Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



2019-11-13 240 Обсуждений (0)
С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1.Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь (Программа) https://belzakon.net//1996/93446

2.Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: проблемы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. С. 66-67
3.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основапедагогического процесса.-Мн.: Университетское, 1990.-560 с.

4.Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к «П.С.».-2001.-№32. с. 6-10.

5.Бондаревская, Е. В. Учителю о личностно-ориентированном образовании / Е. В.Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.- Ростов н/Д. : Ростиздат, 2006.

6.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Учебное пособие.- Москва; Ростов н/Д, 1999.- 240 с.

7.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Наука, 1968. -464 с.

8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2008. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)

9.Государственный экзамен по педагогике: методические рекомендации : для студентов педагогического факультета / Т.А.Старовойтова, М.А.Бесова, Г.С.Поддубская ; Министерство образования Республики Беларусь, Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова
10.Жук А.И., Казимирская И.И., Коновальчик Е.А. Основы педагогики Учебное пособие. Минск: Аверсэв, 2003.- 349 с. [текст]
11.Зимняя И.А. Гостеева И.В. «Педагогическая психология» Доклад МО-1
http://www.doc.knigi-x.ru/22pedagogika/573142-1-doklad-mo-1-gosteevoy-zimnyaya-pedagogicheskaya-psihologiya-lichnostniy-podhod-obucheniyu-svoemu-opredeleniyu-t.php
12.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса.- Мн.: Выш. шк., 2002.- 95 с.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
14.Лысенкова С.Е Методом опережающего обучения.- М: Просвещение., 1988.- 192 с. С.З
15.Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч.-2006.-№2. с.5-12.
16.Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.
17.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 6-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2006. — 944 с.
18.Педагогика. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.[Текст]
19.Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И.Андарало, Е.Н. Артеменок и др.; под общ. Ред. И.И. Цыркуна.- Минск : БГПУ, 2012.- 516 с.
20.Педагогические технологии: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Кукушкина.- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2004. – 336 с.
21.Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. - М.: «КСП+», 2003. – 432 с. С.7
22. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2008. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
23.Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.
24.Селевко Г.К. Современные образовaтельные технологии. Народное образование. – М., 1998. С 35
25.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем, М.: Логос, 1999. С 5.
26. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 576 с.
27. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
28.Степаненков Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – 496 с.
29. Харламов Н.Ф. Педагогика: учеб. / Н.Ф. Харламов.-  7-е изд. - Мн : Университетское, 2002.- 560 с.
30.Шкуратова М.А. Уроки изобразительного искусства .- Мозырь : Белый ветер, 2014.-131 с.
31.Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
32.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2007.

Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности уроков изобразительного искусства.

Статьи, методические материалы по теории искусствознания и методике изобразительного искусства

Электронный научный журнал «Педагогика искусства». - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/

Электронный журнал «Искусство» издательского дома «Первое сентября». - Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/

Открой искусство. Словарь терминов изобразительного искусства. - Режим доступа: http://artdic.ru/index.htm

Словарь терминов изобразительного искусства с иллюстрациями. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/600/78600

РАО Институт художественного образования (ИХО). - Режим доступа: http://www.art-education.ru/

Сайты полезны для тех, кто учится по художественной специальности, готовится поступать или преподает. Представлены рисунок, живопись, композиция, наброски, видео уроки, мастер классы, книги ит.д.

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки - Режим доступа: http://academy.andriaka.ru/

Школа акварели Сергея Андрияки. - Режим доступа: http://vk.com/andriakaschool

Академическая живопись - Режим доступа: https://vk.com/academic_drawing

Музей филимоновской игрушки. - Режим доступа: http://www.filimonovomuseum.ru/museum/video.html

 

 


                                                                                                         

                                                                                                

                                                                                                       

 

 

                                                                                               Приложение А

                                                                                                

Дидактический материал Примеры Название Применение
1.Тесты проверочные и контрольные По темам: - искусствознание; -виды ИЗО: живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ; - первобытное искусство; - искусство Древнего Египта; - искусство Древней Греции и Рима; - Искусство средневековой Западной Европы; - искусство эпохи Возрождения; - искусство Беларуси. Используются для закрепления нового материала по теме урока, как индивидуально, так и в парах, по группам.   Используются для проверки знаний учащихся (индивидуально).  
2.Шуточные и игровые задания и тесты. - Художественные омонимы. - Анаграммы. - Загадки и шарады. - Словесное сложение. - Верификатор. - и другие. Используются (индивидуально, в парах, группах) для повторения и закрепления знаний. Используются для эмоциональной разрядки, снятия напряжения и поднятия хорошего настроения.
3.Раздаточный материал:   - Схемы - таблицы   - Карточки с заданиями     - Карточки для сравнения     - Игровые карточки     - Таблицы с поэтапной работой над изображением   -«Символы древних образов сил природы: знаки воды, земли, солнца и растений»   -Кроссворды по теме: «Музеи мира и Беларуси»   -«Храмы и кремли Руси и архитектура Беларуси»     -«ИЗО лото»     -«Построение изображения головы человека в пространстве» Использование на каждом учебном занятии (индивидуально).     -Использование для росписи чаши-календаря, русской прялки, полотенца и народных костюмов. Ознакомление, закрепление и применение на практике.   -Использование для закрепления и повторения темы. -Уметь сравнить изображения и определить различие в архитектуре. Использование для закрепления нового материала и повторение ранее пройденного.   -Используются для проверки знаний по цветоведению, русских народных промыслов, видов ИЗО   -Использование для ознакомления с новым материалом по теме: «Изображение человека».
4. «Музей в чемодане»   Использование на уроке в оставшееся свободное время от практической работы (учащиеся уже справился с темой) для повышения своей художественной грамотности.
5.Шаблоны: - фигуры человека     - предметов Кукла – шаблон для создания костюмов различных исторических эпох «Развёртки геометрических тел» Используются для экономной траты времени над изображением, ознакомления с новым материалом.

 

                    Шуточные задания и игровые задания.

                                      Художественные омонимы.

 

Не только воспитание, но и школьный предмет (Дисциплина)
Не только вид одежды, но и школьная отметка (Тройка)

Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон)

Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения функции, но и художник. (График)

Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть)

Не только характер, нрав и темперамент человека, но и реальные объекты действительности, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. (Натура)

Не только король Таиланда, для которого строился Золотой дворец, но и оправа для картины. (Рама)

                                                  Расширяем кругозор.

Как называется ящик для хранения красок, палитр и набросков? (Этюдник)

Назовите самый древний рисовальный материал. (Уголь)

Какое слово хорошо знакомо не только художникам, но и музыкантам и шахматистам. (Этюд)

Скажите по-французски «открытый воздух», если для знакомых с искусством это воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. (Пленэр)

Как называли русских художников, которые отправлялись на учёбу в Европу за казённый счёт? (Пенсионеры)

Его фамилия означала по-гречески «золотых дел мастер», но он стал великим художником. (Архип Иванович Куинджи)

Назовите главного «натурщика» Айвазовского. (Море)

                                                      Верификатор.

 

Скажи «да» или «нет» на утверждение.

 

  Этюдник – это книжка с нотами этюдов. (Нет. Это специальный плоский ящик с принадлежностями для рисования, живописи и местом помещения этюда.)

   Художники – профессионалы предпочитают коленкоровые кисти. (Нет, колонковые.)

    Живописцев, работающих маслом, во много сотен раз больше, чем акварелистом. (Да.)

    До XVIII века в Англии не было ни одного художника, писавшего жанровые картины или пейзажи. (Да. Живописцы в основном писали парадные портреты.)

    Силуэт – это фамилия важного французского вельможи. (Да. Жил во Франции в XVIII веке Этьен де Силуэт. Служил он при дворе короля Людовика XV и занимал пост министра финансов. О его скупости, расчётливости и подозрительности было сложено множество анекдотов. Однажды на господина Силуэта кто-то из придворных нарисовал необычную карикатуру в виде тени. И подписал: «Силуэт». С тех пор «силуэтом» стали называть все контурные плоские изображения, словно тени, повторяющие очертания предметов.)

     Картина Георгия Нисского «Радуга» написана с натуры. (Нет. Её художник написал по воображению, вдохновлённый «Радугой» Архипа Куинджи.)

     Третьяковская галерея в Москве названа в честь Владислава Третьяка, знаменитого хоккейного вратаря. (Нет, в честь Павла Третьякова, основавшего её в 1856 г.)

                                             Пазл «Составь картину».

Из кусочков – пазлов составь картину, определи её название и автора по приведённому тексту:

«Великий русский пейзажист второй половины XIX века. Жил с 1832 по 1898 год. После долгих лет учения в Москве, затем в петербургской Академии художеств, в Германии и Швеции всю свою творческую жизнь посвящает изображению русской природы. Он забирается в самые глухие чащи, наблюдая жизнь леса. С тщательностью исследователя он зарисовывает листья, цветы и травы, однако образ русской природы, созданный им, всегда эпичен, монументален и величав. Он был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок».
    Ответ: Иван Иванович Шишкин и его работа «Корабельная роща» - последняя большая картина, необыкновенно цельная и монументальная по композиции, выполненная в мажорной красочной гамме, как бы пронизанной солнечным светом.

 

                                                                                                    Приложение Б

 

Назначение Речевые обороты
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. У вас обязательно получиться. Я даже не сомневаюсь в успешном результате.
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. Возможно, лучше всего начать с.. «Выполняя работу, не забудьте..
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Только ты и мог бы.. Только тебе я и могу доверить.. Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..
Побуждает к выполнению конкретных действий. Нам уже не терпится начать работу.. Так хочется поскорее увидеть..
Помогает эмоционально пережить не результат, а в целом, а какой-то его отдельной детали. Тебе особенно удалось то объяснение.. Больше всего мне в твоей работе понравилось.. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.

 

                                                                                                         Приложение В

  Что сделано               Кто сделал
1 Как Павел Третьяков соревновался с императором ради создания самой знаменитой картинной галереи в Москве Братья Третьяковы – Павел Михайлович и Сергей Михайлович
2 Что особенного в пейзажах, которые называют самыми итальянскими: Ведута и каприччио А.М. Васнецов. Шум старого парка М. Махаев. Вид на Фонтанку Ф. Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота М. Риччи. Римские руины Ян Вермеер. Вид Дельфта
3 Купидон, спрятанный в картине Вермеера 200 лет назад «Девушка с письмом» кисти Яна Вермеера
4 Шифры, знаки и автопортреты: Как художники прошлого подписывали свои картины Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» автопортрет художника - его фигура – крайняя справа, взгляд устремлен на зрителя. На картине Доссо Досси указанием на авторство служит кость. Произведения Пассеротти отмечены фигуркой воробья. На картине Феличе Бозелли в левом верхнем углу – кот.
5 Зонтик для фараона и Папы Римского: Как в древности использовали этот аксессуар Древний Египет. Росписи из гробницы писца Нахта, Фивы. Новое царство,конец XV века до н.э. Зонт на росписи древнегреческой вазы. Фреска на стенах капеллы Св. Сильвестра в римском храме Sancti Quattrocoronati.  Император Константин передает фригий (тиару) Сильвестру, (предп. 1246 г.). Человек сбоку держит папский зонт.
6 Какие загадки о шедеврах Леонардо да Винчи открылись в XXI веке Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане
7 Утончённое рококо, хрупкие пастушки и арлекины картины русского художника-эстета Константина Сомова
8 Как воспитывали детей в королевских семьях: Держи подбородок в шее, пой, когда говоришь, и другие монаршие правила Портрет инфанты Изабеллы кисти Марка Натье. Последний принц Франции, Луи Шарль, дарил маме цветы, которые вырастил сам.
9 10 случайных открытий, которые были сделаны благодаря древнему искусству  Фрески в восьмиугольной гробнице Новые линии Наска Первый Иисус в Трапезице Ретро-могила Последствия римской грамотности Идентичность татуированной женщины в египетской гробнице в Луксоре. Облачка с речью Реальная дата разрушения Помпей Разрисованный ларарий Затерянная цивилизация
10 Как рисунок Врубеля едва не стал причиной дуэли между фабрикантом Кузнецовым и художником Серовым Яблоко раздора
11 Как меценат Савва Мамонтов возродил русскую керамику: Уникальная майолика Абрамцева Майолика Александра Головина. Братина «Петух» с ковшами в виде куриц. А. Головин. Блюдо с растительным орнаментом. Скамейка М. Врубеля. Абрамцево. Камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем» в Третьяковской галерее. Фриз на здании Третьяковки.
12 Загадочные самшитовые миниатюры: Готические шедевры XVI века величиной с орех «Вход Господень в Иерусалим», «Христос несёт крест» (миниатюра в закрытом и открытом виде). «Страшный Суд», «Коронование Девы Марии».

 

                                                                                                        Приложение Г

Тема занятия: «Художественный стиль. Определение стиля по его специфике».

Программа  дополнительного  образования: «Журналистика», срок обучения 2 года,

возраст детей 12-16 лет.  

Тема занятия: «Художественный стиль. Определение стиля по его специфике».

Программа  дополнительного  образования: «Журналистика», срок обучения 2 года,

возраст детей 12-16 лет.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
«Белорусский народный костюм»

1 Предмет Изобразительное искусство
2 Класс 5
3 Тема Белорусский народный костюм
4 Цель урока                                      Познакомить учащихся с белорусским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.
5 Задачи Обучающая: Формировать знания и представления об основных элементах белорусского костюма, его художественной ценности. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. Развивающая: Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач. Воспитательная:Воспитать уважение к белорусской культуре, формировать интерес к народному искусству.
6 Предполагаемый результат: - метапредметный: (УУД) познавательные действия - умение строить художественный образ; регулятивные действия - умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий; коммуникативные действия - способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей. - личностный: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; умение формировать эстетические чувства, художественно – творческое мышление и фантазию; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
7 Тип урока             Комбинированный: изучение нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков.
8 Методы, используемые в ходе урока:  информационно-рецептивный, репродуктивный.   
9 Материалы для учащихся: альбом для рисования, карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры.
10 Материалы и оборудование для учителя: раздаточный материал (карточки с изображением людей в национальной одежде), зрительный ряд - репродукционный ряд иллюстраций, таблица символов, шаблон народных костюмов, фотографии фольклорных ансамблей «Крупіцкія музыкі», «Дударыкi» Минск, народного ансамбля танца "Лявониха" Витебск, народного ансамбля белорусской песни «Невида» Полоцк, творческие работы учащихся.

План урока:

1. Организационная часть. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2. Этап «Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным белорусским костюмом, его значением, украшением.

3.Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

4.Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики.

5. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка

художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания народного костюма.

6. Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

7. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

 

Конспект урока:

Этап урока  
1.Организационный этап. Подведение к цели урока. Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Рапорт дежурного по классу, проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.
2. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала. Задача: познакомиться с традиционным белорусским костюмом, его значением, украшением. В какой республике мы живем? (В Беларуси). Значит мы с вами кто? (Белорусы). Мы – белорусы – удивительные люди. У нас много ремесел. Мы умеем и ткать и вышивать, и лепить, и плести, - то есть создавать очень красивые изделия, предметы. Основные критерии для любой одежды – это защита от жары и холода, а также соответствие моральным устоям и эстетическим требованиям. Кроме того, по фасону и декорированию можно было определить семейное положение и возраст человека. О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?  

 

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с традиционным белорусским костюмом, научимся создавать эскиз-образ белорусской одежды. Что для этого нужно?

Составим схему нашего урока.

- познакомиться с историей костюма

- изучить правила украшения

- выполнить творческую работу

- оценить свою работу

Итак, мы отправимся в далекие прошлые времена - на просторы нашей необъятной Родины, в деревню с запахом только что вынутого из печи душистого хлеба, с благоуханьем скошенной сочной травы. Окунуться в жизнь самых простых людей.

Какая это была жизнь? Ответы детей.

Правильно, действительно, тяжелая жизнь была. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно.            

   А когда крестьяне отдыхали? (Когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным)

Праздника ждали и готовились к нему.

Как готовились к праздникам? (Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство)

Несмотря на то, что национальный белорусский наряд имеет много схожих черт с русским и украинским традиционными костюмами, он тем не менее выделяется своей самобытностью и считается самостоятельным .
                                                                                 Репродукционный ряд иллюстраций 1

                                        Виды костюмов
   Мужской

Мужской вариант национального наряда белорусов складывался из надеваемой навыпуск рубахи изо льна, штанов (ноговиц), пояса, жилетки из сукна (камизельки) и головного убора. Рубаха имела отложной воротник и разрез на груди, ворот и нижняя часть украшались вышивкой. Подпоясывались мужчины обычно ярким поясом.

Брюки могли быть без пояса (иногда они были стянуты на верёвочке). Встречались также и модели с поясом, застёгивающиеся на пуговицу.

 

   Женский
Сорочки (кашули) для женщин шили изо льна. Они были длинными и всегда имели вышитые узоры. Юбки (спадницы), которые надевали поверх сорочек, шили из разных тканей.

Летние варианты («летники») были льняными, домотканые зимние («андараки») делали из сукна, а отдельные изделия для взрослых женщин (уже успевших выйти замуж и только обручившихся) — из понёва. На юбку надевали вышитый фартук , гармонировавший по цвету и узору с сорочкой. Поверх сорочки надевалась короткая жилетка (гарсет).

Немаловажной деталью подобного костюма также был пояс. Встречались тканевые, вязаные и плетёные варианты этого изделия, с бахромой, кисточками и помпонами. Пояс всегда был украшен цветным орнаментом . Для этого чаще всего использовали сочетание зелёного, белого и красного цветов.

                                                                        Репродукционный ряд иллюстраций 2

                                          Головные уборы

В качестве головного убора летом мужчины использовали брыль (соломенный головной убор с объёмными полями), а зимой — сделанную из меха шапку (аблавуху).

    В второй половине XIX столетия широкое распространение приобрёл картуз (летний вариант шапочки с жёстким лакированным козырьком).

                                                                      Репродукционный ряд иллюстраций 3

Обувь и украшения

     Женщины в качестве обуви летом носили лапти, зимой - валенки. В праздничные дни на смену подобной обуви приходили чаравики (башмачки из кожи) либо сапожки. На голову во всех случаях надевался головной убор, по которому легко было узнать семейное положение его обладательницы. До замужества девушки использовали для этой цели венки и узкие повязки-рушники. Замужние дамы заменяли эти головные уборы свадебной намиткой. В качестве украшений обычно использовали ленты, стеклянные бусы, заушницы, а также иные варианты.

                                                               Репродукционный ряд иллюстраций 4

   

                                       Современные образы

 

    На протяжении долгого пути исторического развития традиционному белорусскому наряду удалось сохранить характерные для всех славян особенности технологий изготовления и используемых тканей, а также способов украшения и вариантов ношения.

                                                                     фотографии фольклорных ансамблей «Крупіцкія музыкі», «Дударыкi» Минск, народного ансамбля танца "Лявониха" Витебск, народного ансамбля белорусской песни «Невида» Полоцк, творческие работы учащихся.

        Особенности  национального белорусского наряда

 

      Главными оттенками, используемыми в одежде такого рода, были белый, красный, синий и зелёный. Белый цвет при этом был доминирующим. Характерной отличительной чертой белорусского национального наряда была богатая вышивка изначально с преобладанием геометрических элементов, а некоторое время спустя - растительных.

                                                     таблица символов Азбука беларускага арнаменту

3.Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы. Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося. Что такое орнамент? Для чего вышивали орнамент? -Какие символы применяли в орнаментах?

 

Орнамент входит в число главных символов Белорусского государственного флага. Основные цвета флага – красный, зеленый и белый.
В основе орнамента на флаге лежит узор «Восходящее солнце», расположенный в центре ромб. Фигуры справа и слева от ромба – символ благосостояния и богатства. Две крестообразно пересечённые линии с четырьмя точками между ними внутри ромба означают засеянное поле. Попарно соединённые ромбы вверху и внизу орнамента – символ продолжения жизни, возобновляющихся хлебов.     Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.

    Орнамент мог быть растительным, геометрическим, анималистическим или смешанным. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное. Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур: квадрат; ромб; четырехугольник; полосы и их детали. Национальный орнамент Беларуси  – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у этой национальности получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает кровь, солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались.

    И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.

4.Этап «Профилактический». Физминутка. Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Мы шагаем по дорожке – Раз-два, раз-два! (шагаем) Дружно хлопаем в ладоши Раз-два, раз-два! (хлопаем) Поднимаем наши ручки Прямо к солнышку и тучке (руки вверх) А теперь - потопали Ручками – похлопали.
5. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи. Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания народного костюма.   А сейчас я раздам вам таблицу с символами белорусского орнамента и шаблон народных костюмов. Посмотрите, мальчик и девочка в народных костюмах изображены в черно-белом цвете. Используя таблицу с символами, нам надо разукрасить их. Выберите, какие цвета вы можете использовать для этого и какой орнамент вы хотите выбрать. Практическая часть урока. Выбор орнамента для оформления деталей костюма. Задание: разукрасить шаблон белорусского народного костюма. 1 этап - шаблон мальчика и девочки в народных костюмах. Задача - грамотно закрасить красным цветом пустые участки костюма. 2 этап - дополнить элементы костюма с помощью таблицы символов. Задача - исходя из прослушанного материала и увиденного зрительного ряда, создать свою композицию костюма согласно традициям белорусского народа. 3 этап - эскиз в цвете.
6. Этап «Применение освоенного в практической деятельности» Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.   Приступаем к работе Учитель делает целевые обходы: 1.контроль организации рабочего места 2.контроль правильности выполнения приёмов работы 3.оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения 4.контроль объёма и качества выполненной работы.
7. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.   Рефлексия: Ребята! Подводя итог нашей сегодняшней работы, дополните следующие предложения: мне было интересно меня удивило мне было трудно мне захотелось мне понравилось Ученики выходят к доске со своими работами.

 

 

Методы, используемые в ходе занятия: информационно-рецептивный,

репродуктивный. 

 

Задачи:

1. Обучающие:

1.1

1.2

1.3 Обогащать активный словарный запас ребят.

2. Воспитательные:

2.1 Воспитывать интерес к занятиям по изобразительному искусству с помощью занимательного материала и нестандартных приёмов обучения;

2.2 Содействовать формированию у учащихся интереса к литературно –

художественным и публицистическим текстам;

2.3 Содействовать воспитанию уважения друг к другу через организацию

взаимоанализа текстов, слушания ответа товарища;

2.4 Воспитывать у ребят аккуратность в оформлении рисунков;

2.5 Содействовать воспитанию трудолюбия, высокий работоспособности

учащихся, которые достигаются в ходе занятия через продуманную систему заданий, чередование устных и практических работ.

3. Развивающие:

3.1 Содействовать развитию речи ;

3.2 Содействовать развитию ассоциативного, логического и творческого мышления;

3.3 Способствовать развитию интереса учащихся к обучению в объединении посредством создания на занятии ситуации успеха.

4. Коммуникативные: 

4.1 Установить и поддержать на протяжении всего времени общения контакт



2019-11-13 240 Обсуждений (0)
С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.04 сек.)