ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК. Психологическая диагностика нарушений развития у детей - составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования Средства психодиагностики по своему качеству делятся на 2 группы (формы): методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. Основные методы психолого-педагогической диагностики – наблюдение, эксперимент. Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляю щие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, на сколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри». При наблюдении необходимо соблюдать определенные условия. 1. Поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях. 2. Перед любым наблюдением формулируется цель: заранее должны быть определены черты личности или особенности поведения, которые необходимо оценить; какое психическое проявление будет изучаться, например сформированность культурно-гигиенических навыков 3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни дошкольников. Для этого предварительно следует познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда дети ведут себя раскованно и естественно. 4. Не вмешивается в деятельность ребенка, который не знает, что за ним наблюдают 5. Наблюдение должно быть беспристрастным; 6. Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за ребенком наблюдают не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных 7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных (протокол). Следует производить «фотографическую» запись всех психологических фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.
Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкалы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. В отличие от наблюдения эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. А один из видов констатирующего эксперимента, естественный, проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность: игра, рассматривание картинок, рисование и т.п. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент — это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушении. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций — экспериментально-психологических методик. (С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.Д-Забрамнойая, Е.А. Стребелева и др.) Диагностический обучающий эксперимент (ДОЭ) – заключается в оценке интеллектуального развития ребенка путем выявления его потенциальных способностей, усвоении новых знаний и выработке способов решения. ДОЭ приспособлен для качественной и количественной диагностики основных компонентов обучаемости: · активность в решении интеллектуальных задач; · восприимчивость к помощи; · способность к логическому переносу. При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила: - эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении; - эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций; - построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить,
- экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений; - результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе. Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |