Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ



2019-11-13 970 Обсуждений (0)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Дополнительными методами психолого-педагогической диагностики являются:

Анализ документации

Беседа

тестирование

опросы (педагогов, родителей) - Оп­росники - личностные опросники, опросники-анкеты.

анализ продуктов деятельности

проективная техника

психофизиологические методики

_________________________________________

Метод беседы

Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением.

Например, изучая игровые предпочтения ребенка, исследователь сначала наблюдает за его играми, а затем проводит беседу о любимых играх, игрушках, ролях, партнерах по играм сначала с малышом, а потом с родителями, воспитателями. Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее, например сказки, картинки, стихотворения.

Так, для беседы с ребенком об осознании им нормы поведения «надо делиться с другими» выбирают стихотворение Е.Благининой «Подарок» и составляют вопросы: Какая игрушка была у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала лягушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка
понравилась твоему другу? Почему?

Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл.

2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении, так же, как и эксперимент. Она не должна превышать 10-15 мин, чтобы ребенок не переутомился и не потерял к ней интерес.

4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения.

Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал ребенку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.

5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон). Здесь, как и в эксперименте, функции исследователя и протоколиста могут быть разделены. Ответы ребенка, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

Беседа предполагает получение информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуж­дения их с родителями (педагогами).

Цель бесе­ ды — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуж­дение характера, степени и возможных причин проблем, с кото­рыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспита­ния и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы пси­холог должен соблюдать следующие требования:

- беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;

- важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;

- эффективность беседы зависит от активности родителей (пе­дагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать до­верительные отношения;

 

- нельзя открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов);

- важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы;

- желательно участие в беседе обоих родителей;

- нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) ре­альных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;

- во время беседы необходимо спланировать следующие встре­чи и определить их задачу.

 

 

Метод опроса педагогов (родителей)

Опрос. Это метод сбора первичных данных на осно­ве вербальной коммуникации. Он при соблюдении оп­ределенных правил позволяет получить не менее на­дежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, о устойчивых склонностях, мо­тивах тех или иных поступков, о субъективных состоя­ниях.

Как большая сложность, которая возникает при применении этого метода, заключается в формули­ровании вопросов.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим). По форме оно бывает сво­бодное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); стандартизованное (осуществле­на детальная разработка всей процедуры, включая об­щий план беседы, последовательность вопросов, вариан­ты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика); и частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Пси­холог стремится к более естественным формам беседы. Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

а) введение: настройка на беседу, на сотрудничество;

б) свободные высказывания испытуемого;

в) общие вопросы (например, «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»);

г) подробное исследование;

д) снятие возникшего напряжения и выражение при­знательности за участие в беседе.

Интервью не должно быть продолжительным и скуч­ным. Регистрация ответов не должна сдерживать отве­чающего.

 

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуще­ствляется с применением опросников - группы психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и ут­верждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники содержат вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в сво­бодной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариан­тов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип).

Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бы­вают групповые и индивидуальными, чаще всего пись­менными, бланковыми или компьютерными. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники ти­пологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (напри­мер, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержа­ние и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Среди опросников-анкет в психодиагностических це­лях широко используются биографические анкеты, пред­назначенные для получения информации об истории жиз­ни человека. Чаще всего Э1И вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и ха­рактера образования, специальных навыков, продвиже­ния по службе и других относительно объективных по­казателей. Они помогают собрать информацию, необхо­димую для достоверной интерпретации показателей те­стов.

 

Прежде чем начать анкетный опрос, экспериментатор должен иметь ответы на следующие вопросы.

1) выдержаны ли требования к языку опрашиваемо, го (может быть, для одного язык слишком труден, для другого, наоборот, примитивен);

2)все ли вопросы и варианты ответов понятны;

3) существует ли опасность утомить опрашиваемого;

4) нет ли опасности получения в основном социаль­но желательных или стереотипных ответов;

5) не слишком ли много вариантов ответов на во­прос;

6) все ли в порядке со стороны графического офор­мления анкеты, нет ли переносов в смысловых кусках (например, на другую страницу), четко ли напечатан текст инструкции, вопросы и ответы (В. А. Ядов).



2019-11-13 970 Обсуждений (0)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (970)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)