Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеализм  и  диалектика 6 страница



2019-11-13 218 Обсуждений (0)
Идеализм  и  диалектика 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

9.3.2. Определенное количество

 

"Количество, существенно положенное с содержащейся в нем определенностью, исключающей все прочие, есть определенное количество, ограниченное количество" (247).

Если чистое количество соответствует бытию, то определенное количество есть наличное бытие количества.

Свое полное развитие и определенность определенное количество находит в числе. Элементом числа является единица. Число, как и его элемент – единица, содержит в себе как свои качественные моменты множество — со стороны момента дискретности — и единство — со стороны момента непрерывности.

В арифметике обычно формы исчисления (сложение, вычитание и т.д.) даются как случайные действия над числами. Гегель показывает, что на самом деле эти действия обусловлены определениями, содержащимися в самом понятии числа. Эти определения понятия числа суть множе­ство и единство.

9.3.3. Степень

Степень (ближайшим образом — возведение в квадрат) является интенсивной величиной, в отличие от заключенного в определении числа многообразия как экстенсивной величины. Интенсивная и экстен­сивная величины взаимосвязаны. Так, известная степень температуры есть интенсивная величина, которая однако изменяется вместе с температурой как экстенсивной величиной.

Определенное количество по своему понятию есть постоянное выхождение за пределы самого себя, оно может быть увеличиваемо или уменьшаемо до бесконечности. Гегель обращается поэтому к понятию бесконечного количественного прогресса, количественной бесконечно­сти. Рассудок мыслит количественную бесконечность в виде дурной бесконечности. Гегель цитирует стихи поэта Галлера, содержащие "знаменитое описание бесконечности бога":

Нагромождаю чисел тьму,

Мильоны складываю в горы,

Ссыпаю в кучу времена,

Миров бесчисленных просторы;

Когда ж с безумной высоты

Я на тебя взгляну, то ты –

Превыше не в пример

Всех чисел и всех мер:

Они — лишь часть тебя.

 

Кант назвал эту бесконечность страшной, Гегель заявляет, что в ней "страшна, пожалуй, лишь скука, вызываемая в нас никогда не прекращающимся, поочередным полаганием границы и снятием ее, так что в конце концов не двигаешься с места" (253). То, что для одного страшно, то для другого — скука! — Прекрасная характеристика различия двух типов интеллекта!

Количественная бесконечность должна быть понята как истинная бесконечность, противоположная унылому "прогрессу в бесконечность". К тому же вопреки обычному рассудочному мышлению бесконечность не сводится к количественной, она есть прежде всего качественная бесконечность.

В примечании к понятию количественной бесконечности, данном в "Большой логике", Гегель высказывает глубокую критику первой анти­номии Канта. Кант доказывал невозможность бесконечного времени следующим образом: утверждение о том, что мир не имеет начала во времени, означает, что для всякого данного момента времени протекла вечность, но бесконечность ряда в том и состоит, что он никогда не может быть закончен. Гегель отмечает, что Кант заранее допускает то, что должно быть доказано. Кант полагает, что в "данный момент" время завершено, как будто бы время не течет дальше. Истинное поня­тие бесконечности времени предполагает отсутствие как начала времени, так и его конца.

В степени определенное количество обнаруживает свойство быть внешним самому себе, которое выступает как качество количества. Понятие количества, таким образом, "содержит в себе противоречие, и это-то противоречие и составляет диалектику количества" (257). Результатом этой диалектики оказывается не просто возвращение к качеству, а "единство и истина их обоих, качественное количество, или мера" (257).

Рассматривая диалектику качества и количества, их двойного пере­хода друг в друга, Гегель вводит понятие об одном из важнейших законов диалектики — перехода количества в качество и качества в количество. Это составляет одно из важнейших философских открытий Гегеля, одно из важнейших достижений нового типа интеллекта.

Заметим, однако, что переход количества в качество Гегель выводит довольно искусственно. Вряд ли можно считать, что степень и степенное отношение являются таким содержательным состоянием количества, которое может служить высшим выражением количества вообще, матема­тики чисел и основой для глубоких философских заключений. Сравнительная бедность представлений Гегеля о количестве и числе была обусловлена уровнем математики того времени, наиболее сложным разделом которой, используемым Гегелем, было дифференциальное и ин­тегральное исчисление — достижение математики ХVII в. Трактовка ко­личества, числа выглядела бы намного содержательнее, если бы она учитывала позднейшие достижения математики, в особенности теорию бесконечных множеств Г. Кантора, появившуюся в последней трети ХIХ в. Однако в диалектике количества и качества, при всей скудости эмпи­рического материала, Гегель обнаруживает поразительную проницательность.

 

9.4. МЕРА

 

"Мера есть качественно определенное количество прежде всего как непосредственное; она есть определенное количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество" (257).

Мера имеет столь же всеобщий характер, как качество и количест­во. Заметим, что философ еще не употребляет здесь термин "всеобщее", который должен появиться позднее, но по существу речь идет именно о всеобщности вводимых им определений.

Меру, согласно Гегелю, можно рассматривать как одно из определе­ний абсолюта: "бог есть мера всех вещей". Гегель отмечает, что такое понимание бога нашло свое выражение в религиозном сознании. В воз­зрениях древних греков божественность меры в ее нравственной форме изображена в виде Немезиды. Все человеческое — богатство, честь, мо­гущество, радость, печаль и т.д. — "имеет свою определенную меру, превы­шение которой ведет к разрушению и гибели" (258). Расточительное использование богатства и здоровья ведет к разорению и болезням. Мера заключена также повсюду в предметном мире, в неорганическом и органическом. Солнечную систему вообще можно рассматривать как "царство свободной меры". В неорганической природе мера как бы от­ступает на второй план, однако в конечном счете она присутствует во всем. Более заметна мера в органической природе, причем тем боль­ше, чем более сложные уровни органического мы рассматриваем.

Поскольку мера — это непосредственное единство качества и количества, эти определения бытия (качество и количеств) даны первоначально как независимые друг от друга, как другие друг для друга. Поэтому изменение количества первоначально выступает как безразличное для качества: при изменении количества (которое вооб­ще как таковое есть "выхождение за свои пределы") качество оста­ется неизменным. Однако безразличное вначале изменение количества приводит к нарушению меры, что означает изменение качества. Изменение количества до определенного момента "кажется невинным", что "представляет собой как бы хитрость, посредством которой уловляется качественное" (259). Эту хитрость меры древние греки представили в виде парадоксов "кучи", "лысого" и т.д. Создает ли прибавление одного пшеничного зерна кучу, становится ли хвост лошади го­лым, если вырвать из него один волос? Наступает момент, когда прибавление одного зерна создает кучу, а вырывание одного волоса ого­ляет хвост.

На первый взгляд кажется, что государственное устройство без­различно к размеру территории, численности населения и т.д. Однако "конституция маленького швейцарского кантона не годится для вели­кой империи, и точно так оказалось непригодным государственное устройство Римской республики, когда оно было перенесено на небольшие немецкие имперские города" (260).

Переходы количества в качество и качества в количество образуют бесконечный прогресс, бесконечную узловую линию мер. В понятии узловой линии мер в философии Гегеля все более явственно и определенно проступает концепция единого закономерного мирового процесса, одна из стержневых идей системы немецкого философа. Она является основополагающей, например, для концепции исторического процесса, концепции мировой истории.

Нарушение меры означает, что существует безмерное, которое лежит глубже, чем мера. Понятие бесконечной узловой линии мер вновь приводит, на новом уровне, к логической проблеме дурной бесконечности, которая может стать тупиком мысли, бесплодным чередованием мер. Для выхода из логического тупика Гегель использует полученный ра­нее результат — диалектику истинной бесконечности.

В бытии все непосредственно и переходит в другое. Качество пере­ходит в количество, количество - в качество. В переходе происходит исчезновение одного и возникновение другого. Но качество пере­ходит в количество потому, что оно есть в-себе-количество, а количество переходит в качество, поскольку оно — в-себе-качество. Поэтому на более глубоком уровне бытия, в его основании, оказывается, что качество и количество не исчезают в переходах, а полагают себя тем, чем они уже были в себе. В основании бытия, следовательно, существует уже не переход, а отношение одного к его другому. Это основание бытия есть сущность.

В бытии все непосредственно, а его определения переходят друг в друга. В сущности же все относительно. В бытии бытие и ничто берутся для себя. Совершенно иначе обстоит дело в сущности. В сущ­ности бытие и ничто выступают как положительное и отрицательное. "Но положительное, взятое для себя, лишено смысла, оно непременно соотнесено с отрицанием" (263). В бытии эта соотносительность на­ходится в скрытом, имплицитном виде ("в себе"), в сущности же она становится явной, т.е., по терминологии Гегеля, "положенной".

Мера выступает как завершенное бытие. Бытие развивается через самоопределение в себя, в свое основание, которым оказывается сущ­ность. Сущность — это прошедшее (в логическом смысле) бытие.

 

* * *

Подведем некоторые итоги. Общий смысл рассмотренной нами части Гегелевой логики (учения о бытии) заключается в следующем. Мир есть логическая мысль, которая развивается вне времени и простран­ства, начиная со своего простейшего состояния — чистого бытия. Это исходное положение вводится философом в его логике без каких-либо предварительных доказательств, без ссылок на факты и методы их об­общения. Гегелю, как и всей до него существовавшей идеалисти­ческой философии, вообще чужда мысль, что философские теоретические положения необходимо выводить из эмпирических фактов определенными методами, включающими способы проверки достоверности выводов.

Гегель справедливо утверждает, и делает это неоднократно, что научная философия должна строится на доказательствах. Но как ве­ликий философ понимает доказательства философских идей? Мы долж­ны в конце концов это выяснить.

Основополагающая идея Гегеля заключается в том, что мысль спо­собна к саморазвитию "из себя". Это саморазвитие происходит путем определений: идея последовательно определяет себя, развиваясь из себя, накапливая все более богатое содержание. Чистое бытие определя­ет себя как ничто, которое самоопределяется далее как бытие, дальней­шее их определение заключается в отождествлении бытия и ничто ("бытие и ничто суть одно и то же"). Качество, количество и мера выступают каккрупные определения бытия, которое в конце концов, углубляясь в себя, определяет себя как сущность.

Этот логический порядок Гегель расценивает как объективный процесс движения мысли, объективной мысли. Это убеждение вводится философом как непреложное, не требующее доказательств. Между тем наш интеллект, прошедший школу как прежних исторических форм реа­листического подхода, так и разнообразных форм антропоморфической парадигмы, школу осмысления "доказательств бытия бога", оказавшихся пустыми тавтологиями, школу требований "подвергать все сомнению" и отказа от "идолов" или "призраков" схоластического и религиозно­го мышления, наконец, школу критической философии, превратившей ре­зультаты разума, вследствие его полной изоляции от объективной ре­альности, в пустые химеры, не может принять на веру еще один, на этот раз особенно разработанный и впечатляющий, вариант философии, доказательства которой теряются в тумане.

В порядке категорий, выстроенном Гегелем, просвечивает некая правдоподобная логика: действительно, есть определенный смысл в пе­реходах от бессодержательной констатации пустого бытия, о котором ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть, ко все более определенному и содержательному бытию. Однако существует ли такое самодвижение объективной мысли или же это есть только возможное построение человеческой мысли, располагающей серией категорий, происхождение которых еще следует выяснить?

Изучая Гегелево учение о бытии, читатель мог понять, насколько сложен и необычен интеллект ("дикая мелодия"), вводимый философией Гегеля. Продолжая осмысление этой философии дальше, построив вместе с Гегелем его грандиозную философскую систему, читатель несомненно обнаружит, что его интеллект изменился. Позволительно сказать и так: "соавтор" Гегеля заметит, что его интеллект перешел в некоторое новое измерение. Подчеркнем, однако: читатель-соавтор Гегеля.

Отметим, далее, одну важную особенность философской мысли Гегеля: каждая вводимая им категория, каждое новое "определение" прибавляет некоторое новое содержание к предыдущим. Способ такого построения нуждается в глубоком осмыслении. Важно выяснить, в каком отношении находится добавочное, наращиваемое содержание к уже имеющемуся, наличному. Прежде всего, оно, по мысли Гегеля, в скрытом и неполном виде содержалось в предыдущем. Это делает переход к новой категории логически оправданным. Однако новое содержание не могло заключаться в предшествующем в готовом виде, так как иначе не было бы развития логической мысли. Последовательное прибавление некоторого нового содержания, отсутствовавшего в предшествующей категории, - "секрет" построения Гегелевой системы философии. Нам остается при этом отслеживать, насколько логично вводится новое содержание, т.е. насколько оно заключалось в предыдущем и насколько оно действительно новое, в предыдущем отсутствовавшее. Необходимо в конечном счете устано­вить, действительно ли способы наращивания содержания мысли присущи реальной мысли или же они являются искусственными.

Переход от чистого, абстрактного бытия к определенному бытию не случаен, в нем есть некая логическая связь, но определенность как таковая не заключена в готовом виде в абстрактном, лишенном определен­ности, бытии. Действительно ли неопределенное самопроизвольно спо­собно становиться определенным? Или же в конечном счете это искус­ственно построенная логическая связь? По существу, как мы увидим дальше, в этом заключается конечный секрет диалектики, секрет природы реального мира и его мысленного отображения.

 

 Тема 10. ФИЛОСОФИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ. НАУКА ЛОГИКИ. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ

 

10.1. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ

 

"Сущность есть понятие как положенное понятие; в сфере сущности определения суть лишь относительные, но еще не рефлектированные в се­бя самое; поэтому понятие здесь не есть еще для себя. Сущность как бытие, опосредствующее себя собой через свою же отрицательность, есть отношение с самой собой, лишь будучи отношением с другим; это другое, однако, есть не как непосредственно сущее, а как положенное и опосредствованное. Бытие не исчезло в сущности, но, с одной сторо­ны, сущность как простое отношение с самой собой есть бытие, а с дру­гой — бытие в его одностороннем определении есть непосредственное, низведено лишь к отрицательному, к видимости. Сущность тем самым есть бытие как видимость в себе самой" (264).

В понятии сущности можно выделить следующую моменты. 1. Сущность есть положенное понятие. Бытие и сущность в философии Гегеля суть различные определения или проявления понятия. Если бытие — неразвер­нутое понятие в-себе, то в сущности понятие более развернуто, оно уже положено. Положенность по Гегелю означает зависимость, производность от другого, в данном случае — от понятия. 2. Все определения сущности относительны, не имеют смысла вне соотношения друг с дру­гом, как не имеют смысла в отдельности понятия положительного и от­рицательного. 3. Бытие непосредственно, в сущности все опосредствовано. 4. Эта относительность определений является рефлексией определений друг в друга. Рефлексия — это существование в другом, удвоенное су­ществование, отражение в другом. Так, положительное отражено, рефлектировано в отрицательном, ибо отрицательное может мыслиться только как противоположность положительного и, следовательно, определенным способом содержит в себе положительное. Рефлексия имеет взаимный характер: положительное несет в себе "свое другое" - отрицательное, отрицательное несет в себе положительное. 5. Бытие как непосредстве­нное не исчезло в сущности как опосредствованном, оно лишь сведено к отрицательному, к видимости. Сущность есть бытие как видимость в себе самой, рефлексия в себе самой.

Сущность — истина бытия; погруженное в само себя бытие, нечто пребывающее под непрестанными переходами качественных состояний в количественные и обратно.

Главное открытие, заложенное в учении о сущности, — открытие рефлексии, глубокой взаимосвязи определений бытия, их отражения в другом, удвоенного существования. По сути дела это есть открытие глубинных связей вещей объективного мира и, соответственно, их отражений в понятиях, которые (связи) Гегель представил как чисто духовные, мы­слительные связи. На уровне бытия в логике Гегеля все резко опреде­ленно: бытие есть бытие, ничто есть ничто. Они переходят друг в дру­га, но истина этих переходов скрыта в сущности. Истина бытия заключается в том, что бытие содержит в себе небытие, а небытие — бытие, т.е. они выступают как противоположности, имеющие двойное существование — в-себе и в-другом. Рефлексия означает наличие противоречий во всем.

Логика Гегеля, таким образом, делает огромный шаг вперед по сравнению с философией Канта. В основе последней лежит скрытое представление о том, что вещь-в-себе и вещь-для-нас, ноумен и феномен, сущность и явление абсолютно независимы, разделены непроходимой пропастью, абсолютной гранью. Эта парадигма является источником агностицизма Канта, его концепции интеллекта, способного порождать толь­ко химеры, не имеющие никакого отношения к реальному миру вещей, к реальной жизни. Та же парадигма лежит и в основе трактовки Кантом конечного и бесконечного: эти понятия абсолютно разграничены и не­проницаемы друг для друга.

Гениальное открытие Гегеля заключается в обнаружении глубинной внутренней связи вещей, их взаимопроникновения, взаимной рефлексии друг в друге, внутреннего противоречия и переходов противоположно­стей друг в друга. Взаимная рефлексия как внутреннее противоречие является источником движения и развития, глубинной жизненности и многообразия мира. Хотя по сложившейся традиции открытиями, получа­ющими общественное признание, считаются только выдающиеся достижения естественных наук, например, гелиоцентрическая система Коперника, законы Ньютона, теория Дарвина и т.д., открытие рефлексии — важней­шей стороны и механизма как вещей, так и отображающего их интеллекта, бесспорно может быть названо великим научным открытием, своего рода коперниканским переворотом в интеллекте. Открытия в области философии в исторический период, справедливо названный "предысторией человечества", когда достижения наивысших уровней интеллек­та еще не приобрели значения высших ценностей, к сожалению, еще не получают такого общественного признания, как достижения в частных областях человеческого знания. Можно предположить, что они станут таковыми в XXI столетии, судьбы которого, по нашему убеждению, будут глубоко зависеть от решения философских проблем человеческого су­ществования.

В развитии сущности встречаются те же определения, что и в развитии бытия, но в рефлектированной форме. Вместо бытия и ничто выступают теперь по­ложительное и отрицательное.

Сущность есть следующее за бытием определение абсолюта. Учение о сущности представляет собой труднейшую часть логики Гегеля, поскольку сущность выступает здесь как целая система понятий, построение которой вызвало у философа немалые трудности.

Тремя важнейшими последовательными определениями сущности вы­ступают: А. Сущность как основание существования; В. Явление; С. Действительность.

 

10.2. СУЩНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Раздел включает части: а. Чистые рефлексивные определения; в. Существование; с. Вещь.

 

10.2.1. Чистые рефлексивные определения

Анализ сущности Гегель начинает с наиболее абстрактных ее определений, которые называет чисто рефлексивными. Здесь повторяется, на новом уровне, логика бытия, которое первоначально выступало в предельно абстрактном и бессодержательном виде. Наиболее абстрактные определения сущности – тождество, различие и основание.

Тождество

 

Сущность, рефлектированная в себя, т.е. в соотношении с со­бой, выступает как нечто тождественное себе, как тождество с собой.

Тождество — то же самое, что и бытие, но снятое бытие, рефлектированное в себя бытие, т.е. как идеальное. Гегель продолжает трактовку идеального как того, что более сложно, чем непосредственное бытие, т.е. как опосредствованное.

Тождество — дальнейшее определение абсолюта, определение бога: "абсолют есть тождественное с собой".

Гегель различает формальное, или рассудочное, тождество, к которому все привыкли, и истинное, или конкретное, тождество. Формальное тождество полностью абстрагируется от различий, истинное предпола­гает различие, содержит в себе как снятые бытие и его определения.

На формальном тождестве основывается так называемая формальная логика, с ее законами тождества и противоречия. Гегель весьма критически рассматривает законы логики, называя их тавтологиями, которые выступают в качестве законов абстрактного рассудка. Закон тождества гласит: "Все тождественно с собой, А=А". Уже сама форма этого суждения находится в противоречии с ним, так как предикат не дает здесь ничего нового по сравнению с субъектом. "Выражения, следующие этому нормативному закону истины (планета есть планета, магнетизм есть магнетизм, дух есть дух), справедливо считаются глупыми: таков всеоб­щий опыт. Признающая только такие законы школа, а также ее логика, которая серьезно излагает их, давно дискредитировали себя как перед судом здравого смысла, так и перед судом разума" (271).

В уничтожающей критике законов формальной логики Гегель явно перегибает палку: эти законы имеют свой глубокий смысл в пределах своей применимости. Однако он прав, критикуя философское расширительное применение этих законов, когда они оказываются по существу в роли общефилософских законов метафизики (антидиалектики).

 

Различие

 

Сущность как тождество с собой есть в то же время отрицательность, т.е. отталкивание себя от самой себя, следовательно, содержит в себе определение различия. Иными словами, мысля тождество, мы в то же время мыслим и различие, вне противопоставления которому тождество не имеет смысла. Различие - это инобытие, но как находящееся в сущности отрицание.

Рассудок, который не понимает, как от тождества переходят к разли­чию, фактически рассматривает тождество как нечто отличное от разли­чия, т.е. имеет дело лишь с различием и теряет тождество.

В анализе различия Гегель первоначально вводит понятие непосредственного различия, или разности, которое развивается в существенное различие положительного и отрицательного, а последнее переходит в противоположность и противоречие. Противоречие — это противополож­ность самому себе. Все противоположно самому себе. "Различие сущ­ности есть поэтому противоположение, согласно которому различное име­ет перед собой не вообще другое, а свое другое" (276).

Рассудочное мышление останавливается на ступени различий, мыслящий разум углубляет различие до существенного различия, до противопо­ложности и противоречия. Во всяком различии заключено противоречие, которое обнаруживается только диалектически мыслящим разумом. Этот глубокий смысл учения Гегеля о сущности, включающей в себя противоречие, прекрасно изложил В.И. Ленин в конспекте "Науки логики".

"(1) Обычное представление схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а э т о с а м о е в а ж н о е.

(2) Остроумие и ум. Остроумие схватывает противоречие, высказывает его, приводит вещи в отношения друг к другу, заставляет "понятия светиться через проти­воречие", но не выражает понятия вещей и их отношений.

(3) Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности. Лишь поднятые на вершину противо­речия разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению од­ного к другому, — приобретают ту негативность, которая является в н у т р е н н е й п у л ь с а ц и е й с а м о д в и ж е н и я и ж и з н е н н о с т и"[47].

Признание противоречия в самой сущности — это краеугольное положение диалектики Гегеля. Философ высмеивает плоский образ мышления, который за тождеством и различиями не видит противоречий, пытается мыслить реальность без противоречий. "Вместо того, чтобы говорить согласно закону исключенного третьего (который есть закон абст­рактного рассудка), мы скорее должны были бы оказать: все противопо­ложно. И в самом деле нигде: ни на небе, ни на земле, ни в духовном мире, ни в мире природы — нет того абстрактного "или-или", которое утверждается рассудком. Все где-либо существующее есть некое кон­кретное и, следовательно, некое в самом себе различное и противопо­ложное. Конечность вещей и состоит в том, что их непосредственное наличное бытие не соответствует тому, что они суть в себе" (279 — 280). "Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно гово­рить, что противоречие нельзя мыслить"(280).

Мышление противоречиями — одно из главных достижений нового типа интеллекта.

 

Основание

 

Положительное и отрицательное, как стороны противоречия, каждое содержит в себе противоречие себя и своего другого. "Оба, следовательно, суть положенное противоречие, оба суть в себе одно и то же" (280). Поэтому оба погружаются в основание. Основание — единство тождества и различия, истина того, чем оказалось тождество и разли­чие. Оно есть сущность, положенная теперь как целостность (тоталь­ность).

Основание — разрешенное (снятое) противоречие. В основании сущность как бы возвращается к тождеству с собой, но тождеству, заключающему в себе различие и противоречие, т.е. к сущности как целостности. В основании тождество и различие не исчезают, а сох­раняются в снятом виде. Основание есть не только единство, но и различие тождества и различия. Поэтому оно выступает как новое противоречие.

На уровне основания мир сущности делится на основание и обоснованное, или следствие. В этой связи Гегель рассматривает логический "закон основания", который гласит: "Все имеет свое достаточ­ное основание".

 

10.2.2. Существование

 

Сущность первоначально выступает как опосредствование в самой себе. В сущности как целостности (тотальности) опосредствование оказывается снятым, восстанавливается непосредственность наличного бытия, которое есть существование. Существование — это наличное бытие, вышедшее из своего основания.

Существование развертывается как бесконечная последователь-ность оснований и обосновываемых, следствий. Гегель, таким образом, различает реальность, как характеристику непосредственного наличного бытия, и существование, как характеристику сущности.

Существующее есть вещь. Переход от существования к вещи - одно из наиболее искусственных мест в логике Гегеля. Гегель утверждает, что существующее есть вещь.

 

 

10.2.3. Вещь

"Вещь есть тотальность как положенное в едином развитие опре­делений основания и существования" (289).

Понятие вещи выступает как синтез понятий основания и существо­вания.

Вещь есть определенная и конкретная вещь. Ее определения суть свойства, которыми вещь обладает. Свойства — это рефлексия в другое, т.е. существуют в отношении вещи к другим вещам. Свойства нельзя смешивать с качеством. Выражение: нечто обладает качеством — неверно, так как качество непосредственно тождественно нечто, слито с не­что. Хотя вещь и существует лишь постольку, поскольку обладает свойствами, она все же не связана неразрывно со всеми этими свойствами, отдельные из которых она может и терять, не переставая быть тем, что она есть.



2019-11-13 218 Обсуждений (0)
Идеализм  и  диалектика 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеализм  и  диалектика 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)