ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений «учитель – ученик» в последнее время получил название авторитарной педагогики. Многие деятели педагогики не считали этот стиль подходящим и выдвигали идеи гуманного отношения к ученику, к воспитанию ребенка вообще. Они пытались эти идеи реализовать на практике хотя бы в масштабе одной школы или даже всего-навсего одной группы. При этом имелось в виду учитывать особенности внутреннего мира каждого ученика. Так, профессора В. Г. Пряникова и З. И. Равкин полагают, что «личностно-ориентированный подход к каждому ученику» был уже у Конфуция (VI–V вв. до н. э., Китай). Эти идеи мы найдем у педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре (XV в., Италия), М. Монтеня (XVI в., Франция) Эразма Роттердамского (XV–XVI в., Голландия) и др. Педагогические мысли Ж.-Ж. Руссо (XVIII в., Франция), Л. Н. Толстого (XIX – начало XX в., Россия) также пронизаны требованиями уважения к личности ребенка, идеей свободного воспитания. В середине XX в. и позднее о себе заявили представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Р. Мей, В. Франкль,Р. Берне и др.). Я-концепция, которую они разработали, исходит из того, что поведение человека есть внешнее проявление его внутреннего мира. Школьное обучение будет успешным только тогда, когда учитывается реальная Я-концепция учащегося любого возраста. Этот фактор может быть и стимулирующим, и тормозящим учебную деятельность. Я-концепция признает изначальную ценность человека как уникальной личности. Эти идеи под названием «личностный подход» разрабатывают с начала 80-х годов российские и белорусские педагоги и психологи К. А. Абульханова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов, В. В. Давыдов, В. Е. Зинченко, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, И. С. Якиманская и др.). [18] Прежде чем дать комплексное определение понятию «личностный подход в обучении», дадим сначала определения его составляющим понятиям: «обучение», «подход» и «личностный». Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности». Во взглядах большинства современных социальных философов (А. Г. Спиркина, В. С. Барулина, О. А. Митроненкова) под личностью понимается каждый человек в совокупности его общественных характеристик. Другая группа философов (С. Э. Крапивенский, И. А. Гобозов, А. Е. Ерыгин и др.) придерживаются точки зрения, при которой всякая личность является человеком, но не всякий человек – личность. К тем, кто личностью не является, относятся психически нездоровые люди, которые не несут ответственность за свои действия или те, кто не способен оказывать активных воздействий на конкретные исторические общественные процессы.
Краткие характеристики личностного подхода собраны воедино и для четкого обозначения его специфики изложены в тезисной форме. Парадигма. Личностная парадигма предполагает такую организацию образования, которая сосредоточена преимущественно на личности обучаемого, его самобытности, уникальности, неповторимости, субъективности. Здесь на первый план выходят задачи организации законосообразной (природосообразной и культуросообразной) деятельности ученика. Ценностные ориентации. Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах. Педагогическое целеполагание. Сущность личностно-ориентированного обучения раскрывается через создание условий для их (личностных функций) активизации на основе личностного опыта переживания субъекта учения. Подчеркивается уникальность личностного опыта и его деятельностная природа. Отбор содержания образования. И. С. Якиманская включает 1) предметы, представления, понятия; 2) операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических); Методы реализации образования. наличие комфортных и безопасных условий обучения; осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности; формирование и развитие мышления; учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения; адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся. Методологические принципы. Личностно-ориентированное обучение - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не "учет", а "включение" его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта. Основной практический метод подхода. В качестве «единицы» в рамках личностно-ориентированного обучения рассматривается учебная ситуация. Подобный «масштаб» как бы снизу определяет требования к организации всех компонентов дидактической модели учебного процесса. Однако это не означает подстраивания обучения под уровень развития субъекта учения, а предполагает лишь законосообразность педагогической деятельности «природе» учащегося, востребованность его личности. Принципы обучения. Личностные функции рассматриваются В.В. Сериков не как характерологические качества личности, а как проявления человека, которые и реализуют феномен «быть личностью». 1.2 Значение личностного подхода в обучении учащихся
Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его творческих возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностно ориентированный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях. Конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог: При этом необходимо подчеркнуть, что современный урок стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда его можно назвать личностно-ориентированным.
2 ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД 2.1 Организация личностно ориентированного урока Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта по рассматриваемой теме. Готовясь к уроку, нужно продумать не только, какой материал будет сообщаться на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся. Важна при этом и форма детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно - неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам предмета. В работе при организации личностно ориентированного урока важно учитывать следующие рекомендации: использование разнообразных форм и методов организации урока работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно - символическую); обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий; при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.
К критериям анализа личностно ориентированного урока относятся: Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу; сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности; гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей урока (его этапов): сообщение материала. Выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учётом их индивидуальных особенностей; стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения задания; использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения; активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока; преобладающая форма общения с классом (диалог, полилог); предпочитаемые учителем формы работы с классом: проверка домашних заданий, изложение знаний, самостоятельная работа с учебником, коллективное решение творческих задач, взаимопроверка учениками выполненного задания, анализ разных способов решения т. п. Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в новую, не привычную для него пока профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления. Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются знания, но раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно ориентированный урок. Итак, его особенности: конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке; продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников; проведение наблюдений за школьниками; предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы; организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника; продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся. Личностно ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей, отличается от традиционного урока. От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. Отличия традиционного и личностно ориентированного урока
Таким образом, личностно-ориентированный урок состоится тогда, когда: учителем будут созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии; учитель будет являться организатором и помощником учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке; субъективная роль ученика будет включать свободу выбора уровня обучения, его темпа; учебный процесс будет организован через диалог или полилог.
Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Можно предложить основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса: учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения; учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечить контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения. Применение на уроке разнообразного дидактического материала:
Цель дидактического материала, применяемого на уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности. Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга, поэтому на практике учитель должен творчески подойти к решению вопроса о применение дидактического материала для достижения целей обучения.
Правильно поставленные, хорошо организованные, систематические и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству играют большую роль в духовном развитии детей. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию. Дидактический материал с различными творческими заданиями поможет расширить и закрепить знания учащихся по жанрам и видам изобразительного искусства, народным художественным промыслам. Игровые программы, проводимые на фоне выставок, знакомят детей с творчеством художников, развивают художественное чутье, фантазию, воображение, помогают приобрести начало искусствоведческого анализа, умение работать с художественными материалами, расширяют кругозор. Использование дидактических материалов на уроках ИЗО. Приложение А Примеры методов и приемов, применяемых на личностно ориентированном уроке изобразительного искусства:
Речевые обороты, которые используются для создания ситуации успеха на уроке Использование исторического материала Привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь изобразительного искусства, повышается интерес к предмету. Приложение В
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1716)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |