Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

 УРОКИ ПО ТЕМЕ "ВЕЛИКИЕ МИРОТВОРЦЫ"

учителя истории школы « № 1212 Митькина А.С.

 

Человек уже с детства сталкивается с конфликтными проявлениями в межличностных отношениях. Переживая различные межличностные разногласия, ребенок постепенно осваивает сложную науку взаимодействия с людьми, начинает ощущать неповторимость каждого человека, приобретает психологическую гибкость и способность к более успешной адаптации в социуме. Однако конфликтные ситуации и отношения порождают такие сильные эмоции как, например, гнев, раздражение, обида. Очень часто, находясь под их властью, дети совершают агрессивные действия, непредсказуемые поступки. Обычно это связано с тем, что ребенок остается «один на один» с очень сильными внутренними переживаниями, пугается их и не знает, как вести себя в ситуации конфликта. Для того чтобы поддержать его и помочь в преодолении сложностей человеческих взаимодействий, нужно обучить ребенка конструктивным способам решения конфликтов.

Возможность конструктивно решать конфликты реально существует, и это подтверждается человеческим опытом, накопленным веками. Можно привести большое количество разнообразных примеров из истории цивилизации, когда удавалось решить конфликт мирным путем. Несмотря на то, что история человечества «богата» войнами и кровопролитными столкновениями, всегда существовали люди, которые не только осознавали важность и ценность мира, но и активно воплощали свои идеи, совершали смелые поступки, принимали мудрые решения, способствующие предотвращению конфликта или позитивному выходу из него. Таких людей называют миротворцами. Благодаря им история и человечество приобрели множество стратегий решения политических и общественных конфликтов, опыт которых уникален. Этот опыт позволяет использовать миротворческие принципы в преодолении межличностных столкновений.

Исторические события позволяют взглянуть на конфликт «сверху», целиком обозревая его сущность, причины и последствия, движущие силы и ресурсы для его преодоления. Кроме того, опираясь на исторический опыт, мы можем сделать выводы и провести аналогии с событиями повседневной жизни и нашим отношениям с людьми. Понимая, принимая и владея стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, усвоенных на исторических примерах деятельности миротворцев, учащимся легче станет самостоятельно конструктивно решать межличностные проблемы. Столкнувшись «один на один» со сложной жизненной ситуацией, ребенок будет вооружен историческим опытом, позволяющим ему грамотно и неординарно выйти из затруднительного положения.

Представленные ниже сценарные планы уроков разработаны на основе исторических примеров миротворческой деятельности выдающихся людей. В каждом уроке осуществляется образовательная взаимосвязь между стратегией преодоления конфликта в исторической ситуации и активизацией личных стратегий поведения учащихся. Целенаправленное формирование убеждений решения конфликтов позитивными путями реализуется на трех уровнях усвоения: когнитивном (представления), эмоциональном (отношения) и поведенческом (способы поведения). Содержание урока структурировано следующим образом. В вводной части на историческом примере актуализируются имеющиеся у учащихся знания по теме урока. В основной - происходит постановка проблемного задания (оценка исторической ситуации), в процессе решения которого формируются новые представления. В заключительной части активизируются личностные стратегии поведения и формируются новые убеждения. Итог урока позволяет обобщить и интегрировать полученный опыт. К сценарным планам урока прилагаются методические материалы, в которых представлена информация о миротворческой деятельности выдающихся людей истории.

В сценарных планах приведены различные стратегии выхода из конфликтной ситуации. Это: компромисс, убеждение, отстаивание своих интересов ненасильственными способами, уклонение от прямого столкновения, уважение мнения оппонента, дипломатические способы преодоления конфликта. В качестве основных методов изучения и решения проблемных заданий предлагается использовать дискуссию, обсуждение, сюжетный рассказ, а также различные ролевые игры: «Интервью с исторической личностью», «Моделирование ситуаций», «Репортаж с места событий». Можно применять и другие упражнения, игры: «Аукцион идей», «Дискуссионные качели», продолжение высказывания, задания в парах. Домашнее задание основывается на обсуждении проблемы с родителями, друзьями и близкими людьми. Его цель - является интеграция полученных на уроке знаний в жизни.

 

Примеры уроков

ТЕМА УРОКА: «Уважение мнения оппонента как условие избежания конфликта».

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать убеждение учащихся о важности уважения различных мнений как основе мира и согласия.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Сформировать представления на историческом примере о позитивном решении конфликта путем терпимости к различным убеждениям.
ОТНОШЕНИЕ Сформировать стремление к поиску способов объединения людей, к уважению мнения оппонента.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ Обучиться приемам конструктивного диалога. Формировать способность к сотрудничеству.

ОБОРУДОВАНИЕ Методический материал по теме: «Политика царя Ашока в III веке до н.э.» Карточки с обозначениями различных социальных групп.  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
Вводная часть Актуализация знаний учащихся о многообразии общественных отношений и социальных групп.   Основная часть Формирование представлений о способах конструктивного взаимодействия с различными группами людей.     Заключительная часть Отработка умения уважать и понимать мнение оппонента.   Итог Интеграция опыта.   Вводная часть Учитель рассказывает о деятельности древнеиндийского царя Ашока, о его управлении обширной и многонациональной империей. Задание. Приготовить таблички, символизирующие различные социальные группы людей, живущих в этом государстве (виды деятельности, службы, религиозные культы и т.п.). Цель задания - оценить разнообразие общественных отношений в государстве. Основная часть Учитель вводит проблемную ситуацию: Царь Ашок стремился без насилия управлять таким многообразным государством, в котором существовала вражда между различными группами людей, часто возникали конфликты. Давайте подумаем, как ему это удавалось, какими способами он действовал. «Мозговой штурм»: все предположения записываются на доске.  Игра «Правитель». Часть учащихся выбирают роли представителей различных групп населения (используются таблички предыдущего задания). Весь класс разделяется на тройки: один из учеников «правитель», двое других – представляют спорную ситуацию. Цель «правителя» - по возможности сгладить конфликт, он должен понять, в чем его сущность, выяснить истинное положение вещей с помощью конструктивных вопросов. Участникам конфликтной ситуации надо с достоинством из нее выйти. Заключительная часть Работа в парах. Один высказывает свое мнение по любому вопросу, например из школьной жизни. Другой внимательно выслушивает и повторяет его мнение: «Правильно ли я понял, что ты считаешь…». Далее несколько пар по желанию могут продемонстрировать свои диалоги всему классу. Итог Продолжить высказывание «В спорной ситуации надо выслушать мнение противоположной стороны, потому что…»

 

 

Домашнее задание По итогам урока необходимо проверить
Понаблюдать за родителями и другими родственниками, как они разрешают спорные вопросы между собой. Сформированы ли представления о необходимости прислушиваться к различным мнениям как способе разрешения конфликта? Сформировано ли стремление к уважению мнения оппонента? Освоены ли приемы конструктивного диалога?

 

 

ТЕМА УРОКА: «Дипломатические способы решения конфликта»

ЦЕЛЬ УРОКА: Развить способность вести конструктивные переговоры в конфликтной ситуации.

 

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Сформировать представления о способах конструктивного ведения переговоров.
ОТНОШЕНИЕ Сформировать стремление решать проблемы путем переговоров.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ Обучить способам ведения переговоров и налаживания контакта.

ОБОРУДОВАНИЕ Методический материал по теме: «Дипломатическая деятельность графа И. П. Игнатьева».

 

Содержание урока Методы изучения
Вводная часть Актуализация знаний учащихся о дипломатической деятельности.   Основная часть Формирование представлений о способах ведения переговоров.   Заключительная часть Тренировка умений вести переговоры; отработка личной стратегии ведения переговоров.   Итог  Обобщение полученных знаний и умений. Вводная часть Сюжетный рассказ учителя о дипломатической деятельности графа И.П. Игнатьева.   Основная часть Аукцион идей: Каким образом, с помощью каких приемов графу И.П. Игнатьеву удалось отстоять интересы России в конфликтной ситуации. Все идеи записываются на доске (сотрудничество, совместная деятельность, взаимовыгода, покровительство, объективная оценка ситуации, умение войти в доверие и др.). «Дискуссионные качели»: обсуждаются плюсы и минусы каждого приема.   Заключительная часть  Задание. Учащиеся выбирают несколько тем из своей жизни, желательно взаимоотношения с родителями, для обсуждения. Задача: путем ведения переговоров найти наиболее приемлемый выход из сложившейся ситуации (ориентировочные темы: договориться с родителями о поездке к друзьям на дачу, в чем идти сегодня в школу и т.п.).   Итог  Обсуждение: можно ли дипломатическое искусство применять в повседневной жизни? Каким образом?

 

Домашнее задание По итогам урока необходимо проверить
Попробуйте вести с родителями переговоры по той проблеме, по которой вам хотелось бы добиться ряд привилегий для себя. Сформированы ли представления о дипломатическом ведении переговоров? Возникло ли стремление решать проблемы методом ведения переговоров? Усвоены ли стратегии ведения переговоров?

 

 

ТЕМА УРОКА: «Уклонение от прямого столкновения как способ разрешения конфликта».

ЦЕЛЬ УРОКА: Создать убеждение в том, что уклонение от прямого столкновения в конфликтной ситуации может стать одним из эффективных способов его разрешения. 

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Сформировать на историческом примере представление об уклонении от конфликта как о положительном способе решения конфликта.
ОТНОШЕНИЕ Сформировать позитивное отношение к уклонению от конфликта.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ Обучить способам уклонения от провоцирующего конфликт поведения.

 

ОБОРУДОВАНИЕ Методический материал по теме: «Война 1812 года, Тарутинский маневр». Репродукция картины художника А. Кившенко «Военный совет в Филях». Фрагмент фильма С. Бондарчука «Война и мир».

 


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА МЕТОДЫ УРОКА
Вводная часть  Введение в суть конфликтной ситуации.   Основная часть Формирование представлений учащихся о том, что уклонение от прямого столкновения в некоторых случаях - это единственно верное решение. Обучение умению отстаивать непопулярную точку зрения, не боясь осуждения окружающих.   Заключительная часть Отработка личной стратегии в случае угрозы оказаться в конфликтной ситуации.   Итог Формирование позитивного отношения к уклонению от конфликта. Вводная часть Учитель рассказывает о военной обстановке в этот период: состояние французской и русской армий, Бородинское сражение и его последствия. Демонстрация фрагментов фильма.    Основная часть Показ репродукции картины «Военный совет в Филях» и рассказ о событиях. Ролевая игра: «Совет в Филях». Участникам игры предлагается убедить оппонентов в необходимости принятия правильного, но тяжелого и непопулярного для выполнения решения. Учащиеся должны привести убедительные аргументы в пользу уклонения от сражения (конфликта).   Заключительная часть Учащимся предлагается вспомнить случаи из жизни, в которых уклонение от конфликта сыграло позитивную роль, а также случаи, когда человек оказался вовлеченным в конфликт, что привело к негативным последствиям. Другие учащиеся дают оценку этим ситуациям. Итог Продолжить предложение: «Мне не стыдно уклониться от конфликта, потому что …»

 

Домашнее задание По итогам урока необходимо проверить
Спросить у родителей и близких людей, приходилось ли им уклоняться от конфликта? Трудно ли было себя преодолевать? К каким результатам это привело? Сформировано ли у учащихся представление о позитивности избегания конфликта? Сформировано ли позитивное отношение к уклонению от конфликта?

 

           

 

ТЕМА УРОКА: «Отстаивание своих интересов ненасильственными способами».

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать убеждение в том, что борьба за достижение своих целей и преодоление конфликта может вестись ненасильственными способами.

 

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ На историческом примере сформировать представления об отказе от насилия как эффективном средстве борьбы при достижении своих целей и преодолении конфликта.
ОТНОШЕНИЕ Пробудить стремление к ненасильственному отстаиванию своих убеждений, достижению своих целей.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ Обучить способам и приемам ненасильственного ведения борьбы за свои убеждения.

 

ОБОРУДОВАНИЕ Методический материал о биографии Махатмы Ганди и истории революционного движения в Индии.  

 

 


 СОДЕРЖАНИЕ УРОКА  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
Вводная часть Актуализация представлений учащихся о способах борьбы за свои права, свободу и независимость. Основная часть Формирование представлений о многообразии форм борьбы. Формирование представлений о методах ведения ненасильственной борьбы.     Заключительный этап  Отработка личной стратегии при отстаивании своих прав.     Итог Обобщение приобретенного опыта. Вводная часть Дается определение понятий «революция», «восстание», «мятеж». Учащимся предлагается вспомнить приемы революционной борьбы (стачки, забастовки, вооруженные столкновения) и последствия этих событий.   Основная часть Сюжетный рассказ учителя о Махатме Ганди и о его идеи активного ненасилия (истоки, сущность, методы и приемы). Игра: «Репортаж с места событий». Сюжет: «Слет сторонников ненасильственной борьбы за освобождение Индии от колониальной зависимости». «Репортеры» комментируют выступления сторонников ненасильственной борьбы и берут у них интервью. Заключительный этап Проблемная ситуация: Представьте, что в вашем коллективе есть группа агрессивно настроенных ребят, притесняющих всех остальных. Как вы поступите в такой ситуации? Какие эффективные способы борьбы выберете?   Итог Делается вывод о том, что идеи ненасилия являются не только абстрактными этическими идеями, но и рекомендуются в реальной жизни.

 

Домашнее задание По итогам урока необходимо проверить
Спросить у родителей и близких друзей, какие методы они применяют, попадая в ситуации, в которых необходимо отстаивать свои права? Сформированы ли представления об активном ненасилии как средстве разрешения конфликта и отстаивания своих прав? Усвоены ли приемы ненасильственного разрешения конфликта?

 

ТЕМА УРОКА: «Позитивное лидерство. Стратегия убеждения».

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать стремление к позитивному лидерству при решении конфликтных ситуаций.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Сформировать представление о двух способах воздействия лидера: убеждение и принуждение. Сформировать представление об эффективности убеждения.
ОТНОШЕНИЕ Сформировать стремление к позитивному решению конфликта методами убеждения.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ Научиться способам и приемам убеждения в конфликтных ситуациях.

 

ОБОРУДОВАНИЕ Методический материал по теме: ««Миротворческая деятельность Солона. Политика убеждения».

 


Содержание урока Методы изучения
Вводная часть Актуализация знаний учащихся о качествах лидера.   Основная часть Формирование представлений о позитивных лидерских способностях.   Заключительная часть Тренировка умений убедить собеседника; отработка личной стратегии позитивного лидерского поведения.     Итог  Интеграция опыта. Вводная часть Учащимся предлагается закончить предложение: «Когда о человеке говорят, что он лидер, то подразумевают…» После обсуждения качеств лидера выделяются две направленности лидерских свойств: подавлять других или способствовать позитивной миротворческой деятельности. Основная часть Сравниваются два понятия: тирания (принуждение) и убеждение. Учащиеся обсуждают различия между приемами принуждения и убеждения. Сюжетный рассказ учителя о древнегреческом мудреце -законодателе Солоне. Акцент делается на его деятельности по убеждению афинян решать конфликты мирным путем. Аукцион идей: почему можно считать Солона положительным лидером? Какими методами он убеждал народ, к чему призывал? На каждое высказывание отводится 2-3 минуты. Заключительная часть Упражнение. Склоните своего партнера к вашей точки зрения методами убеждения. В игре используются следующие приемы убеждения: строить свои доводы так, чтобы партнер соглашался с вами (не мог сказать «нет»), не критиковать его мнение, не доказывать, что вы умнее в этом вопросе и т.п. Предлагаемые темы для дискуссии: «Что эффективнее при управлении государством – тирания или демократия?», «Существуют ли инопланетяне?», «Чудо существует или нет?» и др. Итог Продолжите высказывание: «Настоящий лидер – это человек…».

 

Домашнее задание По итогам урока необходимо проверить
Попробуйте убедить своих родителей или друзей в таком вопросе, в котором вам давно хотелось, чтобы они поняли вас и приняли вашу точку зрения. Сформированы ли представления о позитивных качествах лидера? Возникло ли стремление решать проблемы методом убеждения? Усвоены ли стратегии убеждения?

 

ТЕМА УРОКА: «Компромисс как один способов решения конфликтов».

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать убеждение о важности компромисса при решении конфликтных ситуаций.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ На историческом примере сформировать представления об эффективности компромисса при решении конфликтных ситуаций.
ОТНОШЕНИЕ Сформировать отношение к компромиссу как к позитивному и эффективному способу решения конфликта.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ Научить контролировать свои эмоции и идти на компромисс ради позитивного решения конфликта.

ОБОРУДОВАНИЕ Методический материал по теме: «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Фильм «Александр Невский».  

 

 

ИЕ УРОКА  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
Вводная часть  Формирование представления о возможных путях выхода из сложных, конфликтных ситуаций с учетом их положительных и отрицательных сторон.   Основная часть   Акцентирование внимания на компромиссе как позитивном средстве преодоления конфликта.     Формирование отношения к компромиссу не как к трусости и слабости, а как к разумному пути преодоления конфликта.   Заключительная часть Отработка личной стратегии в ситуациях, когда надо пойти на компромисс.   Итог Осмысление понятия, что способность пойти на компромисс - это проявление не слабости и трусости, а силы и зрелости.     Вводная часть Учитель рассказывает о сложной политической обстановке в этот период: внутренние раздоры и войны; внешние враги (татаро-монголы, европейские рыцари, литовцы и поляки). Демонстрация фрагментов из фильма «Александр Невский». Основная часть  Рассказ о трех альтернативах выхода из кризиса: Признать ордынское иго и выплачивать дань, взамен получая военную помощь. Подчиниться рыцарям с целью освобождения от монголо-татарского ига, но потерять культурную самобытность и независимость. Воевать против всех в условиях раздробленности страны. Учитель ставит проблемное задание: Попытайтесь в сложившейся ситуации найти компромиссное решение. Ролевая игра: Учитель делит учащихся на группы, выделяет лидеров, назначает роли. Первая группа: сторонники сотрудничества с Западом (лидер – Андрей Ярославович, брат Невского). Вторая группа: сторонники сотрудничества с Ордой (лидер – Александр Невский). Третья группа: противники всех (лидер – Василий Александрович ,сын Невского). Зрители ролевой игры дают оценку каждой ситуации (соглашательство с Западом, противостояние всем и компромисс с Ордой). Делается вывод, что в данной исторической ситуации компромисс стал самым эффективным средством преодоления конфликта.   Заключительная часть  Были ли в вашей жизни случаи, когда вам приходилось с помощью компромисса решать конфликт? Как компромисс помог решить ваш конфликт? Что вы чувствовали, соглашаясь на уступки ради решения конфликта?   Итог Закончите высказывание: «В сложно разрешимой ситуации я могу пойти на компромисс, потому что…»

 

Домашнее задание По итогам урока необходимо проверить
 Обсудить с родителями и близкими людьми ситуации, в которых компромисс помог им решить серьезные проблемы. Сформировались ли представления о компромиссе как эффективном средстве выхода из конфликтной ситуации? Возникло ли стремление решать сложные, неоднозначные проблемные ситуации с помощью компромисса?

ТЕМА УРОКА: «Негативные последствия конфликта. Стратегия примирения».

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать убеждение об опасности конфликта как средства отстаивания своих интересов.

 

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ На историческом примере сформировать представления об опасности конфликта для обеих конфликтующих сторон.  
ОТНОШЕНИЕ Сформировать стремление к примирению в конфликтных ситуациях.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ Научиться способам примирения в конфликтных ситуациях.  

ОБОРУДОВАНИЕ Методические материалы по теме: «Разрешение Карибского кризиса 1962 года».

 

 

   
Вводная часть Актуализация представлений учащихся о причинах и сущности конфликта.     Основная часть      Формирование представлений учащихся, каким образом можно избежать конфликт.   Формирование стремления найти пути к примирению в острой конфликтной ситуации.   Заключительная часть Формирование позитивного эмоционального опыта при успешном решении конфликта.     Отработка личной стратегии примирения.     Итог Создание положительного настроя на решение конфликта мирным путем.   Вводная часть  Учитель предлагает учащимся перечислить причины возникновения конфликтов в мировом сообществе. Далее предлагает вспомнить и охарактеризовать последствия глобальных конфликтов (войн) в истории человечества. На доске коллективно заполняется таблица причин и последствий конфликтов + исторические примеры.   Основная часть Учитель предлагает проблемное задание: «Угроза ядерной войны, в условиях сложившегося кризиса найти способы его преодоления». Сюжетный рассказ о возникновении «холодной войны» между США и СССР, Карибском кризисе.   Выполнение задания проходит в форме интервью двух руководителей держав Дж. Кеннеди и Н. Хрущева. Каждый из учащихся в устной или письменной форме задает им вопросы (основные темы): - что каждый из них думает о кризисе; - как относится к сложившейся ситуации; - какие действия уже совершил и будет предпринимать. Руководители государств отвечают на все вопросы. Аналитический центр «публикует интервью» - подводит итоги.   Заключительная часть Опрос учащихся, попробовавших себя в роли глав государств: трудно ли им было сделать первый шаг к примирению? Что подтолкнуло их к этому? Что почувствовали после того, как помирились?   Учащимся предлагается вспомнить конфликтные ситуации из жизни, в которых им удалось помириться. Каким образом они шли на примирение?   Итог  Продолжить фразу: «Если возникнет ситуация конфликта, я смогу…»

 

 

Домашнее задание По итогам урока необходимо проверить
Обсудить со своими родителями и близкими людьми различные способы примирения. Сформировались ли представления о возможных негативных последствиях конфликта? Сформировалось ли позитивное отношение к решению конфликта мирным путем? Овладели ли учащиеся способами и приемами примирения?

 


ТЕМА УРОКА: «Групповое объединение как способ предотвращения конфликта».

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать стремление к групповому объединению как способу предотвращения конфликта.

 

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Сформировать представления о важности группового взаимодействия.
ОТНОШЕНИЕ Сформировать стремление к групповому объединению с целью предотвращения конфликтов.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ Обучить стратегии межгруппового общения.

ОБОРУДОВАНИЕ Методический материал по теме: «Создание Лиги Наций». Лист ватмана, фломастеры

 

Содержание урока Методы изучения
Вводная часть Актуализация знаний учащихся о возможных способах группового объединения. Роль коллективного договора.   Основная часть Формирование представлений о заключении коллективного договора.   Заключительная часть Отработка личной стратегии внутригрупповых взаимодействий.     Итог  Формирование стремления к позитивному внутригрупповому взаимодействию. Вводная часть Сюжетный рассказ учителя об истории создания Лиги Наций. Основная часть Аукцион идей: Какие пункты вошли в договор Лиги Наций и почему именно эти позиции необходимо было обозначить? Все обоснования и аргументы отмечаются на доске.   Заключительная часть  Задание. Учащимся предлагается создать собственный договор «Объединение класса», целью которого является предотвращение возможных внутренних конфликтов. Учащиеся делятся на несколько групп по их желанию, перед каждой группой ставятся следующие основные задачи: - Обдумать какие чаще всего конфликты возникают (или могут возникнуть) в вашем классе. - Какими способами их можно предотвратить. - На основе этих способов предотвращения составить план договора. - При обсуждении слушать мнение всех участников. Далее представитель от каждой группы читает всему классу свой план договора. Учитель или ведущий обозначает основные позиции на доске. После прочтения всех вариантов организовывается общее обсуждение и составление коллективного договора. Дискуссия о целесообразности его принятия и соблюдения.   Итог  После общего принятия договора и согласия с его пунктами учащиеся оформляют договор, ставят свои подписи и вешают на стенд в классе.

 

Домашнее задание По итогам урока необходимо проверить
Обсудите с родителями вопрос, как вашей семье удается предотвращать конфликтные ситуации, что получается, а что нет. В процессе обсуждения попробуйте составить семейный договор, каждый пункт которого должен быть принят и одобрен всеми членами семьи.  Сформированы ли представления о важности группового взаимодействия? Возникло ли стремление к групповому объединению с целью предотвращения конфликтов? Усвоены ли стратегии межгруппового общения?

 


ТЕМА УРОКА: «Выход из сложной конфликтной ситуации неординарным способом без насилия. Честное соперничество».

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать стремление к поиску неординарных путей выхода из конфликтной ситуации без насилия.

 

УРОВНИ УСВОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Сформировать представления о возможностях выйти из конфликтной ситуации с помощью остроумия и находчивости.
ОТНОШЕНИЕ Сформировать стремление к решению конфликтных ситуаций неординарными способами.
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ Обучить стратегии решения проблемных ситуаций с юмором, с помощью позитивного соперничества.

ОБОРУДОВАНИЕ Методический материал по теме: «Повесть о белгородском киселе и Никите Кожемяке».  

 

Содержание урока Методы изучения
Вводная часть Актуализация знаний учащихся о неординарных способах решения конфликта.     Основная часть Формирование представлений о многообразии способов выхода из конфликтной ситуации без насилия.   Заключительная часть Отработка личной стратегии поведения в конфликтной ситуации.   Итог  Обмен опытом, приемами и способами выхода из конфликтной ситуации неординарным путем. Вводная часть Сюжетный рассказ учителя о борьбе русского народа с кочевниками в X веке на основе былин-сказаний «Повести временных лет». Основная часть Обсуждение. Какие способы решения конфликта демонстрируют нам эти исторические примеры? (Находчивость, хитрость, поединок равных). Приведите примеры из истории, литературы, фольклора в которых также проблемы, конфликты решаются необычными способами. Обоснуйте свой пример.  Обсуждение. Что значит равный поединок? Может ли в нашей современной жизни быть равный поединок, в чем может он проявляться? (Спортивные состязания, участие в активных мероприятиях, развитие и формирование различных способностей и умений и т.п.).     Заключительная часть  Игра «Фантазеры»: Какими еще интересными способами (кроме драки) можно решить конфликт? Учащимся предлагается разделиться на две команды. Одна команда придумывает любую конфликтную ситуацию из жизни и рассказывает в чем суть конфликта другой команде. Другая команда, посовещавшись 2-3 минуты, предлагает самые фантастические, смешные и необычные способы решения данного конфликта. Оценивается остроумие, изобретательность. Затем команды меняются местами.   Итог  Вспомните случаи из жизни, когда юмор или достойное соперничество вам помогло решить конфликт или подружиться.

 

Домашнее задание По итогам урока необходимо проверить
Попросите родителей рассказать случаи из их жизни, когда они решили конфликт оригинальным и веселым способом.  Сформированы ли представления о возможностях выйти из конфликтной ситуации с помощью остроумия и находчивости?  Возникло ли стремление решать конфликтные ситуации неординарными способами. решения проблемных ситуаций с юмором, с помощью позитивного соперничества? Усвоены ли стратегии решения проблемных ситуаций с юмором, с помощью позитивного соперничества?

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке

       В XIII веке для Руси наступили «злогорькие годы». В стране, распавшейся на удельные княжества, постоянно шла борьба за великий стол, за лучший удел. Ни один из князей не желал уступать другому. Постоянно лилась русская кровь. В 1237 году с востока приходит новая угроза: татаро-монгольские орды, захватывающие и разоряющие русские города. А на Западе, после неудачных походов в Палестину, император Фридрих II решает начать крестовый поход против Руси. Для этого в 1237 году рыцари-монахи двух орденов - Тевтонского и Меченосцев - объединившись, создали мощный Ливонский орден, целями которого стали захват Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное окатоличивание покоряемого населения. Враждебные отношения складывались с Польшей и Литвой. В таких условиях стране нужен был человек, который смог бы защитить Отечество от многочисленных врагов. Были князья, такие как, Юрий Всеволодович Владимирский, Даниил Романович Галицкий, они пытались противопоставить силу силе, но потерпели поражение, а дружины их были разбиты. Человеком, который умело сочетал войну и мир, сохранил независимость Руси, оказался Александр Ярославович Невский.

Серьезную угрозу для Северной Руси представляли немецкие и шведские феодалы. К восточным славянам, особенно православным, они относились очень жестоко. Если, к примеру, захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев. Александру Ярославичу удалось разгромить в 1240 году шведов на реке Неве, а в 1242 году - немецких рыцарей на Чудском озере. Выиграв эти сражения, Александр не решил политических задач. Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления, ведь города-крепости Рига, Кенигсберг, Ревель (современный Таллин) служили удобными плацдармами для наступления на Русь, а в Европе было огромное количество добровольцев, мечтавших найти применение своим силам.

       Перед Александром был сложный выбор: либо продолжать войну, истощая русские силы, либо сдаться и подчиниться рыцарям, либо пойти на поклон в Золотую Орду, прося мира и поддержки, а ведь в Орде погиб его отец. Нужно отдать должное Александру Ярославовичу: он великолепно разобрался в политической обстановке и сумел стать выше своих личных эмоций ради спасения Родины. В 1251 году Александр приехал в Орду Батыя; подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра. Лишь потомки сумели оценить этот выбор Александра Ярославовича, а за беспримерные подвиги во имя родной земли русская православная церковь признала князя святым. Но современники не оценили героических усилий князя по спасению Русской земли. Родной брат князя Андрей собрал дружину и выступил против монголов. Естественно, дружина его была разбита, сам он бежал в Швецию, а русская земля подверглась очередному разорению. Выступил против татар и Даниил Галицкий, заключив союз с папским престолом. Но в Европе не хотели

2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)