Устные и письменные тесты.
Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными - групповые. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу оперирования. Бланковые тесты (другим широко известным названием является «тесты карандаш и бумага»). В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур. Аппаратурные тесты - это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербаль ных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты - эго такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. б) Содержание психологического тестирования По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности. Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей. Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Тесты личности. Эти психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления. 4. Одним из наиболее известных примеров рассмотрения психодиагностических методов с точки зрения получения их исследователем является классификация Кеттелла. Он предложил такие типы психологических показателей: L – факты жизни; T – проба (испытание); Q – опросник.
L данные являются жизненными фактами. Они или были получены на более ранних ступенях исследования, или их поставляет сам испытуемый. Иногда испытуемый «забывает» какие-либо данные, факты. Для повышения надежности L данных разработаны специальные требования к процессу получения экспертных оценок: · Оцениваемая характеристика должна определяться в терминах наблюдаемого поведения. · Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого дли тельный промежуток времени. · Необходимо иметь несколько экспертов для одного обследуемого и т.д. T данные являются результатом выполнения тестов, в которых фиксируются показатели достижений. Они предполагают сопоставление достижений испытуемого с показателями достижений других людей в тех же ситуациях и с той же мотивацией. Q данные получают с помощью опросников и др. методов самооценок. Основные причины искажения данных носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения могут быть обусловлены низким интеллектом и характерным уровнем испытуемых, использованием неверных эталонов, отсутствием навыков самоанализа и специальных знаний. Различная мотивация может стать источником искажения ответов либо в сторону социальной желаемости, либо в сторону подчеркивания своих дефектов. Такие искажения носят либо спонтанный, либо бессознательный характер. Для их устранения используют шкалы лжи, коррекции и т.д. Q данные могут быть получены в актуально проводимом испытании и допускают возможность их повторного проведения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 Тема I.2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития Кол-во часов: 2 Форма проведения: семинар-передача знаний. Изучаемые вопросы: 1.Стандартизация методик. Объективность. 2.Надежность, валидность, репрезентативность. 3. Анализ документации. 4. Беседа. Основные требования к проведению беседы. 5.Тестирование. Составление таблицы «Основные виды тестов». 6. Анкетирование. Основные требования к формулировке вопросов анкеты. 6. Анализ продукции деятельности ребенка. 7. Изучение истории развития ребенка. Сбор анамнеза. Список литературы: [2; 10; 23; 25; 29; 33; 36] Информационное сопровождение: Мультимедийные презентации по изучаемым вопросам.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |