Анализ структуры персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям
Обвальное сокращение научных кадров в 1990-е годы сказалось на структуре и качественных характеристиках занятых в этой сфере (см. таблицу 4). Анализ структуры персонала, занятого исследованиями и разработками, за период 1990-2000 гг. показывает постепенное уменьшение доли исследователей и техников, что было вызвано более интенсивными процессами их оттока из сферы исследований и разработок. Одновременно наблюдалось увеличение доли категории «прочих», численность которой сокращалась в этот период существенно медленнее других категорий персонала. Этот факт свидетельствует о расширении административно-управленческого аппарата, обслуживающего деятельность научных организаций напрямую не связанного с научно- исследовательским процессом. Доля вспомогательного персонала на протяжении указанного периода оставалась относительно неизменной. Таблица 4 Структура персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям в 1990-2006 гг. ( в % по годам) Год |
Персонал, занятый исследованиями и разработками |
В том числе | ||||||||||||
исследователи | техники | вспомогательный персонал | прочие | |||||||||||
1990 | 100,0 | 51,1 | 12,1 | 26,4 | 10,4 | |||||||||
1995 | 100,0 | 48,9 | 9,6 | 25,9 | 15,6 | |||||||||
2000 | 100,0 | 48,0 | 8,5 | 27,1 | 16,5 | |||||||||
2005 | 100,0 | 48,1 | 8,1 | 26,5 | 17,3 | |||||||||
2006 | 100,0 | 48,2 | 8,2 | 26,5 | 17,2 |
Изменения в структуре занятых по категориям персонала в период 2001-2006 гг. в целом можно оценить как незначительные, однако говорить о ее сбалансированном состоянии не приходится. Сегодня научные организации, по оценкам их руководителей, в основном испытывают потребность как в молодых, так и в зрелых исследователях. Не хватает также технических работников, непосредственно задействованных в проведении исследований и разработок. Известно, что снижение доли техников среди занятых исследованиями и разработками оборачивается ухудшением состояния научного оборудования и дополнительными потерями рабочего времени самих исследователей. В отношении вспомогательного персонала можно сказать, что чаще всего руководителей не устраивает качество работы этой категории персонала и поэтому деятельность научных организаций приходится поддерживать за счет более высокой численности таких работников. Численность «прочих» категорий персонала явно завышена. Если в 1990 г. на 100 исследователей приходилось 24 техника, 52 вспомогательных работника и 20 прочих работников (100:24:52:20), то в 2006 г. Это соотношение заметно ухудшилось и составило 100:17:55:35.
Соотношение различных категорий персонала, занятого исследованиями и разработками, варьируется по секторам деятельности (см. рис.5).
Рис.5. Структура персонала, занятого исследованиями и разработками, по секторам деятельности в 2006 г. (в процентах)
Структура персонала, занятого в государственном секторе, практически повторяет общую (усредненную) структуру. Отличие структуры занятых в предпринимательском секторе состоит в относительно более низкой доле исследователей и одновременно более высокой доле вспомогательного персонала, поскольку деятельность организаций этого сектора имеет преимущественно прикладной характер и связано с продвижением разработок в производство, а затем - на рынок продукций и технологий. Структура персонала, занятого в секторе высшего образования, отличается самым высоким удельным весом исследователей и самым низким - вспомогательного и «прочих» категорий персонала. Сложно оценить структуру занятых в секторе некоммерческих организаций, поскольку таких организаций в обследуемой совокупности мало (порядка 1%) и данные по численности занятого в них персонала недостаточно представительны.
Разные категории персонала, занятого исследованиями и разработками, имеют существенные различия по уровню образования (см. рис. 6.).
Рис.6. Структура персонала, занятого исследованиями и разработками, по уровню образования в 2006г. (в процентах)
Представителей, занятых в научной сфере, отличает высокий уровень образования: по данным за 2006 г., 62,3% имели высшее профессиональное образование. Для сравнения заметим, что среди занятых в российской экономике высшее образование имеет только каждый четвертый работник. Категория исследователей представлена исключительно специалистами с высшим профессиональным образованием.
2019-12-29 | 235 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Анализ структуры персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы