекционной помощи - индивидуальные занятия или занятия в малой группе (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей.

Целесообразно организовать работу этих групп как в утренние часы, так и в вечернее время (а по возможности и в выходные дни) с учетом потребностей родителей.

Комплектование Групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. В Группы могут приниматься дети с отклонениями в развитии в возрасте от рождения до 7-8 лет, которые по разным причинам не посещают специальные (коррекционные) образовательные дошкольные учреждения или воспитываются в общеобразовательных детских садах.

Особое внимание следует уделять коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста (первых двух-трех лет). Раннее (с первых месяцев жизни) целенаправленное педагогическое воздействие способствует достижению ребенком с проблемами уровня общего и речевого развития равного или близкого возрастной норме и позволяет ему максимально рано влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В Группах необходимо также оказывать коррекционную помощь детям с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта) и дошкольникам со сложными, комбинированными нарушениями, когда сочетаются ряд дефектов, например, снижение слуха, зрения, интеллекта, нарушения опорно- двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. Контингентом

Группы должны стать и дети с незначительными, невыраженными отклонениями в развитии.

Наполняемость Группы, как правило, такая же, как и других специальных групп, т.е. она колеблется от 6 до 10 детей в зависимости от возраста, характера нарушения, степени его выраженности, наличия детей со сложной структурой дефекта.

Состав Группы может быть постоянным в течение одного учебного года или прием в нее может проводиться в течение всего учебного года по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест.

Дошкольник, поступивший в Группу, может обучаться в ней в течение 1 - 2 лет или 5-7 лет, т.е. до достижения им школьного возраста. Решение этого вопроса зависит от сложности структуры дефекта, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей. В конце каждого учебного года учитель-дефектолог и педагог-психолог представляют всех детей на психолого-медико-педагогическую комиссию, где решается вопрос о дальнейших путях и формах обучения каждого ребенка. Детей со сложной структурой нарушения целесообразно обследовать также и в середине первого года обучения для уточнения структуры нарушения и направлений коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия.

Открытие Группы не требует выделения дополнительных средств и ставок: в ней работает тот же педагогический, медицинский и технический персонал, что и в других специальных группах. Исходя из особенностей организации ее функционирования (занятия индивидуальные и малыми группами), нет необходимости привлечения к работе в ней воспитателей.

Учитель-дефектолог группы надомного обучения и кратковременного пребывания проводит с детьми индивидуальные занятия, по возможности объединяет их в малые группы (по 2-3 ребенка), организует совместную деятельность детей группы. Продолжительность индивидуального занятия, как правило, один час, в ходе которого ведется коррекционно-педагогическая работа, как с ребенком, так и с его родителями.

Коррекционные занятия с каждым ребенком обычно проводятся два раза в неделю, при необходимости и по желанию родителей они могут быть и более частыми (через день, каждый день) и более редкими (один раз в неделю, один раз в две недели). Родители, которые живут далеко от учреждения (например, в другом городе), могут приезжать с ребенком 2-4 раза в год на одну-две недели и посещать коррекционные занятия ежедневно. Индивидуальные занятия с детьми первого года жизни (со слепыми детьми до 3 лет), а также с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, по возможности, проводятся на дому не реже 1 - 2 раз в месяц. К работе в Группе следует привлечь педагога-психолога, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре, работающих в данном учреждении. Педагог-психолог проводит психолого-педагогическое обследование каждого ребенка (в начале и конце учебного года, в ходе обучения), участвует в составлении индивидуальных коррекционных программ развития ребенка, консультирует родителей по вопросам воспитания дошкольника и оказывает психотерапевтическую помощь родителям (а при необходимости и детям).

Учитель-дефектолог и педагог-психолог посещают детей дома (по возможности 2-3 раза в год), а также поддерживают контакты с дошкольным учреждением общего типа, если воспитанник группы его посещает.

Музыкальный руководитель и воспитатель по физической культуре проводят с детьми индивидуальные и групповые занятия, консультируют родителей, подготавливают и проводят праздники.

Дети Группы наравне с остальными воспитанниками обеспечиваются медицинской и технической помощью.

Поиск эффективных форм коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии связан также с проведением целенаправленной работы по интеграции дошкольников с отклонениями в развитии в детское сообщество.

Интеграция как процесс обучения детей с проблемами в образовательных учреждениях общего типа в настоящее время находится в центре внимания. Это связано и с особой актуальностью проблемы, и с тем, что интегрированное обучение расширяется в России, но процесс идет стихийно, и с тем, что оно часто противопоставляется специальному. Вместе с тем интегрированное обучение является закономерным этапом развития системы специального образования.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают дошкольные образовательные учреждения комбинированного типа, имеющих как обычные, так и специальные дошкольные группы. В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из моделей:

- комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы

- частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1-2 человека;

- временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Реализация этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению, может быть эффективна полная интеграция. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада, близлежащего к дому, при этом они должны обязательно получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).

Для городов и других населенных пунктов, в которых нет специальных (коррекционных) учреждений, может быть эффективной такая форма комбинированной интеграции, при которой дети с определенным нарушением, но имеющие высокий уровень психофизического и речевого развития, направляются по 1-2 человека в группы одного массового детского сада; при этом данному учреждению выделяется ставка учителя-дефектолога, который проводит с проблемными детьми из разных групп систематические коррекционные занятия (индивидуальных или в малых группах). Учитель-дефектолог посещает также занятия в массовых группах и помогает организовать обучение и воспитание особого ребенка в коллективе здоровых детей.

Важно подчеркнуть, что, если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства дошкольников с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации дошкольников с отклонениями в развитии.

В настоящее время появился первый отечественный опыт воспитания детей с отклонениями в развитии в комбинированной группе общеобразовательного дошкольного учреждения. При этом треть воспитанников составляют дети с тем или иным нарушением (например, неслышащие дети), а две трети - нормально развивающиеся дошкольники; количество воспитанников в такой группе сокращается до 12-15 человек. В штат группы вводится учитель-дефектолог, который проводит как фронтальные и индивидуальные занятия с проблемными детьми, так и общегрупповые занятия; воспитатели работают со всеми дошкольниками. Эта модель позволяет создать уникальные возможности для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную коррекционную помощь, а также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин (например, слышащие дети неслышащих родителей, двуязычные дети, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.).

Описанные варианты моделей интеграции в наибольшей степени отработаны в процессе воспитания и обучения детей с нарушенным слухом, но они могут успешно использоваться и в работе с детьми с другими отклонениями в развитии.

Совместное воспитание в образовательных учреждениях общего типа детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся - относительно новое явление в образовании. Поэтому необходимо уделить особое внимание подготовке педагогических кадров к его осуществлению. Целью такой подготовки является овладение воспитателями массовых детских садов необходимыми дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с отклонениями в развитии. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного обучения.

В настоящее время в помощь воспитателям и учителям массовых учреждений, в которых воспитываются и обучаются дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, вышло из печати первое в России пособие "О детях с отклонениями в развитии" (1997). Для того, чтобы интегрированное обучение проблемных детей вошло в широкую практику отечественного образования, необходимо:

· законодательное определение статуса интегрированного ребенка и образовательного учреждения, принимающего его;

· внесение изменений в статус специальных (коррекционных) учреждений за счет дополнения его функциями оказания коррекционной помощи интегрированным детям;

· внесение изменений в материально-техническое обеспечение массовых общеобразовательных учреждений для создания в них условий для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;

· проведение целенаправленной работы с обществом по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.

Создание гибкой системы коррекционного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, включающая специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и специальные группы в общеобразовательных детских садах, группы надомного обучения и кратковременного пребывания, интегрированное воспитание, позволит расширить возможности выбора адекватных и эффективных форм педагогического воздействия, которые будут отвечать как интересам неординарного ребенка, так и его семьи.

Интеграционное воспитание и обучение детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью системы дошкольного образования и рассматривается как организационная форма совместного воспитания и обучения детей нормально развивающихся и детей с ОВЗ. В их основе:

 - открытость дошкольного образования, приоритет семьи в воспитании и обучении детей;

 - гуманизация воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения;

 - комплексность коррекционно-развивающей помощи детям, консультативной – их родителям.

В процессе интегрированного воспитания и обучения детей дошкольного возраста решаются следующие задачи:

 - укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;

 - обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;

 - осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка дошкольного возраста в обществе, предоставление родителям возможности участвовать в общественной жизни и труде;

 - содействие раннему выявлению нарушений психофизического развития у всех детей дошкольного возраста в процессе медико-психолого-педагогического обследования и своевременное исправление нарушений психофизического развития;

 - формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

Для каждого ребенка определяются психолого-педагогические условия достижения качественного результата. К условиям, обеспечивающим особые образовательные потребности детей дошкольного возраста можно отнести:

 - практико-ориентированную направленность формирования личности;

 - раннюю социализацию, коррекцию и компенсацию нарушений психофизического развития в единстве с развитием способностей личности и личностных качеств;

 - создание игровой образовательной среды, обеспечивающей развитие ведущего вида деятельности и самовыражение личности (с учетом имеющихся нарушений развития);

 - индивидуализированный уровень сложности содержательного и операционального компонентов образовательного процесса (адаптации программных требований к нуждам конкретного ребенка и учет нормативных программных требований в процессе коррекционно-развивающей работы);

 - недопустимость форсирования, интенсификации развития ребенка в соответствии с образовательными стандартами;

 - своевременная психолого-педагогическая диагностика развития с последующей оценкой достижений, проблем и возможностей ребенка;

 - предупреждение возникновения вторичных психофизических нарушений и личностных отклонений;

 - определение перечня оборудования коррекционно-вспомогательного назначения, игрушек, дидактических пособий и другого ресурсного обеспечения.

    Таким образом, качество коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста может быть обеспечено следующей совокупностью условий:

 - ранним выявлением у ребенка тех индивидуальных особенностей и нарушений развития, которые в наибольшей степени влияют на отставание в развитии;

 - определением тех сильных сторон психофизического развития, успехов ребенка, на которые можно опереться при мобилизации компенсаторных механизмов в коррекционно-развивающей работе с использованием «обходных путей» (например, уровня интеллектуальной активности, эмоционально-волевого развития, поведенческих особенностей, саморегулятивных и мотивационно-потребностных процессов);

 - опорой на зону ближайшего развития с учетом актуального развития;

 - обеспечением коммуникативно-деятельностной ориентации в педагогической работе с ребенком;

 - соблюдением комплексного подхода к формированию жизненно значимого для ребенка опыта в процессе развития его анализаторных систем.

В реализации инклюзии в системе дошкольного образования можно сделать следующие основные выводы:

1. Реализация инклюзивных дошкольных программ положительно сказывается на достижениях обеих категорий детей. Наблюдения свидетельствуют о положительном влиянии совместной деятельности на поведение детей с особенностями развития и типично развивающихся детей. Взаимоотношения детей этих двух категорий улучшаются, уровень знаний типично развивающихся дошкольников о детях с ограниченными возможностями и об отдельных типах нарушений повышается.

2. В инклюзивном сообществе дети с особыми образовательными потребностями включаются в социальное взаимодействие со своими сверстниками реже, чем типично развивающиеся дети. Отмечается также, что риск отторжения ровесниками этих детей выше, чем «обычных». Несмотря на то, что специалистами разработаны технологии развития такого взаимодействия и социальных навыков, их эффективность зависит от качества комплексной и непрерывно проводимой программы вмешательства.

3. Члены семей в целом положительно относятся к включению их детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивную среду, и это позитивное отношение с течением времени растет. Родители отмечают, что их детей принимают более полно и инклюзивные программы предоставляют хорошие возможности и модели для развития. Тревоги родителей связаны с недостатком специализированных услуг, наполняемостью групп и подготовкой персонала. Однако в целом очевиден перевес положительных оценок.

4. Факторы, связанные с социальной политикой (образовательные стандарты, финансирование и т. п.), могут препятствовать, а могут и содействовать инклюзивным процессам.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ.

2. Смешанные (интегрированные) группы в комбинированных ДОУ.

3. Родители полноправные участники образовательного процесса.

4. Условия, обеспечивающие особые образовательные потребности детей дошкольного возраста.

 

 



2019-11-22 282 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическое особенности инклюзивного образования в дошкольном детстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогическое особенности инклюзивного образования в дошкольном детстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)