Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие и коррекция общих движений



2019-11-13 240 Обсуждений (0)
Развитие и коррекция общих движений 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел 2 РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ

Достаточная степень развития моторного и сенсорного компо­нентов двигательного анализатора и готовность руки как непос­редственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений являются важными условиями полноценного овладения ребенком учебными навыками, и в пер­вую очередь навыками письма.

Ручная умелость во многом определяется индивидуальны­ми особенностями моторного развития детей и такими физио­логическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и др. В то же время при овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшеству­ющей деятельности детей (игры, рисования, лепки, предмет­но-практической и бытовой), прямо или опосредованно влия­ющей на развитие функций руки.

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей, поступающих в пер­вый класс, обычно приводит педагогов к неутешительному выводу: у преобладающего большинства детей движения рук недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использова­нию ручки и карандаша в качестве графических инструмен­тов, которые требуют специальных, сложных скоординирован­ных движений ведущей руки. Обращает на себя внимание и тот факт, что недостаточность моторики рук часто наблюдает­ся на фоне внешне благополучного развития общих произволь­ных движений.

В работе с этими детьми должна быть реализована специ­альная программа, направленная на развитие ручной умелос­ти и совершенствование точных, скоординированных движе­ний всех частей руки — плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев.

22

Развитие и коррекция общих движений

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих за­кономерностей онтогенеза вызывает активизацию и развитие всех высших психических функций (ВПФ). Так как сенсомо­торный уровень является базальным для дальнейшего разви­тия ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только созда­ющим некоторый потенциал для будущей работы, но и акти­визирующим, восстанавливающим и выстраивающим взаимо­действия между различными уровнями психической деятель­ности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к та­ким психическим функциям, как, например, эмоции, воспри­ятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

УПРАЖНЕНИЕ 1. РАЗМИНКА (по А. В. Семенович)

Упражнения выполняются стоя по 4-6 раз каждое. Эффективно «озвучивание», проговаривание соответствующих движений («тик-так», «у-у-у — полетели» и т. п.).

№ п/п Название Описание движений
1 «Потягу ги­ки» Руки подняты вверх. Смотрим на кончики паль­цев. Вслед за руками тянемся головой вверх, на­прягая мышцы шеи
2 « Качели » Наклоны головы вперед-назад, как будто голо­ва на качелях качается: «Кач-кач»
3 « Часы » Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают: «Тик-так». Все эти упражнения выпол­няются в положении «руки на поясе»
4 « Плечи прыгают » Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно под­нимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: «Прыг-скок». Позже упражнение усложняется — осуществляется попеременное под­нятие и опускание плеч

23

 

№ п/п Название Описание движений
5 «Мельница» Синхронное вращение прямых рук вперед и на­зад. На следующих этапах добавляется реципрок-ное (разнонаправленное) вращение (одна рука идет по кругу вверх, другая — вниз)
6 «Кощей» Развести руки в стороны, горизонтально полу, со­гнуть их в локтях и максимально свободно по­болтать ими («как будто Кощей костями трясет»)
7 «Карусели» Синхронное однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом против. Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и пово­роты рук в кистях. Позже в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вра­щение
8 «Ручки уронили » Поднять прямые руки вверх и изо всей силы обрушить их вниз («бах!»), то есть сбросить на­пряжение
9 «Карусели и качели» Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. На­клоны туловища вперед-назад, затем влево-вправо

УПРАЖНЕНИЕ 2. РАСТЯЖКИ РУК (по А.В.Семенович)

Выполнение растяжек должно проводиться стоя, в щадящем ре­жиме, медленно и плавно, не более 4 раз.

• Руки соединить в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх.

• Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее вправо, то же — с правой рукой.

• Соединить пальцы домиком и надавить друг на друга; то же по одной паре пальцев. Зацепиться пальцами рук друг за друга и тя­нуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев,

24

УПРАЖНЕНИЕ 3. «МОРЕ» (по А. В. Семенович)

Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз.

Сценарий

Расшифровка сценария

 
На море плещутся волны — малень­кие и большие. Вот такие!

Одна рука на поясе, другая — на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой. Руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе большую волну горизонтально полу

 
По волнам плывут дельфины — мама и папа

Руки, согнутые в локтях, совершают синхронные волнообразные движения вперед

 
Один нырнул, а другой выныр­нул вот так

Руки, согнутые в локтях на уровне груди, совер­шают поочередные волнообразные движения впе­ред

 
За ними плывут их дельфинята — вот такие!

Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед

 
Один нырнул, а другой выныр­нул

Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед

 
Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А навстречу дель­финам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая

Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти несильно сжаты в ку­лачки, большие пальцы согнуты, отогнуты и со­вершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные, и средние пальцы обе­их рук. Далее большие пальцы каждой руки за­жимают согнутые указательный и средний паль­цы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед

 
А со дна морского всплывают медузь и осьминоги вот так

Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак. Резко разжимать сжатый в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны

 
Ну-ка показали все ножки, ось- миножки

Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Пошевелить пальчиками в разные стороны ,

 

25

 

Сценарий

Расшифровка сценария

И все вместе тан­цуют и смеются. Вот так!

Руки согнуты в локтях на уровне груди, смотрят вверх. Вращение и повороты рук тях

кисти в кис-

         


2019-11-13 240 Обсуждений (0)
Развитие и коррекция общих движений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие и коррекция общих движений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)