Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности.



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Установление стандартов и предоставление рекомендаций в отношении обязанности аудитора учитывать законы и нормативные акты при аудите финансовой отчетности отражено в МСА № 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности». В этом стандарте подчеркивается, что законы и нормативные акты в разных странах различны, и поэтому, вероятно национальные стандарты аудита будут носить более конкретный характер в части определения влияния законов и нормативных актов на аудит. Оговорено, что настоящий международный стандарт аудита применим к аудиту финансовой отчетности, но неприменим к другим заданиям, в рамках которых аудитор должен специально проверить соблюдение определенных законов и нормативных актов и подготовить отдельный отчет.

Российский аналог определяет основные требования по учету нормативных документов в ходе проверки и обязывает аудитора при проведении аудита бухгалтерской отчетности установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Это необходимо исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Таким образом, как МСА №250, так и его отечественный аналог рекомендуют аудитору при обнаружении фактов невыполнения экономическим субъектом требований нормативных актов более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют эти нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности. Выявленные факты нарушений требований нормативных актов следует довести до сведения руководства проверяемого экономического субъекта. В письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита должны иметься ссылки на нормативные акты и на те их разделы( параграфы, статьи, пункты и т.п.), по которым допущены нарушения.

Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

Рекомендации в отношении обмена информацией по вопросам, возникающим в ходе аудита финансовой отчетности, между аудитором и лицами, отвечающими за управление предприятием, предоставляет МСА №260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями». Данный международный стандарт обязывает аудитора сообщать лицам, отвечающим за управление предприятием, информацию по вопросам аудита, имеющим значение для управления и возникающим в ходе аудиторской проверки финансовой отчетности. К этим вопросам относятся только те, которые привлекли внимание аудитора в результате осуществления проверки. При этом аудитор не обязан в ходе проверки разрабатывать процедуры специально с целью выявления вопросов, имеющих значение для управления. МСА №260 разъясняет, каким образом нужно сообщать о вопросах, связанных с аудитом, руководству проверяемого экономического субъекта. Решение аудитора о том, сообщать информацию в устном или письменном виде, поставлено в зависимость от таких факторов, как: размер, операционная структура, организационно-правовая форма предприятия и процесс сообщения; характер, деликатность и важность аудиторских аспектов, представляющих интерес для руководства; договоренности в отношении регулярных встреч или отчетности по аудиторским вопросам, имеющим значение для управления; степень поддержания аудитором постоянных контактов и диалога с лицами, отвечающими за управление.

На первый взгляд может показаться, что этот документ представляет собой аналог российского стандарта о письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита. Однако это не совсем так. В МСА №260  достаточно подробно рассматривается вопрос, кого именно аудиторам следует считать лицами, наделенными руководящими полномочиями. В нем говорится также о конфиденциальности информации по результатам аудита, которую аудиторы сообщают руководству клиента. Он не содержит каких-либо рекомендаций относительно формата развернутых документов, составляемых по результатам аудита, перечней таблиц, структур разного рода детализированных отчетов и прочего.

Международные стандарты по планированию аудита.

Планирование аудита.

Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели- подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Рекомендации по планированию аудита финансовой отчётности предоставляет МСА№300 «планирование»

Российским аналогом МСА№300 является Правило (стандарт) «Планирование аудита», устанавливающее единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности и применяющееся в первую

очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течении первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле(стандарте).

Данный стандарт разработан в соответствии с МСА№300,однако в нём не нашли отражение некоторые особенности аудиторского задания , которые предписывается оговаривать в Общем плане аудита. Например , в международном стандарте аудита рекомендуется обязательно отразить при планировании непрерывность деятельности проверяемого предприятия, а также существование у клиента заслуживаемых внимания аудитора родственных и зависимых организаций. В общем плане аудита требуется также указать ,какие особенности имеет данная проверка, не содержатся ли в контракте необычные дополнительные условия (необычные требования по предоставлению заказчику дополнительных сведений и отчётов, договорённость об оказании сопутствующих аудиту услуг и проч.).Поэтому все перечисленные, условия рекомендуется включать в Общий план аудита для приближения уровня наших аудиторских проверок к международному.

В отличии от МСА№300 первоначальный вариант отечественного стандарта был снабжён двумя приложениями, содержащими примерный план аудита и Программу аудита, что было вызвано стремлением оказать помощь начинающим российским аудиторам в разработке таких материалов. Однако второй вариант РСА «Планирование» таких приложений не содержит.

Старый вариант национального стандарта (в отличие от нового) включал развёрнутую характеристику частных принципов проведения аудита (комплексность, непрерывность и оптимальность планирования). В нём также рекомендовалось переходить к  формированию штата для проверки аудита и заключению договора с экономическим субъектом, оценив возможность его проведения ещё на этапе предварительного планирования. По прошествии стадии предварительного планирования аудитор должен был принять решения о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчётности экономического субъекта , о принципиальной возможности сотрудничества с экономическим субъектом , о наличии в аудиторской организации необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерской отчётности экономического субъекта.

 Перечень документов, с которыми должен ознакомиться аудитор на стадии предварительного планирования, был минимален и в зависимости от конкретных условий мог быть расширен. Предполагалось также, что существенную информацию аудиторы могут получить из периодических и специализированных изданий.

 Как показывает практика, на стадии предварительного планирования аудита экономический субъект стремится не допускать утечку информации, имеющей характер коммерческой тайны, и ограничивает доступ аудитора к определённым документам. Для преодоления этого препятствия аудитору после обращения экономического субъекта в аудиторскую организацию, но до предварительного планирования следует сообщить потенциальному клиенту, что ему на стадии предварительного планирования необходимо изучить ряд документов. Желательно также подписать двухсторонний протокол о намерениях, в котором следует раскрыть суть предварительного планирования и обязательства сторон о неразглашении полученной в ходе его осуществлении информации.

 Думается, что аудиторам при планировании аудита на практике целесообразно выделить такие основные этапы, как: предварительное планирование аудита; подготовка и составление Общего плана аудита; подготовка и составление Программы аудита, как это имело место в соответствии со старым вариантом отечественного стандарта, хотя этап предварительного планирования не предусматривается ни в соответствии с международным стандартом аудита №300, ни в соответствии с новым правилом (стандартом) аудита №3. Целесообразно также включить раздел о предварительном планировании аудита в состав внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности.

 

Знание бизнеса      

 Понятие «знание бизнеса» и его значение для сотрудников аудиторских организаций, участвующих в проведении аудита, определяет МСА№310 «Знание бизнеса». Согласно его требованиям при проведении аудита финансовой отчётности аудитор должен обладать знаниями о бизнесе клиента в объёме, достаточным для выявления и понимания событий, операций, методов работы, существенно влияющих на финансовую отчётность, проверку или аудиторское заключение. Подобные знания важны для оценки неотъемлемого риска, риска системы контроля и позволяют аудитору правильно определить характер,  сроки и объём аудиторских процедур.

 Таким образом, требования, предъявляемые МСА№310 и российским Правилом (стандартом), в соответствии с которым руководители проверяемого экономического субъекта обязаны своевременно обеспечить аудиторов информацией, необходимой для понимания деятельности этого экономического субъекта, в целом идентичны. При необходимости получения наиболее глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор должен применить аналитические процедуры. Необходимая в этих целях информация должна быть сгруппирована соответствующим образом с разбивкой на три группы: об общих экономических факторах: о специфике отрасли, к которой относится деятельность клиента; об особенностях деятельности экономического субъекта.

 



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)