Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды оптового товарооборота, методика его анализа.



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Виды оптового товарооборота, методика его анализа. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основным показателем, характеризующим деятель­ность предприятий, является оптовый товарооборот.

Оптовый товарооборот характеризует объем реали­зованной продукции одними предприятиями другим для последующей продажи населению.

В оценке отдельных показателей розничного и оп­тового товарооборота имеются существенные различия. Если перевыполнение плана розничного товарооборота всегда оценивается положительно, то перевыполнение оптового товарооборота осложняется тем, что его пере­выполнение оценивается по видам оборота и формам товародвижения.

Оптовый товарооборот во многом зависит от опто­вых цен. Оптовая торговля увеличивает цену на про­дукцию, на величину оптовой надбавки и НДС, кото­рая зависит от многих факторов.

В рыночных условиях, когда все зависит от дохо­дов, предприятия призваны глубже изу­чать экономику зон своей деятельности, полнее учи­тывать колебания спроса и на этой основе разрабаты­вать экономически обоснованный и реальный план оптового товарооборота.

Оптовый товарооборот является основным показа­телем оценки торгово-хозяйственной деятельности оп­товых предприятий. В зависимости от его объема и видов, форм товародвижения, ассортимента, структу­ры определяются другие показатели торгово-экономической деятельности оптового предприятия (товарные запасы, валовые доходы, издержки обращения, фонд оплаты труда и т.д.).

Высокая оборачиваемость запасов требует более строгого контроля над запасами, обеспечивающего минимальные вло­жения средств в них.[4]

Оптовый товарооборот имеет принципиально иное экономическое содержание, чем розничный товарообо­рот. Он показывает сумму цен товаров, пришедших из сферы производства, через систему оптовой торговли в сферу обращения. Оптовый товарооборот проявляется и учитывается в нескольких видах и формах, имею­щих различное значение. Совокупный оптовый товарооборот по оптовой торговле принято по­казывать валовым оптовым товарооборотом. По своему составу он различается по направлению товарных ресур­сов и по их назначению, формам движения от производ­ства к местам потребления, в зависимости от характера расчетов между оптовой и розничной торговлей.

Оптовый товарооборот подразделяется на объем про­даж товаров предприятиями розничной торговли и об­щественного питания, а также поставки товаров дру­гим потребителям.

Внутрисистемный оптовый товарооборот — объем продажи товаров оптовыми базами своей системы.

Большое экономическое значение имеет план тран­зитного товарооборота — продажи товаров с участием в расчетах. От товарооборота с участием в расчетах опто­вая база имеет реальные доходы. К объему товарообо­рота с участием в расчетах начисляются все показате­ли оценки хозяйственной деятельности (рентабельность, уровень издержек обращения и т.д.).

Одновременно с определенным объемом товарной структуры оптового товарооборота по видам реализации, оптовые базы определяют формы продажи товаров в зависимости от способа отгрузки и характера рас четов (со склада транзитом с участием в расчетах).

Оптовый товарооборот планируется балансовым методом. Взаимосвязь между элементами баланса выражается формулой:

Зп + Пр +Пдр = Рр + Рв = Вдр +Др +3к,

где Зп — товарные запасы на оптовой базе на начале планируемого периода;

Пр — поступление товаров от сельхозпредприятий;

Пдр — поступление с других баз;

Рр - реализация товаров розничным предприятиям;

Р9 — реализация товаров другим потребителем;

Вдр — вывоз в другие области;

Др — документированный расход (на собственные нужды и потери);

Зк — запасы на конец планируемого периода.

Каждый элемент этой формулы представляет собой величину, имеющую определенные тенденции разви­тия и особенности расчета, которые учитываются при планировании оптового товарооборота по видам.

Разработке плана товарооборота должен предшество­вать анализ его выполнения в динамике за ряд лет. Такой анализ позволяет определить основные факто­ры, которые могут воздействовать на выполнение объе­ма и структуру оптового товарооборота, а также выя­вить резервы его роста.

После анализа оптового товарооборота за истекший период, выявления факторов и резервов его роста при­ступают к расчетам проекта плана, включая показате­ли объема и состава товарооборота, товарных запасов, товарного обеспечения, поступления товаров и получе­ния плановых доходов.[5]

 

2.2. Методика планирования оптового товарооборота.

 

Планирование- это разработка и корректировка плана, включающая

предвидение, обоснование,   конкретизацию и описание деятельности

хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.[6] 

Основной задачей планирования оптового товарооборота является определение потребности розничных и других торговых предприятий. Кро­ме этого, в объединении планируют оборот по формам товародвижения (складской и транзитный), поступле­ние товаров на склады, а также нормативы запасов от­дельных видов товаров. План товарооборота составля­ет и утверждает само плодоовощное объединение.

План товарооборота составляется в два этапа. На пер­вом этапе разрабатывается проект плана товарооборо­та раздельно складской, транзитный с участием в рас­четах. На втором этапе составляется и утверждается самим предприятием план оптового товарооборота, ко­торый доводится до цехов и складов, и плановые пока­затели для них.

Новый порядок планирования в рыночных услови­ях существенно повлиял на работу плодоовощных объединений. Прежде всего в рыночных условиях предпри­ятия самостоятельно разрабатывают структуру опто­вого товарооборота, объемы складского и транзитного оборотов, устанавливают месячные планы оптового то­варооборота в пределах утвержденных квартальных планов. В этом случае значительно повышается ответ­ственность руководителей цехов и складов за обосно­ванность и ответственность указанных показателей

План оптового товарооборота разрабатывается по ук­репленной номенклатуре товаров (пример: картофель, овощи, фрукты и т.д.).

Исходными предпосылками для планирования то­варооборота служат:

1) динамика показателей, характеризующих про­шлый и текущий годы, состояние товарных запа­сов в оптовой торговле;

2) данные об экономике работы деятельности опто­вого предприятия, специализация производства и рынок сбыта в районе своей деятельности;

3) формы связи оптовой базы с поставщиками и роз­ничными предприятиями.

При определении общего объема и отдельных видов оптового товарооборота необходимо учитывать соответ­ствующие показатели покупателей товара на рынке об­служиваемого района.

После осуществления расчетов по видам оптового товарооборота оптовое предприятие определяет объем и структуру валового оптового товарооборота.

Одновременно с определенным объемом товарной структуры оптового товарооборота по видам реализа­ции оптовые базы определяют формы продажи товаров в зависимости от способа отгрузки и характера расче­тов (со склада транзитом с участием в расчетах).[7]

 

2.3. Анализ и планирование оптового товарооборота на примере конкретного предприятия.

 

Перед началом разработки программы, стратегических целей и задач

развития следует учесть, что фирма будет действовать в сложившейся рыночной структуре. Поэтому предпринимателю необходимо оценить многочисленные факторы, влияющие на деятельность фирмы.

Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных  запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками оптового предприятия и каковы объемы поставок.

Анализ оптового оборота включает три раздела:

        - анализ объема и структуры оборота,

        - анализ оптовых закупок (поступления товаров)

        - анализ товарных запасов.

Источниками информации для проведения экономического анализа служат бухгалтерская и статистическая отчетность, данные оперативного учета, специальные и выборочные исследования, проводимые на предприятии.

Анализ оптового товарооборота начинается с анализа изменений общего объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с расчетными (плановыми) данными или с показателями за прошлые периоды. Определяются темпы роста оборота, средние темпы роста, изменения в стоимостном (натуральном) измерении. Аналогичные показатели при необходимости рассчитываются в постоянных ценах.

Направления экономического анализа товарооборота:

       - по формам товародвижения;

       - по категориям покупателей;

       - по регионам;

       - по структуре и ассортименту оборота;

       - по способу оплаты за товар

В нашей курсовой работе мы рассмотрим и проанализируем товарооборот по периодам в оптовом магазине «Рассвет» за 1999 - 2002гг.

Основным видом деятельности государственного предпри­ятия «Рассвет» оптовая торговля продуктами питания. Развитие фактического товарооборота предприятия за последние четыре года ха­рактеризуется следующими данными.

 

 

Годы

Фактический розничный товарооборот (млн. руб.)

Цепные темпы роста товарооборота,

%

Базисные темпы

роста товарооборота, %

В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах
1 2 3 4 5 6 7
1999 1853,2 1853,2 100 100 100 100
2000 2141,5 1896,3 115,6 102,3 115,6 102,3
2001 2620,7 1911,8 122,4 100,8 141,4 103,2
2002 3105,2 1929,4 118,5 100,9 167,6 104,1

 

Данные таблиц показывают, что за последние три года темпы роста товарооборота изменялись неодинаково: в 2000 году рост товарооборота составил 115,6% (увеличился по сравнению с прошлым годом на 15,6% в действующих ценах), в 2001 году – 122,4% (увеличился на 22,4%), а в 2002 году – 118,5%. Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2002 году по сравнению с 2001 годом, но меньше, чем в 2001 году по сравнению с 2000 годом (средний индекс цен в 2000 году по отношению к 1999 г. составил 1,223 или в 2001 году – 1,204 или 120,4%, в 2002 году – 1,158 или 115,8%).

Сравнительный анализ показывает, что в 1999–2000 гг. объём товарооборота увеличивался более быстрыми темпами, чем в 2000–2002 гг. 

Физический объём товарооборота увеличился в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 2,5%, 2001году по сравнению с 2000 годом – на 1,7%, в 2002 году по сравнению с 2001 годом – на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

За четыре года товарооборот предприятия возрос на 67,6% (в действующих ценах) или на 1252,0 млн. руб. (3105,2 – 1853,2). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 6,5%, что составило 139,7 млн. руб. (1992,9 – 1853,2), и в связи с увеличением оптовых цен на товары – на 1112,3 млн. руб. (3105,2 – 1992,9).

По данным этих расчетов можно сказать, что около 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения цен составили 1112,3 млн. руб.

За 1999-2002 гг. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил Тср действ. = = = 1,188, или 118,8%, а в сопоставимых ценах Тср сопост. = = = 1,020, или 120,0%.

По кварталам оптовый товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообо­роте занимает оборот четвертого квартала – свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал – свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

 



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Виды оптового товарооборота, методика его анализа. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды оптового товарооборота, методика его анализа.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)