Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация первичной диагностики по выявлению сформированности социальной активности у подростков



2019-12-29 1014 Обсуждений (0)
Организация первичной диагностики по выявлению сформированности социальной активности у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава II . Опытно-практическая работа по формированию социальной активности подростков посредством организации волонтерской деятельности

 

На современном этапе общества для развития коммуникабельной, инициативной и конкурентно способной личности подростка возникла потребность формирования у него социальной активности с помощью волонтерской организации. Это необходимо в связи с тем, что нарушены принципы позитивного развития личности ребенка, которые влияют на формирование нравственных ценностей и в дальнейшем, будет носить антисоциальную направленность.

Цель опытно-практической работы:

апробировать и выявить эффективность форм волонтерской деятельности в работе социального педагога по формированию социальной активности подростков.

Задачи опытно-практической главы:

1.Провести первичную диагностику по выявлению социальной активности у подростков;

2. Апробировать формы волонтерской деятельности в работе социального педагога по формированию социальной активности подростков;

3. Провести повторную диагностику уровня сформированности социальной активности у подростков и проанализировать результаты формирующего этапа эксперимента.

С целью реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы исследования была проведена опытно-практическая работа в детско-подростковом клубе «Бригантина» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей – Центр внешкольной работы «Надежда» городского округа город Стерлитамак. Директором учреждения является Ефремова Надежда Владимировна.

Детско-подростковый клуб «Бригантина» находится по адресу: улица Коммунистическая,75, телефон 24-49-65.  Руководитель, педагог-организатор клуба Самойлова Оксана Васильевна. Количественный состав педагогического коллектива: 8 человек. Количество обучающихся: 200 человек. В клубе имеется 7 творческих объединений (секций). На территории клуба расположено: культурно-спортивные центры и учреждения, государственные образовательные учреждения и средние образовательные школы.

  Микрорайон «Курчатовский» расположен ближе к центру города, хорошо озеленен, имеются агитплощадки и игровые площадки для детей, что способствует комплексному развитию личности ребенка.

   Работа по выявлению социальной активности у подростков посредством волонтерской деятельности осуществлялась во взаимодействии с социальным педагогом, педагогом-психологом и педагогом-организатором. Также происходило наблюдение за подростками и беседа с ними с целью выявления знания о нравственных ценностях, организаторских и лидерских способностях, проведение тестирования с целью выявления уровня социальной активности, и мероприятий по формированию социальной активности у подростков детского клуба.

  По словам педагога-организатора, подростки в целом активные, сами проявляют желание участвовать в различных мероприятиях. Из слов социального педагога можно отметить, что в детский клуб обычно приходят дети, у которых хорошая успеваемость в учебной и в общественной деятельности. Но также есть и те, с которыми требуется работать это дети, стоящие на внутри-школьном учете. Такие дети грубят старшим, плохо учатся, не хотят выполнять порученные им обязанности. Вследствие отсутствия взаимопонимания со сверстниками и взрослыми у них наблюдается агрессия, они не послушны, неуверенны в себе, раздражительны. Все это требует от социального педагога осуществления дополнительной работы с подростками детского клуба по формированию социальной активности.

 

Организация первичной диагностики по выявлению сформированности социальной активности у подростков

Цель: определить уровень сформированности социальной активности у подростков.   

Работа проводилась с подростками, посещающих детско-подростковый клуб «Бригантина» в возрасте от 12 – 16 лет. Было привлечено 14 детей. Для реализации поставленной цели использовались следующие формы и методы:

  1. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей                         «КОС» (В.В. Синявского, Б.А. Федоришина).

Данная методика предназначена для  выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширить контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу, нравственные ценности и так далее).

 По результатам обработки данных анкеты мы определили три уровня сформированности  коммуникативных и организаторских способностей у учащихся: высокий, средний, низкий.

                                                                                                   Таблица №1

Уровни сформированности коммуникативных и организаторских  способностей

 

Уровни Показатели сформированности
  Высокий Способен и склонен к активным самостоятельным действиям, дисциплинированность, ответственен, проявляет инициативу, общителен, принимает участие в общественной деятельности, взаимодействует со сверстниками и педагогами, проявляет лидерские способности и нравственные качества.
  Средний Способен и склонен к активным самостоятельным действиям, проявляет инициативу, но мало общителен, не всегда принимает участие в общественной деятельности, стеснительный со сверстниками и педагогами, проявляет нравственные качества, но не стремится к лидерству.
  Низкий Не способен и не склонен к активности, пассивен, не инициативен, невнимателен, недостаточно сформированы коммуникативные навыки, в общественной деятельности принимает участие, но только под воздействием руководителей или педагогов.  

 

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей

Кк   Ко Баллы   Уровень проявления склонностей
0,10 - 0,45 0,20 - 0,55 1 низкий
0,46 - 0,55 0,56 - 0,65 2 средний
0,56 - 0,65 0,66 - 0,70 3 высокий

 

            

 

 

 

Таблица №2

Распределение учащихся по уровням сформированности коммуникативных и организаторских способностей

 

 Ф.И.учащихся Баллы Уровни
1. Ксения Ш. 1 низкий
2. Александр К. 2 средний
3. Гузель А. 1 низкий
4. Ильнур В. 2 средний
5. Светлана Л. 2 средний
6. Лера Ф. 1 низкий
7. Алексей Б. 3 высокий
8. Ильдар Л. 1 низкий
9. Аня А. 1 низкий
10. Руслан Х. 2 средний
11. Максим Т. 2 средний
12. Кристина В. 1 низкий
13. Регина З. 3 высокий
14. Павел М. 2 средний

 

Результаты диагностики показали, что два ученика (Алексей Б., Регина З.) относятся к высокому уровню сформированности коммуникативных и организаторских способностей, пять учеников (Александр К., Светлана Л., Руслан Х., Максим Т., Павел М.) относятся к среднему уровню и семь учеников (Гузель А., Лера Ф., Ильдар Л., Аня А., Крестина В., Влада И.) относятся к низкому уровню сформированности коммуникативных и организаторских способностей.

Для учащихся (Алексей Б., Регина З.) с высоким уровнем сформированности коммуникативных и организаторских способностей характерны такие качества как активность, дисциплинированность, ответственность, инициативность, общительность, проявление нравственных качеств.

Учащиеся (Александр К., Светлана Л., Руслан Х., Максим Т., Павел М.) со средним уровнем сформированности коммуникативных и организаторских способностей в меру ответственны, не всегда проявляют активность, стеснительны и мало общительны.

Учащиеся (Гузель А., Лера Ф., Ильдар Л., Аня А., Кристина В., Влада И.) невнимательны, неорганизованны, неактивны, что свидетельствует о низком уровне сформированности коммуникативных и организаторских способностей.

2. Методика «Ценностные ориентации»

Для выявления социальной активности у учащихся мы использовали анкету (М. Рокич ), целью которой является выявление нравственных качеств, используядва класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные– убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой – то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Основываясь на рекомендации по обработке анкеты (М. Рокич), нами было выделено три уровня выраженности нравственных качеств у подростков: высокий, средний, низкий.

                                                                                                           Таблица №3

Уровни выраженности нравственных качеств у подросткового возраста

Уровни Показатели выраженности
1. Высокий   ребенок отличается активностью, добротой, желанием помочь близким, трудолюбием, ответственностью к порученным заданиям, коммуникабельностью.
2. Средний   ребенок отличается стремлением помогать другим, но не с желанием выполняет порученные задания, мало общителен.
3. Низкий ребенок не проявляет доброжелательные отношения к сверстникам, замкнут, не развиты коммуникативные качества.

 

По полученным результатам, мы определили уровень выраженности нравственных качеств у подростков.

                   Таблица №4

Распределение учащихся по уровням преобладания нравственных качеств

 Ф.И.учащихся          Уровни
1. Ксения Ш. средний
2. Александр К. низкий
3. Гузель А. средний
4. Ильнур В. средний
5. Светлана Л. низкий
6. Лера Ф. средний
7. Алексей Б. средний
8. Ильдар Л. низкий
9. Аня А.          средний
10. Руслан Х. низкий
11. Максим Т. средний
12. Кристина В. средний
13. Регина З. средний
14. Павел М. средний

 

Результаты диагностики показали, что четыре ученика (Александр К., Светлана Л., Ильдар Л., Руслан Х.) имеют низкий уровень сформированности нравственных качеств, а у десяти учащихся (Ксения Ш., Гузель А., Ильнур В., Лера Ф.,  Аня А., Максим Т., Кристина В., Павел М.) преобладает средний уровень сформированности нравственных качеств, и два ученика (Алексей Б., Регина З.) имеют высокий уровень сформированности нравственных качеств.

Таким образом, первичная диагностика показала, что два человека (Алексей Б., Регина З.) из  всей группы имеют высокий уровень сформированности социальной активности. Для проведения исследования мы разделили подростков на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошли семь человек, из них три человека имеют низкий уровень сформированности социальной активности, и три – со средним уровнем, один ученик имеет высокий уровень сформированности социальной активности. В контрольную группу вошли также семь человек и с такими же показателями. Для эффективности работы мы разделили группы одинаковым количеством высоких, средних и низких показателей сформированности социальной активности, аналогично с экспериментальной группой.

В экспериментальную группу вошли следующие дети : Ксения Ш., Гузель 

А., Лера Ф.,  Александр К.,  Руслан Х., Ильнур В., Регина З.

Ксения Ш. – спокойная и скромная. В ходе исследования выяснилось, что у девочки низкий уровень сформированности социальной активности. Она хорошо общается со сверстниками, но в основном только с девочками. Любит рисовать на больших ватманах.

Гузель А. – мало общительная, но ответственная. Результаты тестирования показали, что у нее низкий уровень сформированности социальной активности. Девочка недостаточно коммуникативная, иногда раздражительна.

Лера Ф. – отзывчивая, но не активная. В ходе исследования выяснилось, что у ребенка низкий уровень сформированности социальной активности. Всегда готова прийти на помощь, но проявление самостоятельной активности, инициативности не присутствует.

Александр К. – подвижный, задорный. Результаты тестирования показали, что у мальчика средний уровень сформированности социальной активности. Проявляет активность в организации мероприятия, но сам принимать участие не желает.

Руслан Х. – веселый и ленивый. В ходе исследования выяснилось, что у него средний уровень сформированности социальной активности. Всегда жизнерадостный, принимает участие в мероприятиях, но не проявляет инициативы.

Ильнур В. – активный и заводила. Результаты тестирования показали, что у ребенка средний уровень сформированности социальной активности. Стремиться проявлять различные свои способности, инициативный, но нравственные качества не всегда проявляет.

Регина З. – активистка и организатор. В ходе исследования выяснилось, что у девочки высокий уровень сформированности социальной активности. Проявляет инициативу, выполняет все порученные ей задания и с желанием принимает во всем участие.

  Проведенные нами исследования показали наличие у подростков проблем, связанных с уровнем развития социальной активности. В связи с этим, мы считаем, что специально подобранный комплекс мероприятий может явиться одним из способов решения данной проблемы.

 



2019-12-29 1014 Обсуждений (0)
Организация первичной диагностики по выявлению сформированности социальной активности у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация первичной диагностики по выявлению сформированности социальной активности у подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1014)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)