Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька — для кота,
Эта долька — для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку — кожура.
« Замок »
На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».
Кто открыть его бы смог? Повторение движений.
Потянули, Сцепленные в «замок» руки потянуть в одну, потом в другую сторону.
Покрутили, Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе. Постучали Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга. И — открыли! Пальцы расцепить, ладони — в стороны.
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев («крыша дома»). Ну а к дому путь закрыт.
Большие пальцы обеих рук — вверх, внутренняя сторона ладоней — к себе, остальные пальцы — -в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. Мы ворота открываем,
Ладони поворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем.
Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.
« Братья- ленивцы »
Спят в избушке пятеро братьев.
Ладонь лежит на столе.
Утром проснулся брат старший,
Потянулся, а самому вставать лень.
Большой палец тянется вверх (остальные плот-
но лежат на столе). Большой палец несколько
раз постукивает по указательному и ложится
на стол.
Брат-указка проснулся, потянулся.
Вверх тянется указательный палец.
Стал будить брата-середку:
— Вставай, середка, утро на дворе!
А сам — в кровать.
Указательный палец постукивает по среднему
и ложится на стол.
Потянулся брат-середка, поглядел —
И впрямь вставать пора!
Поднимается средний палец.
Разбудил второго братца-указку:
— Ну-ка, брат, поднимай семью!
А сам досыпать улегся.
Стучит по безымянному и ложится на стол.
Трудней всех братцу-ленивцу вставать,
Трудней всех потянуться.
Безымянный палец с усилием тянется вверх.
Будит он брата младшего:
— Мизинчик, подними всех!
Безымянный постукивает по мизинчику и ло-
жится на стол.
Проснулся мизинчик, потянулся...
Мизинец тянется вверх.
Да как закричит:
— Вставайте, братцы!
Пора за дело браться!
Мизинец в такт словам барабанит по столу.
Разбудил брата четвертого, самого ленивого.
А сам под одеяло.
30
ирооилжение
Название игры
Описание игры
Мизинец ложится на стол.
Тут все братья и проснулись.
Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь
прижата к столу.
«В гости к паль-
В гости к пальчику большому
чику большому»
Руки согнуты перед собой, ладони направлены
друг к другу, большие пальцы вверх.
Приходили прямо к дому
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук
( крыша домика).
Указательный и средний,
Называемые пальцы поочередно соединяются с
большими на двух руках одновременно.
Безымянный и последний.
Называемые пальцы поочередно соединяются
с большими на двух руках одновременно.
Сам мизинчик-малышок
Пальцы в кулак, выставить вверх только ми-
зинцы.
Постучался о порог.
Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кулач-
ками друг о друга.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обе-
их руках.
«Мы учимся
Мы учимся письму.
письму»
Для чего? И почему?
Дети руками показывают на тетрадь.
Из крючков, из крючков,
Указательные пальцы обеих рук рисуют в воз-
духе крючки.
Из кружков, из кружков
Пальцы рук складываются колечками. „
Сможем буквы написать.
Имитация в воздухе движений, как при письме.
Если будем мы стараться —
Буквы будут получаться.
Руки на поясе, наклоны головы в стороны.
31
Название игры
Описание игры
Пальцы наши потрудились И немножко утомились. Ритмичное сгибание и разгибание пальцев. Дружно мы их так встряхнем И опять писать начнем! Энергичное встряхивание кистей рук.
«Дружба»
Дружат в нашем классе Девочки и мальчики. Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Мы с тобой подружим, Маленькие пальчики. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Раз, два, три, четыре, пять — Начинай считать опять. Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Раз, два, три, четыре, пять — Мы закончили считать. Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять, Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу. А вторые догонять, Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Третьи пальчики бегом, Движения средних пальцев в быстром темпе. А четвертые пешком, Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола. Пятый пальчик поскакал Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами. И в конце пути упал. Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
«Засолка капусты» 32
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Название игры
Описание игры
Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки. Уф, устали! Энергичное встряхивание обеих рук.
* Дружные пальчики »
По ходу стихотворного текста пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец при этом кладется сверху. Этот пальчик маленький — Мизинчик удаленький. Безымянный — кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну а этот — средний, длинный, Он как раз посередине. Этот — указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся, Вместе дело спорится.
«Мышки-шалунишки»
Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик — обеими ладонями изображается острая крыша; стол — правая рука сжимается в кулак, левая — прижимается сверху; скамейка — одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороц,ы, пальцами вверх; стул — правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикуляр-
33
Продолжение
Название игры Описание игры
но к правой; шкаф — кулаки кладутся друг на друга. Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.
В нашем маленьком домишке
Появились мышки,
Так и шмыгают кругом —
Все по кухне кувырком.
То топочут за столом,
Лакомятся молоком,
На скамейку сесть хотят
И пугают нам ребят.
То на шкаф залезут мышки,
То на стуле шалунишки.
Так и хочется поймать,
А они — шмыг — под кровать!
«Этот пальчик»
Поднять левую руку ладонью к себе и в соот-
ветствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики, ура!
На прогулку им пора.
«Ладошки» Педагог задает вопрос:
— Где ваши ладошки?
---- ± У 1 ~ I у 1" 1 у 1 ^
— Тут-тут-тут!
Дети показывают руки, сложенные в кулачки.
А
а в ладошках пальчики живут!
Раскрывают кулачки и показывают пальчики движении.
в
Пальчики трудились,
Не ленились,
Лепили-лепили,
Пальцы рук сгибаются и разгибаются, имита-
ция лепки.
]
эисовали,
34
Продолжение
Название игры
Описание игры
Имитация рисования. Строили-строили , Имитация строительных движений, например укладывания кирпича. Хорошо играли! А потом, а потом, А потом устали! Встряхивание кистями рук, расслабление пальцев.
«Алые цветы»
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона, и производятся покачивания головкой цветка. Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают.
«Пять малышей»
Один малыш качается в саду, Один палец выставить вперед и затем показать им, как качаются качели. Два малыша купаются в пруду, Показать два пальца и затем руками имитировать движения пловцов. Три малыша ползут к дверям в квартире, Показать три пальца и имитировать движения ползания. А в эту дверь стучат уже четыре. Показать четыре пальца и имитировать стук в дверь. -С пятью другими также все в порядке: Показать все пальцы другой руки. Им весело, они играют в прятки. Закрыть обеими руками лицо — «спрятаться». Где притаились — ясно и ежу,
35
Название игры
Описание игры
Руки в замок перед грудью, пальцы раскрыты,
( «ёж» ).
Но я глаза зажмурил и вожу:
Закрыть одной рукой глаза.
«Один, два три... два, три, четыре, пять...
Считать и одновременно показывать необходи-
мое количество пальцев на руке.
Ну, берегитесь: я иду искать!»
Указательный палец поднят вверх — «преду-
преждение», затем имитация «подкрадывания».
«Зайчик и волк»
В лесу в домике жила зайчиха с двумя зайчатами.
Указательный и средний пальцы обеих рук под-
няты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы со-
браны в кулак — туловище.
Как-то утром зайчата взяли свои любимые бара-
баны и побежали в лес. Они громко, на весь лес,
стали барабанить.
Согнутые мизинец и безымянный — палочки ба-
рабана — ударяют в подушечку большого паль-
ца — в барабан. Прямые ушки вверху прижаты
друг к другу.
И надобно же беде случиться, что около тех мест
голодный рыскал волк.
Сложить вместе ладони обеих рук; большие пря-
мые пальцы развести в стороны. — это уши вол-
ка; у указательных пальцев согнуть верхние
фаланги, чтобы ногти соприкасались — это лоб
волка.
Услышал он шум и выскочил на полянку.
Плотно сгруппированные прямые средний и бе-
зымянный пальцы — это нос волка; два прижа-
тых друг к другу мизинца отходят вниз — это
пасть волка.
Волк поводит ушами, принюхивается, открывает
и закрывает пасть.
Все пальцы шевелятся.
Бедные зайчишки побросали барабаны и прижа-
лись к березе — спрятались, только ушки мел-
ко-мелко дрожат от страха.
Яй
Название игры
Описание игры
Дети прижимают кулачки («зайчиков») к гру-
ди, их «ушки» выполняют мелкие колебатель-
ные движения — дрожат.
Растерялся волк. «Где же зайцы? Они только что
были здесь и вдруг исчезли. Ох и хитрые, опять
провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Най-
ду на вас управу!» — прорычал свои угрозы и
побрел в лес.
Только волк исчез, зайчата выскочили, и забы-
ли свои страхи, и стали смеяться друг над дру-
гом. Один говорит:
— Ты так испугался волка, что у тебя ушки кла-
нялись до земли!
— Нет! — говорит другой. — Мои ушки не кланя-
лись, а вот твои ушки приседали от страха.
Эти и другие движения один из «зайцев» пока-
зывает, а второй как бы машинально начинает
повторять, но, спохватившись, тут же опровер-
гает наветы и приводит доказательства для
изобличения товарища.
— Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот
твои ушки прятались друг за дружку!
— Нет уж, мои ушки не прятались друг за друж-
ку, а твои ушки бегали друг за дружкой сверху
вниз и снизу вверх!
— Нет, мои ушки так не бегали, а твои ушки от
страха стучали друг о дружку!
И так зайцы расшалились, раскричались, что
встали на уши и пошли домой на ушках.
Вышла мама и говорит:
— Что это такое? Опять ушки грязные, опять на
ушках ходили? Ну-ка быстро чистите лапками
свои ушки!
Стали зайцы лапками чистить свои ушки.
— Ну-ка я вам склею ушки вместе, чтобы вы
больше не шалили. Возьмите свои барабаны
и учитесь хорошо барабанить, чтобы медведь —
директор цирка пригласил вас барабанщиками!
«Сказка про
Педагогу предлагается в ходе этой пальчиковой
зайчика»
игры передать инициативу в 'подборе движений
37
Название игры
Описание игры
детям, которые в зависимости от содержания
стихотворного текста выполняют соответ-
ствующие движения.
Девочки и мальчики,
Разомнем-ка пальчики.
Чтоб скорее их размять,
Надо сказку показать.
Пусть покажут пальчики
Сказку нам про зайчика.
У зайки ушки на макушке,
Он сидит в своей избушке.
Смотрит он в окно — не идет ли кто.
Под окном собачка лает
И ушами шевелит,
Глазками она моргает,
Домик зайки сторожит.
В гости к зайкиной избушке
Скачут быстрые зверушки:
Две подружки-говорушки,
Две зеленые лягушки;
Скачет козлик бородатый,
Рядом с ним — олень рогатый,
И несут в подарок зайке
Барабан и балалайку.
Тренди-бренди, балалайка,
Получай подарок, зайка!
В этой маленькой избушке
Поместились все зверушки:
Сам хозяин — зайка —
Быстрый попрыгайка;
Две подружки-говорушки,
Две зеленые лягушки;
Серый козлик бородатый
И большой олень рогатый.
Тесно в зайкиной избушке —
Надо выйти погулять.
Разбежались все зверушки,
Ну попробуй их догнать.
Долго, долго мы бежали,
38
Название игры
Описание игры
Но зверушек не догнали. Хоть и очень все устали, Зато пальчики размяли. Стали наши пальчики Ловкие, как зайчики, Ловкие, послушные, Всем нам очень нужные.