Развитие и коррекция общих движений
Раздел 2 РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ Достаточная степень развития моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений являются важными условиями полноценного овладения ребенком учебными навыками, и в первую очередь навыками письма. Ручная умелость во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и др. В то же время при овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (игры, рисования, лепки, предметно-практической и бытовой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей, поступающих в первый класс, обычно приводит педагогов к неутешительному выводу: у преобладающего большинства детей движения рук недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, которые требуют специальных, сложных скоординированных движений ведущей руки. Обращает на себя внимание и тот факт, что недостаточность моторики рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного развития общих произвольных движений. В работе с этими детьми должна быть реализована специальная программа, направленная на развитие ручной умелости и совершенствование точных, скоординированных движений всех частей руки — плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев. 22 Развитие и коррекция общих движений Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию и развитие всех высших психических функций (ВПФ). Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и выстраивающим взаимодействия между различными уровнями психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. УПРАЖНЕНИЕ 1. РАЗМИНКА (по А. В. Семенович) Упражнения выполняются стоя по 4-6 раз каждое. Эффективно «озвучивание», проговаривание соответствующих движений («тик-так», «у-у-у — полетели» и т. п.).
УПРАЖНЕНИЕ 2. РАСТЯЖКИ РУК (по А.В.Семенович) Выполнение растяжек должно проводиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. • Руки соединить в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх. • Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее вправо, то же — с правой рукой. • Соединить пальцы домиком и надавить друг на друга; то же по одной паре пальцев. Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев, 24 УПРАЖНЕНИЕ 3. «МОРЕ» (по А. В. Семенович) Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |