Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАУКА ЛОГИКИ. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ



2019-11-13 207 Обсуждений (0)
НАУКА ЛОГИКИ. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

"Понятие есть то, что свободно как сущая для себя субстанциальная мощь, и есть тотальность, в которой каждый из моментов есть целое, представляя собой понятие, и положен как нераздельное с ним единство; таким образом, понятие в своем тождестве с собой есть в-себе-и-для -себя-определенное" (341).

Понятие в философии Гегеля характеризуется следующими чертами. 1. Понятие есть то, что свободно. С понятием в философию Гегеля вво­дится весьма важное для нее, для ее дальнейшего развертывания, понятие свободы. 2. Понятие есть сущая для себя субстанциальная мощь. Вся мощь накопленного прежде содержания, объединяемого субстанцией, выступает теперь "для себя", рефлектируется сама в себя, повторяя на принципиаль­но новом уровне бесконечное для-себя-бытие. Иначе говоря, понятие есть бесконечная мощь содержания (субстанции), осознающая самое себя. 3. Понятие есть целостность ("тотальность"), в которой каждый из момен­тов так же есть целостность. Иными словами, понятие - это целостность, состоящая из более частных понятий, образующих систему понятия как тотальности. 4. Понятие есть в-себе-и-для-себя-определенное. Как уже отмечалось, логическая идея развертывается посредством своего собст­венного определения. На заключительной ступени логики понятие высту­пает как в-себе-и-для-себя-определенное, что содержится уже в призна­ке "сущая для себя субстанциальная мощь".

Учение о бытии и сущности представляло собой объективную логику, учение о понятии - субъективную логику. Под понятием Гегель подразу­мевает не понятие в традиционном формально-логическом смысле — как "абстрактное представление". Понятие в философии Гегеля — это высшая ступень развития логического, высшая и предельная форма разума, субъ­ект. Если в объективной логике основным понятием выступает понятие суб станции, ведущее начало прежде всего от философии Спинозы, то в учении о понятии, в субъективной логике, таким понятием является субъ­ект, или "я", получившее ранее развитие в философии Фихте. Философия Гегеля — синтез и развитие двух важнейших понятий, связанных с филосо­фиями Спинозы и Фихте.

По Гегелю, развитие логической идеи в конечном счете есть развитие понятия, которое выступает первоначально в неразвитом виде, как "понятие в себе", в виде бытия, логически переходит в "положенное понятие" – сущность, истиной которой оказывается понятие, вернувшееся к себе и для-себя. Свою философию Гегель называл точкой зрения абсолютного идеализма.

В традиционной логике понятие предстает как абстрактная и простая форма мышления, оказывающаяся чем-то "мертвым, пустым и абстрактным". Напротив, в новой философии, новой форме интеллекта, "понятие есть принцип всякой жизни и есть, следовательно, вместе с тем всецело конкретное" (341). Весьма важным моментом понятия в новом типе интеллекта, вводимом Геге­лем, является представление о понятии как всецело конкретном, а не абстрактно-всеобщем. Конкретное по Гегелю — единство многообразия; конкретно-всеобщее, в отличие от абстрактно-всеобщего — это не пустая и мертвая всеобщность, а всеобщность, включающая в себя различия и, следовательно, многообразие. Гегель гениально понял — до определенного момента — главный порок всякого идеалистического и религиозно­го представления, прежнего типа интеллекта: понимание всеобщего как абстрактно-всеобщего, исключающего различия и многообразие. Таким выступало представление о боге как "неподвижном перводвигателе", в кото­ром по сути дела находит свой конец всякая идеалистическая и религиоз­ная концепция.

Гегель понял, что если всеобщее или абсолютное (идею, бога) считать творцом и истиной всего существующего, то его нельзя понимать как абстрактно-всеобщее, т.е. всеобщее, не включающее в себя различия и, следовательно, неспособное породить бесконечное многообразие мира. Существование конкретно-всеобщего - одно из важнейших открытий нового интеллекта, принадлежащие великому немецкому философу. Нам остается однако еще оценить как далеко идет это открытие, его действительное значение для человеческого интеллекта.

Понятие, по Гегелю, выступает как бесконечная и творческая форма, в чем явно выражается предвзятая , нигде специально не аргументирован­ная позиция философского формализма, начало которого в явственном виде положено Платоном. Характер построения философской системы Гегеля таков, что обоснованием безусловного предпочтения формы перед содержанием должна выступить вся философская система в целом, успех построения которой, т.е. достижение им истины, должен служить конечным доказательством основных утверждений философа, в том числе и его своеобразного абсолютного философского формализма. Нам остает­ся пока ждать результатов построения философской системы, вернее, ид­ти вместе с Гегелем вперед, чтобы убедиться либо в том, что мы шли к истине, либо в обратном. Полезно, однако, вспомнить, что абсолю­тизация формы в античной философии произошла в результате наивного противопоставления реального материального содержания мира, якобы са­мого по себе пассивного, аморфного, лишенного всякого порядка, и фор­мы, с которой связывался порядок, организация, активность и которая ошибочно была объявлена духовной ("идеи" Платона).

Как конкретное, понятие "содержит в самом себе в идеальном единст­ве бытие и сущность и, следовательно, все богатство этих двух сфер" (342).

В понятии развитие получает свой полный и всесторонний характер. В бытии, как мы уже видели, развитие предстанет в виде переходов од­ного в другое, в сущности развитие заключается в рефлексии друг в друга, в понятии происходит развитие, "посредством которого полагает­ся лишь то, что уже имеется в себе" (343). Здесь мы встречаемся с пер­вым явным определением развития в философии Гегеля. Его общий смысл заключается в следующем. Прежде всего Гегель рассматривает развитие как движение от простого к сложному, как рост богатства содержания идеи. Понятие "в себе" означает в его философии то исходное, простейшее состояние, из которого развивается все последующее, более сложное. Таким начальным состоянием для идеи в целом,   или понятия, выступа­ет чистое бытие. Вместе с тем простое, исходное не является, по Гегелю, абсолютно простым, а последующее, развитие - по сути дела не имеющим к нему никакого отношения, т.е. полностью новообразованным. Состояние "в себе" означает у Гегеля свернутое, зародышевое, воз­можное будущее развитое состояние. Развитие — не полностью новооб­разование, а развертывание того, что было "в себе", т.е. содержалось идеально. Разъясняя свое понимание развития, Гегель обращается к био­логии, поскольку органическая жизнь, согласно его схеме, соответствует ступени понятия (в то время как механика и физика - ступеням бытия и сущности). Типическим примером развития философ считает возникновение растения из своего зародыша, зерна (343). Гегель категорически отвергает объяснение развития так называемой "гипотезой включения" (в наше время ее обычно называют концепцией "преформации"), согласно которой различные части растения существуют в зародыше реально, в готовом виде, а развитие есть механическое увеличение этих частей. По Гегелю, раз­витие имеет действительный характер, является действительным возник­новением нового, в данном случае растения. Однако в процессе развития развертывается то, что было заложено в зародыше идеально, в зачаточном виде.

Представление Гегеля о развитии как новообразовании, действительном возникновении нового и в то же время как развертывании зароды­шевого состояния ("в себе") является несомненным достижением философской мысли. Новый интеллект, вводимый системой великого немецкого философа, смог продвинуться значительно дальше всей предшествующей философии, в явственной форме раскрыв две важнейшие стороны разви­тия: возникновение нового и развертывание возможного, зачаточного содержания. Однако философия Гегеля содержит лишь некоторое существен­ное приближение к постановке и решению проблемы развития. Эта филосо­фия упиралась далее в ряд трудностей или неясностей. Прежде всего, в какой степени новое, высшее предопределено низшим, содержится в низшем? Как высшее содержится в низшем и в какой степени оно является продуктом новообразования? Смысл детерминации высшего низшим Гегель разъясняет с помощью понятий "в себе" и "идеально" (в отличие от раз­витого "реального"). Разъяснением служит также взятое из биологии понятие зародыша. В определенной мере раскрывая понятие развития, эти термины в то же время недостаточны для ясной и определенной характе­ристики развития. Заимствованное у биологии понятие зародыша само нуждается в разъяснении с помощью более глубоких и всеобщих понятий философии. Наибольшей неясностью обладает понятие идеального, использу­емое для характеристики способа существования высшего в низшем, прос­том, исходном. Более того, в конечном счете у Гегеля окажется, что все возникающее предсуществовало в его понятии, а вся сфера понятия, как уровня логической идеи, лежащего в основе ее развития, никогда не возникала, а существует вечно, вне времени, в бесконечном "длящемся настоящем".

"...Понятие в своем процессе остается у самого себя и ...через него поэтому не полагается ничего нового по содержанию, а происходит лишь изменение формы"(343). "Странности" в понимании развития приве­дут к некоему неожиданному результату в конце процесса развертывания его философской системы. Забегая вперед, отметим, что существенные ограниченности Гегелева пони­мания развития связаны с тем, что, столкнувшись с наиболее глубоким и сложным противоречием развития (новообразования и преемственности), которое первоначально предстает в теории как парадокс развития, пара­докс возникновения нового (откуда берется то, чего никогда не было?), Гегель в явственной теоретической форме не сформулировал этого парадокса и не наметил пути его разрешения. Парадокс и противоречие разви­тия в неявной форме постоянно присутствуют "в подсознании" Гегелева хода мысли, нигде не приобретая "хорошо отрефлектированного" характера.

Учение о понятии делится на три последовательные части или определения: А. Учение о субъективном, или формальном, понятии; В. Учение о по­нятии как определенном к непосредственности, или учение об объективности; С. Учение об идее, о субъекте-объекте, единстве понятия и объекти­вности, об абсолютной истине.

11.1. СУБЪЕКТИВНОЕ ПОНЯТИЕ

 

Раздел включает в себя: а. Понятие как таковое; в. Суждение; с. Умозаключение.

 

11.1.1. Понятие как таковое

 

Первые определения бытия, сущности и понятия имеют в философии Гегеля смысл первых и относительно абстрактных характеристик. Если таки­ми определениями сущности были тождество, различие и основание, то по­нятие выступает как всеобщее, особенное и единичное. То, что на уровне сущности представлялось как тождество, на уровне понятия выступало в качестве более глубокого определения, истины тождества — всеобщего. Соот­ветственно различие оказывается теперь особенным, а основание — единич­ным.

Выбор основных наиболее абстрактных определений понятия и их последовательность явственно обнаруживают коренные особенности философии Гегеля, нового типа интеллекта, которые требуют своего осмысления. Характеристика понятия, высшей ступени развития логической идеи и в то же время ее основания и сути как всеобщего, особенного и единичного имеет предельно абстрактный и формальный характер. Иными словами, предельный уровень абсолютного, логической идеи характеризуется достаточно бессодержательно, сведен к логической форме, как бы не уверял Гегель, что форма и содержание в его философии тождественны. В философии Гегеля не форма стала содержательной, а скорее содержание стало формальным. В действительно научной философии в основу объяснения мира должны быть положены не признаки всеобщего, особенного и единич­ного, а та сущность, которая является всеобщей, особенной и единичной. Правда, в конечном счете то, что является всеобщим, особенным и единичным, у Гегеля оказывается идеальным, хотя это в явственной форме фило­софом не обосновывается, а скорее декларируется.

Все предшествующее построение философии Гегеля свидетельствует, что всеобщее, особенное и единичное служат у него определениями мысли, идеального. Выдвигая на первый план предельно абстрактные понятия всеобщего, особенного и единичного, Гегель фактически без доказательств проводит мысль о духовной, идеальной, логической природе мира. Последующее развитие философии Гегеля заключается в том, что предельно абст­рактные понятия всеобщего, особенного и единичного рождают из себя все более богатое и конкретное содержание. Коренная особенность философии Гегеля, его способа мышления состоит в том, что она построена на логике выведения всего конкретного многообразия мира из аб­страктного, всеобщего. Всеобщее определяет себя как особенное, единич­ное и т.д. К. Маркс и Ф.Энгельс позднее назовут этот секрет Гегелевой философии "тайной спекулятивной конструкции".

Понятие как таковое содержит в себе момент всеобщности, момент особенности и момент единичности, как рефлексию в-самое-себя определенной всеобщности и особенности.

Главное в понимании всеобщего, что Гегель впервые вводит в философскую мысль, заключается в том, что всеобщее — это не пустая и голая общность, которой противостоят особенное и единичное. Истинно всеобщее или универсальное "содержит в себе одновременно особенное и единичное" (348).

Гегель считает, что человеческая мысль достигает уровня всеобщности только с появлением христианства. Боги древних греков были еще особен­ными силами духа, а всеобщий бог был для них еще неведомым богом. Поэтому и понятие человека не получило у греков истинной всеобщности: для них раб или варвар еще не был человеком. Только с христианством человек был признан "в его бесконечной ценности и его бесконечном праве", "в его бесконечности и всеобщности". Раб не был еще признан личностью, "принцип же личности есть всеобщность" (346). Е диничность (личность) получает свое истинное значение только на основе всеобщно­сти — замечательно глубоко подметил Гегель взаимосвязь всеобщего, особенного и единичного. Гегель считал, что христианство является причиной исчезновения рабства в Европе. Такой крупный социально-эконо­мический сдвиг, как исчезновение рабства, объясняется, по Гегелю, измене­нием религии, появлением понятия свободы.

Всеобщее само себя обособляет, специфицирует и порождает особенное. Ступень особенного в философии Гегеля — это ступень всеобщего, определившего себя в то же время как особенное. Рефлексия всеобщего и особенного в себя, т.е. самоотражение всеобщего и особенного в самих себе, есть единичное. Ступень единичности выступает, таким образом, не как голая единичность, а как всеобщее и особенное, определившие себя как единичное. Гегель обнаруживает своеобразную глубину мысли, полагая, что понятие может быть действительным только как единичность. Единичное "есть субъект, основа, содержащая в самом себе род и вид, само есть субстанциальное" (348). Соотношение всеобщего, особенного и единичного в реальной действитель­ности имеет весьма сложный и многоплановый характер. Еще Аристотель подметил существенную неравноценность общего и единичного, выражающую­ся в том, что реальное самостоятельное существование имеют отдельные единичные вещи, а общее принадлежит единичным вещам. Поэтому Аристо­тель определил единичное как первую сущность. В то же время общее обладает определенным главенством над собственно единичным. В филосо­фии Аристотеля это было выражено в конце концов понятием иерархии форм, т.е. общностей, вершиной которой выступает "форма форм", т.е. бог как неподвижный перводвигатель. В соотношении общего и единичного обнаруживается, таким образом, то примат первого, то примат второго — в разных отношениях или планах. В течение тысячелетий философская мысль стремилась сконструировать полную и сбалансированную картину взаимосвязи единичного и общего (всеобщего). В философии Гегеля яв­ное предпочтение отдается всеобщему, определяющему себя как особенное и единичное, т.е. порождающее из себя все богатство особенного и единичного. Вместе с тем Гегель в известной мере понимает недостаточ­ность всеобщего и признает всеобщее действительным и действующим (деятельным) только когда оно определяет себя как единичное. Попытав­шись заглянуть вперед, нельзя не заметить, что в недрах логической идеи происходит своего рода "архитектонический процесс" подготовки появления человека, человеческих индивидуумов.

Вместе с тем логика Гегеля заставляет поставить вопрос: откуда всеобщее берет то содержание, которое отличает особенное и единичное от абстрактно-всеобщего? Гегель уверяет: всеобщее определяет самого себя как особенное, а затем как единичное. Но именно это и нуждается в объяснении: откуда приходит то содержание особенного и единичного, которого не было во всеобщем?

Завершая принципиальную характеристику понятия, Гегель высказывает весьма важную для понимания сути его философии мысль: "…вообще поня­тие не должно рассматриваться как нечто возникшее... Понятие, наоборот, есть истинно первое, и вещи суть то, что они суть благодаря деятельно­сти присущего и открывающегося в них понятия ...Понятие, есть та бесконечная форма, или свободная творческая деятельность, которая для своей реализации не нуждается в находящемся вне ее материале "(347). Таков смысл и утверждения христианской религии, что "бог сотворил мир из ничего, или, иначе выражаясь, что мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и божественных предначертаний" (347).

Итак, понятие никогда не возникало, оно есть изначальная и вечная первооснова и первоисточник всего наличного мира. Понятие в этом фундаментальном смысле исключено из развития, последнее есть только про­явление и выражение, развертывание понятия, готового "от века", поня­тия как формы, порождающей все конкретное содержание мира.

 

11.1.2. Суждение

 

Суждение есть понятие в его особенности. Традиционная в формальной логике схема суждения: S есть (не есть) P, где S - субъект, P -предикат. В традиционной логике, справедливо утверждает Гегель, субъект и предикат мыслятся как самостоятельные крайности, а само су­ждение означает, что к понятию-субъекту присоединяется понятие-пре­дикат, выражающее некий признак предмета суждения. Гегель впервые в истории логики предпринял во многом плодотворную попытку представить субъект и предикат в развитии, в их внутренней взаимосвязи и взаимоза­висимостях.

Абстрактная формула суждения, или "абстрактное суждение", по Гегелю, выражается в предложении "Е диничное есть всеобщее". Дальнейшее развертывание "абстрактного суждения" дается суждениями "О собенное есть все­общее" и "Единичное есть всеобщее". Гегель обнажил таким образом внутренний диалектический смысл суждения, образованный понятиями еди­ничного, особенного, всеобщего. "В суждении мы поэтому впервые видим истинную особенность понятия... "(351). Понятие — истинная предпосыл­ка суждения и выступает в суждении в форме различия.

Раскрывая суть своей концепции мира, Гегель утверждает, что суждение — это не только операция в человеческой мысли, прежде всего оно есть сама вещь: "все вещи суть суждения" (352). Объективный мир, мир вещей в своей глубинной сущности есть мир мышления, а каждая вещь представляет собой суждение. Каждая вещь единична, но в то же время несет в себе всеобщее: вещь есть индивидуализированное, оединиченное всеобщее. Этот глубинный смысл вещи и составлен суждением "Единич­ное есть всеобщее".

Точкой зрения суждения является конечность, а конечность вещей состоит в том, что они суть некоторое суждение.

Субъект суждения есть некоторое единичное, а предикат — всеобщее. В процессе суждения их содержание, отмечает Гегель, не остается преж­ним, субъект и предикат получают и другое значение: предикат — значение особенного и единичного, субъект — особенного и всеобщего. "...В двух сторонах суждения при сохранении ими одних и тех же названий субъек­та и предиката имеет место перемена их значения" (354). "Таким обра­зом, субъект и предикат есть все значение целиком" (365).

Гегель, в противоположность традиционной формальной логике, глу­боко поставил и пытался решить вопрос о познавательной ценности суждений, диалектическом движении мысли в суждениях, о высших и низших ступенях суждений. Это выражено в его классификации суждений в соответствии со ступенями развития логической идеи: бытием, сущностью и поня­тием. Гегель различал суждения 1) наличного бытия, или качества ("роза красна"), 2) рефлективное суждение ("этот предмет полезен, опасен" и т.д.), 3) суждение необходимости ("золото есть металл", "роза есть растение") ,4) суждение понятия ("этот предмет прекрас­ный, добрый, правильный" и т.д.). В суждении понятия всеобщее выра­жено в его полной определенности.

 

11.1.3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

''Умозаключение есть единство понятия и суждения; оно есть понятие как простое тождество, в которое возвратились различия форм суждения, и оно есть суждение, поскольку вместе с тем положено в реальности, а именно в различии своих определений. Умозаключение есть разумное и все разумное" (365).

Умозаключение выступает как получившее свое полное развертывание субъективное понятие. Поскольку это происходит с помощью суждения, Гегель определяет умозаключение как единство понятия и суждения.

Традиционно признаком рассудка считается способность суждения. Разум проявляется как способность умозаключения. В умозаключении движение мысли от суждения к суждению, от посылок к выводу (заключению) имеет осознанный, пронизанный понятием вид. Поэтому Гегель опреде­ляет умозаключение как разумное.

Лейбниц утверждал, что путем комбинаций он обнаружил 2048 возможных форм умозаключений. В отличие от предшественника Гегель дает глубокий анализ познавательных возможностей умозаключений, диалектики движения мысли в умозаключениях.

В умозаключении в снятом, опосредствованном виде заложены важнейшие моменты или определения мысли как процесса: наличное бытие, реаль­ность, рефлексия, обоснованность, деятельностный характер, опричиненность, субъективность. Таким образом, умозаключение, по Гегелю, представляет со­бой содержательнейший и сложнейший процесс творения. Умозаключение, согласно Гегелю, есть определение абсолютного, бога. "Все есть умозаключе­ние" (366).

В традиционной формальной логике умозаключение, как и суждение, рассматривалось как форма нашего субъективного мышления. По Гегелю, все существующее, объективный предметный мир и дух, есть умозаключения. Каждая вещь есть умозаключение.

Умозаключение — это взаимосвязь и взаимопереходы трех моментов: Единичного (Е), Особенного (О) и Всеобщего (В). Всякая вещь, таким об­разом, есть живой процесс порождения, образованный Е, О и В. Рассматривая ступени развития мысли, Гегель различает три вида или ступени умозаключений: 1) качественное  умозаключение (его форма: Е—О—В), 2) умозаключение рефлексии, 3) умозаключение необходимости.

В умозаключении, которое "все разумно", субъективное понятие получает свою определенность, выраженность и полноту и становится непосредственным. Как мы уже видели, моменты логической идеи опосредствуют друг друга, преодолевают эту непосредственность и становятся непосредственными, совершив цикл отрицания отрицания. Субъективное понятие, достигнув полноты и определенности своего развития, становится непосредственным, т.е. объективированным, объективным, или объектом, Объект как единое выступает у Гегеля как "объективный мир вообще", или "вселенная", он же — "бог, абсолютный объект". Мир, или объект, распадается на неопределенное многообразие единичных объектов, каж­дый из которых представляет собой "конкретное, полное, самостоятельное наличное бытие" (380).

Переход от субъективного понятия к объекту, который сам является понятием, поднявшимся на новую ступень развития, Гегель называет "странным на первый взгляд". Действительно, этот переход — один из са­мых слабых и искусственных моментов философии Гегеля. Гегель по сути дела декларирует переход субъективного понятия в понятие объекта, проводя без каких-либо доказательств мысль о первичности логического начала, мышления по отношению к материальному миру. Мы пойдем дальше, вслед за Гегелевой мыслью, чтобы увидеть, что из этого получится. Истинность или ложность строящейся конструкции станет ясной тогда, когда конструк­ция будет завершена.

 

 

11.2. ОБЪЕКТ

 

"Объект есть непосредственное бытие" (383). Он есть целостность (тотальность), которая в то же время распадается на различные моменты (объекты), представляющие собой также целостности. Объект как целост­ность равнодушен к своим непосредственным составляющим моментам (объ­ектам). "Объект есть поэтому абсолютное противоречие между совершен­ной самостоятельностью и столь же несовершенной несамостоятельно­стью различных существований" (383). Итак, основное ("абсолютное") противоречие мира (понятия) — между совершенной самостоятельностью и столь же совершенной несамостоятельностью составляющих его частей (объектов).

Объективность содержит в себе три формы, или ступени: механизм, химизм и целевое (телеологическое) отношение.

11.2.1. Механизм

Объект в его первоначальной простейшей форме выступает как агрегат, некое составное, образованное из равнодушных, индифферентных друг другу частей.

Этот уровень объективности находит свое выражение как в природе, так и в духе. В предметном мире это давление, толчок и т.п. Явления так называемой физической области (свет, тепло, магнетизм, электричест­во) уже не могут быть объяснены чисто механически. Еще менее катего­рия механического может быть перенесена на область органической природы. В духе механика выражается, например, в механической памяти, в совершаемых по привычке, а не в силу понимания, поступках. Однако в целом для области духа механическая точка зрения совершенно незаконна.

Ошибочно, например, утверждение, что человек состоит из души и тела. Вместе с тем механизм имеет значение всеобщей логической категории, выражающей простейший уровень объекта, мира. В физике, органике и тем более в области духовного мира механизм "занимает свое, подчиненное место" (387).

Механизм имеет три уровня или ступени: формальный механизм, различенный механизм (падение, влечение, потребность в общении), абсолютный механизм, включающий центр и зависимые от него объекты (солнечная си­стема, государство). Ступени механизма различаются по уровню развития их внутренней связи, которая в конце концов, в последующих разделах, окажется у Гегеля не чем иным, как идеальным, душой, духом. К этому Ге­гель и ведет свои рассуждения.

 

11.2.2. Химизм

Уже в абсолютном механизме начинает проявляться некоторое небезразличие объектов, составляющих целостный объект ("тотальность"). В химизме объекты не безразличны друг к другу, обнаруживают "абсолют­ное влечение соединиться в одно целое друг с другом и друг через друга" (390). Химический процесс имеет своим продуктом нейтральность своих соединенных моментов (объектов).

Химизм — это рефлексивное отношение объективности. Химический про­цесс остается еще конечным, обусловленным процессом.

 

11.2.3. Телеология

Закономерным развитием химизма с его влечением  объектов друг к другу выступает телеологическое отношение. Гегель объясняет это так: объекты, которые объединяются благодаря их влечению друг к другу, ней­трализуются, "взаимно снимают друг друга". Благодаря этому "получает­ся освобождение понятия, которое в химизме и в механизме налично лишь в себе, и понятие, существующее, таким образом, для себя, есть цель" (392).

Переход от химизма к цели, когда в результате взаимодействия и нейтрализации "освобождается" понятие, которое становится не просто влечением к другому, а целью, построен философом очень изобретательно, но где основания для такой трактовки химизма? Цель — для-себя-сущее понятие. Цель выступает как субъективная цель, противостоящая объекту. Цель есть деятельность, которая приводит к реализации цели, последняя тем самым объективируется, снимая противоположность субъективности и объективности. Цель существенно отличается от введенной ранее причины (учение о сущности). Причина принадлежит к сфере слепой необходимости. Цель содержит в себе определенность и действие, так что в своей деятельности цель не преходит, а сохраняет себя и "в конце она есть то же самое, чем она была вначале" (383).

Ближайшими примерами цели у Гегеля служат потребности и влечения. Последние выступают как противоречие внутри живого субъекта. Их удовлетворение  снимает противоположность субъективного и объективного.

Телеологическое отношение есть умозаключение, в котором субъективная цель смыкается с внешней ей объективностью посредством среднего термина. Средний термин — это единство субъективного и объективного, которое включает целесообразную деятельность и средство.

Посредством целесообразной деятельности цель овладевает  объектом, есть власть над объектом. Живые существа обладают телом, душа овладе­вает телом и объективируется в нем. Душе человека необходимо много труда, чтобы сделать свою телесность средством, оружием его души.

Целесообразная деятельность и ее средства еще направлены вовне, ибо цель не тождественна с объектом. То, что цель при своей реализации сохраняется, есть хитрость разума. Хитрость состоит в том, что в дея­тельности объекты действуют друг на друга и истощают, расходуют друг друга, в то время как цель сохраняется. Бог дает людям действовать как им угодно, а получается из этого осуществление его целей. Гегель усмат­ривает в этом хитрость божественного разума.

Достигнутая цель — это некий новый объект, который в свою очередь представляет собой средство для других целей и т.д. до бесконечности.

Объект, противостоящий цели, есть только покров, за которым скрывается понятие. Объект в себе есть понятие. В рамках бесконечного чередования целей поэтому мы не можем увидеть подлинного достижения це­ли. Возникает иллюзия, будто бесконечная цель еще не осуществлена. Однако абсолютное добро, как цель, в мире осуществляется вечно, "оно уже в себе и для себя осуществилось и ему не приходится ждать нас для этого "(399).

* * *

Учение об объекте представляет собой один из наиболее интересных разделов логики Гегеля. В нем философ обнаруживает как глубокое зна­ние (на свой, впрочем, лад) современного ему естествознания, так и большую теоретическую проницательность. В естествознании начала XIX в. с достаточной определенностью сложились механика, ряд надмеханических разделов физики, химия и биология. При этом, однако, не вполне явственно еще обнаружилось, что механика (точнее, макромеханика) представляет собой не самостоятельную науку, а раздел физики. Это стало окончательно ясно только в XX в. Гегель с большой проницательностью подметил ло­гику усложнения, развития в трех царствах природы, которые он неточно определил как механизм, химизм и телеологию (или организм). Простей­шим из них для него является механизм, который трактуется как агре­гат, делимый на безразличные друг другу моменты. Гегель совершает ошиб­ку, полагая макромеханизм предельно простейшим объектом. В том же XIX в.Энгельс считал, что известным физическим формам материи предшествует бесконечный ряд других, более простых, форм. Физика ХХ в. показала, что под макромеханическим миром скрывается многоуровневый микромир.

Гегель испытывал серьезные трудности, включая в химизм физический мир (теплоту, электричество, магнетизм, свет). Позднее, в "Философии природы", он вынужден будет рассматривать химизм как часть физического, что тоже оказывается неверным. Однако в целом Гегель смог весьма глубоко проследить усложнение объекта от механического уровня до органического. Его оценки каждого из этих уровней подчас просто замечательно метки.

Обнаружив процесс усложнения от простейшего механического уровня к органическому, выяснив характер каждого из них, Гегель объявил эти уровни ступенями логического, понятия. Это превращение природных систем в логические, понятийные дано им декларативно, без какого-либо серьез­ного обоснования.

 

11.3. ИДЕЯ

"Идея есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия и объективности" (399). Идея — это раскрывшееся понятие, выраженное в объективности. Истина трактуется Гегелем не как соответствие моих взглядов объективности, а, наоборот, как соответствие объективности понятию. Идея — высшее определение абсолютного. Абсолютное — всеобщая и единая идея, которая обособляет себя в систему определенных идей, подчиненных единой идее как истине. Идея первоначально выступает как единая всеобщая субстанция, а в своем развитом виде — как субъект, дух.

Вещи в мире обладают прочностью лишь через понятие, "т.е. вещи, говоря языком религиозного представления, суть то, что они суть, лишь через пребывающие в них божественные и поэтому творческие мысли" (401).

Идея - это не что-то далекое и потустороннее. Она - "всецело присутствующее здесь, и она находится также в каждом сознании, хотя бы в искаженном и ослабленном виде" (401). Философия исстари занималась тем, что стремилась к познанию идеи.

Гегель предупреждает: доказательство того, что идея есть истина, "не следует искать только в этом разделе; все предыдущее развитие мыш­ления содержит в себе это доказательство" (402). Ступени бытия, сущности, понятия "суть моменты идеи" (402). Идея может быть определена как разум, далее — как субъект-объект, как единство идеального и реального, конечного и бесконечного, души и тела, как возможность, которая в самой себе несет свою действитель­ность и т.д. Идея несет в себе противоречие объективности и субъективности, конечного и бесконечного и т.д., но она же содержит его непрерывное разрешение, так как объективное и субъективное, конечное и бесконечное и т.д. по отдельности не истинны. Идея есть поэтому беско­нечное суждение, каждый из элементов которого переходит в свое другое. Идея, истина есть процесс. — Это одно из замечательнейших положений философии Гегеля, один из важнейших принципов вводимого им типа ин­теллекта. В противоположность прежнему, метафизическому, взгляду, соглас­но которому абсолютная истина может быть некогда открыта сразу, в ви­де божественного откровения или деятельности великой личности, Гегель вводит глубокое понимание абсолютной истины как бесконечного процесса.

Мысль об истине или идее как процессе развивается далее у Гегеля в весьма существенное положение о том, каким образом следует понимать идею как единство объективного и субъективного, конечного и бесконечного и т.д. Гегель отмечает, что само по себе слово "единство" означает спо­койное тождество, покой. На самом же



2019-11-13 207 Обсуждений (0)
НАУКА ЛОГИКИ. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАУКА ЛОГИКИ. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)