Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеализм  и  диалектика 4 страница



2019-11-13 212 Обсуждений (0)
Идеализм  и  диалектика 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Весьма важным моментом созданной Гегелем концепции системы является понятие начала системы, т.е. некоторой начальной категории, в которой имплицитно заложена вся последовательность категорий и, следовательно, система. Развертывание, развитие этой начальной категории дает искомую систему категорий. Будучи развернутой, эта система категорий должна прийти к ее началу, тем самым замкнув круг. Гегель впервые в истории науки попытался, и во многом успешно, построить такую систему категорий. Созданная великим философом концепция си­стемы стоит выше многих современных вариантов системотворчества. Во всяком случае, выше "тектологии" А.А. Богданова, которой увлекаются в последние годы некоторые исследователи, и понятия не имеющие о системе в трактовке Гегеля.

Два основания философии Гегеля. В основе философской системы Гегеля лежат два основных понятия или концепции: абсолютной логической идеи и развития. Все грандиозное здание Гегелевой системы представляет собой развертывание, т.е. развитие понятия логической идеи из ее собственного начального (в логическим смысле) состояния в абсолют­но полное и завершенное, совпадающее в конечном счете с начальным. Мир есть логическая идея, т.е. объективная мысль, развивающаяся по законам логики и проходящая в своем развитии три ступени: логику – природу — дух. Эти ступени представлены Гегелем в виде трех основных частей его философии: "Науки логики", "Философии природы", 'Философии духа".

Процесс развития идеи — это ее познание самой себя. При этом идея познает себя постепенно, по частям, приходя к завершенному аб­солютному знанию в "конце" своей эволюции, в абсолютном духе, который оказывается "чистым знанием", совпадающим с "началом" логической идеи, которое Гегель определяет как "чистое бытие".

Каждая последующая ступень в развитии логической идеи оказывается истиной предыдущей, а вся логическая идея, в ее развертыва­нии от "начала" до "конца", выступает как абсолютное знание и по­этому как абсолютное добро. Развитие идеи понимается Гегелем в чисто логическом смысле, оно происходит вне времени и пространства. Эти особенности Гегелева понимания развития необходимо учесть, чтобы стали ясны его "правила игры".

Идея — это целостная абсолютная мысль, которая имеет, по Гегелю, совершенно определенный, хотя и бесконечный — в его понимании — смысл: это идея истины и добра. Истина и добро — цель, содер­жание и смысл вселенского процесса. Мир, по Гегелю, есть воплощение идеи истины и добра, которые выступают в то же время не как некая готовая и покоящаяся сущность мира, а как бесконечный процесс. Сущность основных ступеней развития логической идеи состоит, по Гегелю, в следующем:

1. Логика — это идея в себе и для себя.

2. Природа — идея в ее инобытии.

3. Дух — идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия.

Философия Гегеля пронизана своеобразным гуманизмом, поскольку мир выступает у него как воплощение истины и добра, а не лжи и зла. Логическая идея, мир описываются Гегелем, таким образом, в антропомор­фных терминах. Он наделен чисто человеческими качествами, отчуж­денными от реального человека. Примечательно, что главным из этих качеств ока­зывается интеллект, который несет в себе истину и добро. Интеллект сам выступает своим предметом, объектом познания и одновременно познающим себя субъектом, своим источником, целью и ее осуществле­нием.

Можно ли больше возвеличить интеллект, превратив его в сущность и творца мира, чем это сделал Гегель? Мы должны найти ответ на этот вопрос.

Основное содержание своей философии Гегель изложил в "Энциклопедии философских наук" (1817). Позднее этот труд издавался под названием "Система философии", которое более точно передавало его смысл. "Энциклопедия философских наук" включает "Науку логики" (называемую обычно "Малой логикой"), "Философию природы" и "Филосо­фию духа". Наибольший интерес в рассматриваемом нами отношении представляет "Наука логики". Последняя ранее была разработана Гегелем в более развернутой форме, называемой обычно "Большой логикой" (1812-1816). Отдельные части философской системы Гегеля в более полном виде были изложены в "Феноменологии духа" (1807), "Философии права" (1821), "Лекциях по истории философии", "Философии истории", "Лекциях по эстетике", "Лекциях по философии религии".

 

8.2. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИКИ

 

8.2.1. Понятие логики

 

В предисловии к первому изданию "Науки логики" (1812) Гегель отмечает, что за последние годы в философии произошло "полное изменение". Прежняя философия ("метафизика") подверглась ра­дикальному искоренению и исчезла из области науки. Теперь уже никто не вспоминает о прежней онтологии, рациональной психологии, космоло­гии и естественной теологии. "Да и прежние доказательства бытия бога излагаются лишь исторически или в целях назидания и ради возвышения духа"[31]. Крушению старой метафизики способствовали наука и здравый смысл. Но в результате образованный народ остался без своей философии. Новая философия, которая назрела, - это логика, "логическая наука, составляющая собственно метафизику или чистую, спекулятивную философию"[32]. Философия должна быть наукой со своим собственным методом, который она не может заимствовать, например, у математики. Философия, как наука, "способна быть объективной, доказательной" (78), а не создавать только химеры, подобно разуму в си­стеме Канта.

Общую характеристику логики Гегель дает во Введениях к "Боль­шой" и "Малой" логикам. Наиболее ясное изложение мы находим во Вве­дении к "Малой логике".

Гегель отмечает, что в логике, как ни в какой другой науке, чувст­вуется потребность "начинать с самой сути дела, без предварительных размышлений". В других науках основному изложению предшествуют рассуждения о предмете и методе науки, ее характере. В логике же все это должно составить ее содержание, знание о логике как науке может быть только конечным результатом ее изложения. Однако Гегель предваряет изложение логики весьма существенными разъяснениями.

Гегель определяет логику как учение о категориях, учение о "чи­стой мысли", "системе чистого разума, царства чистой мысли". Это царство есть истина в ее чистом виде, истина без покровов, "в себе и для себя самой". Мир — это чистая мысль, "объективное мышление" и, следовательно, истина. В качестве родоначальника такого взгляда Гегель называет Анаксагора, который первым определил сущность мира как мысль.

Чистая мысль, царство истины выступает, далее, в одном из своих определений, как бог. Понятие бога проходит через всю систему Гегелевой логики как одно из определений мысли, чистого разума. При этом, одна­ко, "чистая мысль" выступает у Гегеля как более глубокое определе­ние мира, чем бог. "Чистая мысль", или разум,  - это определения на уровне "понятия", а бог — на уровне "представления".

Сведение мира к мысли, а мысли - к логике вводится Гегелем без каких-либо прямых доказательств. В этом исходном основании своей философии Гегель, таким образом, находится целиком в пределах того догматического способа философствования, какое было у Канта, Фихте и других философов-идеалистов. Способа философствования, который Гегель в других отношениях весьма сильно критиковал. Но, может быть, Гегель избирает другой способ доказательства оснований своей фило­софской системы — самим ходом построения своей философии? В таком случае доказательство оснований должно быть конечным результатом его философии. Мы должны это выяснить.

Старая, так называемая формальная, логика, по убеждению Гегеля, настолько бессодержательна, что стала уже даже "предметом презрения". Новая логика, получившая значение наиболее общей философской теории – метафизики, коренным образом отличается от прежней. Старая логика была учением о формах мышления, которые противопоставлялись независимому от них содержанию — вещам. В новой логике форма и со­держание совпадают. Логика становится содержательной наукой. Предметом новой логики становится чистая мысль, которая является сущностью мира. Развитие чистой мысли выступает одновременно ее формой и содержанием. Логика, по Гегелю, изучает развитие развития. Развитие, таким образом, выступает одновременно в качестве содержания и формы, которые оказываются тождественными.

Новый взгляд на логику, в которой форма совпадает с содержанием, логика становится содержательной, был крупным шагом вперед в трактовке мышления, интеллекта. Этот шаг означал расширение содер­жания и значения логики, которая приобретает статус метафизики, наиболее фундаментальной части философской науки. Вместе с тем редукция фундаментальной философии к логике содержала в себе и глубоко негативный момент, поскольку была следствием редукции объективного мира к мысли.

Логика Гегеля — учение о развитии мысли, развитии понятий, или, иначе, диалектика мысли. Рассматривая сущность развития мысли, Ге­гель вводит представление о трех ступенях движения логической мысли, которые, впрочем, он называет также сторонами или моментами мысли. Мысль, понятие обладает способностью самодвижения, понятие "ведет само себя дальше", поскольку содержит в самом себе отрицательное. Кант в своих антиномиях останавливается на констатации абстрактной отрицатель­ности и не идет дальше. Понятия у Канта неспособны к развитию бла­годаря их внутренней отрицательности. Однако истина состоит в том, чтобы увидеть в отрицательном положительное и перейти к синтезу противоположных понятий.

Гегель различает, таким образом, три ступени, или стороны, диалектического движения мысли: определение — противополагание — соединение. Эти ступени он определяет также как тезис — антитезис — синтез. Вторая ступень выступает у Гегеля как отрицание первой, син­тез - как отрицание отрицания. Такой способ мышления, которому Гегель придает всеобщее значение, получает название отрицания отрицания, или абсолютной отрицательности. Отрицание отрицания служит наиболее широким законом построения всей философской системы Ге­геля.

Первую ступень развития мысли (определение, тезис) Гегель оценивает как абстрактную, или рассудочную, вторую (противополагание, ан­титезис) — как диалектическую, или отрицательно-разумную, третью (соединение, синтез) — как спекулятивную, или положительно-разумную. В целом этот способ мышления философ называет диалектическим.

Диалектика состоит в том, что первое и непосредственное положительное определение вещи снимается его противоположностью, отрицанием, которое далее приводит к синтезу противоположностей, представляющему собой возврат к первому, положительному определению, внутренне обогащенному его отрицанием. Таков, по Гегелю, всеобщий логический ход мысли, как объективного мышления, так и субъективного.

Диалектика "является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности. Диалектичес­кое есть также душа всякого истинно научного познания"[33].

Диалектику нельзя смешивать с софистикой, сущность которой со­стоит как раз в том, что она пользуется односторонними и абстракт­ными определениями в их изолированности. Диалектика "имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира"[34].

Диалектическая логика, по Гегелю, имеет дело не с абстрактно-всеобщим (или общим), а с конкретно-всеобщим (общим), т.е. всеобщим (общим), "охватывающим также богатство особенного"[35]. Понятие кон­кретно-общего или конкретно-всеобщего является одним из крупнейших открытий Гегеля, которое до сих пор далеко не полностью понято и признано и во многом опередило науку не только XIX, но и, по нашему убеждению, XX в. Скрытый кризис современной фундаментальной науки во многом связан, как нам представляется, с тем, что конкрет­ные науки до сих пор оперируют по существу старыми, абстрактно-все­общими понятиями. До Гегеля наука и логика имели дело с понятиями, которые считались тем более глубокими и истинными, чем они больше абстрагировались от частного, единичного. В определенном отношении предельная общность и абстрактность понятий являются непрелож­ным условием научности, истинности. Так, закон сохранения энергии потому и является великим законом физики, что указывает безусловно общее, не подверженное никаким случайным колебаниям — сохранение энергии безотносительно к ее форме. Гегель первый в истории человеческой мысли понял, что с определенного момента абстрактно-всеобщие понятия, исключающие особенное, различия и, следовательно, противоречия, становятся мертвыми, безжизненными. Конкретно-всеобщее понятие включает в себя все содержание абстрактно-всеобщего понятия, но также — своеобразным способом - особенное, различия, противоречия. Способ включения особенного, различия, противоречия во всеобщее (или общее) - одна из сложнейших проблем философии, которую Гегель в существен­ной мере решает, впадая в то же время в крупные ошибки, обусловлен­ные самой сутью его философии как "учения о чистой мысли".

Изучение новой логики с ее принципами абсолютной отрицательно­сти (отрицания отрицания) и конкретно-всеобщего Гегель считал условием приобретения "абсолютной культуры и дисциплины сознания"[36].

 

 

8.2.2. Три отношения мысли к объективности

 

Отношение философской мысли к объективному миру является для Гегеля одним из коренных вопросов, рассмотрение которого он предпосылает изложению своей логики. Этому вопросу посвящен довольно обширный раздел "Малой логики" (§§26—78). В нем философ дает оценку всем основным течениям прежней философской мысли, определяя таким образом место и задачи своей фи­лософской системы в истории мировой философской мысли.

А. Первое отношение мысли к объективности Гегель определяет как "метафизику". Это "наивный образ мышления, который, не сознавая еще противоположности мышления в себе самому себе, содержит веру, что посредством размышления познается истина и что она обнаруживает перед сознанием то, что объекты суть поистине"[37].

В этом убеждении, считает Гегель, живут все начальные ступени философии —"прежняя метафизика", "которая существовала у нас до кантовской фи­лософии", а также все науки и "даже повседневная деятельность и движение сознания".

По Гегелю, прежняя метафизика, признавая познаваемость существующего, стоит выше позднейшей критической философии. Однако она "не выходила за пределы лишь рассудочного мышления". Ее способ мышле­ния Гегель определяет как предикатирование, т.е. приписывание миру ("абсолютному") предикатов: "бог обладает бытием", "мир конечен", "мир бесконечен" и т.д. Коренной недостаток такого способа мышле­ния заключен, по мнению философа, в том, что вещи (богу, миру) внеш­ним образом приписывается, прилагается признак, выражаемый предикатом (существует, конечен, бесконечен). В новой логике само понятие (бог, мир) должно развиваться из самого себя.

Рассудочное мышление всегда оперирует конечным и не достигает уровня разума, который схватывает, постигает бесконечное. "...Мышле­ние по своей сущности в себе бесконечно". Конечность рассудка Ге­гель усматривает в том, что рассудок оперирует отдельными, изолированными предикатами, отдельными определениями, которые противопостав­ляются друг другу (например, конечное бесконечному). Старая ме­тафизика задавалась вопросом о конечности или бесконечности мира. При этом бесконечность "прочно противопоставлялась конечному" и тем самым получала конечный смысл как "другое конечное".

Мышление же "в себе", чистое мышление не имеет предела в себе, бесконечно. Поэтому когда мы делаем предметом своей мысли саму мысль, мы не выходим за пределы мысли и имеет дело, следовательно, с бесконечностью.

Эта метафизика сделалась догматизмом, так как, согласно природе конечных определений, она вынуждена была принимать одно из двух противоположных утверждений, полагая другое ложным.

Метафизика включала онтологию (учение об абстрактных определениях сущности), рациональную психологию (рассматривавшую метафизическую природу души), космологию (учение о мире), естественную или рациональнуютеологию (учение о боге).

В. Второе отношение мысли к объективности   выразилось в эмпиризме, возникшем благодаря потребности в конкретном содержании в противовес абстрактным теориям рассудка. Эмпиризм стремился искать истинное в опыте. В эмпиризме заложен великий принцип, гласящий, что то, "что истинно, должно быть в действительности и наличествовать для восприятия". Основная ошибка эмпиризма заключалась в том, что, пользуясь метафизическими категориями — материя, сила, одно, многое, всеобщность, бесконечность и т.д., он не осознавал, что сам содержит в себе метафизику, и пользовал­ся этими категориями "совершенно некритично и бессознательно".

В призыве эмпиризма изучать природу "заключается существенно правомерный момент". "Здесь", настоящее, посюстороннее должно было заменить "паутину и туманные образы абстрактного рассудка"[38]. Этим приобреталась прочная опора мысли. Однако эмпирики считали восприятие формой постижения внешнего мира, но восприятие всегда есть нечто единичное и преходящее.

Эмпиризм преимущественно пользовался анализом, который фактически превращал конкретное в нечто абстрактное. Анализ давал большое преимущество перед абстрактным мышлением прежней метафизики. Однако эмпиризм имел дело с конечным, а не бесконечным.

Развитие эмпиризма привело к появлению материализма. Гегель полагал, что всеобщность и необходимость, выраженные в философских категориях материи, пространства, времени и т.д. невозможно совместить с множе­ственностью, заложенной в опыте.

Как развитие эмпиризма Гегель рассматривает далее критическую философию Канта. Последняя, как и эмпиризм, считает опыт единственной почвой познания, но признает право не на истину, а лишь на познание явлений. Согласно критической философии противоположность субъективного и объективного целиком находится внутри опыта. Объективностью называется в ней всеобщность и необходимость, которые объявляются априор­ными. "...Критическая философия требовала, чтобы, раньше, чем приступить к познанию, мы подвергли исследованию способность познания". С этих позиций получается, "что мы должны познавать до того, как приступим к познанию, что мы не должны войти в воду раньше, чем научимся плавать"[39].

Гегель основательно рассматривает учение Канта о душе, мире и боге. Он отмечает несомненную заслугу Канта в формулировании антиномий чистого разума. "...Установление этих антиномий все же остается очень важным и достойным благодарности результатом критической философии"[40]. Однако Гегель убедительно показал, что доказательства антиномий Кантом имеют мнимый характер, они основаны на том, что то, что необходимо доказать, уже заранее содержится в посылках. Кроме того, Кант ошибочно ограничивается лишь четырьмя антиномиями. На самом деле антиномии содержатся во всех понятиях и составляют диалектичес­кий момент логического. Ошибка Канта заключается также в том, что он ограничивает антиномии сферой разума, "нежничает с мирскими вещами". Антиномии объявляются Кантом принципиально неразрешимыми, однако в диалектике они разрешимы.

В философии Канта познаваемо (в известном уже смысле) лишь конечное, "между тем как бесконечное превышает силы мышления"[41].

С. Третье отношение мысли к объективности выражено в учении о познании как непосредственном знании, или вере. По Гегелю, такое понима­ние познания основано на неправомерном противопоставлении веры, непосредственного знания, мышлению. На самом деле, убедительно показывает Гегель, всякая вера, религия, нравственность, будучи в определенном смыс­ле непосредственным знанием, "все же всецело обусловлены опосредствованием, которое носит название развития, воспитания, образования"[42]. Точка зрения самостоятельного непосредственного знания приводит к то­му, что всякое суеверие и идолопоклонство объявляются истиной.

Крупным пороком изложенной точки зрения на отношение к объективности Гегель считает отрицание необходимости метода познания.

* * *

Три отношения мысли к объективности — это по существу три способа мышления, или три типа интеллекта, которые выделяет Гегель в истории развития человеческого познания. Представляется, что Гегель подметил ряд существенных сторон исторических типов интеллекта, однако указанные три типа выделены не вполне "в фокусе", со значительным "смещением" акцентов: Гегель фактически завуалировал противоположность двух основ­ных типов интеллекта - реалистического и антропоморфического, или фан­тастического. Причина такого смещения акцентов заложена в самой глубинной позиции философа, в коренных особенностях вводимого им типа интел­лекта.

 

8.2.3. Структура логики

 

Наука логики распадается на три части:

I. Учение о бытии.

II. Учение о сущности.

III. Учение о понятии.

Эти части представляют собой учение о мысли: 1. В ее непосредственности — о понятии в себе; II. В ее рефлексии и опосредствовании — о для-себя-бытии и видимости понятия; III. В ее возвращении в самое себя и ее развитом у-себя-бытии — о поня­тии в себе и для себя. Смысл учения заключается в том, что мир есть развивающееся логически понятие: первоначально оно выступает в своем наиболее простом виде, в его непосредственности — в бытии, которое есть "понятие в себе", т.е. неразвернутое понятие; сущность, как более высокая ступень развития и выявления понятия, характеризуется опосредованностью и внутренним отражением (рефлексией); в собственно понятии оно выступает в сво­ем полностью развернутом виде, т.е. в себе, или у-себя, и для-себя.

Все, что развивается, должно развиваться из чего-нибудь и для чего-нибудь. Поэтому проблема развития предполагает три вопроса: что, из чего и для чего. Три ступени или определения науки логики представляют собой ответы на эти вопросы. Бытие — что развивается, сущность — из чего развивается, понятие — для чего развивается. Развитие, согласно Гегелю, имеет, таким образом, свою цель. "Сила", которая движет миром, т.е. мыслью, — это стремление к истине, кото­рой является понятие мира.

В членении логики на три части Гегель использовал уже традици­онное, открытое еще античной философией, деление мира на явление и сущность. Бытие по сути дела выступает у него как аналог явления. Однако Гегель далее вводит своего рода сверхсущность — понятие, которое лежит глубже, чем сущность, в недрах бытия, которое оно определяет. Понятие, в соответствии с принятой Гегелем исходной концепци­ей идеи, выступает как истина бытия и сущности. Последние, таким образом, оказываются у него неистинными: бытие неистинно потому, что оно непосредственно, а сущность — поскольку опосредствована. Понятие как истина выступает в качестве высшего синтеза, в котором "в снятом виде" содержатся бытие и сущность. Смысл логической идеи, мировой мысли — движение к истине. Различение бытия, сущности и понятия Гегель вводит как предваряющее последующее изложение логики, т.е. без обоснования, доказа­тельств, которые, как он утверждает, будут получены самим ходом рассмотрения мысли.

Членение логики целиком построено на предварительно введенном понимании диалектического развития как саморазвития мысли из самой себя через свое собственное определение (непосред­ственное), отрицание (опосредствованное) и отрицание отрицания (синтез).

Логика Гегеля делится также на объективную логику (учение о бытии и сущности) и субъективную логику (учение о понятии).

 

8.2.4. Проблема начала

 

Изложению учения о бытии в "Большой логике" Гегель предпосылает проблему начала  ("С чего следует начинать науку?"). Этот фрагмент гегелевской философии представляет большой интерес и обладает немалой эвристической ценностью для понимания природы интеллекта. Постановка проблемы начала характерна только для достаточно развитой науки, предмет, структура и метод построения которой становятся для нее специальным предметом исследования. Такая саморефлексия даже в конце XX в. присуща далеко не всем отраслям науки. Самой постановкой и осмыслением проблемы начала философия Гегеля, стремящаяся к научности, во многом опередила конкретные науки. Ее эвристический потенциал в заметной степени остается еще не реализованным современной наукой. Заложенный в философии великого мыслителя интеллектуальный потенциал не утратил своего значения и в настоящее время, накануне XXI столетия.

Проблема начала возникает в науке тогда, когда последняя готова представить себя в виде хорошо разработанной и осмысленной целост­ной системы. Проблема начала — весьма существенный элемент теории. Проблема начала затрагивает как основное содержание и фундаменталь­ные идеи науки, познания в целом, так и язык науки.

Проблема начала формулируется Гегелем как проблема начала науки. Однако, поскольку наука логики рассматривается им как изложение объективной логики развития мысли, логики развития объективного мышления, начало понимается Гегелем как объективное логическое начало мирового мышления, абсолютной логической идеи. Так как одним из определений объективной логической идеи, или абсолюта, является понятие бога, начало должно выступать как начало бога. Однако философ от такого прямого вывода уклоняется, рассматривая начало только как начало познания бога.

Итак, Гегель вводит представление о начале мирового разума, логическом начале мирового мышления, абсолютной идеи. В этом представлении заложены, скажем точнее – начинаются, сильные и слабые стороны философии Гегеля.

В проблеме начала заключена дилемма: начало системы может быть либо непосредственным, т.е. собственно началом, либо опосредствован­ным, т.е. фактически не быть началом. Если начало непосредственно, т.е. ему не предшествовал выбор и обоснование, то оно случайно и из него не может возникнуть что-либо существенное, хорошо построен­ная целостная система (из случайного может возникнуть только слу­чайное). Следовательно, случайное начало не может быть началом систе­мы. Но тогда начало должно быть обоснованным и, следовательно, ока­зывается уже не началом. Более того, путь обоснования, отбора начала, как было показано еще скептиками, уводит в бесконечность. Дилемма начала была признана поэтому скептиками неразрешимой. Ничто не может быть начато: ни в объективном мире, ни в человеческом мышлении.

Невозможность начала чего-либо — одно из выражений метафизики как представления об абсолютно неподвижном мире. Первый шаг, который делает Гегель в решении проблемы начала, заключается в утверждении, что все в мире является единством непосредственного и опосредованного:" …нет ничего ни на небе, ни в приро­де, ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы в такой же мере непосредственность, в какой и опосредствование, так что эти два определения оказываются нераздельными и неразделимыми, а указанная противоположность между ними — чем-то ничтожным"[43]. Следующий шаг, который Гегель явственно не формулирует и не обосновывает, заключается в безусловном признании того, что начало должно быть. Идея развития выступает у Гегеля скрытым безусловным основанием его хода мысли. Система логики, т.е. объективная логика и ее теоретичес­кое изложение должны иметь начало, так как они не могут быть чем-то раз навсегда данным и заданным. Это начало — логическое начало. Оно должно быть предельно простым, абстрактным и всеобщим.

Таким началом логики оказывается чистое знание, которое есть чистое бытие, бытие "без всякого дальнейшего определения". Понятие чистого бытия имеет в философии Гегеля опосредствованный характер, поскольку оно выведено ранее в его "Феноменологии духа" как итог движения от непосредственного сознания к высшему знанию, к понятию науки как чистому знанию. Однако в логике чистое знание как чистое бытие выступает в качестве абсолютного начала, которому в логике ничто не предшествует.

Чистое бытие у Гегеля — это мысль и как знание, и как воление и хотение. Чистое бытие — начало логики, но начало не исче­зает в последующем развертывании мысли. Каждый дальнейший шаг мыс­ли — это его, бытия, "дальнейшее определение". "Таким образом, начало философии есть наличная и сохраняющаяся на всех последующих этапах развития основа, есть то, что остается всецело имманентным своим дальнейшим определениям"[44].



2019-11-13 212 Обсуждений (0)
Идеализм  и  диалектика 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеализм  и  диалектика 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)