Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности исторического развития г. о. Тольятти



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Особенности исторического развития г. о. Тольятти 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 Тольятти – город уникальной судьбы, расположенный в живописном и привлекательном для людей месте. Его три района разделены лесным масси­вом и раскинулись вдоль Волги на 48 км.

Эта территория начала заселяться человеком задолго до появления города - около 10 тыс. лет назад. Процесс освоения природного ландшафта подготовил все предпосылки для обеспечения жизнедеятельности различных этносов. Самым древним народом, оставившим след в региональной истории еще в VI-IV вв. до н.э., были савроматы, а затем и их потомки – сарматы. Их скотоводческая культура господствовала вплоть до начала II в. н.э. В конце III - IV вв. н.э. здесь появились первые славянские городища (Лбище). В VIII-IX вв. территория, где находится г.о. Тольятти, была вовлечена в сложные этнические региональные процессы, когда различные по языку и происхождению группы населения слились в единую булгарскую народность. Города Волжской Булгарии к XIII в. достигли своего наивысшего расцвета, среди них был Муромский городок, распространявший свое влияние на всю Самарскую Луку. С XIV в. на берегах Волги появляются представители новых этносов до этого здесь не живших: мордва-эрзя, мордва-мокша и русские. Объединённые общей территорией, они начали формирование региональной культуры, единых моральных и ценностных норм. 

Дальнейшая, вплоть до начала XVII в., колонизация Поволжья сдерживалась татаро-монгольским игом, а затем военно-экономической слабостью Московского государства. Но уже тогда вызрело решение задачи по достижению мира с кочевыми народами через их христианизацию. Калмыцкий хан Тайшин одним из первых принял христианство, это оказало мощное воздействие на остальных калмыков и стало ключевым событием в строительстве города Ставрополя (место которого займёт Тольятти). Согласно прошению П. Тайшина от 1736 г., создаваемый город должен был стать столицей «всех обращаемых в христианство калмыков». 20 июня 1737 г. просьба об основании крепости-города была удовлетворена императрицей Анной Иоанновной.

Окончательное решение по выбору места строительства крепости принималось В.Н. Татищевым, который по праву считается «отцом города». Данная местность при Куньей воложке осваивалась первопоселенцами уже с 1733 г. (Русская Борковка, Фёдоровка). Это позволяло начать возведение крепости весной 1738 г.

Имя город получил на Совете, в который входили Татищев В.Н., Змеев А., Саймонов Л.Я. Название Ставрополь, т.е. «город святого креста», должно было способствовать распространению христианства. Указом Сената от 21 февраля 1739 г. это наименование было утверждено.

Оседлый образ жизни тяжело приживался в калмыцкой среде, но это не остановило развитие крепости, которая постепенно превращалась в русский город. Официально поселение русских при Ставрополе правительство разре­шило в 1741 г. В 1744 году гражданское население города составляло всего 300 человек: 127 купцов (зарегистрированных – 18) и 173 ремесленника.

Ставрополь 1750 г. – крепость с двумя слободами, четырьмя церквами, русско-калмыцкой школой (в ней учились более 50 де­тей). В крепости насчитывалось около 500 домов, более 30 амбаров и лавок. В городе размещался гарнизон пехотного полка, две роты казаков, имелись три главные улицы: Соборная, Купеческая (Миллионная) и Посадская.

На 1 июля 1754 г. население г. Ставрополя составляло 5695 человек. Средняя продолжительность жизни со­ставляла всего 40 лет. Смертность превышала рождаемость почти в 2 раза. Калмыки бежали из города уже с 1750 г. Видя беспо­лезность насильственных мер (слишком глубоки были традиции кочевников), власти с 1765 г. приостановили высылку крещенных кал­мыков в Ставрополь. В 1772 г. состоялось последнее крупное переселение 3 тыс. калмыков.

22 декабря 1780 г. указом Екатерины II был утверждён герб Ставрополя, который представлял собой щит, увенчанный императорской короной. В верхней части щита была изображена дикая коза на голубом поле. В нижней – крепость, в центре которой находился чёрный крест на золотом поле. Герб в целом отражал провинциальную, аграрную перспективу города.

С 1785 г. в г. Ставрополе появился орган самоуправления — Дума. В ее составе преобладали мещане и купцы. Городским головой избирались: В.И. Климушин, братья Пантелеевы, С.А. Киселев, Н.И. Буланов, В. Войнатовский, П.Г. Цезарев и др.

В 1842 г. император Николай 1 издает указ о пере­селении калмыков в Оренбургские степи. После ухода калмыков жителей Ставрополя насчитывалось 4703 чел. (1858 г.). Условия их жизни были тяжелыми, смертность с 1864 по 1872 гг. в единственной больнице составляла 4,8% . В уезде один врач приходился на 70 тыс. населе­ния. Средняя зарпла­та мужчины в день составляла 50 копеек. Численность населения стала снижаться. В 1863 г. в Ставрополе прожива­ло 4652 жителя. Имелось одно мужское (1869г.) и одно женское (1858 г.) уездное училище, где обучались, в основном, де­ти среднего сословия (купцов, мещан). В училищах каждый учитель вел 7-8 предметов. Зато имелось 44 «точки» по продаже спиртного (на заведение – 105 чел.). Поэтому земство, созданное в ходе буржуазных реформ 70-х гг. XIX в. (первый председатель – Гросман К.И.), поставило себе задачу: организовать широкую сеть начальных школ. Но местные власти выделяли на просвещение только 12,7% своих расходов, и грамотность в 1897 г. не превысила 14%.

На рубеже XIX-XX вв. в Ставрополе насчитывалось около 6 тыс. жителей, в том числе 4 тысячи мещан, 1320 крестьян, 51 дворянин, купцов и почетных граждан — 41 человек. В то время было 25 заводов (точнее, это были заводики): 2 кожевенных, 3 овчинных, 1 мыловаренный, 19 кирпичных. Около 100 ремесленных заведений изготавли­вали одежду и обувь, пекли хлеб. Около 200 человек занимались строительным ремеслом. В городе работали 6 трубочистов, 3 ювелира и даже 1 иконописец. Основным товаром, которым торговал Ставрополь, был хлеб. В 1900 году из Ставрополя был вывезен 1 миллион пудов зерна. 

В 1917 г. начались радикальные преобразования в России. Это не могло не коснуться г. Ставрополя.

Создание нового совет­ского аппарата власти в городе началось 6 марта 1918 г., когда главой Ставрополя стал В.В. Баныкин.

В 1920 г. в городе большинство населения составляли русские — 9897 чел. (95,79 %). В городе проживали также украинцы, татары, евреи, латыши, эстонцы, белорусы, немцы, поляки и представители других народностей. Серьезным испытанием для горожан стал голод 20-х гг. Часть населения погибла, часть – удалось вывезти, часть – спасти благодаря иностранной помощи (особенно – «Американской администрации помощи» (АРА) при активном участии М. Горького; выдавали примерно по 25 тыс. пайков ежемесячно).

В 1924 г., ввиду сокращения населения и отсутствия в Ставрополе промышленности, было решено преобразовать его в село. Но это никаким образом не отразилось на провинциальной жизни населения.

В 1941-1945 гг. ставропольцы героически сражались на фронтах Великой Отечественной. Сила и величие духа воинов-ставропольчан проявились в подвигах. Е. Никонов был заживо сожжён немецкими захватчиками; В. Носов, Ф. Дорофеев направили свой горящий самолёт на вражеское судно; В. Жилин и К. Викторов проявили высокое мужество при форсировании Западной Двины и Одера; генерал-майор Д.Н. Голосов 15 дней удерживал со своей дивизией плацдарм на правом берегу Днепра. И это неполный список героев. Тринадцати жителям города было присвоено звание Героя Советского Союза. Именами героев названы улицы и школы города.

В 1946 г. Ставрополь из села был преобразован в город районного подчинения. Население города составляло около 12 тыс. человек. Из промышленных предприятий работал небольшой ремонтный завод, чинивший сельхозтехнику, рыбозавод, райпромкомбинат с лесопилкой, пищекомбинат с пекарней и кондитерским цехом, артель «Заря» с цехами пошива одежды, изготовления валенок, выделки кож и овчин. Осуществляли образовательную и воспитательную деятельность 2 техникума, 4 школы, 3 детских сада. В 1951 г. открылось вечернее отделение Куйбышевского индустриального института.

В 1949 г., с началом работ по исследованию русла Волги 4-ой, 22-ой, 25-ой геодезической, геологической и гидрологической экспедиций по созданию КуГЭС, наступила новая пора в истории города Ставрополя, преддверие его второго рождения.

Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1950 г. была образована строительная организация – Куйбышевгидрострой (КГС) – (её возглавил И.В. Комзин) для создания Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге. Это решение определило судьбу города Ставрополя. Учитывая важность момента, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1951 г., Ставрополь был отнесен к категории городов областного подчинения.

В результате строительства ГЭС, самой большой из 8 построенных на Волге, образовалось водохранилище площадью около 6,5 тыс. кв. км. Его длина составляла 500 км, ширина местами – до 40 км. Это потребовало переноса города из зоны затопления на 10 км к северу. Началось переселение жителей, которое было завершено к лету 1955г. Всего было перенесено 2540 строений (в том числе и дом, связанный с име­нем великого русского художника И.Е. Репина), но большинство зданий возводились вновь. Началась новая история города, который теперь создавался у плотины Куйбышевской гидроэлектростанции (руководил этим этапом строительства В.Ф. Прасолов). 18 ноября 1953 г. этому городу решено было оставить имя прежнего – Ставрополь.

Строительство гидроузла и города велось с опережением всех сроков работ. Пик этих работ пришелся на 1955 год. 30 октября 1955 г. было произведено перекрытие Волги за 19 часов и 35 минут. 29 декабря 1955 г. первый агрегат гидростанции дал промышленный ток (последний 20-й агрегат введен 14 октября 1957 г.). Это явилось своеобразным отсчетом времени «второго рождения» города Ставрополя, т.к. с появлением дешёвой электроэнергии стало возможным строительство крупных промышленных объектов.

В связи с недостатком цемента в стране 24 августа 1955 г. Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в г. Ставрополе крупного специализированного предприятия по выпуску цементного оборудования «Строммашина» (в дальнейшем оно получит новое название – Волжский завод цементного машиностроения). Параллельно создавался научно-исследовательский институт цементной промышленности (в феврале 1966 г. он будет преобразован во ВНИИцеммаш). В июне 1956 г. началось строительство завода, первая продукция была выпущена в 1957 г., а 20 апреля 1959 г. он был официально включен в строй действующих предприятий страны. В 1966 г. завод, в основном, был построен: это 30 крупных сооружений, где разместилось 25 производственных цехов. 3авод Волгоцеммаш выпускал в лучшие годы 65% всего цементного оборудования, производимого в стра­не. Он заслуженно считался флагманом цементного ма­шиностроения и был крупнейшим в Европе промыш­ленным предприятием подобного типа.

В мае 1958 г. в нашей стране была принята широкая программа развития химической промышленности. В рамках этой программы в Ставрополе решено было раз­местить три крупнейших химических завода: завод син­тетического каучука, химический и азотно-туковый.

Строительство завода синтетического каучука было начато гораздо раньше, в 1951 г., но поскольку основ­ные силы строителей были заняты сооружением Куйбы­шевской ГЭС, работы на площадке завода СК велись медленно. Только в 1958 г. работы развернулись в полную силу. Июнь 1961 г. – это дата получения первого каучука. А 20 сентября 1964 г. был получен первый в стране изопреновый каучук. Для его производства теперь нужно было всего 42 кг природного газа бутана, добыча которого и переработка обходились в три раза дешевле, чем использование другого сырья.

Появление многих предприятий было связано с именем нового Ставрополя, а их развитие и продолжение – с именем Тольятти. 5 июня 1956 г. Совет Министров СССР принял реше­ние о строительстве в Ставрополе завода ртутных вы­прямителей (первоначально Куйбышевский завод ртутных выпрямите­лей, директор К.В. Ступи­шин). 27 апреля 1957 г. на площадке строящегося завода был вынут первый ковш земли, а в ноябре 1959 г. выпущен первый комплект ртутных выпрямителей. В 1964 г. завод пере­именован в электротехнический завод. В 1968 г. в Тольятти был собран трансформатор мощностью 5 600 квт. Столь мощные трансформаторы выпускаются в России только в Тольятти. В январе1995 г. на заводе выпущена новая серия трансформаторов, предназначенных для подстанций.

Строительство химического завода (Куйбышевфосфор) было составной частью промышленного комплекса, сооружаемого на базе Куйбышевской ГЭС. Начало строительства завода приходится на сентябрь 1958 г., когда правительством страны был взят курс на ускорение развития химической промышленности. 12 сентября 1963 г. на заводе был получен первый фосфор. В первых числах декабря 1963 г. был пущен в строй цех по производству трикрезилфосфата. 7 января 1965 г. на заводе была получена первая партия ценного продукта пищевой фосфорной кислоты. 27 декабря 1966 г. получена первая партии карбофоса-сырца. Завод стал первым крупным предприятием страны, вырабатывающим фосфор и его производные.

Рядом с химическим заводом в 1961 г. стали возво­дить еще одно крупное предприятие – азотно-туковый завод (Куйбышевазот) по производству важнейших минеральных удоб­рений: аммиачной селитры, карбамида и аммиачной во­ды. 16 декабря 1965 г. заводом была выпущена первая продукция – азотная кислота. 17 и 27 декабря этого же года вступили в эксплуатацию цех пятисернистого фосфора и цех по производству аммиачной селитры. В августе 1966 г. в отделении синтеза аммиака была получена аммиачная вода. 3атем в 1969 и 1971 гг. вступила в строй вто­рая очередь предприятия, а 5 мая 1968 г. завод выпус­тил миллионную тонну удобрений.

30 декабря 1979 г. вошел в строй еще один гигант химии - Тольяттинский азотный завод (ТОАЗ), мощностью 450 тыс. т жидкого аммиака в год. 3 июня 1980 г. третьим и четвертым агрегатами производства аммиака выдана первая миллионная тонна продукции.

В 1958 г. пристань маленького города Ставрополя превращается в порт Ставрополя. А спустя десять лет, Тольяттинский порт уверенно вошёл в число крупнейших портов Волжского бассейна. Порт Тольятти является огромной перевалочной базой на Волжском речном пути, включающем в себя Волго-Дон и Волго-Балт.

Строительство гидроузла у Жигулей помогло связать Ставрополь с железнодорожным сообщением куйбышевского и сызранского направления. На стыке железнодорожных веток в 1951 г. появилась станция Жигулёвское Море, а в 1969 г. – станция Тольятти в автозаводском районе.

В общем, с 1958 по 1965 г. КГС было сдано в эксплуатацию 303 промышленных объекта. Этот огромный опыт работы и прекрасная материальная база сыграли свою роль при выборе подрядчика для строительства Волжского автомобильного завода (ВАЗ). Во второй половине 60-х гг. XX в. она насчитывала в своих рядах несколько тысяч высоквалифицированных профессионалов - инженеров и рабочих. Возглавлял ее Н.Ф. Семизоров.

28 августа 1964 г. Ставрополь был переименован в честь выдающегося деятеля международного движения, одного из руководителей борьбы с фашизмом в Европе, Пальмиро Тольятти и стал называться город Тольятти. Под новым именем город получил мировую известность.

 К 1964 г. город практически исчерпал свой кадровый потенциал (123,4 тыс. жителей), поэтому комплектование трудовых резервов, особенно коллектива ВАЗа, производилось почти целиком за счёт населения из других районов страны. Строительство крупных предприятий требовало новых квалифицированных кадровых ресурсов. В связи с этим Совет Министров СССР в постановлении от 16 ноября 1966 г. определил: организовать в 1967 г. самостоятельный Тольяттинский Политехнический институт (ТПИ) с факультетом автомобилестроения (с 28 июня 1961 г. филиал Куйбышевского политехнического института, с ноября 2001 г. Тольяттинский государственный университет).

15 августа 1966 г. было подписано Генеральное соглашение между Министерством внешней торговли СССР и акционерным обществом Фиат о сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР. Первыми вазовцами стали Ф. Сударкин, Н. Фадеев, А. Толныго, В. Черемных, а первым руководителем автозавода – В.Н. Поляков.

Практически без промедления началось строительство завода. Оно велось быстрыми темпами, и спустя три с половиной года 19 апреля 1970 г. с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 – «Жигули». В сборке первых автомобилей принимали участие В.И. Присяжнюк, И.Е. Осипов, В.К. Гусев, В.М. Орлихин, В.И. Глазунов и др. В марте 1971 г. сдана в эксплуатацию первая очередь автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Вторая и третья очереди были введены в эксплуатацию соответственно в конце 1971 и 1972 гг., что увеличило мощность автозавода до 660 тысяч автомобилей в год. 21 декабря 1973 г. с глав­ного конвейера сошел миллионный автомобиль, и в этот же день Государственная комиссия приняла весь ком­плекс Волжского автомобильного завода в эксплуатацию.

Благодаря ВАЗу СССР удалось совершить прорыв в автомобилестроении и сформировать гражданское производство мирового уровня. Это стало возможным в результате советско-итальянского сотрудничества, основанного на новейших достижениях в области науки и техники. Проект «ВАЗ - Фиат» вывел на новый уровень культурно-экономические связи Советского Союза с индустриально развитыми странами Европы и США. Западный опыт был успешно адаптирован к советским экономическим условиям на ВАЗе, который на несколько десятилетий опередил большинство автопредприятий страны. Строительство автомобильного завода в г. Тольятти является одним из самых успешных примеров межкультурного сотрудничества во всей советской истории.

Никогда ещё не создавалось такое предприятие, которое могло сравниться по объемам и сложности с западноевропейским производством. ВАЗ, имея 0,1% численности занятых в материальном производстве СССР, обеспечивал более 50% экспорта гражданского машиностроения страны в развитые капиталистические страны. В октябре 1979 г. Ассоциация международной торговли вручила ВАЗу награду «Золотой Меркурий» за вклад в развитие торговли. Тогда «Жигули» экспортировались более чем в 50 стран мира. Научный, технический и творческий потенциал ВАЗа позволил создать уникальную конструкцию полноприводного автомобиля «Нива» (сошел с конвейера 5 апреля 1977 г.), ставшего прорывом и большим достижением советской автопромышленности.

Параллельно со строительством автозавода шло строительство новой части города Тольятти. Возводились 5, 9, 12 и 16 этажные дома, многоэтажные общежития, детские дошкольные учреждения, школы, объекты здравоохранения, торговые центры и т.д. 13 мая 1969 г. в новом районе Тольятти был заселен первый дом, а 14 апреля 1972 г. в автозаводском районе уже зарегистрирован 100-тысячный житель.

Строительство автозавода и «Нового города», «Автограда» (так стали называть ту часть Тольятти, где расположилась стройплощадка будущего автогиганта и возводилась инфраструктура города, обеспечивающая комфортное проживание строителей) можно по праву считать молодёжной стройкой. В общей сложности на строительстве работало 63 – 65 тыс. человек из 58 областей и краёв страны. Средний возраст тольяттинцев был 24 года. Со строительством автозавода начинается стремительный рост населения города. В январе 1967 г. оно составило 150 тыс. человек, что на 12 тысяч человек больше предыдущего. 1 января 1973 г. в Тольятти проживает уже 378 тыс. человек, и население продолжает расти еще более высокими темпами. 17 февраля 1978 г. родился 500000-й житель города Тольятти – Елена Козлова. В 1979 г. только в Автозаводском районе ежедневно регистрируется около 20-25 детей. В 1983 г. в г. Тольятти ежегодно проводится 5 тысяч свадеб, рождается около 10 тыс. детей.

В 1981 г. научный потенциал города значительно вырос за счет открытия филиала Московского тех­нологического института (с 15.05.2008 г. Поволжский государственный университет сервиса).

29 июня 1983 г. В г. Тольятти на базе биологической станции создан Институт экологии Волжского бассейна Академии Наук СССР. Долгосрочная целевая программа которого связана с со­хранением и рациональным использованием природных ресурсов бассейна Волги в условиях интенсивного раз­вития производственных сил. Город Тольятти избран не случайно, т.к. его нагрузка на окружающую среду весьма серьезная со стороны промышленных и хими­ческих гигантов.

 Родина по достоинству оценила трудовой героизм строителей города и его промышленных объектов – звание Героя Социалистического Труда было присвоено более чем 40 ставропольцам и тольяттинцам. В августе 1967 г. в городе Тольятти по решению исполкома тольяттинского горсовета депутатов трудящихся установлено звание «Почетный гражданин г. Тольятти». Первыми почетными гражданами г. Тольятти стали М.Л. Бурматов, Т.Н. Данилова, М.Г. Золотов и А.М. Тураев.

4 марта 1982 г. исполком горсовета народных депутатов утвердил первый герб г. Тольятти. В 1996 г., когда в обществе утверждались другие ценности и символы, был утверждён новый герб.

Городу, несмотря на трудности переходного периода в истории России, удалось сохранить свои преимущества и даже развить ресурсный потенциал. Тольятти остается одним из крупнейших городов Российской Федерации (ок. 722 тыс. жителей – 18 место по численности населения), лидером в автомобильной и некоторых областях химической промышленности. В городе проживают люди 104 национальностей (русские – 83,2%, татары – 3,8 %, украинцы – 2,8 %, мордва – 2,0 %, чуваши – 1,8 % и др.), представлены все ведущие конфессии. Город имеет развитую демократическую систему управления: 5 июня 1994 г. был избран мэр г. Тольятти – С.Ф. Жилкин. Тогда же избрана Городская Дума в количестве 16 человек. Председателем Думы становится А.Н. Дроботов. 20 июля 1994 г. на очередном заседании тольяттинской городской Думы депутаты приняли первый Устав города Тольятти.

Несмотря на молодость, г.о. Тольятти имеет уникальные достижения в области культуры. Это первый в России контрактный театр «Колесо» (режиссер народный артист России Г. Дроздов); «Тех­нический музей ОАО «АВТОВАЗ», являющийся одним из крупнейших в России музейно-парковых комплексов (площадь 38 га; более 460 экспонатов); Грушинский фестиваль (на котором собиралось до 150-250 тыс. чел.); православный храм России – Свято-Преображенский Собор (второй по размерам после храма Христа Спасителя в Москве); ряд спортивных объектов для подготовки спортсменов мирового уровня. Впечатляющих успехов достигли тольяттинские спортсмены. Первенство в достижениях мирового уровня принадлежит В.А. Гройсману, создавшему тольяттинскую школу акробатики. С 1994 г. блистает хоккейная команда «Лада», с 1995 г. радует любителей гимнастики многократный чемпион мира и Европы, олимпийский чемпион А. Немов, много лет не было равных тольяттинской спидвейной дружине «Мега-Лада мотоспорт» и женской команде по гандболу «Лада», одерживали победы на соревнованиях разного уровня байдарочники и каноисты, лыжники и парашютисты, боксеры и представители греко-римской борьбы, каратисты, среди которых самый именитый чемпион мира и олимпийских игр – А. Герунов. В 1964 г. на второй сессии городского Совета делегаты обратились с призывом ко всем жителям города: «Тольятти должен стать городом спорта и здоровья». Этот призыв актуален и сегодня.

За свою короткую, но стремительно развивающуюся жизнь, Тольятти доказал, что он – город молодых, город, способный на инновации и модернизацию. За пос­ледние 60 лет он стал своеобразной лабораторией всей страны. Здесь впервые проверялись, отрабатывались техниче­ские, экономические, организационные, градостроитель­ные решения, которые затем широко внедрялись во мно­гие отрасли народного хозяйства. Но главное – город накопил значительный человеческий потенциал. В Тольятти живут творческие, деловые, инициативные, неравнодушные к судьбе своей малой и большой Родины люди, которые ценят свое прошлое и уверенно смотрят в будущее.  



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Особенности исторического развития г. о. Тольятти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности исторического развития г. о. Тольятти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)