Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Переговоры Иоанна Цимисхия и Святослава.



2019-11-13 512 Обсуждений (0)
Переговоры Иоанна Цимисхия и Святослава. 0.00 из 5.00 0 оценок




                               2. Из «Повести временных лет».

   ...И пошел Святослав к столице [т.е. Константинополю], воюя и разбивая города... И послал [император Иоанн Цимисхий] к нему золото и паволоки...

И поведали Святославу, что пришли греки с поклоном, и сказал Святослав: "Введите их сюда". Те вошли и поклонились ему, и поло­жили перед ним золото и паволоки. И сказал Святослав своим отро­кам, смотря в сторону: "Спрячьте". Греки же вернулись к царю [т.е. императору, который по совету одного приближенного решил послать Святославу другой дар — оружие].

...И послали ему меч и другое оружие, и принесли ему. Он же взял и стал царя хвалить, выражать ему любовь и благодарность. Снова вернулись посланные к царю и поведали ему всё как было. И сказали бояре [приближенные императора]: "Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Плати ему дань". И послал к нему царь, говоря так: "Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь"... И дали ему дань.

                                        Пояснения.

Паволока – дорогая ткань.          Отроки – дружинники.

                        

3. Из "Истории" Льва Диакона.

[Иоанн Цимисхий] решил вести переговоры [со Святославом]. И вот [Иоанн] отрядил к нему послов с требованием, чтобы он, получив обещанную императором Никифором за набег на мисян наград, удалился в свои области ... покинув Мисию, которая принадлежала ромеям. <...>

Сфендослав очень гордился своими победами над мисянами, он уже прочно овладел их страной и весь проникся варварской наглостью и спесью... Ромейским послам [он] ответил надменно и дерзко: "Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят платить, то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами".

Император Иоанн, получив такой ответ от скифа, снова отправил к нему послов, поручив им передать следующее: "Мы верим в то, что Провидение управляет Вселенной, и исповедуем все христианские законы; поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неоскверненным и благодаря споспешествованию Бога непоколебимый мир. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам, как друзьям, тотчас же, без промедления и отговорок, покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит. Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключенного в давние времена мира. Пусть наш ответ не покажется вам дерзким; мы уповаем на бессмертного Бога — Христа: если вы сами не уйдете из страны, то мы изгоним вас из нее против вашей воли". <...>

Это послание рассердило Сфендослава, и он, охваченный варварским бешенством и безумием, послал такой ответ: "Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну — мы сами разобьем вскоре свои шатры у ворот Византия" [Константинополя]. <... >

Получив известие об этих безумных речах, император решил незамедлительно со всем усердием готовиться к войне, дабы предупредить нашествие и преградить ему [Святославу] доступ к столице.

                               Вопросы и задания к фрагментам 2—3.

1. Докажите, что в фрагментах 2 и 3 речь идет об одних и тех же событиях.

2. Докажите, что оба источника рассказывают о событиях тенденциозно. Определите, кому симпатизируют авторы источников, как они относятся к Иоанну Цимисхию и Святославу, к византийцам и дружинникам Святослава.

Какие факторы - помимо национальной принадлежности авторов могли повлиять на характер описания событий в источниках?

3. Автор "Повести временных лет" писал о событиях, происходивших задолго до его рождения в чужой стране. Лев Диакон - современник событий, хорошо знавший многие обстоятельства тогдашней политической жизни Византии. Можно ли наэтом основании считать свидетельство византийского автора более достоверным, чем сообщение русской летописи?

4. Как Вы думаете, мог ли император Иоанн поручить своим послам обратиться к Святославу с теми словами, которые приводит Лев Диакон? (Вспомните, что Святослав был язычником.)

5. Можно ли поверить в достоверность рассказа русского летописца о равнодушии киевского князя к золоту, богатствам? Почему?

6. Докажите, что автор "Повести временныхлет" преувеличивает силы Святослава и опасности, грозившие Империи.  

                                        

Вопросы к фрагментам 1-3.

1. Какие фразы из фрагментов 1 и 3 характеризуют отношение Льва Диакона к северным чужеземцам?

2. О чем свидетельствует использование Львом Диаконом византийских терминов при описании русских? А использование русских терминов при описании императорского двора в "Повести временных лет"?

       

                     Мирный договор Святослава с Иоанном Цимисхием.

                                 4. Из "Повести временных лет".

      [Предлагая заключить мир с императором, Святослав говорил своей дружине:]

"Если не заключим мир с царем и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам тогда поможет?.."

И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей к царю ... и сказали о том царю ... Царь же обрадовался ... и стал посол говорить все речи, и стал писец писать. Говорил же он так: "Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском ... Писано ... к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав ... хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими, иметь мир и полную любовь ... с боговдохновенными царями и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну вашу ... ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на Страну болгар. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним ... Да соблюдем мы прежний договор"...

                                                    Пояснения.

    Доростол — город в Болгарии, у стен которого происходили последние сражения Святослава с византийцами.

      Корсунская страна — византийские владения в Северном Причерноморье, на которые часто совершали набеге киевские воины. Корсунь – русское название Херсонеса, основанного в V в. до Р.Х. и существовавшего до XV в. (на территории современного Севастополя).

 

                               5. Из хроники Иоанна Скилицы.

   Сфендослав, использовав все средства и во всем потерпев неудачу, не имея уже никакой надежды, склонился к заключению договора. Он отправил к императору послов, прося залогови внесения в число союзников и друзей ромеев, чтобы ему со всемисвоими дозволено было удалиться невредимыми домой, а скифам, если пожелают, — безопасно приходить по торговым делам. Император принял послов и согласился на всё, о чем они просили, произнеся известное изречение, что обыкновение ромеев состоит в том,чтобы побеждать неприятелей более благодеяниями, нежели оружием.

После заключения договора Сфендослав попросил [о личной встрече и] о беседе с императором; тот согласился, и оба, встретившись и поговорив, о чем им было нужно, [зачем] расстались.

 

Анализ документа: ВИД ДОКУМЕНТА:Документы международного характера: договоры. - см. Приложение .

Вопросы и задания к фрагментам 4-5.

 1. Как Вы думаете, приводит ли автор "Повести временных лет" подлинный текст письма Святослава или только использует стиль официального документа?

2. В чем совпадают рассказы о заключении русско-византийского мира в летописи и в хронике Скилицы? Чем они различаются?

3. Скилица упоминает о стремлении императора "побеждать врагов более благодеяниями, нежели оружием". Идет ли речь о показном миролюбии или о реальной черте византийской политики? 

                      

                     Вопросы и задания к фрагментам 1-5.

1. Какой из воспроизведенных источников показался Вам наиболее достоверным? Почему?

2. На абсолютную достоверность явно не может претендовать ни одно из произведений, фрагменты которых использованы. Тем не менее речь идет о весьма ценных исторических источниках.

Каким образом недостоверная информация может оказаться ценной?

3. В фрагменте 4 упоминается "прежний договор" киевлян с византийцами. Какой договор имеется в виду?

Найдите упоминание об этом договоре в фрагменте 3.

4. Сопоставьте фрагменты 1 и 3 с фрагментом 5. Это отрывки из произведений двух византийских авторов. Кто более эмоционально описывает события - Лев Диакон или Иоанн Скилица? Чем это можно объяснить:

- временем создания произведений;

- предметом описания;

- темпераментом авторов;

- какими либо иными факторами?

5. Оценка событий в фрагментах 2 и 3 явно разнится; фрагменты 4 и 5 обнаруживают больше черт сходства. Чем это можно объяснить?

(Обдумывая ответ на этот вопрос, вспомните о том, что фрагменты 3 и 5 написаны в одной стране, но разными людьми и в разное время; обратите также внимание на предмет описания: может быть, сами события, изображаемые в фрагментах 4 и 5, способствовали большему согласию византийского и русскою авторов?)

6. На основании текста "Святослав в Болгарии" и фрагментов источников кратко оцените причины и цели балканских походов Святослава.

7. Чем балканские походы Святослава были похожи на его военную экспедицию в Поволжье? Чем различались эти предприятия киевского князя?

8. Обратите внимание на эпитет боговдохновенныйв фрагменте 4. Мог ли использовать это слово Святослав?

Почему автор "Повести временных лет" (см. фрагмент 4), как и Лев Диакон, приписывает собственные религиозные представления изображаемым историческим персонажам?

9. На основании исторических источников мы обычно можем су­дить не только об описанных в них событиях и упомянутых фактах, но и о взглядах авторов, а значит, и о духовной жизни эпохи, когда были созданы дошедшие до нас тексты.

Как Вы полагаете, кому легче было понять друг друга: Иоанну Цимисхию с князем Святославом (современникам, которым довелось встретиться и разговаривать, людям, не чуждым военного ремеслаи знакомым с искусством правителя) или Льву Диакону с автором"Повести временных лет" (людям, разделенным веками)? Вчем могли совпасть их взгляды на мир?

2.   Прочитайте первый закон Руси «РУССКАЯ ПРАВДА».  Сделайте анализ документа .   

ВИД ДОКУМЕНТА: Документы государственного характера: грамоты, указы, приказ, законы - см. Приложение.

     1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего). 6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе - 3 гривны, - если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему - это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.

14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.

15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

Правда, уставленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин, Микула.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.

19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.

25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.

26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.

28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи. 35. А за голубя и курицу 9 кун.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот вирный устав: вирнику взять на неделю 7 ведер солоду, также баpaна или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану за три сыра, в пятницу так же; а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день. А 4 коня поставить и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гривен и 10 резан и 12 вевериц, а сперва гривну. А если случится пост - давать вирнику рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15 кун за неделю, а муки давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Вот тебе устав Ярослава.

43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же ветхий мост починить несколькими дочками, 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также.

III. Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с заданиями.

2.  Выполнить задания согласно их порядкового номера, т.к. задания даны в логической последовательности и в соответствии с уровнем сложности.

IV. Содержание отчета.

1. Наименование и цель работы.

2. Выполнение заданий.

                            Практическая работа №3.

                               Русь Удельная.

I. Цели :

 -структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

-дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

-овладеть навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности.

II.Задания.  

Задание 1.

Составить развернутый план ответа

по теме: «Монголо-татарское нашествие на Русь»

(см. Приложение: «Памятка. Составление плана»).

 

1. Мысленно представьте весь изученный материал, рассказывающий содержание предложенной темы.

2. Разделите его на части по смыслу, каждой из них определите главную мысль.

3. Озаглавьте эти части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Проанализируйте полученный план:

а) Все ли аспекты темы были отражены в нем?

б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?

5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме.

 

Задание 2.

Составить характеристику одного из князей Руси Удельной.



2019-11-13 512 Обсуждений (0)
Переговоры Иоанна Цимисхия и Святослава. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Переговоры Иоанна Цимисхия и Святослава.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)