Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ



2019-11-13 252 Обсуждений (0)
ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Критерий (от греч. kriteron — средство для суждения) — это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Показатель (от позднелат. indicator — указатель) — это мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта. Внешне это хорошо различимый признак измеряемого критерия.

Например, критерием любознательности является чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия могут быть выделение новых объектов в окружении, вопросы познавательной направленности о новых объектах, внимательное слушание рассказов воспитателя и т. п.

4. Определите методы диагностики, подберите или разработайте диагностические методики. Диагностический метод направлен на изучение педагогической реальности. Он имеет определенную специфику и особенности, главной из которых является измерительно-испытательная направленность, которая выражается в сочетании количественной и качественной обработки полученных результатов. В педагогической диагностике основными методами выступают включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Кроме того, используются диагностические ситуации, фактически «провоцирующие» деятельность ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.

Диагностическая методика — это процедура измерения какого-либо качества или свойства, опирающаяся на понятие нормы. Это фрагмент метода, характерная для него качественно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для решения конкретной задачи (например, диагностическая методика Г. Л. Цукерман «Рукавички», позволяющая оценить характер взаимодействия старших дошкольников со сверстниками).

Второй этап — практический, на котором осуществляется проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап — аналитический. Полученные факты анализируются, в результате чего появляются количественные данные. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема). На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества.

Педагогу необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих эти результаты. Однако в практике часто наблюдается следующее: если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Тем самым преобладающей деятельностью педагога оказывается коррекционно-развивающая. Диагностика, таким образом, рассматривается прежде всего как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Но может ли каждый ребенок (или хотя бы большинство детей) достигать описанного в программе высокого уровня (по всему содержанию программы), заданного как идеальный вариант развития? По данным отечественного психолога Ю. Б. Гиппенрейтер, при 10 независимых исследуемых свойствах только 1 из 1024 (!) человек окажется, с точки зрения статистики, «нормативным». Отсюда вывод: развитие всегда индивидуально и неравномерно, для педагога важно замечать и поддерживать ярко проявляющиеся в ребенке хорошие качества и только потом видеть проблемы развития и помогать их решать.

Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Термин «интерпретация» (от лат. interpretatio — истолкование, разъяснение) подразумевает перевод на более понятную форму выражения.

 

Интерпретация воспитателем полученных фактов — основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Процесс интерпретации обнаруживает существенные различия в зависимости от того, интерпретируются ли только диагностические данные самого педагога или же к ним добавляются результаты диагностики других лиц. Во втором случае объективность выводов существенно повышается.

Любые количественные показатели могут трактоваться по-разному, порой диаметрально противоположным образом, что влечет за собой и возможность их различной интерпретации. Например, как оценить такие данные: «Проявляет высокую степень любознательности половина детей группы, любознательны избирательно (то есть не всегда и не все вызывает детский интерес) — треть, остальные дети нелюбознательны»? Какова должна быть качественная оценка в данном случае? Ответить на этот вопрос можно, только сопоставив полученные данные с теми, которые фиксировались ранее или описаны в научной литературе (сопоставительная норма). Интерпретация будет возможна только тогда, когда собранная информация образует закономерность. Именно от нее зависит составление прогноза развития и принятие педагогического решения.

Пятый этап — целеобразовательный. Он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

В сфере педагогической диагностики педагог постоянно проецирует данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение ребенка в других ситуациях или в будущем. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу прогнозировать возможное поведение ребенка в разных ситуациях и понять, какие его достижения следует всячески поддержать и развивать дальше, а в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.

Искусство педагога заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом личность становилась полноценной, богатой, неповторимой. Главный смысл прогностической деятельности педагога заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития двуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности.



2019-11-13 252 Обсуждений (0)
ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)