Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2 . Финансовая система



2019-11-13 186 Обсуждений (0)
Тема 2 . Финансовая система 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений.

 Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру: 1) централизованные финансы – • государственный бюджет; • внебюджетные фонды; • государственный кредит; • фонды имущественного и личного страхования; • фондовый рынок; ·2) децентрализованные финансы – • финансы коммерческих предприятий и организаций; • финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); • некоммерческих организаций; 3) финансы домашних хозяйств.

Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств.

Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве. Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С по мощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перерас пределение между отраслями народного хозяйства, экономичес кими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономичес ких и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во мно гом зависит общее финансовое положение страны, так как имен но здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые от ношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально. Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производ ства, обращения и домашних хозяйств.

Самая общая их характеристику. Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев: • республиканского (федерального) бюджета РФ; • бюджетов национальногосударственных и административно территориальных образований (республиканских бюджетов рес публик в составе РФ, краевых, oбластных бюджетов, област ного бюджета автономной области, окружных бюджетов авто номных округов, городских бюджетов городов федерального значения – Москвы и СанктПетербурга); • бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). Бюджетная система РФ является типичной для стран, имею щих федеративное устройство. Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся ис точники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.д. Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюд жетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляются в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение в самостоя тельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. В настоящее время в РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируются огромные средства – свыше 60% доходов государственного бюджета. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

 Государственный кредит – еще одно самостоятельное звено государственных финансов, поскольку ему присущи не свойствен ные другим звеньям формы финансовокредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и фи зическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно высту пает как гарант.

Государственный кредит находится на стыке двух видов денеж ных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фон дов государства и выполняет две функции – фискальную и регу лирующую. Объективная необходимость государственного кредита обу словлена опережающими темпами роста государственных расхо дов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государство постоянно испытывает потребность в финансовых ресурсах. Доходы, предусмот ренные бюджетом, как правило, далеко не покрывают сумм запланированных расходов. На покрытие бюджетного дефицита не обходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его орга нов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Рыночная экономика – это среда риска. Поэтому главная фун кция страхования – это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, которые принимают на себя коммерческие организации специальной компетенции – страховые компании. Страхование делится на добровольное и обязательное. Важнейшая функция страхования – возмещение ущерба юридическим лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение граждан. Поэтому страховые организации вынуждены осуществлять и сопряженную функцию страхования – предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба. Страховые фонды являются крупным резервом инвестиционных затрат. Действительно, страховой денежный фонд страховщиков – это временно свободные деньги, которые можно инвестировать по разным направлениям. К основным видам страхования относятся социальное, имущественное и личное страхование. Составным и наиболее динамично развивающимся звеном финансовой системы выступает фондовый рынок, на котором проис ходит обращение капиталов. Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрас ли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. Однако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходности и степенью риска.

В РФ он получил развитие с начала 1990х годов, когда стала складываться разветвленная инфраструктура финансового секто ра: банковская система, инвестиционные и пенсионные фонды, биржи и страховые компании. Первоначально на развитие финан сового сектора определяющее влияние оказал процесс приватиза ции, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и форми рованию у людей рыночного сознания. Ныне сложилась достаточно сложная структура фондового рынка, в состав которого входят следующие относительно само стоятельные сегменты: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты. До сих пор речь шла о звеньях финансовой системы, объеди ненных в блок централизованных финансов. Второй блок финан совой системы составляют децентрализованные финансы, и преж де всего финансы коммерческих предприятий и организаций. Финансы предприятий представлены совокупностью экономи ческих отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрали зованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организа ций, учреждений. Это относительно самостоятельное звено фи нансов, оно обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри пред приятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды. Именно первичные доходы частных и государственных пред приятий наряду с доходами физических лиц, создают основу сис темы государственных финансов. Наконец, третий блок финансовой системы составляют финан" сы домашних хозяйств – экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Финансы как экономическая категория зависят от взаимоотношений между звеньями финансовой системы. Хотя происходит разграничение самостоятельных звеньев в соответствии с применяемыми особыми способами и формами образования и использования денежных фондов в каждом из них, финансовая система едина, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

 Основой единства финансовой системы выступают финансы предприятий – именно они непосредственно участвуют в процессе материального производства и являются источником создания централизованных государственных фондов денежных средств – национального дохода, создаваемого в сфере материального производства, в конечном итоге на предприятиях. Общегосударственные финансы связаны с финансами предпри ятий, поскольку они имеют единый источник формирования – создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Связь между названными звеньями финансовой системы устанавливается и при распределении мобилизованных ресурсов. Затем эти ресурсы государство частично направляет на развитие материального производства, но по приоритетным с точки зрения государства направлениям. Расширенное воспроизводство на предприятиях имеет материальной основой не только собственные средства, но и бюджетные ассигнования. То есть общегосу дарственным финансам, которыми государство имеет возможность маневрировать, принадлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перерас пределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, а также между регионами страны, между производственной и не производственной сферами, между отдельными группами и слоями населения. В этой взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единство финансов, а также единство финансовой системы.



2019-11-13 186 Обсуждений (0)
Тема 2 . Финансовая система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2 . Финансовая система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)