Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Терминологический диктант по теме «Методы психологического исследования»



2019-11-13 419 Обсуждений (0)
Терминологический диктант по теме «Методы психологического исследования» 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Перечислите основные принципы психологического исследования.

2. Назовите основные группы методов исследования.

3. Назовите виды наблюдений.

4. Назовите виды эксперимента.

5. Назовите метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование.

6. Перечислите виды тестов по исследуемому объекту.

7. Назовите два главных условия научного применения тестов.

8. Назовите метод, состоящий в изучении явления через его искусст­венную модель.

9. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в нахождении среднего арифметического.

10. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в
нахождении наиболее часто повторяющегося значения.

Задание на дом

- составить в тетради словарь терминов с их кратким объяснением;

- составить схему взаимосвязи психологии с общественными, есте­ственными и техническими науками, дать на основании этого классифика­цию отраслей психологии;

9


- перечислить основные этапы подготовки и проведения психологи­
ческого исследования.

Занятие 2. Ощущение и восприятие

Вопросы для обсуждения

• Общие понятия, характеризующие ощущения.

• Основные свойства ощущений.

• Основные характеристики восприятия.

Основные понятия

Ощущение – это начальный этап сенсомоторной реакции, а также ре­зультат дифференциации (выделения) отдельного чувственного качества в процессе восприятия. Другими словами, ощущение - процесс отражения отдельных качеств среды при их непосредственном воздействии на органы чувств. Конкретное ощущение (зрительное, слуховое, вкусовое, осязатель­ное и т.д.) является для нас отражением определенного качества объекта.

Физиологической основой ощущения является деятельность рецеп-торного аппарата анализатора. Каждый анализатор имеет свой набор ре­цепторов. В зависимости от характера раздражителя, воздействующего на данный анализатор, различают отдельные виды ощущения. 5 видов ощущения отражают связи и явления окружающего мира: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные. Три вида ощущений отра­жают состояние нашего организма: ощущение равновесия, кожно-мышечное чувство и органические ощущения, поступающие из внутрен­них органов. К особому виду ощущений относятся болевые ощущения, которые могут возникать как при раздражении свободных нервных окон­чаний, находящихся в коже, так и при раздражении интеро-рецепторов.

Существуют разные классификации ощущений: по месту рас­положения рецептора, по модальности раздражителя, по локализации его источника и другие.

Общие понятия, характеризующие ощущения Пороги ощущения:

- абсолютный нижний порог - минимальная интенсивность стимула, вызывающая ощущение, причем, чем меньше величина порога, тем выше чувствительность (Е=1/Р, где Е - чувствительность, Р - пороговая величи­на раздражителя);

- абсолютный верхний порог - максимальная интенсивность стимула, еще вызывающая специфическое ощущение;

- разностный порог (порог различения) - относительная величина, на которую должна измениться сила раздражителя, чтобы человек почувство­вал изменение ощущения. Порог различения характеризуется относитель-

10


ной величиной, постоянной для данного анализатора, для зрительного ана­лизатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового -1/10, для тактильного - 1/30. Однако это положение справедливо только для раздражителей средней силы.

Адаптация - приспособительное изменение чувствительности анали­затора к действию раздражителя.

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов организма или специфической тренировки.

Синестезия - появление неспецифического ощущения на специфиче­ский стимул (например, "цветной слух").

Основные свойства ощущений

Специфичность. Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, четкостью.

Интенсивность. Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность. Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация. Пространственный анализ, осу­ществляемый дистальными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую локально воздействует раздражитель (вку­совые), иногда они бывают более разлитыми (болевые).

Восприятие

Под восприятием принято понимать совокупность психических опе­раций, с помощью которых индивид получает обобщенное знание об ок­ружающем его мире в виде определенного чувственного образа. В отли­чие от ощущения, отражающего лишь отдельные свойства и качества предметов и явлений реальности, в процессе восприятия формируется це­ лостный чувственный образ предметов.

Процесс восприятия - это не суммирование отдельных впечатлений, а качественно иной процесс, заключающийся в переработке, полученной с помощью органов чувств сенсорной информации, ее перекодировании на язык символов. Необходимо четко различать две стороны процесса вос­приятия. Первая - это сенсорная (перцептивная) сторона, нейрофизиологи­ческой основой которой является образование межанализаторных связей в полушариях головного мозга. Психофизиологический аспект изучения восприятия не включает в его схему личностный компонент. Вторая сто­рона процесса восприятия - семантическая (смысловая), связанная с ос-

11


мыслением человека того, что поступает в его мозг. Семантика восприятия заключается в осмысленной переработке сенсорной информации.

Зависимость восприятия от психической жизни, опыта субъекта назы­вается апперцепцией. Эта зависимость характеризует избирательность и целенаправленность восприятия.

Восприятие целостно. Процесс, обеспечивающий целостность нашего восприятия, заключается в структурировании (ограничении) поля воспри­ятия, в котором различают фигуру и фон. Фигура - основной восприни­маемый объект - благодаря целостности восприятия зависит от фона: того окружения, в котором эта фигура дана.

Восприятие характеризуется такими свойствами, как предметность – соотнесенность сведений о внешней реальности, получаемых в процессе восприятия, с объектами этой реальности в процессе объективизации; це­лостность – интеграция отдельно воспринимаемых ощущений в обобщен­ную структуру; константность – относительное постоянство восприятия объекта при значительных изменениях условий его восприятия; избира­тельность – выделение некоторых объектов с большей отчетливостью и осознанностью, связанное с интересами и установками личности.

Задание на дом

- составить таблицу видов и свойств ощущений;

- составить схему характеристик восприятия;

- сделать выводы об особенностях восприятия на основании лабора­торных работ по исследованию свойств восприятия.

Практическая работа

Задание 1. Последовательный цветовой контраст. Цель: Ознакомиться с явлением цветового контраста. Ход работы: Расположить лист с цветным квадратом в поле зрения и в те­чение 20-40 сек. фиксировать его взглядом. Перевести взгляд на белый эк­ран и не сводить с него взора до тех пор, пока на нем не возникнет цветное пятно контрастного цвета.

Записать результаты, отмечая цвет фиксируемого квадрата и цветовой тон возникающего последовательного контраста. Сделать вывод.

Задание 2. Значение контура предмета для тактильного и зрительного вос­приятия.

Цель: Ознакомиться с ролью объективных и субъективных факторов про­цесса восприятия.

Ход работы: Исследование состоит из двух этапов. 1 этап. Приготовить лист бумаги и карандаш. Закрыть глаза. Ощупать предложенный ассистентом картонный трафарет. Отложив исследуемый

12


трафарет, зарисовать фигуру на бумаге. Рисунок убрать до открывания глаз.

2 этап. Рассмотреть предложенный ассистентом рисунок исследуемого трафарета. Через минуту рисунок убрать и нарисовать фигуру на чистом листе бумаге. Результаты зафиксировать в таблицу.

Таблица 1

 

2019-11-13 419 Обсуждений (0)
Терминологический диктант по теме «Методы психологического исследования» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Терминологический диктант по теме «Методы психологического исследования»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)