Распределительная функция финансов
Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Как отмечалось выше, главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале распределяется в макроэкономическом масштабе (первичное распределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов, состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию доходов организаций, непроизводственной сферы (заработная плата бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выплаты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов федерации), местный (на уровне органов местного самоуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране. Процесс распределения национального дохода представлен в схеме 1.
Распределительные процессы имеют место внутри отдельно взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе. Так, прибыль, будучи источником формирования таких денежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником финансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономический субъект), выполняет распределительную функцию уже третьего порядка (третичное распределение). В целом распределительная функция финансов позволяет: 1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; 2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; 3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой. При этом роль финансов подчинена задачам обеспечения высокого качества жизни широких слоев населения, повышения материальной заинтересованности работников предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Контрольная функция Данная функция проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и микроуровне по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций. Контрольная функция финансов – это прежде всего финансовый контроль в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то финансовый контроль как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Финансовый контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствие этих затрат доходам, формированием и использованием основных доходов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Объектом контрольной функции являются показатели деятельности предприятий, учреждений, организаций. В теории финансов (применительно к России) в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают пять видов финансового контроля: - общегосударственный (вневедомственный); - ведомственный; - внутрихозяйственный; - общественный; - независимый (аудиторский). Общегосударственный контроль - осуществляют органы государства и управления, а именно: Федеральное собрание и две его палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности, то есть государство может проконтролировать любую организацию, независимо от формы собственности. Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, организаций. Внутрихозяйственный контроль производится финансовыми службами предприятий, организаций (бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел, планово - производственный отдел). В функции этих отделов входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений (цех, склад, строительное управление). Общественный контроль выполняют отдельные физические лица и общественные организации на добровольных началах (общество защиты прав потребителей, экология). Аудиторский контроль (до рыночной экономики его не было) выполняется аудиторскими фирмами и службами. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. В зависимости от целей и задач, выделяют два вида аудита: а) внешний; б) внутренний. Основные цели внешнего аудита: 1) проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности; 2) экспертиза финансово - хозяйственного состояния; 3) оценка платежеспособности; 4) разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.д. Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля предприятий, филиалов, дочерних компаний и т.д. по поручению руководителя. Внутренний аудит выполняется непрерывно и охватывает все участки хозяйственной деятельности, носит предметный, строго направленный характер. По стадиям финансовый контроль(по срокам проведения) подразделяется на следующие виды: - предварительный; - текущий; - последующий. Предварительный финансовый контроль производится в процессе составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджета и т.д. Здесь должны быть обоснованы цели. Это обоснование включает источники формирования данного целевого фонда денежных ресурсов, поступление средств в сумме и по времени. Его задача не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Текущийфинансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственных операций. Его задача - своевременный контроль правильности и законности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом (уплата налогов). Последующий - организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности проведенных финансовых операций. Основными задачами являются: - выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - возмещение нанесенного ущерба; - привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; - принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
По методам проведения контроляразличают: - проверки; - обследования; - надзор; - анализ финансовой деятельности; - наблюдение (мониторинг); - ревизии. · В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. · Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. · Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии. · Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. · Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использование выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. · Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля.
Финансовый контроль также можно классифицировать по разным критериям: по объекту контроля: - полный; - частичный; - тематический; - комплексный по сфере финансовой деятельности: - бюджетный; - налоговый; - валютный; - кредитный; - страховой; - инвестиционный; - контроль за денежной массой
по форме проведения: - обязательный (внешний); - инициативный (внутренний). Контрольная функция реализуется через деятельность государственных финансовых органов (например, налоговой инспекции) и финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития и частного производства.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |