Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменение смысла жизни под влиянием веры



2019-11-13 221 Обсуждений (0)
Изменение смысла жизни под влиянием веры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Идеалыразного масштаба наделяют человека не рав­ными жизненными силами. Самыми сильными являются идеалы религиозной веры. Когда на вершине располагаются духовные идеалы, формируются особо мощные связи, объединяющие всю иерархию. Верховенство религиозной идеи укрепляет ее устойчивость за счет особенно четкой, веками отработанной сис­темы ценностей, облегчающей управление всеми нижележащими уровнями. В результате вся система предстает как единый инструмент овладения миром. Такое организующее воздействие духовного идеала на верхнем уровне иерар­хии определяет для верующего смысл бытия, воспитывая у человека способ­ность особой формы понимания и принятия социального окружения. Если в каждом есть искра Божья, это выступает и как основа самоуважения и если не братского, то более терпимого отношения к другим.

Религиозная вера может привести к целеустремленности такой силы, кото­рая позволяет человеку преодолеть тягу к отклонениям от избранного пути. Предельная целеустремленность обеспечивает ему стабильность душевного равновесия или даже просветления. Тогда на новом уровне самосознания он обретает способность не только к концентрации всех сил для движения по из­бранному пути, требующей особой интеграции личности, но с этого духовного трамплина осуществить процесс трансценденции (распространения) себя за пре­делы собственной жизни.

Все так и происходит в стабильные периоды истории, когда традиционные ценности и их символы могут подниматься на вершины личных иерархий как идеалы, превращая слабых людей в нравственных и целеустремленных. Совсем иная ситуация возникла в последние годы в нашей стране, когда принципы коллектив­ной психологии скоротечно сменились индивидуалистическими, а на смену прежней идеологии не пришла пока никакая другая. На этом фоне стал быстро расцветать радикальный национализм, религиозное сектантство и общая без­духовность.

При господстве индивидуализма, в обстановке потери веры (не только в религию, но и в поддержку общества и семьи) мы имеем печальную возможность наблюдать и утрату психических ресурсов, которые могли бы за­щитить человека от бед и поражений. Лишившаяся прежних принципов часть молодежи (под вопли об отсутствии национальной идеи) с готовностью подда­лась фашистским лозунгам - и это в стране, освободившей мир от нацистской чумы. Ситуация усугубляется тем, что традиционные символы веры стали вызы­вать сомнения, а новые толком еще не сформировались. Такое положение в об­ществе всегда ведет к деморализации, к нравственной ущербности.

Сейчас многие встревожены бездуховностью молодежи и ее малодушием в трудных жизненных условиях. Поэтому все чаще констати­руется дефицит проявлений «духовной жизни» и «духовного роста». С духов­ным развитием обычно связывают стремление к познанию, богатство интере­сов, желание не только усвоить необходимое для профессии, но и войти в новые сферы знаний. Причем предполагается, что эта деятельность бескорыстна, осуществляется без расчета на немедленное материальное вознаграждение, т. е. она лишена конкретных, прагматических целей. При этом в понятие «душа», на­ряду со стремлением к истине, познанию окружающего мира, включают нрав­ственные категории — добра, сострадания, сочувствия. Существенно, что не все социальные потребности человека ассоциируются с его душой, а только те качества личности, которые побуждают человека действовать вопреки своим личным интересам, материальным или престижным.

Сталкиваясь с таким обвалом нового, который грозит целостности Модели Мира, испытывая большое напряжение из-за невозможности включения его в сознание, человек переживает состояние шока. Это типичный результат столк­новения с оглушающе и подавляюще новым: мало кто из людей может выдер­жать напряжение неизвестности, отсутствие умопостигаемого смысла. Столк­нувшись с непонятным и не укладывающимся в базовые представления, человек может прийти в замешательство, будучи не в силах ни принять это, ни отверг­нуть. Эта ситуация приводит психику человека к потере душевного равновесия или даже к шоку. Резкий разрыв с прежними представлениями, составлявши­ми духовную опору личности, порождает в душе полный хаос, психическое потрясение. Поначалу оно может даже парализовать активность, вызвать рез­кий упадок сил. И тогда жизненно необходима новая значительная цель, а еще лучше - великий идеал, который только и способен восстановить упорядочен­ность психики и внутреннюю гармонию души. В такие трудные моменты, ког­да стоит вопрос психического выживания человека, спасает вера. Она поддер­живает, помогает понять то, что не ясно, принять, примириться с тем, что он не в силах изменить.

Первая задача - понять - решается за счет того, что религия в максималь­ной степени способна включать все неизвестное в новое мировосприятие и показать место индивидуума в общей картине мира. Только религия может пред­ложить такую трактовку недоступных пониманию человека событий, которая его возвышает.Вторая задача - принять - находит свое решение в демонстра­ции благодати смирения. Она показывает, что когда объективные условия жиз­ни обусловливают неразрешимость противоречий, неудовлетворенность по­требностей, недопустимость цели (например, при утрате близкого человека), то проблема не в разрешении трудностей, а в смирении, т. е. их признании, подчинении поведения и внутреннего состояния реальной необходимости. Если не вера, не творчество, то при новых катаклизмах автоматически вторгается психологическая защита и приводит к отрицанию или ощипыванию очевидно­го. При этом человек чувствует себя так, словно проблем и не было, однако это дает ему только кратковременное облегчение, загоняя проблему в глубину пси­хики.

Однако взрослому человеку не так просто осознанно стать верующим. Обыч­но его побуждение к принятию веры требует внешней помощи, толчка для при­своениярелигиозных ценностей и смыслов. Миссия великих религиозных и эти­ческих лидеров и заключается в том, чтобы быть посредниками между этими ценностями и неофитом. Обретение религиозных убеждений – это непро­стой процесс. Если человек не сам определяет цель, не участвует в процессе ее поста­новки, не выбирает средства ее достижения, а сам становится средством, то не ему принадлежит достигнутое, и к достигнутой цели он не имеет никакого от­ношения. Только при осуществлении цели, поставленной самим человеком или, по крайней мере, самостоятельно сформулированной и принятой для себя (при­своенной), он приобретет необходимый энергетический ресурс и сможет в даль­нейшем нормально развиваться как личность. Для концентрации в себе вели­кой силы общая для многих цель должна стать своей. В этом случае человек может ощутить гармонию внутреннего мира и радость, наполняющую его при исполнении самых светлых ожиданий и надежд.

Великие Учителя, посредники высших сил, Бога, дают человеку шанс полу­чить из рук гениев человечества (Моисея, Иисуса, Мухаммеда или Будды) то, что он не может приобрести самостоятельно - мировосприятие, прони­занное высшим смыслом. В. Франкл считает, что в области науки нашего интеллекта может быть достаточно. Однако, что касается веры, человек иногда должен полагаться на других людей, тех, кто значительнее его, доверять им и принимать их видение мира. Как известно, человек в поисках высшего смыс­ла бытия опирается скорее на эмоциональные, чем на интеллектуальные ресур­сы. Другими словами, он должен верить в высший смысл бытия. Более того, эта вера должна быть опосредована верой в кого-то.

Возможны различные способы обретения смысла жиз­ни и утверждения неповторимости своей личности.

1. Активный, пред­полагающий создание ценностей,воплощение в своих творениях чего-то, важ­ного для мира (Не для себя - создать и отдать.).

2. Более пассивный - это путь развития способности к любви (Отдать и, если повезет, получить нечто для себя).

3. Позиционный, предполагающий стремление занять в мире некоторое положение, если не сложно, то путем его изменения, а если это невозможно, то получить его через встречи и переживания (Получить для себя, по возможности, ничего не отдавая).

В мировых религиях предпочтение отдает­ся первым двум. Так, в иудаизме требуется постоянно сознавать власть Всевыш­него. Задача личной жизни верующего спущена ему свыше, это возвышает его и подчеркивает ответственность. В христианстве на первый план выдвинуты «цен­ности отношений». Милость Господня и все переживания, выпадающие на долю человека, представляют собой дар Божий.

Несмотря на все различия, каждая религия направляет внимание человека на то, что в стремлениях общества ныне наблюдается чудовищная асимметрия. Проявляется она в том, что главные познавательные усилия общества и отдель­ного индивида направлены на внешний мир. Считается, что там- главные жиз­ненные ценности, провоцирующие активность и цели деятельности человека. При таком убеждении самопознание крайне редуцировано, предстает убогим. Соответственно и ничтожная часть энергии направляется на самосовершен­ствование. Религия помогает человеку увидеть новые значимые цели в своем внутреннем мире. Он начинает сознавать, что энергия добра и справедливо­сти, облагораживая душу, способна обуздать порывы стяжательства, зависти и злобы; вытерпеть, казалось бы, невыносимую боль и муку. Ему открывается, что эгоистическое, агрессивное поведение и неадекватное, лживое самопозна­ние способны вызвать деформацию целого мира и поставить под вопрос само существование человеческой цивилизации.

В рамках религиозного мировосприятия проблемы, непонятные с позиции науки, решаются простым признанием того факта, что действительность, до­ступная органам чувств, - это лишь «один из многих пластов реальности», что существуют и другие измерения, в том числе и принципиально непостижимые. Объективная реальность многомерна. И если изменить внутренние структуры восприятия, то иным предстанет внешний мир. То, что человек принимает за него - лишь одноиз частичных, несовершенных отображений мыслящим су­ществом. В многомерной действительности к главным для человека измерени­ям относится и духовное измерение, подчиняющееся законам не менее объек­тивным, чем законы природы. В реальной жизни, в опыте каждого человека это измерение обнаруживает себя через нравственные законы отношений между людьми, фиксируемые в моральных и культурных ценностях человеческой куль­туры.

Религия, отражая действительность на свой лад, создает у верующего новую картину мира, формирует иные взгляды на природу, общество и самого себя. Они более понятны и приемлемы для обычного человека. Религиозная интерпретация мира выступает как одно из средств овладения им, помогающих осмысливанию окружающей действительности. Тем самым она воспитывает у своих последовате­лей определенное понимание и принятие сложности окружающей среды посред­ством освоения новых целей и символов. В роли такой основополагающей и по­тому объединяющей цели может, например, выступать такая возвышенная религиозная цель, как спасение- воздаяние за чистую, праведную жизнь челове­ка на земле, его сострадательную душу. Существенно, что «спасение» обретает свое сакраментальное значение лишь тогда, когда становится выражением особым об­разом систематизированной, по-своему рационалистически обобщенной Моде­ли Мира, ориентированной к весьма отдаленной цели- после жизни. Такая Мо­дель Мира формирует особые идеи, вехами указывающие путь, по которому выстраивается последовательность планируемых шагов.

Человеку, чья душа находится в смятении, вследствие отсутствия понима­ния «этого мира» и страха абсолютного исчезновения в «том», религия сулит утешение - надежду на вечную жизнь. Конечно, этим снижается уникальность земной жизни отдельной личности, но возвышается Бог, и укореняется вера в фундаментальные ценности. Ведь человеку невозможно постоянно находить­ся под гнетом страха, в осознании неизбежности своей смерти. Он вытесняет это осознание, стремится не думать о смерти, предполагая, что он как бы ве­чен. Ибо как не имеет он осознанного опыта своего рождения, так не может иметь и осознанного опыта своей смерти. Поэтому человек создает символику бессмертия как психические «инструменты» защиты, обеспечивающие полно­ценную жизнь в условиях грядущей гибели. Выделено несколько категорий, отражающих такую символику:

1. Надежда на жизнь в потомстве.

2. Надежда на память в веках в результатах своего творчества.

3. Надежды на Бога, дарующего вечную жизнь.

4. Надежды на жизнь в других существах, путем слияния с природой.

Понимание смысла жизни,тоска по его отсутствию или утрате изыскание путей нового обретения чувства ее полноты оказывает фундаментальное влияние на все умонастроение человека. Именно смысл формирует аргументы осуж­дения или оправдания всей его деятельности. Выбор способа самоактуализа­ции зависит от ведущих потребностей,их состава и силы. Когда у человека ос­лаблено ощущение собственных потребностей (ничего не хочется), субъективно это воспринимается как бессмысленность существования. Возникает представ­ление о собственной неполноценности, и наступает депрессия.Подобный упадок духа знаком каждому после провала планов и несбывшихся ожиданий, но в данном случае затянувшееся недовольство собой, уныние со­провождается мыслями о своей никчемности. Такие настроения часто перехо­дят в чувство вины, невыполненного долга. Все виды депрессии до некоторой степени связаны с неудовлетворенной потребностью в развитии.

Для человека жизненно важно понимать свои побуждения, мотивацию лич­ных поступков, знать, во имя чего он прилагает усилия, т. е. уяснение тех потреб­ностей, которые направляют его деятельность. Известно, что потребности, ори­ентированные «для себя», на удовлетворение собственных прихотей, повышают чувство своего достоинства, независимость суждений, самостоятельность мыс­ли («Вот я какой!»). Потребности, удовлетворение которых значимо «для других людей», - делают человека доброжелательным, способным к сочувствию и со­страданию. (Отдавать куда приятнее, чем брать.) В соответствии со своим пони­манием, каждый вкладывает в понятие «Смысл жизни» свое содержание. Одно из таких пониманий - благо личности, и потому пользуйся всем, чего пожелал и что тебе доступно. Иное понимание «смысла жизни» - в благополучии целой совокупности людей - служи им всеми силами, стремись познать их волю и ис­полняй ее. Наконец, есть и третье понимание «смысла жизни» - в покорности воле Бога и посильном ее исполнении. Верующий, так понимающий «смысл жизни», не только знает то, что неверующему неведомо, он способен на боль­шее. Он чувствует себя выразителем высших сил, которые поддерживают его, и он причастен к их всемогуществу. Он считает себя изначально способным по­беждать трудности существования. Это воздействие религии, придающее уверен­ность и энергию, объясняет ее непреходящий характер.

Повысить удовлетворение человека своей судьбой и тем привести в состо­яние душевного равновесия можно двумя способами. Если утрата смысла жиз­ни тесно связана с падением самооценки, а сама самооценка определяется как частное от деления успеха на притязания, то для ее нормализации чело­веку необходимо либо повышать свои успехи, либо понижатьпритязании. Именно последний метод и использует религия, снижая в глазах человека и роль тех бытовых и культурных ценностей, которым в обычной жизни придается наибольшее значение. Радикально снижая их значимость (если не обесцени­вая вообще обычные заботы человеческой жизни), религия так их трактует, что всякие житейские дела становятся незначительными, бледнея до состоя­ния нереальности.

Практически этот путь - единственный. Действительно, движение к постижению смысла жизни зависит от уровня развития нравственной культуры чело­века, от того, насколько глубоко в структуру его личности, наряду с любозна­тельностью и стремлением к истине, включены категории добра, сострадания, сочувствия. Поскольку в познавательных мотивах, в противовес к чувственной и волевой сферам, доминируют мыслительные процессы, то при незрелости нрав­ственных свойств личности, усвоение знаний неэффективно, т. к. дальнейшее развитие может и не вести к вершинам духа. Человек, стремящийся к усовер­шенствованию, всегда имеет не насыщаемые культурные потребности, коль скоро совершенствование в принципе безгранично, а жизнь коротка. И чем больше дифференцируются и множатся знания, культурные ценности, цели самоусовер­шенствования, тем ничтожнее оказывается та доля знаний, которую в течение жизни пассивно, в качестве воспринимающего, или активно, в качестве творя­щего, мог усвоить человек. Так можно понять возникновение неудовлетворен­ности жизнью.

 



2019-11-13 221 Обсуждений (0)
Изменение смысла жизни под влиянием веры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменение смысла жизни под влиянием веры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)