Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках      изобразительного искусства.



2019-11-13 231 Обсуждений (0)
Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках      изобразительного искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, где, кроме прочего, важен талант и эстетический вкус, уже заложенные генетически, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта, которые знакомы им. Поэтому начальной точкой организации уроков изобразительного искусства является актуализация субъективного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
    Так как центром всей образовательной системы при личностно-ориентированном подходе является индивидуальность ребенка, что особенно ярко выражено на уроках изобразительного искусства, то методической основой данного подхода можно считать индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, отсюда и основными организационными формами будут классно-урочная и индивидуально-дифференцированная.
     На уроках изобразительного искусства следует уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся способствуют:

развитие способностей, склонностей и интересов каждого учащегося с учетом    их возможностей,

приемы осознанного решения различных творческих задач,

направление и активизация творческих способностей учащихся через   практическую деятельность.

  Формой проведения занятий по программе является урок.

  Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

  сотворчество учителя и ученика

  диалогичность

  четкость поставленных задач и вариативность их решения

  освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск   личностно значимых смыслов.

  Урок искусства - это для каждого ребёнка яркое событие в жизни, побуждающий к самостоятельному творчеству. Это - особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению)

  декоративная и конструктивная работа

  восприятие явлений действительности и произведений искусства

  обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и     индивидуальной работы на уроках

  изучение художественного наследия.

  На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой.

На уроках могут использоваться следующие художественные техники:

рисование (в различных видах и жанрах), аппликация и коллаж, лепка, бумагопластика, роспись самостоятельно выполненных изделий, рисование пальцем, граттаж, монотипия и др.

   Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех в силу их индивидуальных особенностей, но всё же дать возможность каждому активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда – цель учителя.

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как учитель будет показывать принципы рисования, зависит и качество творческой работы ученика. Философы говорят: «Что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них».

    Природа и окружающая нас реальность - основа творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. Художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий.

На уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха. Одна из форм поощрения – это участие в школьных, городских, областных выставках. Периодическая организация выставок дает  возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы, театрального кружка, концертов.

В заключении еще раз повторю, без чего не может быть личностно ориентированного урока:

без учета индивидуальных особенностей учеников класса

без использования субъектного опыта учащихся

без самостоятельного целеполагания

без ситуаций выбора, на всех этапах, где это только возможно

без большого дидактического материала

без создания ситуации успеха

без рефлексии

    Конечно, провести личностно ориентированный урок не так-то просто, а использовать основные идеи личностно ориентированного обучения на отдельных этапах урока – сможет каждый.

     Изучив работы ученых, методистов Афанасьевой Н.А. «Личностный подход в обучении», Лукьяновой М.И. «Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока», познакомившись с концепцией личностно ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., разработала свою систему индивидуальной работы с учащимися на уроках изобразительного искусства.

                                                                                                                  Приложение Г

                                               

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема познания личностных особенностей ребенка стоит на повестке дня в течение нескольких последних десятилетий. Вместе с тем эта проблема становится актуальной, что объясняется ее значимостью и сложностью реализации.

     Для реализации современных социальных требований педагоги разрабатывают новые подходы. Так использование личностно-ориентированного, интерактивного, развивающего, игрового, проблемного, программированного, компетентностного, коммуникативного и инновационного методов обучения, дают возможность учителям найти индивидуальный подход к каждому ученику. Эти подходы помогают при организации процесса обучения уделить внимание каждому школьнику в отдельности и в то же время работать со всей группой одновременно. Каждый из этих подходов конечной своей целью имеет развитие в учениках способности к самостоятельному добыванию знаний и решению проблем.
    Развитие индивидуальности, неповторимости учащегося, раскрытие его природного дара, таланта - вот ценности личностного образовательного процесса. Отношение к ребенку как к отдельной личности, учет его индивидуального учебного стиля, стиля общения, учет его половозрастных, психологических, социальных и других особенностей. Принятие ученика таким, какой он есть. Это означает создание психологически комфортных условий для развития и обучения каждого учащегося.

Таким образом, личностный подход к учащимся в обучении создает условия для развития личностных качеств, а не занимается формированием личности с определенными свойствами. Личностный подход предусматривает, что в центре обучения находится сам учащийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Применение личностного подхода к обучающимся в обучении позволит повысить мотивацию учащихся, а также повысить их познавательную активность. Учебный процесс,  построенный на основе личностного подхода позволяет учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой деятельности. В настоящее время личностный подход к учащимся позволяет через процесс обучения получить всесторонне развитую личность. Для того чтобы учителя могли использовать личностный подход на своих уроках им самим необходимо перестроить свою деятельность, ставить цели урока с учетом индивидуального развития.

 На настоящем этапе личностный подход более других подходит для внедрения в образовательный процесс через новые образовательные технологии.

 

 



2019-11-13 231 Обсуждений (0)
Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках      изобразительного искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках      изобразительного искусства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)