Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объективные основания государственного руководства экономикой.



2019-11-13 233 Обсуждений (0)
Объективные основания государственного руководства экономикой. 0.00 из 5.00 0 оценок




Как установлено ч. 1 ст. 8 ХК, государство, органы государственной власти не являются субъектами хозяйствования.

Однако, как отмечалось ранее, хозяйственное право регулирует отношения по государственному регулированию экономики (организационные отношения), которое осуществляется органами государственной власти в определенных правовых формах и с помощью определенных методов.

Хозяйственная компетенция органов государственной власти реализуется от имени соответствующего государственного или муниципального учреждения. Непосредственное участие государства, органов государственной власти в хозяйственной деятельности может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами (ч. 3 ст. 8 ХК).

Главными объективными факторами, которые вызывают необходимость государственного регулирования хозяйственной жизни, являются:

а) выполнение государством социальных функций - обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества, в том числе - в сфере экономики. Таким образом государство выполняет функцию организации хозяйственной жизни общества;

б) наличие у государства на праве собственности еще довольно значительного массива имущества (прежде всего, средств производства), что приводит к управлению государственным сектором экономики со стороны государства-владельца.

Как носитель политической власти и как владелец определенной части средств производства, государство реализует экономическую и социальную политику в сфере хозяйствования в двух формах: в форме долгосрочной (стратегической) политики и в форме текущей (тактической) политики, направленных на реализацию и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствования и потребителей, разных общественных слоев и населения в целом (ч. 1 ст. 9 ХК).

Экономическая стратегия определяется в ч. 2 ст. 9 ХК как избранный государством курс экономической политики, рассчитанный на длительную перспективу и направлен на решение крупномасштабных экономических и социальных задач, задач культурного развития, обеспечение экономической безопасности государства, сохранение и приумножение ее экономического потенциала и национального богатства, повышение народного благосостояния. Экономическая стратегия включает определение приоритетных целей народного хозяйства, средств и способов их реализации, исходя из содержания объективных процессов и тенденций, имеющих место в национальном и мировом хозяйстве, и учитывая законные интересы субъектов хозяйствования.

Экономическая тактика согласно ч. 3 ст. 9 ХК - это совокупность ближайших целей, задач, средств и способов их достижения для реализации стратегического курса экономической политики в конкретных условиях, складывающихся в текущем периоде развития народного хозяйства.

Правовое закрепление экономической политики осуществляется путем определения основ внутренней и внешней политики, в прогнозах и программах экономического и социального развития, целевых программах экономического, научно-технического и социального развития, а также соответствующих законодательных актах ( ч. 4 ст. 9 ХК).

Согласно ст. 10 ХК основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, являются:

структурно-отраслевая политика, направленная на осуществление государством прогрессивных изменений в структуре народного хозяйства, совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, стимулирование развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной продукции и рост уровня жизни населения. Составляющими этой политики являются промышленная, аграрная, строительная и другие сферы экономической политики, по которым государство осуществляет относительно самостоятельный комплекс мероприятий стимулирующего воздействия;

инвестиционная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования необходимых условий для привлечения и концентрации средств на нужды расширенного воспроизводства основных средств производства, преимущественно в отраслях, развитие которых определено как приоритеты структурно-отраслевой политики, а также обеспечение эффективного и ответственного использования этих средств и осуществления контроля за ним;

амортизационная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования наиболее благоприятных и равноценных условий обеспечения процесса простого воспроизводства основных производственных и непроизводственных фондов преимущественно на качественно новой технико-технологической основе;

политика институциональных преобразований, направленная на формирование рациональной многоукладной экономической системы путем трансформации отношений собственности, осуществления разгосударствления экономики, приватизации и национализации производственных фондов, обеспечение на собственной основе развития разных форм собственности и хозяйствования, эквивалентности отношений обмена между субъектами хозяйствования, государственную поддержку и защиту всех форм эффективного хозяйствования и ликвидацию любых противозаконных экономических структур;

ценовая политика, направленная на регулирование государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта, соблюдение необходимой паритетности цен между отраслями и видами хозяйственной деятельности, а также обеспечение стабильности оптовых и розничных цен;

антимонопольно-конкурентная политика, направленная на создание оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, прежде всего в сфере монопольного ценообразования и за счет снижения качества продукции, услуг, содействие росту эффективной социально ориентированной экономики;

бюджетная политика, направленная на оптимизацию и рационализацию формирования доходов и использования государственных финансовых ресурсов, повышение эффективности государственных инвестиций в народное хозяйство, согласование общегосударственных и местных интересов в сфере межбюджетных отношений, регулирования государственного долга и обеспечения социальной справедливости при перераспределении национального дохода;

налоговая политика, направленная на обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования, стимулирование общественно необходимой экономической деятельности субъектов, а также соблюдение принципа социальной справедливости и конституционных гарантий прав граждан при налогообложении их доходов;

денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение народного хозяйства экономически необходимым объемом денежной массы, достижения эффективного наличного обращения, привлечение средств субъектов хозяйствования и населения к банковской системе, стимулирование использования кредитных ресурсов на потребности функционирования и развития экономики;

валютная политика, направленная на установление и поддержание паритетного курса национальной валюты относительно иностранных валют, стимулирование роста государственных валютных резервов и их эффективное использование;

внешнеэкономическая политика, направленная на регулирование государством отношений субъектов хозяйствования с иностранными субъектами хозяйствования и защиту национального рынка и отечественного товаропроизводителя.

Государство осуществляет также экологическую политику, обеспечивающую рациональное использование и полноценное воспроизведение природных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности населения.

В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.

 



2019-11-13 233 Обсуждений (0)
Объективные основания государственного руководства экономикой. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объективные основания государственного руководства экономикой.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)