Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура чтения как вида речевой деятельности.



2019-12-29 1167 Обсуждений (0)
Структура чтения как вида речевой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Чтение относится к рецептивным видам деятельности, поскольку оно связанно с восприятием (рецепцией) и пониманием информации,

Закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить

текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесением графем с фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания, сокращение внутреннего проговаривания и установление непосредственной связи между «семантическим» и графическим комплексами, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным понимание или с общим охватом.

Понимание, степень его полноты, точности, глубина зависят то цели чтения, которую ставит перед собой читающий. А именно: посмотреть, о чем текст, определить главное в нем или точно понять текст во всех деталях.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия, результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения  относят овладение графической системой языка и приемам извлечения  информации.

Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

В процессе обучения иностранному языку в  школе  чтению,  как   и   устная речь, выступает в качестве цели и средства: в  первом случае учащиеся должны

                                                            19

овладеть  чтением   как  источником  получения  информации;  во   втором  – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и  речевого материала.

Использование чтения в  качестве  источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе,  который  учащийся может удовлетворить   самостоятельно, поскольку для чтения  не  требуется  ни   собеседник,  ни слушатели,  а  нужна лишь книга. Овладение   умением  ч итать  на    иностранном   языке   делает реальным   и возможным   достижение воспитательных,   образовательных   и   развивающих целей изучения  данного предмета.  Это позволяет учителю вносить свою лепту в   воспитание  всесторонне    развитой,    социально    активной    личности.

Чтение  тесным  образом  связано  с другими  видами   деятельности.  Прежде всего,  оно    связано  самым  тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо   пользуются   одной   графической    системой   языка.  При   обучении иностранным  языкам  это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой

деятельности  во  взаимосвязи.  И  это  особенно относится к начальному этапу.

  Чтение   связано  с  аудированием,  так  как в основе того и другого лежит перцептивно   –    мыслительная деятельность,     связанная    с    восприятием (рецепцией) анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую   речь,   а    читающий  –  написанную.  При  чтении, так  же как и при  аудировании, имеет   большое  значение вероятностное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.

Чтение   связано   также   с  говорением.  Громкое чтение (или чтение вслух)   представляет  собой     «контролируемое говорение».  Чтение  про    себя представляет   сбой    внутреннее   слушание  и    внутреннее     проговаривание одновременно.

Таким  образом,   чтение    связано   со    всеми    другими  видами   речевой деятельности,  формируемыми  при обучении иностранному языку в школьном курсе в целом, и в частности на начальном этапе.

 

                                                      20

В программе по иностранным языкам для средней школы имеются как общие требования к чтению, так и требования по классам. К концу обучения учащиеся должны уметь читать несложные неадаптированные тексты из  общественно – политической, научно    –    популярной    литературе,   а   также    тексты      из художественной  литературы и овладеть двумя видами чтения: чтением текстов с извлечением  их  основного  содержания,  при  котором учитываются скорость чтения,  число   незнакомых   слов  и  умение   догадываться   об  их   значении, опираясь  на   знакомые   словообразовательные  элементы, на сходство между словами   в родном   и   иностранном   языках  и  на контекст, и вторым видом чтения   –  чтением с  извлечением  полной  информации из текста, при котором учитывается объем текста и число незнакомых слов в нем.

На начальном этапе закладываются основы этого важного вида речевой деятельности. На первом году обучения учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звуко – буквенные соответствия, уметь читать слова, сочетания слов, что позволит им читать вслух с правильным делением фраз на смысловые группы и с полным пониманием впервые предъявляемые тексты, построенные на усвоенном программном языковом материале. На втором году несколько усложняется требование по чтению. Так, допускается до 2% незнакомых слов, поясняемых в материалах справочного характера (сноски, словарь учебника) или понимаемых по догадке. Указывается также скорость чтения – не менее 250 печатных знаков в минуту.

Достижение сформулированных в программе требований, как нам кажется, обеспечивает достаточный уровень сформированности навыков чтения для их дальнейшего развития и совершенствования на среднем и старшем этапах изучения иностранного языка в школе.

 

 

                                                    21

Виды чтения



2019-12-29 1167 Обсуждений (0)
Структура чтения как вида речевой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура чтения как вида речевой деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)