Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.



2019-11-13 3264 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. 4.67 из 5.00 6 оценок




КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК.

Психологическая диагностика нарушений развития у детей - составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования

Средства психодиагностики по своему качеству делятся на 2 группы (формы): методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

  Формализованные методики Малоформализованные методики
Цель Сбор диагностической информации в относительно короткие сроки и в таком ви­де, который дает возможность количественно и качест­венно сравнивать индивида с другими людьми. Получение сведений об испытуемом, особенно когда предметом изуче­ния выступают такие психические явления, которые пло­хо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).
Характеристика Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструк­ций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого). Трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляется иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологиче­ской интуиции самого психодиагноста.
Методики Тесты – тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности. Оп­росники - личностные опросники, опросники-анкеты. проективная техника психофизиологические методики наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности

В полноценном диагностическом обследовании необ­ходимо гармоничное сочетание формализованных мето­дик с малоформализованными.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.

Основные методы психолого-педагогической диагностики – наблюдение, эксперимент.

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фикси­рование психологических фактов в естественных условиях повсед­невной жизни.

С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследовате­лю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.

С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляю­ щие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, на­ сколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного разви­тия. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.

В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную си­туацию и анализирует события как бы «изнутри».

При наблюдении необходимо соблюдать опре­деленные условия.

1. Поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях.

2. Перед любым наблюдением формулируется цель: заранее должны быть определены черты личности или особенности поведения, которые необходимо оце­нить; какое пси­хическое проявление будет изучаться, например сформированность культурно-гигиенических навыков

3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни дошкольников. Для этого предварительно следует познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда дети ведут себя раскованно и естественно.

4. Не вмешивается в деятельность ребенка, который не знает, что за ним наблюдают

5. Наблюдение должно быть беспристрастным;

6. Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за ребенком наблюдают не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных
явлений. Важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайное от закономерного.

7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных (протокол). Следует производить «фотографическую» запись всех пси­хологических фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.

 

Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионально­го опыта и специальной подготовки. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкалы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объективности и достоверно­сти полученной информации.

В отличие от наблюдения эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. А один из видов констатирующего эксперимента, естественный, проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность: игра, рассматривание картинок, рисование и т.п. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специаль­но созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изу­чаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специ­ально подобранных экспериментальных методик.

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента.

Психологический эксперимент — это изучение нарушенных пси­хических процессов и личности в специально созданных услови­ях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нару­шении. Патопсихологический эксперимент осуществляется с по­мощью конкретных приемов изучения психических функций — экспериментально-психологических методик.

(С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.Д-Забрамнойая, Е.А. Стребелева и др.)

Диагностический обучающий эксперимент (ДОЭ) – заключается в оценке интеллектуального развития ребенка путем выявления его потенциальных способностей, усвоении новых знаний и выработке способов решения. ДОЭ приспособлен для качественной и количественной диагностики основных компонентов обучаемости:

· активность в решении интеллектуальных задач;

· восприимчивость к помощи;

· способность к логическому переносу.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

- эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

- эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функ­ций;

- построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить,
как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

 

- экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психи­ческих нарушений;

- результаты экспериментально-психологического исследова­ния должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и боль­шим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение.

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребен­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.



2019-11-13 3264 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)