Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Живопись первой трети и середины 14 века



2019-11-22 192 Обсуждений (0)
Живопись первой трети и середины 14 века 0.00 из 5.00 0 оценок




Иконопись в палеологовский период становится, пожалуй, главным видом искусства. Причина этого кроется не только в бедности государства. Свою роль сыграло также усиление личностного начала в религиозном сознании 14 в., поскольку икона прежде всего рассчитана на индивидуальное молитвенное общение. Выросли масштабы икон, все больше места они стали занимать в храмовой декорации. Палеологовский ренессанс оказал значительное воздействие на развитие искусства многих европейских стран. Иконы всегда выступали первыми посланниками новых художественных тенденций Византии. Они играли роль тех образцов, на которые стремились ориентироваться. Византийские иконы привозили на Русь, в Болгарию, Сербию, Грузию. Характерные черты иконописи периода палеологовского ренессанса – классическая ясность образов, четкость построения и ритм композиций, развитые архитектурные «кулисы», живописная лепка объемов. Почти 200-летнее правление Палеологов в истории византийского государства – период, насыщенный множеством бед: неустойчивостью власти, гражданской войной, бедностью, утратой прежнего престижа империи, унижением в политике, страхом перед приближающимся турецким нашествием. Это было время, когда, по словам современников «в государственных сокровищницах ничего не осталось, кроме ветра, пыли и разве что эпикуровых атомов». Почти полностью лишившись сил физических, Византия все больше обращалась к миру духовному. Религиозная жизнь 14 в. во многом связан с исихазмом. Учение об «исихии» - одно из древнейших направлений в монашестве, особенно усилившееся в этот период. Целью исихии было достижение внутренней тишины, гармонии, «умная молитва», преображающая человека и позволяющая созерцать «умными очами» Божественный свет, а значит, общаться с Богом. Одно из основных положений исихазма, имевшее особенно больше воздействие на искусство, - мысль о возможности сообщения человеку Божественных энергий и преображение человеческой природы. В период религиозного взлета возникло искусство, соответствующее сильному духовному подъему. В Византии под влиянием исихастских идей все более заметное значение приобретал строгий, отрешенный, аскетический живописный стиль, отразившийся в ряде произведений второй половины 14-н. 15 в. Огромную роль в иконописи стали играть пробела, высветляющие лики, ассисты. Эти художественные приемы символизировали божественный свет, присутствие в мире животворящей Божественной энергии. Большим разнообразием отличаются образы святых, растет внимание к портрету. Высоким качеством выделяются произведения начала столетия. Среди них икона «Двенадцати апостолов» (14 в), представляющая, по существу, групповой портрет учеников Христа. Апостолы изображены стоящими перед зрителем в два ряда, при чем второй ряд как бы помещен на возвышение, ступеньку, от чего хорошо видны лица всех персонажей. В Палеологовскую эпоху особое значение получает тема «Троицы», известная до тех пор лишь несколькими примерами относящимися в основном к раннехристианскому времени. Интерес к изображению Богоматери вызвал к жизни многочисленные иконографические типы.

 

Живопись второй половины 14 века

на поле иконы «Христос Пантократор» (1363) сохранились две маленькие молящиеся фигурки. Это портреты сановников, по заказу которых она была написана. Сама икона отличается высочайшим качеством исполнения. Главный эффект иконы – сияние. Сияние излучает лик Христа, глубокий синий цвет его плаща, вся живописная поверхность. Красота и совершенство облика Христа и всех качеств живописи составляет особую эстетическую и содержательную концепцию образа. На пластически совершенной форме лежат цвета – знаки присутствия Божественной энергии. Они накладываются штрихами белого цвета и символизируют лучи Божественного света, одухотворяющие материю и образ. Свет не формирует образ, а существует самостоятельно. Замысел иконы – мажорная полнота бытия, обогащенного Божественным присутствием и поднятого на наземную высоту, где царят совершенство, свет и радость. Острая богословская полемика развернулась 1330-1340-е гг. Византия, находясь под угрозой политической катастрофы, стремилась разрешить религиозные вопросы. Самой знаменитой фигурой этой эпохи стал Григорий Палама, отстаивавший положение исихизма в борьбе с яростными противниками и окончательно победивший на церковном соборе 1351 г. Григорий Палама был канонизирован православной церковью уже в 1368 г, по его имени все исихастическое направление византийской религиозной жизни 16 в. часто называется «паламизмом» Икона Св. Григория Паламы была написана, возможно, сразу после канонизации. Церковные споры велись вокруг проблемы познаваемости Бога, природы Божественности света, которые согласно Евангелию, озарил учеников Христа на горе Фавор. Исихасты считали Фаворский свет не «тварным», т.е. сотворенным явлением, а сиянием Божественной природы Христа.

 



2019-11-22 192 Обсуждений (0)
Живопись первой трети и середины 14 века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Живопись первой трети и середины 14 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)