Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие выездной налоговой проверки, ее особенности



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Понятие выездной налоговой проверки, ее особенности 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

 

1. Понятие выездной налоговой проверки, ее особенности…………………4

 

2. Планирование и подготовка выездной налоговой проверки…………….12

2.1. Характеристика концепции системы планирования выездных налоговых проверок………………………………………………………………..12

2.2. Отбор кандидатов на выездную налоговую проверку…………………14

2.3. Порядок назначения выездной налоговой проверки…………………...21

2.4. Ограничения при проведении выездной налоговой проверки………...27

2.5. Организация работы по планированию и проведению выездных налоговых проверок УФНС России по Алтайскому краю и г. Барнаулу……...33

 

3. Совершенствование механизма подготовки к проведению выездных налоговых проверок………………………………………………………………..39

 

Заключение………………………………………………………………….....41

 

Список использованной литературы ………………………………………..43

 

Приложение

 

 

Введение

В соответствии с Конституцией РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Основной закон страны относит уплату налогов в бюджет к обязанностям всех налогоплательщиков.

Основной формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов являются выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения налогоплательщика.

Тема данной работы очень актуальна, так как выездные проверки являются более эффективными, позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Основная доля доначисленных налогов, штрафных санкций в ходе контрольной работы приходится именно на выездные проверки.

При этом, выездная налоговая проверка является, говоря образно, самой травматичной для налогоплательщика формой налогового контроля. Во-первых, присутствие на территории предприятия представителя контролирующего органа всегда вносит некоторую дезорганизацию в работу бухгалтерской службы, становится источником стресса для проверяемых. Во-вторых, именно во время выездных налоговых проверок материализуются в реальные результаты, то есть в доначисленные налоги, пени и штрафы, те ожидания и надежды, которые налоговые органы связывали с посещением конкретного налогоплательщика.

Цель данной работы состоит в изучении процесса планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

- изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;

- рассмотрение этапов планирования и подготовки к проведению выездной налоговой проверки;

- выявление проблем и путей совершенствования механизма подготовки к проведению выездных налоговых проверок.

Информационно-методологической основой работы послужили работы следующих авторов: А.Н. Романова, Михайлова М. Н., Лермонтова Ю и др.

Понятие выездной налоговой проверки, ее особенности

Выездные налоговые проверки являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля. При этом они должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщиков максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

 Выездные проверки - наиболее серьезная форма налогового контроля, поскольку она связана с непосредственной проверкой показателей деятельности налогоплательщика и включает непосредственное соприкосновение последнего с проверяющими. Кроме того, именно в рамках выездной проверки к налогоплательщику могут быть применены наиболее радикальные принудительные меры (выемка, осмотр, инвентаризация).

С позиции проверяющих, выездные налоговые проверки рассматриваются как наиболее эффективная форма налогового контроля, поскольку многие налоговые правонарушения могут быть выявлены именно при проведении выездных проверок.

 Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П, основное содержание выездной налоговой проверки - проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.

При принятии решения о назначении выездной налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен учитывать следующие ограничения, установленные статьями 87 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации:

а) не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более выездных налоговых проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Назначение выездных налоговых проверок филиалов или представительств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) может проводиться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) [8, с.78].

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации), а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может назначаться независимо от времени проведения предыдущей проверки;

б) запрещается назначение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка назначается в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

в) выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

 Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

 Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

 Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

 полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

 предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

 периоды, за которые проводится проверка;

 должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

 Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

 В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

 Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

 Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

 1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;

 2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

 3) проведения экспертиз;

 4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

 Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

 1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

 2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

 При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.

 Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

 В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса [5, с.28].

 

Планирование и подготовка выездной налоговой проверки

2.1. Характеристика концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Приказом ФНС от 30.05.07 N ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Этот документ можно назвать поистине революционным, поскольку он знаменует собой кардинальное изменение отношения налоговых органов к налогоплательщикам.

Впервые налоговые органы открыто заявили о тех критериях, по которым они будут отбирать организации для проведения налоговых проверок. Более того, управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации дано указание организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с положениями Концепции.

Такие шаги налогового ведомства непривычны для российских налогоплательщиков, так как со времен перестройки процедура планирования выездных проверок являлась сугубо конфиденциальной информацией налоговых органов. Решение о выездных налоговых проверках, как правило, заставало налогоплательщика врасплох. Специалисты налоговых органов делали ставку на эффект внезапности и психологического давления.

Теперь руководство Федеральной налоговой службы придерживается иного мнения. В частности, в Концепции говорится, что выездные налоговые проверки должны учитывать не только законные интересы государства, но и законные права налогоплательщиков. В ходе проверки налогоплательщик должен быть защищен от неправомерных требований налоговых органов. Более того, для него должны быть созданы "...максимально комфортные условия для исчисления и уплаты налогов".

Наконец-то специалисты налоговых органов перестали видеть во всех субъектах бизнеса потенциальных нарушителей. Для них теперь важно повысить налоговую дисциплину и грамотность налогоплательщиков, сформировать и развить у них правильное понимание законодательства о налогах и сборах, убедить в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Повысить доходы государства руководство Федеральной налоговой службы планирует за счет уменьшения количества компаний, которые функционируют в "теневом" секторе экономики, и увеличения количества налогоплательщиков, которые добровольно и в полном объеме рассчитывают и уплачивают налоги.

В Концепции заявлено, что планирование налоговых проверок должно стать открытым и понятным. В основу системы планирования выездных проверок положены четыре принципа.

Во-первых, выбор организаций для проведения выездных налоговых проверок должен быть обоснованным. При планировании проверок анализу должны быть подвергнуты все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

В основе отбора должен лежать системный подход. Отбирать налогоплательщиков для проведения проверок будут по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения.

Ежегодно Федеральная налоговая служба будет определять среднеотраслевые показатели, которые характеризуют финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков и применяются при разработке критериев оценки рисков налогоплательщиков. В частности, в конце июня на официальном сайте Федеральной налоговой службы появятся значения общедоступных критериев оценки рисков налогоплательщиков, которые действуют в 2007 г.

Во-вторых, для добросовестных налогоплательщиков предусмотрен режим наибольшего благоприятствования. Следовательно, исключена вероятность проведения выездных проверок у законопослушных налогоплательщиков, которые полностью исполнили свои обязательства перед бюджетом.

В-третьих, налоговые органы будут немедленно реагировать в случае обнаружения признаков налогового правонарушения. Сказанное означает, что проверять в первую очередь специалисты налоговых органов будут те организации, которые применяют общеизвестные схемы ухода от налогообложения или по результатам анализа имеют признаки налоговых правонарушений.

Если будут выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то налогоплательщик не сможет избежать наказания - таков последний, четвертый принцип.

Для самостоятельной оценки рисков совершения налоговых правонарушений налогоплательщики могут использовать критерии, представленные в Концепции.

Концепция предоставляет возможность каждому налогоплательщику самостоятельно оценить риски совершения налогового правонарушения, самостоятельно исправить ошибки, которые были допущены при расчете налогов (это - один из способов избежать проведения выездной налоговой проверки). Специалисты налоговых органов надеются, что налогоплательщики будут добросовестно исполнять свои обязанности по уплате налогов. В этом случае они обещают не беспокоить законопослушных субъектов бизнеса выездными проверками.

Для самостоятельной оценки рисков совершения налоговых правонарушений налогоплательщики могут использовать следующие критерии, представленные в Концепции:

финансовые результаты - на протяжении нескольких лет в бухгалтерской и налоговой отчетности отражаются убытки;

рентабельность - значительно ниже, чем у предприятий данной сферы деятельности;

соотношение доходов и расходов - темпы роста расходов организации превышают темпы роста ее доходов от реализации товаров (работ, услуг);

суммы расхода индивидуального предпринимателя максимально приближены к сумме его дохода, полученного за календарный год;

среднемесячная зарплата на одного сотрудника - ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;

налоговая нагрузка налогоплательщика - ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности;

отсутствие пояснений налогоплательщика - налогоплательщик не представляет пояснений на уведомление налогового органа о том, что выявлены несоответствия показателей деятельности;

НДС - в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость заявлены значительные суммы налоговых вычетов за определенный период;

применение специальных налоговых режимов - показатели деятельности налогоплательщика неоднократно приближались к предельному значению величин тех показателей, которые предоставляют право на применение специальных налоговых режимов;

построение финансово-экономической деятельности - деятельность налогоплательщика построена на основе посреднических договоров, которые заключены без наличия разумных экономических причин (отсутствие деловой цели);

местонахождение - частая смена места нахождения налогоплательщика ("миграция" между налоговыми органами);

необоснованная выгода - наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.06 N 53 [7].

 

 



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Понятие выездной налоговой проверки, ее особенности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие выездной налоговой проверки, ее особенности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)