Тема: Гласные звуки и буквы А, О, У, И. Путешествие за сокровищами.
Цели:
коррекционно-образовательные: закрепление и дифференциация понятий «звук», «буква»; закрепление правильного произношения звуков А, О, У, И и зрительного образа букв А, О, У, И; закрепление умения выделять заданный звук в потоке звуков; определять место звука в слове; закрепление умений чтения по слогам; закрепление навыка полных ответов на вопросы, умения работать по инструкции;
коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти; развитие координации речи с движениями, внимания; развитие наблюдательности, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения; развитие общей и мелкой моторики;
коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; развивать самостоятельность, умение планировать свою работу; воспитывать стремление оказывать помощь другим; способствовать формированию инициативы в решении познавательных задач; формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование: карточки с буквами А, О, У, И, видео отрывка мультфильма «День рождения Кота Леопольда», запись музыки, мяч, ноутбук, интерактивная доска, программно-дидактический комплекс «Логомер 2».
Раздаточный материал: конверты для каждого ребёнка, в которых картинки, буквы, полоска – символ слова и красный квадрат – символ гласного звука, листы, на которых написаны незаконченные буквы, мешочек с пластмассовыми буквами, кораблики из бумаги для каждого ребёнка.
Ход занятия.
Этап занятия
Содержание занятия
Оргмомент
1. Логопед: Колокольчик, мой дружок, собери ребят в кружок (Дети встают в круг вместе с логопедом).
Логопед: - Доброе утро! А знаете, как говорят? Как начнёшь день, так его и проведёшь. Я предлагаю начать день с положительных эмоций. У меня в руках клубок. Давайте будем передавать этот клубок друг другу и вместе с ним, передадим друг другу хорошее настроение и положительные эмоции (Дети разматывают клубок и передают его друг другу, потом логопед сматывает клубок и вместе с ним хорошее настроение). У нас целый клубок хорошего настроения. Надеюсь, что оно продлится у нас весь день.
Мотивационно-ориентировочный
2. На экране появляется отрывок из мультфильма про кота Леопольда, он поёт песенку.
Логопед: - Как называется этот мультфильм? (ответы детей).
Логопед: - Кот Леопольд улыбается прохожим, я хочу, чтобы мы тоже улыбнулись друг другу и с таким хорошим настроением мы сможем справиться с любыми неприятностями. Ребята, а у меня вот какая неприятность случилась. В словах потерялись гласные звуки и буквы. А без них мы не сможем учиться читать и писать. Давайте отправимся в путешествие, во время которого попытаемся отыскать пропавшие звуки и буквы. А перед тем как отправиться, давайте вспомним, какие звуки и буквы мы будем с вами искать.
2. Дети выстраиваются в линию и рассказывают стихи о буквах (На экране появляются буквы по очереди, когда о них звучат стихи).
1- й ребенок Широко откроет рот,Песню первую споет – (дети хором: АААА)
2 –й ребенок Как откроет рот колечком,Встанет солнце за крылечком – (дети хором ООООО)
3 –й ребенок Сдвинет губы трубочкой,Пропоет он дудочкой - (дети хором УУУУ )
4 –й ребенок Губки улыбаются,
Зубки появляются - (дети хором ИИИИИ)
Логопед.: - А, У, О, И - Вот такие все они, Нет для них нигде преграды. Петь мы эти звуки рады. Эти звуки мы и будем искать.
Поисковый
3 Логопед: - Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, букву – видим и читаем). Теперь мы знаем какие буквы и звуки потерялись и можем отправляться на поиски. А на чём можно путешествовать? (поезд, самолёт, пароход и т.д.) Мы отправимся в путешествие на пароходе. Мы ожидаем пароход и вот он только показался вдали (на экране появляется картинка с изображением парохода, он гудит), его гудок еле слышен и по мере того как он будет приближаться к нам, гудок будет слышен всё громче. Давайте погудим как кораблики, произнесём звук У, начиная тихо и затем всё громче (дети хором произносят звук УУУУУ, меняя силу голоса «от тихо до громко»).
Логопед: Пароход прибыл за нами, и мы отправляемся в путешествие за сокровищами по реке. Какие сокровища мы будем искать? (Буквы А, О, И, У).
А пока будем плыть, споём песенку гласных звуков. (Дети поют под минус «Песня кота Леопольда», произнося только гласный звук А).
Практический
4. «Бухта звуков» (На экране появляется картинка с изображение бухты).
Логопед.: - Ребята, как вы думаете, куда мы приплыли? (ответы детей).
Логопед: А теперь еще игра, мяч скорее мне сюда! Подарю вам звуки я, Вы вернете мне слова. Ты подумай, милый друг, чтобы был вначале звук. (Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.).
Логопед: А теперь я буду называть вам слова, и бросать мяч, а вы мне будете называть последний звук в словах (коньки, весна, ведро, кенгуру, комната, кино).
- Как вы думаете, мы справились с этим заданием? И мы нашли с вами первую букву. Какая это буква? (буква А). Давайте прикрепим её на доску.
5. Логопед: И мы снова отправляемся в путь и пока плывём, поём песенку кота Леопольда со звуком У.
Логопед:- Куда мы с вами приплыли? Мы приплыли в «Гавань слогов». Я предлагаю вам поиграть в игру «Свинки-копилки», которая есть в нашей волшебной программе (Дети распределяют монетки с написанными на них слогами по копилкам).
Логопед:- Вы справились с этим заданием? Вы правильно выполнили задание и получаете карточку с очередной буквой. Какая это буква? (буква У), прикрепляем её на доску.
6. Логопед: Мы плывём дальше и поём песенку Кота Леопольда со звуком О Пароход нас доставил в «Залив слов». Сядьте, пожалуйста, за столы, посмотрите, что лежит у вас на столах. Может, кто то догадался, что мы сейчас будем делать? (Дети: Находить место звука в слове).- Ребята, а вы знаете, где может находиться звук в слове? (в начале, в середине, в конце слова).
- Давайте попробуем определить место звука А в слове апельсин (в начале слова). Посмотрите, правильно ли выполнил задание ваш сосед (соседка).
- Попробуйте определить место звука О в слове ведро.
- А где находится звук У в слове жук? (Логопед произносит слово и показывает соответствующую картинку, дети на полоске помещают красный квадрат в нужном месте, отмечая место звука в слове (начало, середина или конец)).
Логопед: - Справились мы с этим заданием? Вы правильно справились с заданием, и получаете ещё одно сокровище – карточку с буквой. Какая это буква? (буква О), прикрепляем её на доску.
7. – Логопед: Поплыли дальше. Я смотрю, вы устали. Давайте немного отдохнём и выполним зарядку вместе с Полиной. Встаньте так, чтобы вы друг другу не мешали. (Дети выполняют физкультминутку, повторяя движения и слова за девочкой на видеоролике).
[А] — откройте рот пошире, Руки в стороны — три, четыре.
[У] — надул капризно губки, Подними скорее руки!
[О] — округлив побольше губы, О, прикрыл немного зубы. Согни руки в колесо, Получилось хорошо!
[И] — Улыба, весельчак, Он смеется звонко, так. Руки в стороны развели и немного потрясли.
8. Логопед: Наше путешествие продолжается, и пока мы плывём дальше, поём песенку Кота Леопольда со звуком И. Мы подплыли к «Причалу букв» (работа в группах).
1 группа: Игры с буквами.
Логопед: Посмотрите, ребята, буквы упали в воду, волны вынесли их на песчаный берег, буквы видны не полностью, а только их части. Давайте восстановим буквы (дети выполняют задания: буква в окошке, поломанная буква, допиши нижнюю или верхнюю часть буквы).
2 группа: Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Логопед: - Узнайте буквы на ощупь (дети угадывают и выставляют на магнитную доску).
Логопед: — Вы называли звуки, затем угадывали буквы. Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).
Пока вторая группа детей определяет буквы на ощупь в мешочке, первая группа выполняет задания.
Логопед: - Давайте посмотрим, как девочки справились с заданием.
Логопед:- Мы справились с этими заданиями? Вы получаете карточку с какой буквой? (с буквой И), прикрепляем её на доску.
9. Логопед: Скорее садитесь на корабль, и мы возвращаемся домой. Куда мы с вами приплыли? (домой) Мы смотрим, как уплывает наш корабль и его гудок становится всё тише. Давайте погудим так (дети хором произносят звук УУУУУ, меняя силу голоса «от громко до тихо»)
Рефлексивно-оценочный
10. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: - Какие звуки и буквы мы сегодня искали? (А, О, И, У)
Логопед: - Где мы нашли букву А? (В «Бухте звуков», когда выполняли задания, играя с мячом)
Логопед: - Где мы нашли букву У? (В «Гавани слогов», играя в игру «Волк и поросята» на нашей волшебной программе).
Логопед: - Где мы нашли звук О? (В «Заливе слов», когда находили место заданного звука в слове)
Логопед: - Где мы нашли букву И? (На «Причале букв», выполняя разные задания с буквами)
Логопед: - Мы выполнили все задания и смогли найти и вернуть сокровища – гласные звуки и буквы, теперь мы сможем учиться читать и писать.
Логопед: На память о нашем увлекательном путешествии я хочу подарить вам вот эти кораблики.
Логопед: - Как вы думаете, что можно с ними делать? (запускать в воду, погудеть как кораблики, подуть на них в воде и на суше). Вы – большие молодцы, правильно выполнили все задания. А сейчас наше увлекательное путешествие закончилось. Большое спасибо вам за помощь и компанию.
Звучит песенка Кота Леопольда