Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2: Приемы и средства обучения чтению на начальном этапе.



2019-12-29 351 Обсуждений (0)
Глава 2: Приемы и средства обучения чтению на начальном этапе. 0.00 из 5.00 0 оценок




              2.1. Содержание обучения чтению.

   Рассмотрим содержание обучения чтению: чему следует учить,  чтобы заложить прочные основы этого вида речевой деятельности на   начальном этапе. Начнем рассмотрение с лингвистического компонента, то   есть  букв, буквосочетаний,   слов,  словосочетаний,  предложений,  текста.    Учащиеся усваивают буквы  английского алфавита:  они должны уметь назвать букву и звук, который она передает. В английском языке соотношение согласных (буква – звук),  как    правило,   однозначно,   например: р [p], b [b], m [m]  и так далее.  Такого  прямого  соотношения  нет в  гласных  и   некоторых согласных (w, c, g),  и они представляют наибольшую трудность для учащихся, поскольку каждая  из  гласных,  например, передает несколько звуков. То же самое можно сказать  и  о  буквосочетаниях:  одни  из них   стабильно   передают  один звук, например: sh [s], ck [k], ch [ts], ph [f], а другие – разные звуки: th [o], [s].

Минимальной  единицей  обучения   чтению  на английском языке является слово,    которое   и    позволяет   учащимся   овладевать   техникой  чтения  – озвучиванием   графического   образа   слова   –  по правилам чтения (например, game)   или  путем   запоминания  самого   образа    слова   (например, great)  и соотносить   его    со   значением,   то  есть понимать читаемое (например, Great Britain).

Чтение  словосочетаний    обучает детей    не только озвучиванию слова, но и расстановке  ударений на словах  согласно нормативным правилам английского языка. Например, a’ red ’pencil, on the ’table  и так далее.

Обучение  интонационному   оформлению  читаемого текста происходит на предложениях.  Например,  My  name is Ann. I am from Great Britain. I’m seven.

В   текстах   для   чтения   должно  проявиться   единство  содержательного и процессуального  планов.  Отдавая  себе   отчет  в  том, что на ограниченном языковом    материале  чрезвычайно  трудно  обеспечить   это  единство, мы считаем,   что   тексты  для  чтения   уже на начальном этапе должны

                                                      38

отвечать этим    требованиям. Тексты служат для развития техники чтения   и  являются источником    значимой   для  детей   интеллектуальной и (или)  эмоциональной информации.  Однако и   таким   текстам   можно   придавать   мотивированный характер  при помощи заданий,   которые  потребуют от учащегося личностной заинтересованности   в  понимании   текста  и    его  выразительном прочтении для других учащихся. «the Funny Animal» и задания к нему.

Read  the  tale  to the  end  to  find  out what  funny   animal  rob  and  Rower saw.  Или,  например,  текст «At  the  Zoo». Ребенку можно предложить прочитать его выразительно, так как если бы это рассказывал он сам.

Проблема   текстов  для начального этапа и требования к ним в методике еще недостаточно разработаны. Существующие требования к содержанию и языку текстов    относятся  главным   образом   к  среднему и  старшему  этапам. Мы попытаемся выделить  те  из  них,  которые  применимы к текстам для обучения чтению на начальном этапе.

Первым   и   главным  требованием  является  и    для  начального      этапа воспитательная  ценность текстов, их нравственный потенциал: в какой степени тексты  способствуют   воспитанию   детей  в  широком  смысле  этого   слова и формированию     морально-этических   норм     поведения.   Примерами   таких текстов,  по-нашему  мнению,   могут   быть  «Pets in Great Britain», «Mother’s Birthday».

Вторым,  не  менее важным требованием  является познавательная ценность и научность  содержания  текста.  Примером   могут быть   тексты «The   Earth», «School in  England»,  «Big  Ben»,  «London»,    «The  English  Jear»  и  другие.

Третьим  требованием  является соответствие содержания текста по возрасту учащихся.  Попытка  включения  текстов,    отвечающих  этому  требованию, прослеживается  в   учебниках II, III и IV, V классов. Так, в III классе, учитывая возраст детей,  их   интерес  к  сказкам,  как в  учебник, так и в книгу для чтения включены    сказки,    где  действующими лицами выступают животные. «Flop», 

                                                    39

«Cinderella», «The Story of the Three Goats», «Etc». Тексты должны быть по

возможности аутентичны и доступны.                                                          

Четвертое   требование связано с языком текста. Нам   представляется,   что на   начальном   этапе   и,  особенно   на  первом  году   изучения английского языка, учитывая   трудности    английской    орфографии,   обучение   чтению должно     осуществляться   на          лексико-грамматическом         материале, предварительно       усвоенном      устно.    Это   позволяет   снимать трудности, связанные с   пониманием   читаемого,  и больше внимания уделять технике, выразительности    чтения.   Постепенно,  особенно   с   введением домашнего чтения,  тексты   могут   содержать  и    незнакомые    слова   (не более 2%), о  значении которых можно догадаться или которые даны в постраничных сносках.

Для   начального   этапа  очень   важно графическое оформление текста и его   иллюстрированность, то   есть такое расположение печатного материала, которое     бы     соответствовало    механизму      формирования     чтения     – постепенному      расширению   поля    чтения  (eye – span)   и    так    далее,  и подключение   опоры   в      виде    картинки,  способствующей   лучшему пониманию читаемого.

Переходим  к   рассмотрению психологического компонента содержания обучения    чтению.       Необходимо    выявить  те навыки и умения, которые составляют   суть    самого   чтения.    Овладение     чтением    начинается     с восприятия печатного слова, его озвучивания и понимания, иными словами, с  овладения     графемно - фонемными    соответствиями в английском языке. Этому же служит чтение словосочетаний, предложений и текста. Последние предполагают    и    обучение    интонационном чтению. На начальном   этапе, когда    закладываются     основы    чтения,   оно    проходит в форме громкого чтения     или    чтения   вслух.  Нам представляется,  что здесь, на начальном этапе, присутствуют     две    формы   чтения:   вслух    и    про   себя.  Ведь действительно,     если   ученик    получает     задание прочитать слово вслух,

                                                       40

вначале он прочитывает его про себя: всматривается в буквенный состав                                                       

слова и, опираясь на ключевое слово или   правило чтения,  озвучивает его, то есть читает вслух.   Более тесно эта связь   двух форм проявляется при чтении    словосочетаний, предложений,   а    затем  и  текста.  При отсутствии предваряющего      просмотра     текста    (чтения    про    себя)  практически невозможно       его    правильное     интонационное оформление: расстановка словесных    ударений     в      словосочетаниях,      интонационное       членение предложений   и    выразительное  чтение текста.  Если громкому чтению не предшествует   хотя   бы  беглый   просмотр читаемого, то есть установление графемно    –  фонемных   соответствий    и        понимание   структурно  – информационных   связей,   то   не  наступает понимания  при чтении вслух: такое   чтение  носит   пословный характер, когда каждое слово читается как отдельно    взятая    единица,  что   ведет    к  потере    смысла.  Учитель,    видя это,  нередко  пытается  сделать  перевод читаемого. Однако такой прием не улучшает   технику чтения, которая формируется на начальном этапе. Частое обращение    к   этому    приему   приводит   к    тому,   что   не закладывается правильной   основы   техники      чтения,    что    в   дальнейшем отрицательно сказывается   на формировании этого важного умения.

Рассмотрим     умения,  формирующие    чтение    как     деятельность      по извлечению   содержательно-смысловой      информации     из    текста.   Мы подчеркиваем:       содержательно-смысловой        информации,    поскольку это предполагает     понимание     не   только     содержания     того,  что выражено эксплицитно,   то    есть   самими    языковыми  средствами, но и имплицитно выраженной информации, лежащей за пределами языковых построений, или, как говорят, подтекста, иными словами смысла.

Такое чтение предполагает овладение следующими умениями:

1. Умением антиципировать, то есть предвосхищать содержание текста за счет    вдумчивого      прочтения    заголовка     и   прогнозирования   того, какое содержание    может    быть при таком заголовке; за счет беглого просмотра 

                                                     41

двух-трех первых предложений или первых предложений или первого 

абзаца и конца текста;

2. Умением    вычленять главное при чтении, находить так называемые topical    sentences,   чему   в немалой степени могут способствовать задания, предваряющие     текст,  типа     «Read   and    prove. . .»;  «Read and find. . .»;

3. Умением  сокращать,  сжимать    текст  за счет устранения избыточной, второстепенной     информации.  Этому      могут   служить    задания    типа «Передайте      основное        содержание   абзаца   одним предложением» или «Передайте    содержание     текста двумя-тремя предложениями» (устно или письменно);

4. Умением интерпретировать текст, то есть понимать подтекст, смысловое содержание    прочитанного     и     составлять   своё   собственное отношение к прочитанному.

Все    эти   умения в большей степени должны формироваться на средней и,   главным   образом,   на   старшей   ступени обучения, где учащиеся читают тексты   разных   функциональных  стилей, как правило, содержащие новую для   них   эмоциональную   информацию.  Однако      на     начальном     этапе закладываются     основы      этих     умений,    и     если  сам    текст позволяет формировать    эти     умения,    то   это   следует делать. В книге для чтения практически     каждый      текст     дает      возможность       развивать   умения антиципации,     вычленения   главного, сокращения и интерпретации. Все эти умения    формируются      в   ходе выполнения  семантико-коммуникативных заданий.

Таким образом,      психологический    компонент     содержания   обучения чтению     составляют     навыки    и умения. Для начального этапа навыковый уровень      чрезвычайно    важен,    поскольку   без сформированности техники чтения,  которая    объединяет     в    себе   и чтение вслух и чтение про себя, нельзя    успешно     формировать   чтение   иноязычного   текста   как вид коммуникативной деятельности.

                                                     42

Рассмотрим третий компонент содержания обучения   чтению - методологический, то есть обучение учащихся приемам учения по овладению чтением на английском языке.

Обучение   чтению    на   английском      языке  начинается   со       слов, организованных        по        правилам      чтения    гласных и буквосочетаний, представленных   в   большинстве  своем    ключевым   словом. Это ключевое слово   служит    ученику   опорой   для     чтения   других    слов по данному правилу.  Поэтому учащихся необходимо научить пользоваться ключевыми словами для правильного прочтения   всех остальных слов самостоятельно, опираясь на    правило,    представлено    ключевым    словом.    К  сожалению, наблюдения    показывают,  что  учащихся   лишают возможности прочитать самостоятельно ключевое слово из-за боязни ошибочного чтения и просят детей   лишь читать  (а точнее,   просто   повторять)   за   учителем,   что   не формирует   чтение   на     осознанной,    осмысленной     основе.   Тем самым нарушается   принцип   сознательности   при  формировании техники чтения. Овладение   приемами чтения по ключевому слову сформирует  у учащихся правило чтения.

Учащихся   следует    также   научить пользоваться знаками транскрипции, сначала    частичной   для    овладения   разночтением   гласных  и некоторых согласных     буквосочетаний. На  втором   году   обучения, когда появляется книга   для    домашнего   чтения,   учащиеся   начинают пользоваться полной транскрипцией, что помогает им правильно прочитать собственные имена, а также  слова,  даваемые   в    сносках   и    в    словаре    перед   текстом   и    в конце книги.

В    помощь    учащимся,  для   овладения     чтением    по   транскрипции в учебнике на форзаце  даются все знаки на примере простых, известных им слов. Учителю следует   периодически обращать внимание учащихся на эти знаки, проводить соответствующую     работу и таким образом вооружать их приемами правильного прочтения     новых слов. Необходимо также научить

                                                        43

 учащихся    пользоваться     постраничными     сносками, а  также словником перед   текстом и   в  конце   учебника. В учебниках и в книгах для чтения имеется    этот     справочный    аппарат,    и      ребенка   надо   научить      им пользоваться,    таким   образом,    готовя    его   к самостоятельной работе с текстами дома.

Наиболее     важным    для   формирования чтения, как нам представляется, является   развитие     языковой    и   контекстуальной   догадки.     Приемам догадываться о   значении слова на основе общности с родным языком, на основе   словообразования,    а     также  на     основе    контекста необходимо специально учить. Следует особо выделить такой способ словообразования, как конверсия.

Овладение    умениями  самостоятельно пользоваться ключевыми словами и правилами чтения, транскрипцией при чтении незнакомых слов, сносками и   словником,    как   учебника,  так    и    книги   для  чтения, догадываться о значении    незнакомых  слов    открывают  большие возможности учащемуся для успешной самостоятельной работы, как в классе, так и дома.

 

                                                      44

      2.2. Технология обучения чтению.

 

Рассмотрим технологию обучения чтению, то есть, как учить: с помощью каких методических приемов развивать у учащихся чтение, какие  средства обучения можно использовать и, наконец, какова   должна быть организация обучения, то   есть   какие организационные формы  работы   целесообразны.

Овладение  чтением    на английском  языке всегда представляет большие трудности для   учащихся,  вызываемые  графическими и орфографическими особенностями    английского   языка.   В    подтверждение сказанного  можно привести следующие данные: орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем (фонема-единица языка, с помощью   которой   различаются   и отождествляются морфемы и тем самым слова). Так, английский алфавит представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский, в силу различий, существующих между алфавитами этих двух языков. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только  четыре   можно считать  похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k, M, T. 31 буква полностью новые для учащихся: H, h, D, d, F, f, G, g, L, l, I, I, J, j, N, n, Q, q, R, r, S, s, t, U, u, V, v, W, w, Z, z. Буквы A, a, B, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x  имеют  место   и   в  том, и   в    другом   языке,   но читаются по-разному. Следовательно, самыми трудными буквами являются последние.

При обучении чтению английских слов на начальном этапе необходимо подчеркивать особенности новой буквы, какой звук или звуки она передает в  английском   языке    и    ее соответствие    или    несоответствие в русском языке.

Большую   трудность   представляет  чтение гласных, сочетание гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах.  Например, man-name, day - rain, this - think,  pencil – cat, Geography – garden, window – down.

                                                     45

 При обучении чтению   учащимися    должны   быть    усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в закрытом и открытом слогах и перед «r»;  чтение сочетаний  гласных ee, ea, oy, oo, ou, ow;   согласных c, s, k, g, ch, sh, th, hg, ck  и таких сочетаний, как – tion, - ssion, - ous, - igh.

 Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются    одинаково:   sun – son,  two – too,   write – right,   sea – see, eye – I и другие.   

 Так как для начинающих характерно «пословное»   чтение,   то с   первых шагов необходимо   обучать    их чтению по синтагмам, объединяя   слова в определенные    смысловые    группы,  поскольку пословное чтение не может обеспечить понимание.

 Большая   трудность    в   овладении   чтением – извлечение информации из предложения   или   абзаца   на      основе     знания структуры и структурных элементов, а не только знание слов.

Исходя    из    особенностей чтения на английском языке, предварительная устная обработка учебного  материала   помогает   снимать часть трудностей, препятствующих       пониманию      содержания.    Иными    словами,     устное опережение   в  большей   степени помогает в   содержательном   плане,   то есть учащиеся должны понимать то, что они читают (слова, словосочетания, предложения),  но     практически   не     помогает   в процессуальном плане. Подобное   явление  характерно и для овладения чтением на родном языке; ребенок,   хорошо    владеющий   устной     речью,  встречается    с  большими трудностями процессуального плана (как прочитать).

Как  известно,    обучение     чтению     на    начальном   этапе   начинается с   обучения     чтению вслух. Приступая к чтению, учащиеся уже знают все буквы     алфавита,      умеют     их    назвать,     сказать,   какой    звук    можно передать   этой    буквой,      привести      примеры    слов,    в которых должна встретиться     эта   буква.    Они должны уметь писать  все буквы алфавита,

                                                       46

используя     для     этого   полупечатный шрифт; таким образом, сближаются печатный     и     письменный    шрифты,    что облегчает и чтение, и письмо.

Известно,  что    обучение    чтению может идти разными   путями. Укажем два   из   них:  1) путем   чтения целых слов и 2) чтения целых предложений.

1) Учащихся   учат   читать   сначала отдельные слова, организованные по правилу    чтения,    представленному    выделенной  буквой, звуком ключевым словом.    Ключевое     слово содержит графический образ слова и  картинку.

Учащиеся,   глядя    на   картинку,  припоминают   название предмета и затем «накладывают»  звуковой    образ    на   графический   и    таким    образом прочитывают   это   слово  каждый про себя, а затем вслух. Одни методисты считают, что    ключевое   слово  в  первый раз должен «озвучить» учитель. Другие     категорически   возражают   против   этого   и  ставят учеников   в проблемную   ситуацию – осуществить указанное действие самостоятельно, и тем     самым     обеспечить   им    сознательность   при овладении графемно - фонемными соответствиями в изучаемом языке.

Успех     в   обучении    чтению   отдельных  слов будет определяться тем, насколько   сознательно,    самостоятельно    ученик   читает  ключевое слово; «видит»  в   нем   правило,     которое    позволяет ему читать другие слова с опорой на   него; может узнать и правильно прочитать слово среди других, подчиняющихся усвоенным ранее правилам.

Контроль   чтения    слов     осуществляется    вслух,    индивидуально   и в быстром  темпе.   При этом сформированность навыка с опорой на правило устанавливается на чтении незнакомых учащимся слов.

Обучение чтению   слов, не поддающихся правилам, может осуществляться:

1. На основе слов аналогичным звуком, читаемых по правилам. Слова,  не поддающихся этому правилу, но с этим же звуком, включаются в ряд этих слов, например: duck, run, jump, son, mother;     

2. С        использованием      частичной      транскрипции     с     выделением соответствующих букв, передающих данный звук, например [u:]: too, school,

                                                            47

 

fruit, ruler, blue, two, do;

3.    С    использованием  полной    транскрипции,  например autumn [‘ c:tm], daughter [‘de:te], one [w^n];

 4.   По аналогии, например, дети умеют читать слова right, night, им нужно прочитать     новое   слово    light.   (Для     правила    мало   слов,    а установить ассоциацию нужно.) Или brought – thought, right – bright, drink – think.  В этом случае    можно   использовать   доску   и осуществить замену буквы, которая меняет значение слова.

5.   На   основе    чтения    за   учителем   или диктором слов. В этом случае овладение    чтением   таких   слов    происходит    на   основе  имитации.

2) Далее учащиеся приступают к чтению словосочетаний и предложений и, следовательно, к правильному их оформлению.

Чтение   предложений   разного    типа:     утвердительных,   отрицательных, вопросительных,     повелительных   дает       возможность,    как  формировать технику    чтения  (процессуальный план чтения),   так   и «пропускать» через зрительный  канал учащихся (печатное слово) все то, что усваивалось устно. Осуществляется    как   бы   вторично  «прокручивание» всего   учебного материала     через     чтение,    что   должно   положительно    сказываться   на усвоении  учебного  материала    и   оказывать подкрепляющее влияние на устную речь.

При обучении чтению предложений   важна последовательность действий учащихся: сначала ученик должен внимательно  всмотреться в предложение, как     бы   прочитать   его   про  себя и стараться понять, о чем оно, и тем самым      подготовиться    к      восприятию    образцового чтения диктора или учителя.

При   обучении   чтению     предложений    образцовое чтение диктора или учителя   обязательно,    так    как    интонационное    оформление     учащиеся усваивают путем подражания.

                                                        48

Контроль чтения  предложений  осуществляется вслух и индивидуально. Затем   учитель     приступает   к   обучению    учащихся чтению текста (на начальном    этапе   –   учебного   текста)   разной   протяженности –  от 3  –  4 предложений до нескольких абзацев.

  При        работе   над     текстом   необходимо   добиваться нормативно – выразительного чтения.

Нам   представляется удачной разработанная методика обучения чтению Л.М. Урубковой.   Она    предложила    определенную    последовательность   в обучении нормативно – выразительному чтению текста вслух:

1) Интонационная разметка текста. Небольшой текст в 3 – 4 предложения предъявляется       учащимся      либо      на     экране     через    кодоскоп   или эпидиаскоп,   либо    просто   написанным     на   доске.   Учитель   предлагает учащимся      просмотреть   текст    и    вместе    с    ним   прослушать    его    и провести    разметку   текста,    то     есть  поставить ударения, разделить на синтагмы,    указать   мелодию.  Цель такой работы – подготовить учащихся к осознанной имитации;

2) Коллективное     чтение    вслух    (хором)     размеченного   теста.  Оно рассматривается     как   прием    акустической   наглядности,   так  как    дает возможность    привлечь   внимание    ко все необходимым интонационным явлениям (ударению, паузации, мелодике), так как оно проводится на основе разметки   и    дирижирования,     что    способствует    развитию    осознанной имитации;

3) Парное   обращенное чтение. Оно направлено на развитие способности наилучшего  понимания    содержания      и    передачи     его   другому лицу;

4) Индивидуальное      шепотное     чтение.  Оно   позволяет       укрепить артикуляционные    навыки. Его можно проводить в лингафонном кабинете;

5) Индивидуальное контрольное чтение вслух. Оно завершает работу над чтением вслух и показывает результаты этой работы.

                                           

                                                       49

Эти  пять режимов работы дают возможность формировать у учащихся навыки чтения   (процессуальный план)    за   счет многократного прочтения одно текста, но с разными заданиями.

Такая    детальная отработка,   естественно, не   проводится   при работе со всеми текстами    учебника, а   лишь    с   теми,   которые позволяют привлечь внимание      учащихся    к     тому,    что    составляет     суть      нормативного - выразительного чтения.

Таким образом,    происходит   обучение учащихся чтению вслух. Иными словами,  решается   первоочередная    задача на начальном этапе – обучения пользованию      графической         системой    английского  языка         при самостоятельном  озвучивании текста. С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Соотношение чтение вслух и чтения про себя на начальном  этапе    должно быть в пользу первого. Даже на первом году обучения     на      отдельных     текстах,     при       условии      обеспечения     их соответствующими    заданиями,  следует, по мнению некоторых методистов, развивать    чтение    про     себя. Там более необходимо уделять достаточное внимание этой форме чтения на втором году обучения  английскому языку. Очень      важным     в     связи    со    сказанным     выше    являются    задания, предваряющие      текст   и     направляющие    информационный поиск чтеца. Примерами   таких    заданий    могут    быть:  «Read the story and say if Jack wants to help his father today».    Или    «Read the story and find out what the boy wanted to do to his father».

В   процессе овладения  языком   чтение  может выступать как средство и как цель   обучения.   Рассмотрим чтение   как   средство,   обеспечивающее   детям возможность  усваивать учебный материал через  зрительное его восприятие, а также   как  средство,    способствующее     развитию  других  видов    речевой деятельности.

Чтение вслух служит средством совершения произносительных навыков учащихся и прежде всего обучения интонации, что имеет большое значение для

                                                      50

овладения изучаемым языком как средством коммуникации. Как  утверждают специалисты, ошибки в интонации ведут к  искажению смысла высказывания. Иными словами, на печатном материале учитель   имеет возможность развивать                                                                  

произносительные    навыки,       отрабатывать    интонацию        основных коммуникативных  типов  высказываний  (вопросов,    приказаний,  просьб, восклицаний и др.)

Обучение   правильному,  выразительному  чтению  помогает  звукозапись, где записана   речь   квалифицированных  дикторов, носителей английского языка. Использование звукозаписи в  процессе  обучения строго обязательно. Если же текст  по какой-либо    причине   не записан на кассету, учитель должен самым тщательным   образом   подготовить  свое   чтение,   с  тем  чтобы оно служило учащимся хорошим образцом для подражания.

Чтение    как   средство   изучения я зыка  широко используется для лучшего овладения  лексикой.   Выполнение упражнений учебника позволяет учащемуся многократно   встречать   слово  в различных сочетаниях, таким образом, лучше усваивать   его  звуковую  форму  путем чтения   вслух,  графическую форму – путем   зрительного   восприятия  графем   состава,   грамматическую  форму – благодаря   наблюдению  за  употреблением данног слова в различных типах предложений.    Это   позволит   лучше   понять   значение  слова,  так  как оно встречается в разнообразных контекстах,  а  употребление в разных жизненных ситуациях, отраженных в печатном материале.

Самостоятельное  устное или письменное выполнение упражнений, в  основе которых   лежит чтение, создает    условия  для  активной работы зрительного, слухового  и  речедвигательных  анализаторов    и  следовательно, удержания в   памяти   усваиваемых слов в том многообразии связей, которое возможно на данном  этапе   обучения  языку  и,   которое  обеспечивается   усваиваемыми грамматическими структурами и ситуацией, определяемой тематикой.

Чтение также обеспечивает усвоение способов образования слов, характерных для английского языка, таких, как конверсия (например, dress – to

                                                    51

dress, water – to water,  summer – summer months),       словосложение    (school children),    аффрикация (work – worker, help – helpless),    а    также    способов опознавания интернациональных слов, что создает необходимые условия    для расширения    и потенциального    словаря  учащихся.    Так,          например, предусмотрено  усвоение    слова    winter – зима.    Однако  реально учащиеся усваивают его и в значении зимний – winter holidays,    winter months   и  смогут догадаться о его значении в сочетаниях winter garden, the winter palace, а также слова to winter (These birds winter in the South). Разумеется,  при  условии,   если проводиться систематическая работа  по  обучению приемам языковой догадки. В таком случае можно говорить о потенциальном словаре  учащихся,  когда они опознают при чтении слова,   которые  специально   не учили.   К  таким словам можно   отнести  и   интернациональные   слова  типа   dictation,  mathematics и многие другие. Языковой догадке нужно  специально   обучать,  так   как  сами  учащиеся часто    не   узнают  слова  в   новой  графической    «оболочке». Формировать  необходимые  навыки  узнавания слов можно и нужно, прежде всего,   посредством  чтения. Методисты Г.В. Рогова и И.Н.Верещагина так  же отмечают,  что,  к    сожалению,  чтение  как средство расширения словаря с применением   приемов,  направляющих    внимание    учащихся   на   слова, о значении     которых они могут догадаться, используется мало. В действующих учебниках для   начального  этапа достаточно  упражнений, направленных   на развитие    языковой    догадки,    то  есть   догадки  на основе знания способов образования слов и  интернациональной  лексики,   а   также   контекстуальной догадки,  когда   значение   слова   «выводится»  из    контекста.  Выполнение упражнений на  догадку не рекомендуется сводить только к чтению и переводу слов   или  же  предложений, содержащих слова, о значении которых учащиеся должны    догадаться.   Следует специально   обращать   внимание учащихся на приемы   догадки,   на   осознание  самого пути «додумывания» значения слова. Как   показывает опыт,   если   такая  работа выполняется  в классе, то она, как правило,   носит   коллективный   характер,   часто  построена на добровольных

                                                           52

началах  и  для   некоторых   не   является обязательной.  В изучении важно не

только то, чтобы учащийся услышал, как правильно выполнять упражнение, но и   сам    знал, как   его   нужно  выполнять. Для более эффективного овладения приемами языковой  и  контекстуальной   догадки      рекомендуется проводить индивидуальную  самостоятельную работу учащихся   в   классе с раздаточным материалом  в  виде   карточек, направляющих развитие    догадки,  или  путем проецирования таких карточек   на   экран с помощью кодоскопа,  что позволит учителю  вовлечь в   этот вид   работы   (опросить)  всех  или   большую  часть учащихся.

Необходимость обучения догадке с первых уроков чтения очевидна, так как она  дает  возможность   учащимся   в    будущем    экономить  время на поиск незнакомых  слов   в   словаре, что  в   свою очередь положительно скажется на воспитании  и развитии интереса к чтению, а это , в сою очередь, положительно скажется на усвоении слов.

Чтение   является важным  средством   овладения  грамматическим аспектом английского языка,  как   в  плане  морфологии, так и синтаксиса. Выполнение упражнений,  связанных   с    чтением,  будет  способствовать более прочному овладению  грамматикой,   которую   дети предварительно  усваивали в устной речи.  Этому в немалой степени способствует выделение грамматических форм, грамматических  сигналов, представленных   в учебниках наглядными схемами. Например,  в  учебниках   наглядно   представлено построение утвердительного предложения,   общего  вопроса  и  специального  вопроса  с  глаголом to be в английском языке.   Также наглядно представлено построение отрицательного предложения  и    образование    множественного     числа  существительных.   Или упражнения, которые идут с заданием «Read and compare» или «Listen, read and compare».

При чтении важно следить за тем, чтобы понимание читаемого достигалось и благодаря узнаванию грамматических форм, грамматических   сигналов, грамматической структуры предложения, а не только за счет знания слов.

                                                   53

Упражнения,  формулирующие     такие     навыки,    называются структурно-информационными, поскольку учащийся идёт от осознания структуры, знания формальных    показателей,    строевых   слов,   объединения  слов в смысловые группы к  пониманию  содержания предложений, к информации, заключенной в них.

Чем   больше   читают дети,   тем прочнее усваивается   ими грамматика, тем легче осуществляется понимание читаемого.

Подводя  итог  сказанному   выше, можно   утверждать, что   чтение создает благоприятные    условия    для     запоминания и,    следовательно,   для    более прочного усвоения учебного материала (языкового и речевого).

Однако роль чтения, как   средства обучения не ограничивается только этим. Чтение текстов является   важным средством, способствующим формированию умений в говорении     его монологической  и  диалогической формах.  Читая разнообразные     тексты,      учащиеся       овладевают        конфиденциальными особенностями   построения  описания, повествования, рассуждения, видят, как начинается   текст   и   чем    заканчивается,    также    видят,     как  строятся высказывания    разной протяженности   (предложение, текст), разной формы (монолог, диалог)   и  далее.  Иными   словами,  учащиеся овладевают логикой построения  высказываний  и  могут  перенести это на построение собственных устных  высказываний.  На  начальном   этапе  особенно велика роль текста как опоры  для   развития  устной речи на первом репродуктивном уровне, который характеризуется   отсутствием    самостоятельности,   как  в  выборе языкового оформления,  так  и   в  определении   содержания   высказывания,  а  также для развития  высказываний  второго  уровня,  репродуктивно-продуктивного, где появляются  элементы   творчества   и самостоятельности. Например, «Read the story  and say why  Londoners like  to go  to  parks»,   «Read the  dialogue say what seasons Tom and  Ted  like and why».   «Read and say what new information you’we learned».

Если за единицу обучения диалогической речи берется краткий диалог-

                                                     54

образец, то   тут   без  чтения   не обойтись.  Учащиеся  читают текст диалога, отрабатывают его выразительное чтение, затем дома,  читая его  несколько раз, выучивают наизусть и только потом приступают к дальнейшей работе  над ним. Аудирование  и   чтение  роднит   их    принадлежность   к рецептивным видам речевой  деятельности,   связанной с извлечением информации в первом случае через слуховой канал, во втором – через зрительный. В  основе  их лежат общие или   близкие  умения,  связанные  с  извлечением  поступающей  информации, например,  при  аудировании  –  выделение  основной  мысли  сообщения,  при чтении  –  умение  вычленять  главное.  Отсюда  совершен<



2019-12-29 351 Обсуждений (0)
Глава 2: Приемы и средства обучения чтению на начальном этапе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2: Приемы и средства обучения чтению на начальном этапе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)