Психофизиологические методики
Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына и их последователями в рамках нового научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология». Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Носят индивидуальный характер.
Тесты Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») - это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Нейропсихологическое изучение детей. Рисуночные тесты: их место в изучении развития ребенка. – для самостоятельного изучения.
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК.
Для оценки качества диагностических процедур используется ряд показателей, каждый из которых характеризует определенные качества диагностики. Стандартизация Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизована. Стандартизация – приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста. 2 формы стандартизации: 1. Выработка единых требований к про цедуре эксперимента регламентация процедуры проведения исследования и его обработки; унификация инструкций и бланков обследования, способов регистрации результатов и условий проведения обследования. 2. Определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний В традиционном тестировании такая точка добывается статистическим путем— это так называемая статистическая норма.
Благодаря стандартизации достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых по одной методике. Появляется возможность выражения тестовых оценок в относительно к выборке стандартных показателях (например, шкальные оценки), что дает возможность сопоставления этих оценок в разных тестовых методиках. Объективность Говорить об объективности можно в том случае, когда результаты тестирования независимы от диагноста, т.е. когда разные диагносты при изучении одного и того же ребенка получают сходные результаты. Для уменьшения влияния субъективных воздействий при диагностике необходимо установить ряд согласованных между собой рабочих этапов: · объективность проведения измерения; · объективность обработки данных; · объективность интерпретации результатов измерения. Объективность предполагает, что все обследуемые были подвергнуты одному и тому же испытанию в сходных условиях. С этой целью унифицируются задания, время выполнения заданий, пояснения (инструкции), допустимые вспомогательные средства.
Надежность В психодиагностике проблемы надежности и валидности методик тесно взаимосвязаны. Надежность теста — это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личность экспериментатора и испытуемого, эмоциональное состояние, утомление, мотивация, предыдущий опыт тестирования или его отсутствие и т.д.). Результат психологического исследования обычно подвергается большому числу факторов, что ведет к разбросу результатов теста как результату влияния двух групп причин: 1) изменчивости того свойства, которое измеряют; 2) нестабильности измерительной процедуры. Надежность (в самом широком смысле) – это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий по измеряемому свойству и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам. Т.о., надежность теста тем выше, чем меньше его результаты зависят от посторонних факторов. Проверяется надежность путем проведения нескольких исследований на одном и том же испытуемом. Показатель, характеризующий измерительный инструмент, называется коэффициентом надежности. Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (или гомогенности), используется так называемый метод «расщепления». Обычно задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем результаты двух полученных рядов коррелируются между собой. Для применения этого способа нужно поставить испытуемых в такие условия, чтобы они смогли успеть решить (или попытаться решить) все задания. Если методика однородна, то большой разницы в успешности решения по таким половинкам не будет, и, следовательно, коэффициент корреляции будет достаточно высоким. Методика признается надежной, когда полученный коэффициент не ниже +0,75+0,85. Лучшие по надежности тесты дают коэффициенты порядка +0,90 и более. Показатель, характеризующи стабильность измерительного свойства – коэффициент стабильности. Для проверки стабильности диагностируемого признака, свойства используется прием, известный под названием тест — ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью той же методики. Коэффициент стабильности должен быть достаточно высоким (не ниже +0,80). Показатель оценки влияния личности экспериментатора – коэффициент константности. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проведенных в относительно одинаковых условиях на одной и той же выборке испытуемых, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже +0,80. Валидность (действительный, пригодный, имеющий силу) Валидность теста — это соответствие получаемой информации измеряемому психическому свойству или процессу. Валидность – это комплексная характеристика теста, которая включает сведения об области изучаемых явлений и репрезентативности (соответствии) психологической процедуры по отношению к ним. Валидность теста – это понятие, указывающее на то, что именно тест измеряет, и насколько хорошо он это делает. Вопрос о ва лидности методик решается лишь после того, как установлена достаточная ее надежность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной. Но самая надежная методика без знания ее валидности является практически бесполезной. В стандартных требованих к психолого-педагогическим тестам валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких свойств личности могут быть сделаны выводы, а т.же о степени их обоснованности на основании конкретных тестовых методик или других форм обследования. Валидность описывает также конкретную направленность методики и степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста. Методики «корректурная проба» Область изучаемых свойств: устойчивость и концентрация внимания, психомоторная подвижность. По отношению к этим свойствам валидность велика. Однако на результаты выполнения корректурной пробы оказывают влияние и другие факторы: · нейродинамические особенности личности; · характеристика кратковременной памяти; · развитие навыков чтения; · особенности зрения и др. По отношению к этим факторам методика не является специфичной. Т.о., валидность отражает уровень обоснованности результатов исследования. В понятие валидностти входит большое количество разнообразной информации о тесте. Выделяют следующие типы валидности. Диагностическая валидность. Отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Конструктная валидность. Отражает особенности теоретической стороны психического явления, измеряемого соответствующим тестом (т.е. соотношение теории и практики). Например, сопоставление результатов используемого теста с другими методиками, конструктное содержание которых известно, т.е. разрабатываемый тест измеряет примерно ту же сферу, что и эталонная методика. Смысл процедуры конструктности валидности – установление одновременно сходства и различия психических явлений, измеряемых новым тестом, по сравнению с известными. Критериальная валидность. Определяется путем сопоставления результатов измерения с какими-то внешними критериями (с успеваемостью). Критериальная валидность включает комплекс отношений с текущим состоянием изучаемого явления, а также вероятность и обоснованность прогноза его состояния в будущем. В этом случае различают текущую и прогностическую валидность. Текущая валидность. Отражает соответствие показателей теста реальному состоянию психологических особенностей испытуемого в момент обследования. Прогностическая валидность. Сведения, характеризующие степень обоснованности и статистической надежности развития изученных психологических особенностей в будущем. Содержательная валидность. Характеризует степень соответствия заданий теста измеряемой области психических свойств. Комплекс содержательной валидности имеет наибольшее значение для тестов, измеряющих деятельность, близкую к реальной. Валидность по содержанию закладывается в тест уже при подборе заданий будущей методики. Репрезентативность Это соответствие типичным характеристикам исследуемого явления, т.е. методика должна адекватно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.
ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ. а) Формы психологического тестирования · индивидуальные и групповые; · устные и письменные; бланковые, · предметные, аппаратурные и компьютерные; · вербальные и невербальные (практические).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1001)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |