Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Протоиерей Игорь Прекуп



2019-11-22 221 Обсуждений (0)
Протоиерей Игорь Прекуп 0.00 из 5.00 0 оценок




Быть человеком

Исполняет детская группа «Непоседы»

 

1. Нам от самого порога

Жизнь раскинула пути;

Выбирай свою дорогу

И по ней смелей иди.

Пусть к тебе придёт удача,

Если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит

То, чего ты заслужил!

 

Припев: Только помни, только помни

   В грохоте-ритме века:

   Самая главная в жизни профессия —

   Быть человеком.

 

2. В жизни прожитой дороги

Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги,

За собою жжём мосты,

Ненавидим мы и любим,

Разрушаем и творим;

И в жару и в холод лютый

Мы друг другу говорим.

Припев.

 

 ↑ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

ВРЕЗКА

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Д/3

Задания на листке.

Вопросы и задания

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

_____________________________________________________________________________

Евангелие от Иоанна (8, 3-11): «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

________________________________________________________________

 

http://azbyka.ru/dictionary/13/nravstvennost.shtml: Нравственность — свободное или добровольное исполнение обязательств, налагаемых на нас законом или волей Бога, как Творца и Искупителя.

Нравственный идеал - богочеловек Иисус Христос.

Нравственность составляет предмет Нравственного Богословия, которое есть наука, во-первых, о нравственном Божием законе и проистекающих из него частных обязанностях христианина, а во-вторых — о соответствующей закону нравственной жизни и о частных добродетелях христианина.

Золотое правило нравственности: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:18-20).

Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе.

Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться.

В центре христианства стоит не абстрактная мораль, а Сам Христос, Его Божественная Личность; и всё в христианстве - нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни - направлено ко Христу и в нём только и получает свой смысл и значение.

 

В христианстве нравственность служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения (игумен Пётр (Мещеринов)).

 

Нравственность в Православном Предании - не отвлеченное понятие и не фарисейский внешний образ жизни, это - подвижничество. И когда святые отцы говорят о нравственности, то они имеют в виду подвижничество. А поскольку подвижничество - это переход и путь человека от нечистоты ума к его очищению, а от него - к просвещению, то и под православной нравственностью понимается очищение человека (митрополит Иерофей (Влахос)).

 

Не поддавайтесь иллюзии, будто мораль возможна без религии (Джордж Вашингтон).

______________________________________________________________________________

«Одна из характеристик мудрого человека – умение прощать. Мы все несовершенны, и мудрый человек это понимает. А пока человек этого не поймет, у него вся жизнь будет проходить в выяснениях отношений. Надо научиться прощать!»

(Профессор, кандидат психологических наук, монахиня Нина Крыгина)

______________________________________________________________________

 

Протоиерей Игорь Прекуп

«Золотое правило» нравственности

Св. Ефрем Сирин все Десятословие сводит к «золотому правилу» нравственности, отождествляя последнее с двуединой заповедью о любви к Богу и ближнему, и говоря, что все «заповеди, данные евреям, состоят в сем одном законе: что ненавистно тебе, того не делай другому».

Однако в истории нравственного сознания «золотому правилу» предшествует, никогда не утрачивающее актуальности, правило равного воздаяния. Принцип взаимности или равного воздаяния в своем обыденном варианте гласит: «Как ты ко мне, так и я к тебе» – это общепринятая основа человеческих взаимоотношений от межличностных и межколлективных до международных. Ожидание благодарности и воздаяния стимулирует усердие в добре, а опасение возмездия помогает наибольшей части общества держаться в пределах дозволенного.

Принцип взаимности необходим был всегда и особенно в древности, чтобы, во-первых, не оставлять зла безнаказанным и воспитывать благодарность за оказанные благодеяния, а во-вторых, ограничивать мстительность – воздавать не большим злом, чем то, которое причинили тебе. «Зуб за зуб» (Исх. 21; 24) значит: за один зуб – только один зуб. Во времена ветхозаветные это звучало не как дикость, а наоборот – узда великодушия и справедливости на буйство мстительности.

К взаимности побуждает прагматичная житейская мудрость, но апостол Павел нас предупреждает, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор. 3, 19). Многие (ох, многие!) христиане прожили жизнь и даже не задумались по чьему закону… В Бога верили (в существование Его), когда было трудно взывали к Нему о помощи, давали обеты.

Минувши беде – кто забывал обеты, кто помнил и благодарил Его, неукоснительно исполняя, что обещал, но в отношениях с ближними руководствовался принципом «жить как все». А ведь апостол Павел учит «не сообразовываться с веком сим» (Рим. 12; 2). И апостол Иоанн, «апостол Любви», пишет: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2;15), – имея в виду не мир как творение, а мир в смысле совокупности страстей, отношений, «связей», обычаев и понятий тленных, не-святых, противо-святых, противящихся святости Божией и борющихся за каждого человека. От мирского порабощения ума и сердца он и предостерегает, говоря: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2; 15).

Но тогда, что же получается? Взаимность разве зло? Нет. Но взаимность взаимности – рознь. Есть взаимность другого рода.

Уже в дохристианской древности наметилось новое понимание взаимности. Оно настраивало человека руководствоваться не конкретным отношением к себе, а идеальным примером – представлением о благе в отношении себя самого. В начале оно звучало в форме отрицательной (отрицающей зло). И встречается эта отрицательная формула благородной взаимности у самых разных народов древнего мира, которые никак не влияли на духовное и культурное развитие друг друга, как, например, греки и китайцы. У Конфуция она звучит примерно так: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Великий Сократ в беседе с другом Критоном, обосновывая свой отказ бежать из тюрьмы, спрашивает: «Ну, а воздавать злом за зло, как это утверждает большинство, будет справедливо или несправедливо?» Критон: «Никоим образом». Сократ: «Потому что делать зло и поступать несправедливо – разницы нет никакой. <…> Не надо отвечать на несправедливость несправедливостью, не делать кому бы то ни было зла, даже если бы пришлось и пострадать от кого-нибудь». Аристотель советует относиться к другу как к самому себе. (Но это к другу, а прочие люди?..)

В Талмуде описывается случай, как язычник пришел сначала к Шаммаю, затем к Гиллелю (два мудреца сер. I в. до Р.Х.), выражая готовность принять их веру, если ему изложат все учение пока он стоит на одной ноге. Шаммай, расценив это как издевательство, прогнал его. Гиллель же сказал: «Что неприятно тебе, того не делай ближнему своему, вот и все учение; все остальное – разъяснения; иди, учись» (Шаббат 31а).

В своем завершенном, положительном варианте «Золотое правило» прозвучало из уст Сына Божия: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Великий русский философ В.С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» – «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) – «правилом милосердия». Первое тоже большой шаг вперед в понимании справедливости по отношению к правилу равного воздаяния: ведь заповедуется не делать не то, что тебе не делают, а то, что ты хотел бы, чтобы тебе не делали, даже если тебе именно это и будут делать. То, что осуждаешь в других – не совершай сам, не уподобляйся злым, ибо, поступая, как они, становишься одним из них.

Но в Евангелии нам дается высшая форма раскрытия «золотого правила»: не только не делать того, что в отношении себя почитаем злом, но делать то, поступать так, относиться к людям таким образом, как хотелось бы, чтобы они относились к нам. Как уже было отмечено выше, «золотое правило» является логическим развитием принципа взаимности. Принцип равного воздаяния (реального воздаяния за реальное дело) – начальный этап этого процесса; следующий этап – идеальное осуществление этого же принципа равного воздаяния, заключающееся в несовершении того, чего не пожелал бы себе (идеальное, но пока еще равное: не хочешь себе – не делай другому; не больше, но и не меньше); третий этап развития принципа взаимности – тоже идеальный, но уже нет речи о равном воздаянии, потому что предписывается поступать, как хотелось бы, чтобы с нами поступали. Нет никаких ограничений, потому что, чего мы не хотим себе, то можем четко обозначить, тогда как, чего себе желаем и как желаем, уже не столь исчерпывающе можем описать, поскольку добро не имеет предела в совершенствовании.

Чего же мы хотим от людей, что следует и нам осуществлять по отношению к ним?

А в первую очередь мы хотим от людей понимания. Как часто мы возмущаемся бессердечием своего начальника, который распекает нас за какой-то промах, а не принимает во внимание ни наших добрых намерений, ни стараний, ни перегруженности, ни наших семейных или иных проблем личного характера – только плохое и видит, вместо совета – одни тычки, никакого человеческого понимания, одна лишь требовательность. А наши подчиненные? – каждый норовит соблюсти свой интерес, каждый думает не об общем деле, но лишь о себе, о своем кармане, своей семье, и никому в голову не приходит, что я несу за них ответственность. Все требуют чего-то, добиваются, за спиной разговоры какие-то, слова им не скажи – сразу обиды. Бубнят про какие-то проблемы со здоровьем, дома, еще что-то, и никто не хочет понять, что не могу я вникать в личную жизнь каждого. Моя обязанность следить за исполнение ими своих обязанностей и поправлять, а если надо, то и взыскать, а не нянчиться с ними… Вот так мы и крутимся! Все-то нам должны, получается, все вокруг сухари бесчувственные – что начальники наши, что подчиненные. А мы… А что мы? – Мы никому плохого не делаем: если и бывают и у нас промахи, так ведь с кем не бывает? А то, что кого-то до слез доводим – так ведь за дело, не просто ж так!

И только усилием воли удается выйти из этого порочного эгоцентричного круга и разглядеть в человеке – ближнего, которого нужно попытаться понять, простить его немощи, помочь отойти от зла и укрепиться в добре.

Он безалаберно относится к своим обязанностям? А ты всегда добросовестен? Если же не всегда, то вот, он – это ты в один из таких моментов. Поступи с ним так, как хотел, чтобы с тобою поступили тогда, когда вскрылась твоя недобросовестность. Он грешит тем-то? А ты этим никогда?.. Но у тебя есть, во всяком случае, были другие грехи. Один грешит в одном, другой в другом, а грешны-то оба, и оба друг на друга пальцем показывают, потому что каждый свой грех видит в контексте всех обстоятельств, которые к этому привели, а грех ближнего рассматривает брезгливо со стороны, не желая проявлять понимание, которого требует в отношении себя…

__________________________________________________________________________________

 



2019-11-22 221 Обсуждений (0)
Протоиерей Игорь Прекуп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Протоиерей Игорь Прекуп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)