Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В                         ОБУЧЕНИИ



2019-11-13 1716 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В                         ОБУЧЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок





1.1 Сущность понятия «личностный подход в обучении»

 

     Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений «учитель – ученик» в последнее время получил название авторитарной педагогики.

Многие деятели педагогики не считали этот стиль подходящим и выдвигали идеи гуманного отношения к ученику, к воспитанию ребенка вообще. Они пытались эти идеи реализовать на практике хотя бы в масштабе одной школы или даже всего-навсего одной группы. При этом имелось в виду учитывать особенности внутреннего мира каждого ученика. Так, профессора В. Г. Пряникова и З. И. Равкин полагают, что «личностно-ориентированный подход к каждому ученику» был уже у Конфуция (VI–V вв. до н. э., Китай). Эти идеи мы найдем у педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре (XV в., Италия), М. Монтеня (XVI в., Франция) Эразма Роттердамского (XV–XVI в., Голландия) и др. Педагогические мысли Ж.-Ж. Руссо (XVIII в., Франция), Л. Н. Толстого (XIX – начало XX в., Россия) также пронизаны требованиями уважения к личности ребенка, идеей свободного воспитания. В середине XX в. и позднее о себе заявили представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Р. Мей, В. Франкль,Р. Берне и др.). Я-концепция, которую они разработали, исходит из того, что поведение человека есть внешнее проявление его внутреннего мира. Школьное обучение будет успешным только тогда, когда учитывается реальная Я-концепция учащегося любого возраста. Этот фактор может быть и стимулирующим, и тормозящим учебную деятельность. Я-концепция признает изначальную ценность человека как уникальной личности.

Эти идеи под названием «личностный подход» разрабатывают с начала 80-х годов российские и белорусские педагоги и психологи К. А. Абульханова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов, В. В. Давыдов, В. Е. Зинченко, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, И. С. Якиманская и др.). [18]

Прежде чем дать комплексное определение понятию «личностный подход в обучении», дадим сначала определения его составляющим понятиям: «обучение», «подход» и «личностный».
     В.А. Сластенин считает, что «Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
      Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей» [26].
      Бордовская Н.В. и Реан А.А. дают такое определение: «Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение» [8].
       «Обучение – 1. Целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека; 2. Планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности»[27].
      И.П. Подласый же считает, что обучение – это сложный процесс, и дать полное и всестороннее определение ему очень трудно. Он дает такое определение: «Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» [22].
      В подтверждение этих слов можно привести определение данное в педагогическом словаре Коджаспировой Г.М. «Обучение - 1. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2. Пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3. Целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4. Двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение)» [13].
    Теперь дадим определение понятию «подход». В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение:
«Подход - совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)» [17].
Данное определение дает общее представление об этом понятии, поэтому необходимо рассмотреть «подход» с различных точек зрения. Так, например в социологическом словаре приводится следующее определение:
Подход - комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории подход, обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы .
   Рассмотрев понятия «обучение» и «подход» по отдельности, следует дать теперь определение «подхода к обучению» в целом.
Подход к обучению - базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний. Методы обучения реализуют тот или иной подход, являясь тактической моделью процесса обучения .
Зимняя И.А. дает несколько определений данному понятию: «По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента). [11]
      В различных науках категория «личность» трактуется по-разному. В психологии, например, под личностью понимается человек, достигший определённого уровня развития. «Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я»[7].

Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности». Во взглядах большинства современных социальных философов (А. Г. Спиркина, В. С. Барулина, О. А. Митроненкова) под личностью понимается каждый человек в совокупности его общественных характеристик. Другая группа философов (С. Э. Крапивенский, И. А. Гобозов, А. Е. Ерыгин и др.) придерживаются точки зрения, при которой всякая личность является человеком, но не всякий человек – личность. К тем, кто личностью не является, относятся психически нездоровые люди, которые не несут ответственность за свои действия или те, кто не способен оказывать активных воздействий на конкретные исторические общественные процессы.
   Степень проявления индивидуальности у разных людей различна. Поэтому человек становится личностью, когда начинает проявлять свою индивидуальность, обладая представлением о собственном «Я». И. Кант даёт следующее определение личности: « то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность».
   Исходя из этого, личность можно рассматривать в совокупности биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра «Я». Личность – это конкретный человек как носитель разума, сознания и социальной ответственности. Чем креативнее сознание и чем выше самосознание человека, тем полноценнее и ярче проявляет себя личность.
     Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков и др.) подходом. Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они «производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями. Личностный подход, по К.К.Платонову, это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуальнопсихологических особенностей.
  Личностный подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.      
   Личностный подход предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуальнопсихологические, статусные особенности обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с учеником. Адресованные ученику вопросы, замечания, задания в условиях личностного подхода стимулируют их личностную, интеллектуальную активность. Существенно подчеркнуть, что в своем личностном компоненте этот подход может быть соотнесен с формируемым на основе гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса подходе, центрированном на ученике — student-centred approach. В современных отечественных работах (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) выдвигается целостная концепция личностно ориентированного обучения. Согласно этой концепции, обучение направляется на развитие личности ученика, который «изначально является субъектом познания» (И.С. Якиманская), предполагая специальную организацию его учебной деятельности. Поэтому точнее личностно-ориентированный подход соотнести с более общим личностно-деятельностным подходом, ибо организация учебной деятельности обучающегося, взаимодействие с ним — самостоятельная проблема. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «сделать личностный аспект единственным - значит закрыть себе путь для исследования закономерностей психической деятельности» и тем более, добавим, деятельности и поведения человека в целом.

 

Краткие характеристики  личностного подхода собраны воедино и для четкого обозначения его специфики изложены в тезисной форме.        

    Парадигма. Личностная парадигма предполагает такую организацию образования, которая сосредоточена преимущественно на личности обучаемого, его самобытности, уникальности, неповторимости, субъективности. Здесь на первый план выходят задачи организации законосообразной (природосообразной и культуросообразной) деятельности ученика.

    Ценностные ориентации. Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

    Педагогическое целеполагание. Сущность личностно-ориентированного обучения раскрывается через создание условий для их (личностных функций) акти­визации на основе личностного опыта переживания субъекта учения. Подчеркивается уникальность личностного опыта и его деятельностная природа.

Отбор содержания образования. И. С. Якиманская включает

   1) предметы, представления, понятия;

   2) операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических);
   3) эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы» «Содержательно личностный опыт переживания обеспечивается за счет противоречивости точек зрения, несоответствия иерархии смыслов, неоднозначности учебного текста, изменения статуса и др., задаваемых в условиях учебной ситуации» [2]

  Методы реализации образования.

   наличие комфортных и безопасных условий обучения;

   осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

   формирование и развитие мышления;

   учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

    адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

    Методологические принципы. Личностно-ориентированное обучение - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не "учет", а "включение" его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.

     Основной практический метод подхода. В качестве «единицы» в рамках личностно-ориентированного обучения рассматривается учебная ситуация. Подобный «масштаб» как бы снизу определяет требования к организации всех компонентов дидактической модели учебного процесса. Однако это не означает подстраивания обучения под уровень развития субъекта учения, а предполагает лишь законосообразность педагогической деятельности «природе» учащегося, востребованность его личности.

Принципы обучения. Личностные функции рассматриваются В.В. Сериков не как характерологические качества личности, а как проявления человека, которые и реализуют феномен «быть личностью».
мотивирующая (принятие и обоснование деятельности);
опосредующая (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);
коллизийная (видение скрытых противоречий действительности);
критическая (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);
рефлексивная (конструирование и удержание в сознании стабильного образа «Я»);
смыслотворческая (личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов. Чем чаще задумывается, зачем живет, тем больше развита);
ориентирующая (построение личностной картины мира – индивидуального мировоззрения);
функция обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творчески преобразующая, самореализующая (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими), обеспечение уровня духовности в соответствии с притязаниями (предотвращение редукции жизнедеятельности к утилитарным целям).
Таким образом, обобщая вышесказанное личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий» [26]

    1.2 Значение личностного подхода в обучении учащихся

 

    Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его творческих возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностно ориентированный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях.
   Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику как к личности.
   В центре всей воспитательной работы учреждений должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок - высшая цель, смысл педагогической заботы. Именно это и является основой личностно ориентированного подхода.
    Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанника. Личностный подход понимается как опора на личностные качества.
   Гуманизацию учебно-образовательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемым, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

    Конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

 Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:
    постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
   умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
   постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если причины эти не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  максимально опирался на собственную активность личности;
  сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
  развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
  Но как сочетать, а главное - как реализовывать столь разнонаправленные задачи: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а с другой - находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные особенности, о которых говорилось выше.

При этом необходимо подчеркнуть, что современный урок стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда его можно назвать личностно-ориентированным.

 

 

             2 ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
                   ПРИ ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
                           «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

   2.1 Организация личностно ориентированного урока

   Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта по рассматриваемой теме. Готовясь к уроку, нужно продумать не только, какой материал будет сообщаться на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся. Важна при этом и форма детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно - неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам предмета. 

В работе при организации личностно ориентированного урока важно учитывать следующие рекомендации:

    использование разнообразных форм и методов организации урока работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;

     создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

     стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

     поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;

     применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно - символическую);
     создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность. Избирательность к способам работы;

   обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

  при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;

  при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

 

К критериям анализа  личностно ориентированного урока относятся:

Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;

сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;

гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей урока (его этапов): сообщение материала. Выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учётом их индивидуальных особенностей;

стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения задания;

использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;

   активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;
   анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и учётом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;

    преобладающая форма общения с классом (диалог, полилог);

    предпочитаемые учителем формы работы с классом: проверка домашних заданий, изложение знаний, самостоятельная работа с учебником, коллективное решение творческих задач, взаимопроверка учениками выполненного задания, анализ разных способов решения т. п.

    Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно  ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в новую, не привычную для него пока профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.

    Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются знания, но раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно  ориентированный урок.

Итак, его особенности:

    конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;

    продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;

    проведение наблюдений за школьниками;

    предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;           

    организация обмена мыслями, мнениями, оценками;

    стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;

    продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

   Личностно  ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей, отличается от традиционного урока. От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

        Отличия традиционного и личностно ориентированного урока

  личностно ориентированный урок традиционный урок

1. Методика

1. Адекватность использования элементов различных педагогических технологий для психологических групп учеников: развивающего обучения; метода проектов; блочно-модульного обучения; проблемного обучения, дифференцированного обучения На уроке используются педагогические технологии без учета типологической дифференциации учеников
2. Наличие заданий творческого уровня Задания направлены на уровень узнавания, припоминания и воспроизведения
3. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих проявлять творческую самостоятельность при выборе способов решения учеб задач Все ученики класса выполняют учебные задания по жесткой схеме, предложенной учителем
4. Использование дидактического материала с учетом психологических особенностей восприятия учебного материала Учитель воздействует на один канал восприятия, не учитывая индивидуальную модальность  
5. Аргументированная оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения Оценка деятельности ученика по конечному результату без комментария
6. Домашнее задание имеет разнообразные формы и объем с учетом типологических групп учеников Домашнее задание едино для всех учеников

2. Мотивационный аспект

7. На уроке создается эмоционально-положительное отношение к изучаемому предмету Учащиеся испытывают психологический дискомфорт на уроке
8. Поощряется выполнение заданий повышенной сложности Ученикам предъявляются заниженные требования к уровню решаемых задач
9. Высокая познавательная активность на уроке Познавательная мотивация не сформирована

3. Учебная деятельность ученика

  Определены критерии оценки учебной деятельности учащихся: осознанное целеполагание; индивидуальная постановка учебной задачи; высокий уровень самоконтроля; развитый рефлексивный анализ. Критерии учебной деятельности не определены: ученики самостоятельно не формулируют цель учебной работы; учебная задача формулируется учителем; деятельность учеников контролирует учитель; самоанализ не поощряется.

       

                                                     

     Таким образом, личностно-ориентированный урок состоится тогда, когда:

   учителем будут созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии;

   учитель будет являться организатором и помощником учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке;

субъективная роль ученика будет включать свободу выбора уровня обучения, его темпа;

    учебный процесс будет организован через диалог или полилог.


    Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

      Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля  за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Можно предложить основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:

    учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

    учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

   Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечить контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

    Применение на уроке разнообразного дидактического материала:

             использование учителем различных источников информации.              побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий.              предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.       стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы    соответствовал их личным предпочтениям.      применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.

     Цель дидактического материала, применяемого на уроке, состоит в

том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга, поэтому на практике учитель должен творчески подойти к решению вопроса о применение дидактического материала для достижения целей обучения.

 

   Правильно поставленные, хорошо организованные, систематические и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству играют большую роль в духовном развитии детей. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию. Дидактический материал с различными творческими заданиями поможет расширить и закрепить знания учащихся по жанрам и видам изобразительного искусства, народным художественным промыслам. Игровые программы, проводимые на фоне выставок, знакомят детей с творчеством  художников, развивают художественное чутье, фантазию, воображение, помогают приобрести начало искусствоведческого анализа, умение работать с художественными материалами, расширяют кругозор.

      Использование дидактических материалов на уроках ИЗО.

                                                                                                                Приложение А

      Примеры методов и приемов, применяемых на личностно ориентированном уроке изобразительного искусства:

 

Речевые обороты, которые используются для создания ситуации успеха на уроке
                                                                                                                Приложение Б                                                                                                                                   

Использование исторического материала

Привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь изобразительного искусства, повышается интерес к предмету.                                                                             

                                                                                                                          Приложение В                                                                                                                                        

 

 



2019-11-13 1716 Обсуждений (0)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В                         ОБУЧЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В                         ОБУЧЕНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1716)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)