Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мозаики Равенны, Фессалоники, Синая и Кипра 6-7 веков



2019-11-22 315 Обсуждений (0)
Мозаики Равенны, Фессалоники, Синая и Кипра 6-7 веков 0.00 из 5.00 0 оценок




Монументальная живопись этого периода лучше всего представлена мозаичными ансамблями, сохранившимися в провинции, поскольку в самом Константинополе искусство 6-7 вв. было почти полностью уничтожено в последовавшие смутные времена. Мозаики церкви Святого Виталия (Сан-Витале, Равенна, 546-547 гг.) в полной мере раскрывают красоту и замечательные возможности этого вида искусства. Храм представляет собой восьмиугольный мартирий, близкий к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Центральное подкупольное пространство охвачено восемью высокими арками, через одну из которых открывается вид на алтарь. Лучи света, льющиеся из окон купола и арочных проемов галерей, превращают мозаики храма в зрелище, полное блеска и роскоши. В сюжетных композициях, таких как «Гостеприимство Авраама» (Троица), по сравнению с Санта-Марией Маджоре стало меньше повествовательности, но больше символической определенности, Портреты Юстиниана и Феодоры занимают особое место среди мозаик Сан-Витале. Мозаики церкви Св. Аполлинария в Гавани (Сант-Аполлинаре ин Классе, Равенна, середина 6 в.) следует тем же художественными принципами. Конху апсиды украшает композиция преображения в особой символической редакции: фигура Христа заменена крестом в медальоне, а изображенные посреди деревьев три агнца символизируют апостолов Петра, Иоанна и Иакова. Ниже расположена монументальная фигура самого Святого Аполлинария, стоящего с воздетыми в молитве руками. С обеих сторон к нему подходят по шесть агнцев. Фигура Аполлинария и агнцы четкими силуэтами выделяются на светло-зеленом фоне условного пейзажа. Композиция, таким образом, рассчитана не на исторический показ сюжета, а на знание богословия. При полной симметрии, покое и созерцательности это искусство величаво и торжественно. Проявившиеся в равеннских мозаиках стилистические черты - утрирование пропорций, легкость, плоскостность, подчеркивание силуэта, линии, цветового пятна – станут основой дальнейшего развития Византии, цветового пятна – станут основой дальнейшего развития византийского искусства. Это направление продолжит свое существование в 7в., о чем свидетельствуют мозаики церкви Св. Дмитрия в Салониках, выполненные местными мастерами. Столичное искусство этого периода можно лишь представить по случайным памятникам, уцелевшим вдали от Константинополя. Несомненно, что в украшении храмов 6-7 вв. фигурировали не только исторические циклы, постепенно сходившие образы, приобретавшие все большее значение. Мозаики монастыря Св. Екатерины на Синае (около 565 г.) были выполнены по заказу Юстиниана константинопольскими мастерами. Высочайший класс столичного искусства проявился в технике мозаик, а их образный строй определен принадлежностью к монастырскому кругу. В конхе апсиды располагается композиция Преображения в раме их медальонов с полуфигурами апостолов и пророков. Величественная фигура Христа в сияющих одеждах, его спокойный, созерцательный лик с почти гипнотизирующим взором и вопрошающие, потрясенные апостолы полны внутренней экспрессии. Застывшая композиция передает ощущение увиденного чуда. Лики подчас напоминают античные трагические маски, но это поистине «преображенная» античность.

 

6. Классическое направление в монументальной живопси 6-7 века. Другая линия живописи- классические античные традиции. Ц.St/Maria Antiqua на Римском Форуме. много слоев живописи-первые-2 половины 6 века. Начало 7 века- ангел в помпейском стиле, Благовещение. Выявлена фактура живописи, античные черты. С -з алтарный столб: еще одно благовещение. сохр изо агнела: тип лица -римский, техника гречекая. Маккавеи. естественный свет, напоминает эллинизм. Св.анна с младенцем Марией. мягкост, пластичность. Но черты лица -греческие. Большая часть фреско-8 век при папе Иоанне 7. Ц.St.Maria На Бычьем Форуме. Фрагмент мозаик с поклоенением волхвов. Ораторий папы Иннокентия 8. Мозаики. Воход в Иерасулим. Милан. Ц.St/Maria Castel Sepplio. Базилика. Сохр. фрески. Античная стилистика: пейцзажи, архитектурные фоны, античные ассоциации. Сложнфые ракурсы. динамика, сложные композиции. правдоподобность, пластичность, но при этом византийская одухотворенность. Сюжеты: Рождество, путешествие в Вифлеем, Сретение, поклонение волхвов и т.д. Пропорции чуть удлинены. Выразительсность поз и жестов. Ц.Успения в Нике. Конец 7 века.(есть только фотографии, поскольку . взорвали турки в 20 веке) Мозаики в алтаре. В своде пресбитерия –изо престола уготованного(этимасия) и сил небесных.

 

 

7.Икона ранневизантийского периода.

Самые древние –конца 5-нач 6 века.(сохр мало, так как был период иконоборчества) Iconus - образ, подобие. Бог вочеловечился(Христос),значит есть возможность его изображать. Но икона не претендцет на истинность изо, это отблеск, символ изображаемого на ней, икона- средство для молитвы. Поскольку на иконе изолся уже скаральынй мир, вечный, то-необходимость поиска средств. Лучше всего-минимум деталей, главное- духовное взаимодействие со зрителем.Первые иконы связаны с традицией античного портрета(Фаюмские портреты) Техника первых икон- энакустика. Первоначально- для частных лиц. Большая часть древних икон сохр на Синае в церкве св.Екатерины. Оттуда: -Ап. Петр Конкретный лик, простой, энергичный, античный фон-подобие экседры Иллюзия пространства Достоточно объемное ихо. Но виз черты: нимб, изо Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи в медальонах сверху. -Христос- Пантократор 6 век. Мощь, величие, при этом -милосердный образ. Некая объемность, ассиметрия лица--живость. NB 6 век- уже нацдены основы иконописания. -Богоматерь С младенцем с 2 святыми и 2 ангелами Торжественность, более условное изо, но у агелов -живость. Свв. Федор и Георгий –бестелесные, неподвижные, отрешщенные лица. Киевское собрание(первоначально тоже с Синая) -Богоматерь с младенцем конца 5 века,3.4 оборот. Вылепленный объем -свв. Сергий и Вакх В центре сверху в медальоне- Христос. Святые-мученики, в уках -кресты. Восточный тип лиуа, мягкость, отрешенность. укрупненные глаза. 3 отрока в пещи огненной и ангел Повествовательное начало -Ветхий Деньми Апокалиптическое видение во славе, по сторонам -символы евангелистов. -Вознесение многофигурность, сободная, открытая манера. Внизу- Богоматерь и апостолы. -Иоанн Предтеча Резкость, подвижность кисти, неправильные пропорции. -гротесктность, острота Коптская традиция. черты восточного восприятия. Утрированность черт. Христос и св. Мина. никаой индивидуальности, обобщенность, полная сосредоточенность. Палестинская икона из Рима. Изо праздников на крышке реликвария 6 век, эскизная живописность, неправ, сокращ, пропорции. Рим. ST.Maria Nuova на Римском форуме. Икона: Богоматерь с младенцем. Условность, гладкая светоносная поверхность Живые глаза 1,5 м в высоту. -конец 6-нач 7 Мария Регина(царица) из базилики Санта Мария in Trastevero. Мария с Христом, позади -ангелы.

 

 

Эпоха Иконоборчества.

Во основе ик-ва идея о невохможости изобразить Бога, Вечный мир. В 8 веке это стало законом. 726 год имп. Лев 3 Исавр издал эдикт против иконопочитная. 788-на время иконопочитание восстановилось(имп-ца Ирина) до 813 года, затем 2-ая волна иконоборчества до 842 года. 842 –полная победа над иконоборчеством. -это отмечается сейчас как праздник торжества православия. Иконоборцы: император, патриарх, высшее дух- во. Иконопочитатели: монашество, низе дух- во, миряне. NB это как бы борьба грец и вост. Культур. Причины: -иокноборцам приписывали желание реформ гос –ва -борьба имп. власти с монастырями. но центр проблема—борьба православной церкви за саму сущность своего учения Для церкви догмат вочеловечиния дает возможность изображать Бога, отсюда огромная роль иконы(=молитва) 2 теории происхождения иконоборчества. 1.восточная,так как в восточной традиции есть запрет на челов.изо, то есть иконоборчество- есть семитская, восточная реакция на эллинистические традиции, на эллинизацию церкви. Но русский богослов Флоровский опроверг эту гипотезу. Источник иконоборчества есть в самом эллинизме. NB в апокрифе написано, что когда евангеисту Иоанну показали его портрет, ему не понравился этот портрет, и он сказал ученику: ты написал мертвую вещь. о известно, что в 3 веке языческий философ Плотин также отказывался от того, чтобы делали его портрет, аргументируя это так: зачем создавать вечный образ невечного? То есть и в языческой культуре возникали такие идеи. 754 год иконоборческий Собор. Как источник иконоброчества также текст письма Евсевия Кесарийского к Констанции на просьбу ее прислать ей икону Христа. Он писал, что невохможно ихобразить Христа, так как даже ученики не могли видеть его в истинном облике(Преображение) Было 2 иконоборч собора(лжесобора -754 и 815 годов). Иконоборцев объединяла идея невохоэности изо чел.образа, -проблема: как декорировать храмы? папа Григорий отверг иконоорчество, художники иконописцы- отправились в Рим. то осталось для изо? симовлические изображения: крест, райский сад. Иконоборцы сбивали прежние мозаики и фрески. вместо образов Бога святых, храм превратили “в огород и птичник”. В иконоборч искусстве -больше светскости. От искусства иконоборчества сохр мало, так как после победы иконопочитания- все сбивали. Пердставление об искусстве и -ва могут дать мозаики мечетей, построенных по повелению великих халифов. 1.в Дамаске мечеть Омеядов 2.мечеть Омара в Иерусалиме Везде- пейзажи. Заказчики- халифы, а исполнители- сирийские православные художники В Дамаске хранятся мощи Иоанна Предтечи. Вообще мечеть в Дамаске-2 соединенные колонные базилики. При базилике –огромный перистиль. по всем стенам были мозаики. Во дворе –восьмигранник на колонназ. Сюжеты: фантастическая архитектура)наподобие 4 помпеянскго стиля),пейзажи, разнообразные орнаменталдьные мотивы. Плоскообразность, ковровость, симметрия. схема. 788-перерыв в иконоборчесвте Ц.Успения в Нике. Конха апсиды –Богоматерь с младенцем. Вытянутая игура ,обточенный силует. Неровная кладка, вдохновленность. Еще при иконоборчестве сохранялось образное искусство. особенно в монастырях в перифирийных районах империи(Палестина) В монастырях продолжалось иконописание (хотя тайно) Примитивное искусство, пестрая гамма, укороченные пропорции тела, абсолютная симметрия лица. -св.Ирина -мученик и мученица из монастыря св.Екатерины на Синае(сейчас в Киеве) Экспрессивность, однообразность, хотя и вдохновленность. Коптская ткань 8 века.Благовещение. Восточные черты: экспрессивность, сверхвыразительность, схематичность. Лаконизм, простота. Папа не признал иконобрчество. В Италию едут художники. Рим 8-нач 9 века.-художественная шкоал фресок и мозаики. Римский Папа Паскалий.- приглаша мастеров из Византии. Западноевропейское искусство под влиянием Византии. Фрески из Santa Maria Antiqua Ориентир—6 век в Равенне и Риме.но более упрощенно. 4 храма с мозаиками 8-нач 9 века. Декоративные ансамбли в старых базиликах по заказу папы Паскалия. ST Maria in Dominia  3нефная, колонная Декор сохр в аспиде м на триумф. Аркой Конха: Богоматерь с младенцем. у ног—папа Паскалий. по сторонам- сонмы ангелов.

 

9.Монументальная живопись Македонского периода.

 Сер 9 –сер 11 веков.(ренессанс 1 половина до сер 10 века) К 843 году закончилось иконоборчество. проблема: из-за иконоборчества прервалась традиция живописи, не было образцов. Поэтому ориентир –античное наследие.—македонский ренессанс. София Константинопольская. 40-ые годы 9 века Мозаика Богородица с младенцем в конхе. золотой фон, естественность, классичность. Красивый, идеальный, греческий лик. живописность, легкость, плавность, утонченность форм. тонкая мелкая техника кладки смальты. Перед апсидой арка -там Михаил(не сохр) и Гавриил. Те же особенности. 80-ые годы 9 века. Над главным входом в нартекс в люнете- мозаика. Лев 6 падающий ниц перд Христом на троне. По сторонам в медальонах –Богоматерь и Гавриил. Торжественность. величие в образе Христа, Лев 6-экспрессивен. Другой язык, нежели в предыдущих моз.- главное здесь выразительность, напряжение крупная кладка, очерченные линии. Конец 9 века. Мозаики на сев. стене над галереей на 2 этаже В плоских арках -Иоанн Златоуст, Игнатий Благоносец и патриарх Игнатий. Были еще подобноые изо, но не сохр. Золотой фон. –думка, свечение. Мозаици ц. Св .Софии в Фессалониках Ансамбль 2 половины 9 века. В куполе- Вознесение. Ниже-Богородица,2 ангела и апостолы, смотрят на Христа. Между апостолами-большие деревья. Земля-в виде драгоценных минералов. У Христа укороченные пропорции, он в золотоых ризах. Восточное лицо, неподвижное, строгость, властность, призывает не к созерцанию, а к полсушанию. 1 половина 10 века-македонский ренессанс. София Конст. Люнета над дверью ведущей в юг нартекса. Богородица на троне с младенцем, по сторонам- Константин подносит им Константинополь, а Юстинина- собор св.Софии. Очеловеченная эмоциональность, стилизация приемов, линейная очерченность. 1028 ц. Панагеи Тон Халкеон. Сохр фрески в барабане и куполе: Вознесение. 11 век-конец мак ренессанса,--усиление византийские черт: одухотворенность, живость, вдохновленность. Хосиос Лукас в Фокиде. Кафоликон. Мозаики- в врерхах сводов ,в рукавах креста, в тромпах. 30-40 года 11 века. Купол: Пантократор (не сохр) Конха: богоматерь с младенцем на троне. застылость, неподвижность, монументальность. императивность. крупные глаза. духовная дисциплинированность. В подпружной арке –Михаил и Гавриил. В тромпах: рождество, Крещение, Сретение и 1 сюжет- не сохр Яркие интенсивные цвета. Подпружные арки-св.воины. Рукава креста В люнетах: Богородица с другой стороны- св.Лука В крестовых сводах-в центре крест ,по сторонам в медальонах-Христос,2 ангела и втехозаветный старец. В западной части- везде изо преподобны х(то есть св.монахов) Большеголовые, с укороченными пропорциями 30-40-ые годы 11 века- появление новой стилистики. строгость, иератичность, аскетичность.—аскетическое направление. Нартекс с крестовыми сводами. В торцах- ниши. центральный крестовый свод и люнеты- единая композиция. В совде- Пантократор, по сторонам: Богоматерь, Иоанн креститель, Михаил и Гавриил,т.е. Деисус Киевская София. есть и мозаики и фрески. Сер 11 века русская черта фрески до пола. Преобладание отдельных фигур. Ц.Неа Мани на острове Хиос. мозаики. 4 тромпа,4 экседры В тромпах: Преображение (Христос и 3 апостола, упавших ниц), Рождество, Крещение и Сретение. Чуть другой тип лика. В 2 экседрах-распятие, сошествие во ад. В Неа- Мани видно зарождение новой стилистики, уже не столь аскетичной. Нартекс- весь в мозаиках. Купол: святые мученики. Паруса- медальлоны со св .Иоакимом ,Анной и пантелеймоном. На подпружных арках- апостолы и преподобные. Ц.Св.Софии в Охриде(совр Македония) 3-нефная базилика 7-9 века?. фрески сер 11 века.

Нет купола,особая программа. Вознесение в расширенной виме. В конхе- Богоматерь. Все фрески на синем фоне. По заказу архиепископа Льва. Богородица держит Христа не в руках а на щите. Крупные черты, симметрия. Под Богородицей- евхаристия, ниже-святители. Суровость, аскетичность образов. Экспресиновть, конкрентность. Лики-портреты. София Конст. 11 век. На хорах с южной стороны императорские портреты. 11 век изо Константина Мономаха и Зои по сторонам от Христа в синих одеждах К.держит мешок с деньгами, Зоя-грамоты с дарами. Итог: Начало македонского периода -восстановление традиций, попытка найти свое. 1 половина 10 века-македонский ренессанс, доминирование античной традиции. Со второй половины 10 века- усиление византийских традиций. 30-40-ые годы 11 века- Появление новой стилистики. строгость, иератичность, аскетичность.—аскетическое направление. Но вскоре ослабление аскетичности. более спокойный стиль.

 

 

10.Иконографическая\ программа росписи крестово-купольного храма.

Сер 9 –сер 11 веков. К 843 году закончилось иконоборчество. Проблема: из-за иконоборчества прервалась традиция живописи, не было образцов. Необходимость украшать—необходимость разработки программ(этим занимались богословы) Главное, в связи с развитием литургии, было уже не рассказать сюжет, а передать духовный образ. Патриарх ФОТИЙ ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО СИСТЕМАТИЗАЦИИ программы. Для борьбы с иконоборчеством он основал академию наук. Он учредил собор художественной элиты для разработки программы декорации. Итог - утверждены основные каноны, которые сохранились до наших дней. Исторический подбор сюжетов сменился догматическим. Нельзя точно сказать, какой храм-первый с новой программой. Но сохр проповедь Фотия при освещении ц.Неа, построенной Василием 1.(ц-не сохр) В проповеди - описание программы Купол: Пантократор, вокруг – ангелы Апсида: Богоматерь – Оранта Своды: патриархи(праотцы), пророки, ученики, ангеды. То есть архитектурный и идейный центры совпадали в куполе. Отсюда общее единство всего. Задача: показать полную власть Бога над всем миром. Смысл храма раскрывался в литургии, ее разработали Иоанн Златоуст и Василий Великий. В росписи то, что наиболее свято-то выше. Купол и верх сводов, - небо.

Апсида, паруса, верхние части сводов - св.Земля. Стены и нижние своды—земной уровень. Каноны. Купол: обычно Пантократор, может быть Вознесение, редко - сошествие св.Духа на апостолов(если больше одного купола, то в главном - Пантократор, а во второстепенном - свошествие св.Духа или Вознесенре) В барабане: пророки, или апостолы. Паруса - всегда изо евангелистов. В конхе Апсиды-Богоматерь Оранта(может быть Богоматерь с младенцем) Ниже, под Богоматерью, в апсиде - Евхаристия, ниже - святители. В виме - по сторонам архангелы Михаил и Гавриил. На алтарных столбах—Благовещение. На подпружных арках обычно - святые, мученики, св.воины(могут быть варианты) На стенах - изо священных сюжетов, изо отдельных фигур святых. В целом храм-образ всего мира. Четкая выделенная вертикальная ось - всегда. Могут быть и другие ориентиры(например по рукавам креста) NB В Византии низ стен - мраморная инкрустация. На Руси-росписи до пола. Как пример программ: - София Киевская 1037 год.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря 1154 год. Надеюсь, что все помнят их)

11.Иконопись Македонского периода.

Большая часть хранится в монастыре св.Екатерины на Синае.

От 9 века не сохр. 10 век - новая техника – темпера. Отсюда - более тонкое письмо, многослойность, нерукотворность, просвечивание слоев. Как и в монументальной живописи – античные традиции(македонский ренессанс),но средства классического языка используются для передачи одухотворенности. -икона история создания неркуотворного образа(был трпитих?) Сохр 2 боковыке створки. Свободное, легкое письмо. -икона с изо св.Николая и св.?(еще какой-то святой) Золотой фон, правильноые пропорции, телесность фигур. -икона ап.Филипп конец 10 века. Более иррациональности. Правильные пропорции, легкость, просветленность. Созерцательность, строгость. -конец 10 нач 11 св.Николай, на полях - ио святых в медальоне. В центре сверху - Христос. Плоскостное тело, но объемный лик. От 11 века - очень мало. ??св.Георгий из ГТГ -икона из слоновой кости. 40 севастийских мучеников. По сторонам – отдельные святые. Сверху в центре - Христос и ангелы. Классичекская проработка тел, правильные пропорции.

 



2019-11-22 315 Обсуждений (0)
Мозаики Равенны, Фессалоники, Синая и Кипра 6-7 веков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мозаики Равенны, Фессалоники, Синая и Кипра 6-7 веков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)