Проблема диагностики, активизации и формировании мотивов учения школьников.
Учебная деятельность, её структура, закономерности, специфика и особенности формирования Вопросы для самоподготовки II. Общая характеристика учебной деятельности как специфического вида активности. Учение и научение. Учение и учебная деятельность. III. Структура учебной деятельности. IV. Основные виды, уровни и качества учебных действий. V. Контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности, условия ее формирования. VI. Особенности учебной деятельности на различных этапах возрастного развития. VII. Диагностика сформированности учебной деятельности. Практические задания. I. Подготовьте конспект одного из следующих источников: 1. Учебная деятельность: причины ее неэффективности http://fb.ru/article/3746/uchebnaya-deyatelnost-prichinyi-ee-neeffektivnosti 2. Структура учебной деятельности как основного процесса получения качественных знаний http://fb.ru/article/3884/struktura-uchebnoy-deyatelnosti-kak-osnovnogo-protsessa-polucheniya-kachestvennyih-znaniy 3. Учебная деятельность и умственное развитие старшеклассников http://centryug.ru/children/psychology/uchebnaya_deyatelnost_i_umstvennoe_razvitie_starsheklassnikov.html 4. Учебная деятельность школьников в процессе персонифицированного обучения http://festival.1september.ru/articles/509932/
II. Подберите методику для изучения самооценки школьника
Занятие № 2. Психологический анализ современных развивающих технологий Основные понятия: развивающее обучение, зона актуального развития, зона ближайшего развития, зона творческой самостоятельности, принципы развивающего обучения Л.В. Заикова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, учитель- фасилитатор, субъективный опыт, образовательная программа. Вопросы для самоподготовки 1. Идеи Л.С. Выготского о развивающем обучении, их значение для педагогической практики. 2. Психологический анализ системы развивающего обучения Л.В. Занкова 3. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. 4. Принципы, пути и возможности личностно-ориентированного обучения: · идеи гуманистической психологии в применении к педагогической практике (К. Роджерс); · принципы личностно-орнентироваиного обучения в работах Ш.А. Амонашвили; · концепция личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской. 5. Вопрос-дискуссия: технология компьютерного обучения: за и против.
Практические задания. I. А. Макаренко отмечал, что отсутствие наказания воспитывает хулигана. Ш.A. Амонашвили говорил, что обучение и воспитание в силу своего социального назначения всегда несет в себе элемент принуждения. Поразмышляйте над проблемными вопросами: II. может ли школа существовать без принуждения? III. в чем психологический смысл понятия «учение без принуждения»? IV. как решается проблема поощрений и наказаний при личностно-ориентированном обучении? II. Назовите основные теории обучения. III. Выберите 2-3 теории обучения, и выделите положительные и отрицательные стороны каждой из них.
Занятие № 3. Проблема диагностики, активизации и формировании мотивов учения школьников. Вопросы для самоподготовки 1. Мотивы учения школьников, их динамика в ходе обучения. 2. Методы диагностики мотивов учения школьников. 3. Пути и способы активизации мотивов учения в процессе обучения.
Практические задания.
I. Приведенные ниже примеры из школьной практики, подтверждают влияние мотивации на успешность учения. Объясните, в чем психологическая суть данного влияния в каждом конкретном случае: 1) Сережа (10 лет) часто пропускал уроки. Учительница оставалась с ним после занятий. Это помогало, но интереса к учебе вызвать у мальчика не удавалось. «Знаешь, Сережа, - сказала однажды учительница, - расскажу я тебе по секрету, что будет на следующем уроке». Сережа согласился без энтузиазма, но... На следующем уроке он торжествующе смотрел по сторонам, беспрерывно тяпул руку, объяснение нового материала понимал не хуже других. После уроков попросил учительницу: «Расскажите, что мы будем проходить завтра!» 2) В беседе с учительницей один старшеклассник признался: «Понимаю, что химия - очень важная наука, потому и стараюсь, но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все формулы учи, реакции заучивай, раздражает это. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, повторяю без конца, а результата все равно нет». 3) На уроке черчения Дмитрий (14 лет) занимался своими делами. У него была скверная репутация, большинство учителей считали его неисправимым. Подросток вместо чертежа, который выполняли все, рисовал неплохие шаржи на своих одноклассников. Вместо того, чтобы ругать мальчика за это, учитель хорошо оценил рисунки ученика при всем классе, назвав его способным художником. После этого необычного замечания подросток начал выполнять задание, но шариковой ручкой и на листе бумаги в клетку. После урока педагог заметил, что многие талантливые художники обладали неплохими чертежными навыками. На перемене перед началом следующего урока черчения Дима положил на стол учителя выполненное им дома прошлое задание. Оно было сделано на уровне одной из лучших работ в классе.
II. Определите по высказываниям детей начальной школы особенности их учебной мотивации: · я хожу в школу потому, что меня мама заставляет, если бы не она, я бы в школу не ходил; · я хожу в школу потому, что мне правится учиться, нравится делать уроки, даже если бы школы не было, я все равно бы учился; · я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть в разные веселые игры; · я хожу в школу потому, что хочу быть большим, до школы я был маленьким, а теперь взрослый; · я хожу в школу потому, что получаю там оценки, у меня много пятерок и четверок; · я хожу в школу потому, что нужно учиться, без ученья никакого дела не сделаешь, а когда выучишься - можешь стать, кем захочешь; · я хожу в школу потому, что если я хорошо закончу четверть, папа купит роликовые коньки.
Занятие № 4.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |