Оценка эффективности импортных сделок. Стратегические показатели оценки внешнеэкономической деятельности предприятия.
Импортные сделки заключаются с целью ввоза товара для собственного потребления в процессе производства или для его реализации на внутреннем рынке. При этом в первом случае могут иметь место варианты с однократным или многократным потреблением. При закупке импортного товара однократного потребления (сырье, материалы и др.) расчет эффективности производится на основе сопоставления цены закупки на внешнем и внутреннем рынке (на аналогичный товар). В данном варианте расчет экономического эффекта производится по формуле Эимп = Цимп – Цвн, где Эимп – эффект импортной сделки; Цимп – цена товара, закупаемого по импорту; Цвн – цена аналогичного товара на внутреннем рынке. В случае если Цимп > Цвн – сделка убыточна, и, наоборот, при Цимп < Цвн – прибыльна, т.е. имеет экономический эффект. Гораздо типичнее ситуации, когда по импорту закупаются товары, предназначенные для многократного потребления: станки, машины, транспортные средства, силовые установки и иного рода основные средства. В таких ситуациях учет разности в ценах единицы товара на внешнем и внутреннем рынках недостаточен. При такого рода сдел-ках возникает необходимость сопоставления затрат по ряду параметров, формирующих понятие эксплуатационные расходы, возникающие при использовании оборудования. Они включают в себя: • стоимость ремонтов оборудования в соответствии с принятой системой планово-предупредительного ремонта; • расходные коэффициенты материальных и энергетических затрат на единицу выпускаемой продукции; • расход заработной платы (с начислениями) работников, занятых обслуживанием оборудования; • расход запасных частей для оборудования. Иными словами, расчет эффективности импортной сделки, пред-метом которой является оборудование или транспортное средство, основан на механизме определения полной цены потребления: ПЦПимп = Цп + Эр, где ПЦПимп – полная цена потребления товара, закупленного по импорту; Цп – цена покупки оборудования по импорту, включая таможенные, транспортные, страховые расходы; Эр – эксплуатационные расходы при использовании оборудования. Полная цена потребления определяется и по товару, аналог которого может быть закуплен на внутреннем рынке. Экономический эффект импортной сделки в таком варианте можно определить сопоставляя полные цены потребления: Эимп = ПЦПвн – ПЦПи, Экономический эффект (прибыль) присутствует, если полная це-на потребления товара, закупаемого по импорту, ниже полной цены потребления аналога на внутреннем рынке. Закупаемое по импорту оборудование может отличаться от аналога не только в части издержек, но и по производительности. В этой связи необходимо исчислять удельные издержки, т.е. полную цену потребления на единицу производимой продукции. Такая методика расчета используется, как правило, при принятии принципиального решения о целесообразности закупки оборудования по импорту. В ситуации отсутствия аналога на внутреннем рынке сравнительная эффективность не определяется, зкономический эффект и эффективность сделки определяются по известной методике: Эимп = В – ПЦП; ЭЭимп = В/ПЦП. ЭЭимп должна быть больше единицы (ЭЭимп > 1). Для расчета экономической эффективности сделок, связанных с закупкой товаров для их реализации на внутреннем рынке, необходимо сопоставить выручку от реализации на внутреннем рынке закупленных по импорту товаров с затратами на их закупку и реализацию. Экономический эффект таких сделок опр по формуле Эимп = В – (С + Звн), где С – стоимость закупленных по импорту товаров; Звн – затраты на реализацию на внутреннем рынке импортируемых товаров. Экономическая эффективность опр по формуле ЭЭимп = В/(С + Звн), IIоказатели, полученные по приведенным формулам, позволяют определить размер прибыли импортера от сделки, а также сколько будет получено прибыли с каждого рубля, вложенного в сделку. Необходимым условием выступает известное соотношение ЭЭимп > 1. Следует отметить, что пред-е, делающее упор лишь на финансовую сторону своей работы, в долгосрочной перспективе может снижать ее эффективность, поэтому предприятия-экспортеры нуждаются в мониторинге эффективности внешнеэкономической деятельности. Низкие показатели в краткосрочном периоде, в частности по рентабельности во всех случаях свидетельствует о неэффективности работе пред-я. Так, они будут невысокими, если предприятие инвестирует значительные средства на приобретение новых технологий и оборудования. Стратегические показатели опр будущее достижения пред-я в ВэД. При этом система критериев оценки эффективности ВЭД может включать: 1) Динамику изменений объема экспорта. Этот показатель может конкретизироваться как изменение объема экспорта в целом (в том числе по товарным группам и странам) в абсолютном выражении и как изменение объема экспорта в процентах; 2) Конкурентоспособность экспортного товара. Об этом показателе судят по динамики доли мирового рынка или отдельных стран, занимаемой данным товаром, а также о предпочтениях покупателей данной торговой марки; 3) Инновационность экспортного товара. Об этом судят исходя из объема экспорта новых товаров, из доли в экспорте новых товаров, появившихся на рынке за последние пять лет, а также исходя из доли снижения затрат, полученной за счет использования новых технологий; 4) Прибыльность экспорта. Этот показатель ограждается как исходя из доли прибыли в общем объеме экспорта, так и исходя из доли прибыли в экспорте отдельных товарных групп, а также исходя из прибыльности внешнихинвестиций.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |