Изменение смысла жизни под влиянием веры
Идеалыразного масштаба наделяют человека не равными жизненными силами. Самыми сильными являются идеалы религиозной веры. Когда на вершине располагаются духовные идеалы, формируются особо мощные связи, объединяющие всю иерархию. Верховенство религиозной идеи укрепляет ее устойчивость за счет особенно четкой, веками отработанной системы ценностей, облегчающей управление всеми нижележащими уровнями. В результате вся система предстает как единый инструмент овладения миром. Такое организующее воздействие духовного идеала на верхнем уровне иерархии определяет для верующего смысл бытия, воспитывая у человека способность особой формы понимания и принятия социального окружения. Если в каждом есть искра Божья, это выступает и как основа самоуважения и если не братского, то более терпимого отношения к другим. Религиозная вера может привести к целеустремленности такой силы, которая позволяет человеку преодолеть тягу к отклонениям от избранного пути. Предельная целеустремленность обеспечивает ему стабильность душевного равновесия или даже просветления. Тогда на новом уровне самосознания он обретает способность не только к концентрации всех сил для движения по избранному пути, требующей особой интеграции личности, но с этого духовного трамплина осуществить процесс трансценденции (распространения) себя за пределы собственной жизни. Все так и происходит в стабильные периоды истории, когда традиционные ценности и их символы могут подниматься на вершины личных иерархий как идеалы, превращая слабых людей в нравственных и целеустремленных. Совсем иная ситуация возникла в последние годы в нашей стране, когда принципы коллективной психологии скоротечно сменились индивидуалистическими, а на смену прежней идеологии не пришла пока никакая другая. На этом фоне стал быстро расцветать радикальный национализм, религиозное сектантство и общая бездуховность. При господстве индивидуализма, в обстановке потери веры (не только в религию, но и в поддержку общества и семьи) мы имеем печальную возможность наблюдать и утрату психических ресурсов, которые могли бы защитить человека от бед и поражений. Лишившаяся прежних принципов часть молодежи (под вопли об отсутствии национальной идеи) с готовностью поддалась фашистским лозунгам - и это в стране, освободившей мир от нацистской чумы. Ситуация усугубляется тем, что традиционные символы веры стали вызывать сомнения, а новые толком еще не сформировались. Такое положение в обществе всегда ведет к деморализации, к нравственной ущербности. Сейчас многие встревожены бездуховностью молодежи и ее малодушием в трудных жизненных условиях. Поэтому все чаще констатируется дефицит проявлений «духовной жизни» и «духовного роста». С духовным развитием обычно связывают стремление к познанию, богатство интересов, желание не только усвоить необходимое для профессии, но и войти в новые сферы знаний. Причем предполагается, что эта деятельность бескорыстна, осуществляется без расчета на немедленное материальное вознаграждение, т. е. она лишена конкретных, прагматических целей. При этом в понятие «душа», наряду со стремлением к истине, познанию окружающего мира, включают нравственные категории — добра, сострадания, сочувствия. Существенно, что не все социальные потребности человека ассоциируются с его душой, а только те качества личности, которые побуждают человека действовать вопреки своим личным интересам, материальным или престижным. Сталкиваясь с таким обвалом нового, который грозит целостности Модели Мира, испытывая большое напряжение из-за невозможности включения его в сознание, человек переживает состояние шока. Это типичный результат столкновения с оглушающе и подавляюще новым: мало кто из людей может выдержать напряжение неизвестности, отсутствие умопостигаемого смысла. Столкнувшись с непонятным и не укладывающимся в базовые представления, человек может прийти в замешательство, будучи не в силах ни принять это, ни отвергнуть. Эта ситуация приводит психику человека к потере душевного равновесия или даже к шоку. Резкий разрыв с прежними представлениями, составлявшими духовную опору личности, порождает в душе полный хаос, психическое потрясение. Поначалу оно может даже парализовать активность, вызвать резкий упадок сил. И тогда жизненно необходима новая значительная цель, а еще лучше - великий идеал, который только и способен восстановить упорядоченность психики и внутреннюю гармонию души. В такие трудные моменты, когда стоит вопрос психического выживания человека, спасает вера. Она поддерживает, помогает понять то, что не ясно, принять, примириться с тем, что он не в силах изменить. Первая задача - понять - решается за счет того, что религия в максимальной степени способна включать все неизвестное в новое мировосприятие и показать место индивидуума в общей картине мира. Только религия может предложить такую трактовку недоступных пониманию человека событий, которая его возвышает.Вторая задача - принять - находит свое решение в демонстрации благодати смирения. Она показывает, что когда объективные условия жизни обусловливают неразрешимость противоречий, неудовлетворенность потребностей, недопустимость цели (например, при утрате близкого человека), то проблема не в разрешении трудностей, а в смирении, т. е. их признании, подчинении поведения и внутреннего состояния реальной необходимости. Если не вера, не творчество, то при новых катаклизмах автоматически вторгается психологическая защита и приводит к отрицанию или ощипыванию очевидного. При этом человек чувствует себя так, словно проблем и не было, однако это дает ему только кратковременное облегчение, загоняя проблему в глубину психики. Однако взрослому человеку не так просто осознанно стать верующим. Обычно его побуждение к принятию веры требует внешней помощи, толчка для присвоениярелигиозных ценностей и смыслов. Миссия великих религиозных и этических лидеров и заключается в том, чтобы быть посредниками между этими ценностями и неофитом. Обретение религиозных убеждений – это непростой процесс. Если человек не сам определяет цель, не участвует в процессе ее постановки, не выбирает средства ее достижения, а сам становится средством, то не ему принадлежит достигнутое, и к достигнутой цели он не имеет никакого отношения. Только при осуществлении цели, поставленной самим человеком или, по крайней мере, самостоятельно сформулированной и принятой для себя (присвоенной), он приобретет необходимый энергетический ресурс и сможет в дальнейшем нормально развиваться как личность. Для концентрации в себе великой силы общая для многих цель должна стать своей. В этом случае человек может ощутить гармонию внутреннего мира и радость, наполняющую его при исполнении самых светлых ожиданий и надежд. Великие Учителя, посредники высших сил, Бога, дают человеку шанс получить из рук гениев человечества (Моисея, Иисуса, Мухаммеда или Будды) то, что он не может приобрести самостоятельно - мировосприятие, пронизанное высшим смыслом. В. Франкл считает, что в области науки нашего интеллекта может быть достаточно. Однако, что касается веры, человек иногда должен полагаться на других людей, тех, кто значительнее его, доверять им и принимать их видение мира. Как известно, человек в поисках высшего смысла бытия опирается скорее на эмоциональные, чем на интеллектуальные ресурсы. Другими словами, он должен верить в высший смысл бытия. Более того, эта вера должна быть опосредована верой в кого-то. Возможны различные способы обретения смысла жизни и утверждения неповторимости своей личности. 1. Активный, предполагающий создание ценностей,воплощение в своих творениях чего-то, важного для мира (Не для себя - создать и отдать.). 2. Более пассивный - это путь развития способности к любви (Отдать и, если повезет, получить нечто для себя). 3. Позиционный, предполагающий стремление занять в мире некоторое положение, если не сложно, то путем его изменения, а если это невозможно, то получить его через встречи и переживания (Получить для себя, по возможности, ничего не отдавая). В мировых религиях предпочтение отдается первым двум. Так, в иудаизме требуется постоянно сознавать власть Всевышнего. Задача личной жизни верующего спущена ему свыше, это возвышает его и подчеркивает ответственность. В христианстве на первый план выдвинуты «ценности отношений». Милость Господня и все переживания, выпадающие на долю человека, представляют собой дар Божий. Несмотря на все различия, каждая религия направляет внимание человека на то, что в стремлениях общества ныне наблюдается чудовищная асимметрия. Проявляется она в том, что главные познавательные усилия общества и отдельного индивида направлены на внешний мир. Считается, что там- главные жизненные ценности, провоцирующие активность и цели деятельности человека. При таком убеждении самопознание крайне редуцировано, предстает убогим. Соответственно и ничтожная часть энергии направляется на самосовершенствование. Религия помогает человеку увидеть новые значимые цели в своем внутреннем мире. Он начинает сознавать, что энергия добра и справедливости, облагораживая душу, способна обуздать порывы стяжательства, зависти и злобы; вытерпеть, казалось бы, невыносимую боль и муку. Ему открывается, что эгоистическое, агрессивное поведение и неадекватное, лживое самопознание способны вызвать деформацию целого мира и поставить под вопрос само существование человеческой цивилизации. В рамках религиозного мировосприятия проблемы, непонятные с позиции науки, решаются простым признанием того факта, что действительность, доступная органам чувств, - это лишь «один из многих пластов реальности», что существуют и другие измерения, в том числе и принципиально непостижимые. Объективная реальность многомерна. И если изменить внутренние структуры восприятия, то иным предстанет внешний мир. То, что человек принимает за него - лишь одноиз частичных, несовершенных отображений мыслящим существом. В многомерной действительности к главным для человека измерениям относится и духовное измерение, подчиняющееся законам не менее объективным, чем законы природы. В реальной жизни, в опыте каждого человека это измерение обнаруживает себя через нравственные законы отношений между людьми, фиксируемые в моральных и культурных ценностях человеческой культуры. Религия, отражая действительность на свой лад, создает у верующего новую картину мира, формирует иные взгляды на природу, общество и самого себя. Они более понятны и приемлемы для обычного человека. Религиозная интерпретация мира выступает как одно из средств овладения им, помогающих осмысливанию окружающей действительности. Тем самым она воспитывает у своих последователей определенное понимание и принятие сложности окружающей среды посредством освоения новых целей и символов. В роли такой основополагающей и потому объединяющей цели может, например, выступать такая возвышенная религиозная цель, как спасение- воздаяние за чистую, праведную жизнь человека на земле, его сострадательную душу. Существенно, что «спасение» обретает свое сакраментальное значение лишь тогда, когда становится выражением особым образом систематизированной, по-своему рационалистически обобщенной Модели Мира, ориентированной к весьма отдаленной цели- после жизни. Такая Модель Мира формирует особые идеи, вехами указывающие путь, по которому выстраивается последовательность планируемых шагов. Человеку, чья душа находится в смятении, вследствие отсутствия понимания «этого мира» и страха абсолютного исчезновения в «том», религия сулит утешение - надежду на вечную жизнь. Конечно, этим снижается уникальность земной жизни отдельной личности, но возвышается Бог, и укореняется вера в фундаментальные ценности. Ведь человеку невозможно постоянно находиться под гнетом страха, в осознании неизбежности своей смерти. Он вытесняет это осознание, стремится не думать о смерти, предполагая, что он как бы вечен. Ибо как не имеет он осознанного опыта своего рождения, так не может иметь и осознанного опыта своей смерти. Поэтому человек создает символику бессмертия как психические «инструменты» защиты, обеспечивающие полноценную жизнь в условиях грядущей гибели. Выделено несколько категорий, отражающих такую символику: 1. Надежда на жизнь в потомстве. 2. Надежда на память в веках в результатах своего творчества. 3. Надежды на Бога, дарующего вечную жизнь. 4. Надежды на жизнь в других существах, путем слияния с природой. Понимание смысла жизни,тоска по его отсутствию или утрате изыскание путей нового обретения чувства ее полноты оказывает фундаментальное влияние на все умонастроение человека. Именно смысл формирует аргументы осуждения или оправдания всей его деятельности. Выбор способа самоактуализации зависит от ведущих потребностей,их состава и силы. Когда у человека ослаблено ощущение собственных потребностей (ничего не хочется), субъективно это воспринимается как бессмысленность существования. Возникает представление о собственной неполноценности, и наступает депрессия.Подобный упадок духа знаком каждому после провала планов и несбывшихся ожиданий, но в данном случае затянувшееся недовольство собой, уныние сопровождается мыслями о своей никчемности. Такие настроения часто переходят в чувство вины, невыполненного долга. Все виды депрессии до некоторой степени связаны с неудовлетворенной потребностью в развитии. Для человека жизненно важно понимать свои побуждения, мотивацию личных поступков, знать, во имя чего он прилагает усилия, т. е. уяснение тех потребностей, которые направляют его деятельность. Известно, что потребности, ориентированные «для себя», на удовлетворение собственных прихотей, повышают чувство своего достоинства, независимость суждений, самостоятельность мысли («Вот я какой!»). Потребности, удовлетворение которых значимо «для других людей», - делают человека доброжелательным, способным к сочувствию и состраданию. (Отдавать куда приятнее, чем брать.) В соответствии со своим пониманием, каждый вкладывает в понятие «Смысл жизни» свое содержание. Одно из таких пониманий - благо личности, и потому пользуйся всем, чего пожелал и что тебе доступно. Иное понимание «смысла жизни» - в благополучии целой совокупности людей - служи им всеми силами, стремись познать их волю и исполняй ее. Наконец, есть и третье понимание «смысла жизни» - в покорности воле Бога и посильном ее исполнении. Верующий, так понимающий «смысл жизни», не только знает то, что неверующему неведомо, он способен на большее. Он чувствует себя выразителем высших сил, которые поддерживают его, и он причастен к их всемогуществу. Он считает себя изначально способным побеждать трудности существования. Это воздействие религии, придающее уверенность и энергию, объясняет ее непреходящий характер. Повысить удовлетворение человека своей судьбой и тем привести в состояние душевного равновесия можно двумя способами. Если утрата смысла жизни тесно связана с падением самооценки, а сама самооценка определяется как частное от деления успеха на притязания, то для ее нормализации человеку необходимо либо повышать свои успехи, либо понижатьпритязании. Именно последний метод и использует религия, снижая в глазах человека и роль тех бытовых и культурных ценностей, которым в обычной жизни придается наибольшее значение. Радикально снижая их значимость (если не обесценивая вообще обычные заботы человеческой жизни), религия так их трактует, что всякие житейские дела становятся незначительными, бледнея до состояния нереальности. Практически этот путь - единственный. Действительно, движение к постижению смысла жизни зависит от уровня развития нравственной культуры человека, от того, насколько глубоко в структуру его личности, наряду с любознательностью и стремлением к истине, включены категории добра, сострадания, сочувствия. Поскольку в познавательных мотивах, в противовес к чувственной и волевой сферам, доминируют мыслительные процессы, то при незрелости нравственных свойств личности, усвоение знаний неэффективно, т. к. дальнейшее развитие может и не вести к вершинам духа. Человек, стремящийся к усовершенствованию, всегда имеет не насыщаемые культурные потребности, коль скоро совершенствование в принципе безгранично, а жизнь коротка. И чем больше дифференцируются и множатся знания, культурные ценности, цели самоусовершенствования, тем ничтожнее оказывается та доля знаний, которую в течение жизни пассивно, в качестве воспринимающего, или активно, в качестве творящего, мог усвоить человек. Так можно понять возникновение неудовлетворенности жизнью.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |