Протоиерей Игорь Прекуп
Быть человеком Исполняет детская группа «Непоседы»
1. Нам от самого порога Жизнь раскинула пути; Выбирай свою дорогу И по ней смелей иди. Пусть к тебе придёт удача, Если честно ты прожил. Пусть судьба тебе назначит То, чего ты заслужил!
Припев: Только помни, только помни В грохоте-ритме века: Самая главная в жизни профессия — Быть человеком.
2. В жизни прожитой дороги Очень уж порой круты. Мы к себе бываем строги, За собою жжём мосты, Ненавидим мы и любим, Разрушаем и творим; И в жару и в холод лютый Мы друг другу говорим. Припев.
↑
↑
Д/3 Задания на листке.
↑ _____________________________________________________________________________ Евангелие от Иоанна (8, 3-11): «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». ________________________________________________________________
http://azbyka.ru/dictionary/13/nravstvennost.shtml: Нравственность — свободное или добровольное исполнение обязательств, налагаемых на нас законом или волей Бога, как Творца и Искупителя. Нравственный идеал - богочеловек Иисус Христос. Нравственность составляет предмет Нравственного Богословия, которое есть наука, во-первых, о нравственном Божием законе и проистекающих из него частных обязанностях христианина, а во-вторых — о соответствующей закону нравственной жизни и о частных добродетелях христианина. Золотое правило нравственности: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:18-20). Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. В центре христианства стоит не абстрактная мораль, а Сам Христос, Его Божественная Личность; и всё в христианстве - нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни - направлено ко Христу и в нём только и получает свой смысл и значение.
В христианстве нравственность служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения (игумен Пётр (Мещеринов)).
Нравственность в Православном Предании - не отвлеченное понятие и не фарисейский внешний образ жизни, это - подвижничество. И когда святые отцы говорят о нравственности, то они имеют в виду подвижничество. А поскольку подвижничество - это переход и путь человека от нечистоты ума к его очищению, а от него - к просвещению, то и под православной нравственностью понимается очищение человека (митрополит Иерофей (Влахос)).
Не поддавайтесь иллюзии, будто мораль возможна без религии (Джордж Вашингтон). ______________________________________________________________________________ «Одна из характеристик мудрого человека – умение прощать. Мы все несовершенны, и мудрый человек это понимает. А пока человек этого не поймет, у него вся жизнь будет проходить в выяснениях отношений. Надо научиться прощать!» (Профессор, кандидат психологических наук, монахиня Нина Крыгина) ______________________________________________________________________
Протоиерей Игорь Прекуп «Золотое правило» нравственности Св. Ефрем Сирин все Десятословие сводит к «золотому правилу» нравственности, отождествляя последнее с двуединой заповедью о любви к Богу и ближнему, и говоря, что все «заповеди, данные евреям, состоят в сем одном законе: что ненавистно тебе, того не делай другому». Однако в истории нравственного сознания «золотому правилу» предшествует, никогда не утрачивающее актуальности, правило равного воздаяния. Принцип взаимности или равного воздаяния в своем обыденном варианте гласит: «Как ты ко мне, так и я к тебе» – это общепринятая основа человеческих взаимоотношений от межличностных и межколлективных до международных. Ожидание благодарности и воздаяния стимулирует усердие в добре, а опасение возмездия помогает наибольшей части общества держаться в пределах дозволенного. Принцип взаимности необходим был всегда и особенно в древности, чтобы, во-первых, не оставлять зла безнаказанным и воспитывать благодарность за оказанные благодеяния, а во-вторых, ограничивать мстительность – воздавать не большим злом, чем то, которое причинили тебе. «Зуб за зуб» (Исх. 21; 24) значит: за один зуб – только один зуб. Во времена ветхозаветные это звучало не как дикость, а наоборот – узда великодушия и справедливости на буйство мстительности. К взаимности побуждает прагматичная житейская мудрость, но апостол Павел нас предупреждает, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор. 3, 19). Многие (ох, многие!) христиане прожили жизнь и даже не задумались по чьему закону… В Бога верили (в существование Его), когда было трудно взывали к Нему о помощи, давали обеты. Минувши беде – кто забывал обеты, кто помнил и благодарил Его, неукоснительно исполняя, что обещал, но в отношениях с ближними руководствовался принципом «жить как все». А ведь апостол Павел учит «не сообразовываться с веком сим» (Рим. 12; 2). И апостол Иоанн, «апостол Любви», пишет: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2;15), – имея в виду не мир как творение, а мир в смысле совокупности страстей, отношений, «связей», обычаев и понятий тленных, не-святых, противо-святых, противящихся святости Божией и борющихся за каждого человека. От мирского порабощения ума и сердца он и предостерегает, говоря: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2; 15). Но тогда, что же получается? Взаимность разве зло? Нет. Но взаимность взаимности – рознь. Есть взаимность другого рода. Уже в дохристианской древности наметилось новое понимание взаимности. Оно настраивало человека руководствоваться не конкретным отношением к себе, а идеальным примером – представлением о благе в отношении себя самого. В начале оно звучало в форме отрицательной (отрицающей зло). И встречается эта отрицательная формула благородной взаимности у самых разных народов древнего мира, которые никак не влияли на духовное и культурное развитие друг друга, как, например, греки и китайцы. У Конфуция она звучит примерно так: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Великий Сократ в беседе с другом Критоном, обосновывая свой отказ бежать из тюрьмы, спрашивает: «Ну, а воздавать злом за зло, как это утверждает большинство, будет справедливо или несправедливо?» Критон: «Никоим образом». Сократ: «Потому что делать зло и поступать несправедливо – разницы нет никакой. <…> Не надо отвечать на несправедливость несправедливостью, не делать кому бы то ни было зла, даже если бы пришлось и пострадать от кого-нибудь». Аристотель советует относиться к другу как к самому себе. (Но это к другу, а прочие люди?..) В Талмуде описывается случай, как язычник пришел сначала к Шаммаю, затем к Гиллелю (два мудреца сер. I в. до Р.Х.), выражая готовность принять их веру, если ему изложат все учение пока он стоит на одной ноге. Шаммай, расценив это как издевательство, прогнал его. Гиллель же сказал: «Что неприятно тебе, того не делай ближнему своему, вот и все учение; все остальное – разъяснения; иди, учись» (Шаббат 31а). В своем завершенном, положительном варианте «Золотое правило» прозвучало из уст Сына Божия: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Великий русский философ В.С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» – «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) – «правилом милосердия». Первое тоже большой шаг вперед в понимании справедливости по отношению к правилу равного воздаяния: ведь заповедуется не делать не то, что тебе не делают, а то, что ты хотел бы, чтобы тебе не делали, даже если тебе именно это и будут делать. То, что осуждаешь в других – не совершай сам, не уподобляйся злым, ибо, поступая, как они, становишься одним из них. Но в Евангелии нам дается высшая форма раскрытия «золотого правила»: не только не делать того, что в отношении себя почитаем злом, но делать то, поступать так, относиться к людям таким образом, как хотелось бы, чтобы они относились к нам. Как уже было отмечено выше, «золотое правило» является логическим развитием принципа взаимности. Принцип равного воздаяния (реального воздаяния за реальное дело) – начальный этап этого процесса; следующий этап – идеальное осуществление этого же принципа равного воздаяния, заключающееся в несовершении того, чего не пожелал бы себе (идеальное, но пока еще равное: не хочешь себе – не делай другому; не больше, но и не меньше); третий этап развития принципа взаимности – тоже идеальный, но уже нет речи о равном воздаянии, потому что предписывается поступать, как хотелось бы, чтобы с нами поступали. Нет никаких ограничений, потому что, чего мы не хотим себе, то можем четко обозначить, тогда как, чего себе желаем и как желаем, уже не столь исчерпывающе можем описать, поскольку добро не имеет предела в совершенствовании. Чего же мы хотим от людей, что следует и нам осуществлять по отношению к ним? А в первую очередь мы хотим от людей понимания. Как часто мы возмущаемся бессердечием своего начальника, который распекает нас за какой-то промах, а не принимает во внимание ни наших добрых намерений, ни стараний, ни перегруженности, ни наших семейных или иных проблем личного характера – только плохое и видит, вместо совета – одни тычки, никакого человеческого понимания, одна лишь требовательность. А наши подчиненные? – каждый норовит соблюсти свой интерес, каждый думает не об общем деле, но лишь о себе, о своем кармане, своей семье, и никому в голову не приходит, что я несу за них ответственность. Все требуют чего-то, добиваются, за спиной разговоры какие-то, слова им не скажи – сразу обиды. Бубнят про какие-то проблемы со здоровьем, дома, еще что-то, и никто не хочет понять, что не могу я вникать в личную жизнь каждого. Моя обязанность следить за исполнение ими своих обязанностей и поправлять, а если надо, то и взыскать, а не нянчиться с ними… Вот так мы и крутимся! Все-то нам должны, получается, все вокруг сухари бесчувственные – что начальники наши, что подчиненные. А мы… А что мы? – Мы никому плохого не делаем: если и бывают и у нас промахи, так ведь с кем не бывает? А то, что кого-то до слез доводим – так ведь за дело, не просто ж так! И только усилием воли удается выйти из этого порочного эгоцентричного круга и разглядеть в человеке – ближнего, которого нужно попытаться понять, простить его немощи, помочь отойти от зла и укрепиться в добре. Он безалаберно относится к своим обязанностям? А ты всегда добросовестен? Если же не всегда, то вот, он – это ты в один из таких моментов. Поступи с ним так, как хотел, чтобы с тобою поступили тогда, когда вскрылась твоя недобросовестность. Он грешит тем-то? А ты этим никогда?.. Но у тебя есть, во всяком случае, были другие грехи. Один грешит в одном, другой в другом, а грешны-то оба, и оба друг на друга пальцем показывают, потому что каждый свой грех видит в контексте всех обстоятельств, которые к этому привели, а грех ближнего рассматривает брезгливо со стороны, не желая проявлять понимание, которого требует в отношении себя… __________________________________________________________________________________
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |