Анализ финансовых результатов и доходности организации
Цель анализа: Указать состав показателей, характеризующий виды и показатели прибыльности предприятия, методику и область применения. Информационные источники: Приведены в списке литературы. Рассмотрим следующие этапы методики анализа финансовых результатов: 1. Анализ структуры и динамики финансовых результатов с точки зрения Басовского Л.Е. С целью определения характера и источников, получаемых организацией финансовых результатов (то есть для оценки того, являются ли они результатом основной деятельности и, следовательно, характеризуются относительной устойчивостью или же организация зарабатывает случайными (прочими) операциями), проводится анализ структуры финансовых результатов, в ходе которого рассчитываются показатели горизонтального, вертикального и факторного анализа. Вертикальный анализ заключается в представлении отчетности в виде относительных показателей. Все статьи отчета о прибылях и убытках приводятся в процентах к объему выручки от реализации, что позволяет анализировать их структуру. Информационным обеспечением этого анализа является не только форма №2, но и Справка «Расшифровка отдельных прибылей и убытков». 2. Анализ «качества» прибыли с точки зрения Когденко В.Г. «Качество» прибыли зависит от множества факторов, но в целом они характеризуют два признака «качественности» прибыли – устойчивость во времени и адекватность оценки. В частности качество прибыли характеризуют следующие показатели: - структура прибыли: если значительный удельный вес в прибыли до налогообложения занимает операционный результат, то это признак некачественной прибыли, поскольку это свидетельствует о случайных источниках получения прибыли организацией и, следовательно, о ее неустойчивом характере. - отклонение фактической прибыли от ее среднего значения: чем больше эти отклонения, тем менее устойчива прибыль и тем ниже ее качество. - уровень операционного рычага зависит от величины постоянных затрат и показывает на сколько процентов изменится прибыль до налогообложения и выплаты процентов при изменении выручки на 1%. Чем больше удельный вес постоянных расходов и выше уровень операционного рычага, тем больше возможные колебания прибыли и тем ниже ее качество. Необходимо отметить, что величина постоянных расходов зависит от структуры активов организации: чем больше внеоборотных активов, тем, при прочих равных условиях, больше постоянных расходов. - запас коммерческой надежности (кромка безопасности): чем выше запас коммерческой надежности, тем качественнее прибыль, поскольку при снижении объема реализации у организации больше шансов не попасть в зону убытков. - уровень финансового рычага зависит от величины заемных источников, он показывает на сколько процентов изменится чистая прибыль, при изменении прибыли до налогообложения и выплаты процентов на 1%. Чем больше удельный вес заемных источников и выше уровень финансового рычага, тем, больше колебания прибыли и тем ниже ее качество. - дифференциал финансового рычага (разность между рентабельностью активов организации и стоимостью привлекаемых источников финансирования): чем он больше, тем больше вероятность того, что организация будет получать прибыль даже при повышении стоимости заемных источников, и, следовательно, прибыль организации является устойчивой и качественной, - структура расходов организации: значительный удельный вес «прочих расходов» свидетельствует о «непрозрачности» организации и некачественности ее прибыли. - степень контролируемости расходов организации ее менеджментом можно оценить через стабильность соотношений «расходы/выручка»; если соотношения, рассчитанные по элементам затрат стабильны, то прибыль можно признать качественной по этому критерию, поскольку ее резкие колебания из–за изменения расходов маловероятны. - наличие просроченной дебиторской задолженности: высокий удельный вес просроченной задолженности снижает качество прибыли (к сожалению, информации о просроченной задолженности «новые» формы бухгалтерской отчетности не содержат). - учетная политика значительно влияет на качество прибыли, при этом те положения учетной политики, которые уменьшают прибыль отчетного периода, повышают ее качество. Анализ влияния учетной политики на качество прибыли аналогичен анализу влияния политики на качество собственного капитала организации. Например, элементы учетной политики, повышающие качество прибыли: - способ начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам; в частности, способ уменьшаемого остатка или способ суммы чисел лет срока полезного использования в первые годы полезного использования приводят к увеличению амортизационных отчислений и снижению прибыли; - способ оценки материально – производственных запасов при отпуске их в производство (в частности, способ оценки по себестоимости последних по времени приобретения материально – производственных запасов приводит к увеличению материальных затрат организации (в случае удорожания сырья и материалов) и снижению прибыли); - способ списания расходов будущих периодов, при своевременном списании этих расходов на финансовые результаты, прибыль не завышается искусственно и поэтому признается качественной; - создание оценочных резервов; - другие положения учетной политики, приводящие к уменьшению прибыли. 3. Анализ показателей рентабельности. Рассмотрим расчет показателей рентабельности: 1) Рентабельность продаж: Rп = Пп/В * 100, где Пп – прибыль от продаж В – выручка (нетто) от продажи товаров. Определяет сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на 1 рубль выручки. 2) Рентабельность активов: Rа = Пд/А * 100, где Пд – прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль; А – среднегодовая стоимость активов Характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов организации. Отражает величину прибыли, приходящейся на 1 рубль, вложенный в активы. 3)Рентабельность собственного капитала: Rск = ЧП/СК * 100, где ЧП – прибыль чистая СК – собственный капитал Характеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала. Динамика рентабельности от продаж косвенно отражает динамику конкурентоспособности продукции, поэтому изучим на ООО «Агат» показатели прибыльности и доходности. Цель анализа: Проанализировать динамику прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Определить факторы формирования прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Сделать вывод. Информационные источники: Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Анализ финансовых результатов, приведенный в таблице 9, характеризует как положительные, так и отрицательные моменты. Таблица 9 Анализ показателей прибыли и факторов, повлиявших на чистую прибыль тыс.руб.
Факторная модель имеет аддитивный тип связи детерминированной зависимости: ЧП = В - Себестоимость – Управ. Затраты – Коммерч. Затраты + проценты к получению - проценты к уплате + прочие доходы – прочие расходы – налог на прибыль Имеем: А = а – б – в - г + д - е + ж - з - и Подставим значения в формулу, используем балансовый метод с элементами цепных подстановок: Таблица 9.1. Факторный расчет
Расчет влияния факторов показал, что положительное влияние оказали изменения выручки, прочих доходов, проценты к уплате, прочие доходы и снижение налога на прибыль, остальные факторы оказали отрицательное влияние. Выручка от продаж возросла на 1005420 тыс.руб. это привело к росту чистой прибыли на ту же сумму. Прибыль в отчетном году по сравнению с прошлым годом увеличилась на + 184957 тыс.руб., что является положительным фактором роста чистой прибыли. Прибыль по прочим операциям сократилась на -167589 тыс.руб., что является отрицательным фактором снижения чистой прибыли. Прибыль до налогообложения увеличилась на + 17032 тыс.руб., что положительно отразилось на чистой прибыли.
Далее определим влияние факторов на маржинальную прибыль. Цель анализа: Подготовить расчет для построения подвижной сметы, результаты занести в таблицу 10. Определить степень влияния различных факторов на изменение прибыли. Информационные источники: Отчет о прибылях и убытках, задание к курсовой работе, справка № 2 Прибыль от продаж увеличилась на + 184957 тыс.руб. – это положительный фактор. Прибыль прошлого года сложилась в основном за счет продажи продукции В и С– 59,9 % и 36,9 % соответственно всей прибыли. За отчетный период ситуация изменилась – основными источниками прибыли явились – продукция А и С – 49,3 % и 41,8 % соответственно. Данное изменение произошло из-за роста цен и количества продаж на продукцию А. Снижение прибыли на продукцию В вызвано сокращением цен и ростом себестоимости единицы продукции. Рост прибыли от продаж на продукцию С вызван увеличением объема продаж и снижением цен. В связи с выше изложенным, составим расчет показателей в таблице 9.2. Прибыль от продаж возросла на +189,957 тыс.руб., в том числе по видам продукции: А = +424,112 тыс.руб. В = - 353,956 тыс.руб. С = + 119,801 тыс.руб. Наибольшее влияние на рост прибыли от продаж оказала продукция А, однако имеется и отрицательное влияние на показатель за счет продукции В.
Таблица 9.2. Вспомогательные показатели для определения влияния факторов на маржинальную прибыль
Таблица 10 Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж Тыс.руб
Прибыль от продаж в отчетном году по сравнению с прошлым годом увеличилась с 721824 тыс.руб. до 906780 тыс.руб. Это положительно характеризует динамику прибыли от продаж. На рост прибыли оказали влияние различные факторы. Воспользуемся методикой факторного расчета, предложенной Гиляровской Л.Т. Шаг 1. Расчет прироста прибыли от продаж: 914737 – 723823 = + 190914 тыс.руб. Шаг 2. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах: 8921000 : 7238399 х 100 % = 123,245 % Шаг 3. Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема от продаж на +23,245 % Влияние фактора изменения объема продаж на прибыль от продаж: (+23,245 х 723823) : 100 % = +168252,7 тыс.руб. Шаг 4. Расчет влияния себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг: 5409150 – 6369141 = -959991 тыс.руб. Шаг 5. Расчет влияния коммерческих расходов: 759877 – 674452 = +85425 тыс.руб. Расходы увеличились, значит влияние на прибыль от продаж отрицательное. Шаг 6. Расчет влияния управленческих расходов: 1168012 – 1038549 = +129463 тыс.руб. Расходы увеличились, значит влияние на прибыль продаж отрицательное. Шаг 7. Расчет влияние на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги: 8243819 – 8921000 =-677181 тыс.руб. Снижение цен отрицательно повлияло на прибыль от продаж. Шаг 8. Расчет влияния структурных сдвигов в реализации продукции: 838858 - 723823 х (1,23245 %) = -53217,7 тыс.руб. Отрицательными факторами являются рост постоянных и управленческих затрат, а так же снижение цен. Рассчитаем показатели рентабельности предприятия. Цели анализа: Определить рентабельность производственной деятельности, рассчитать влияние факторов, повлиявших на ее динамику. Как можно трансформировать алгоритм расчета, чтобы доказать, что именно эти показатели повлияли на рентабельность. Информационные источники: Бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Таблица 11.1 Анализ рентабельности предприятия %
Показатели рентабельности могут быть рассчитаны по чистой прибыли, прибыли от продаж и прибыли до налогообложения, поэтому используем для расчетов методики общепринятые в отечественной практике. Рентабельность продаж = Прибыль от продаж : Выручку от продаж Рентабельность активов = Чистая прибыль : Активы Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль : СК Рентабельность доходов = Прибыль до налогообложения : Доходы Рентабельность расходов = Прибыль до налогообложения : расходы Рентабельность производственной деятельности и рентабельность предприятия увеличилась в отчетном году по сравнению с прошлым годом, что связано с ростом финансовых результатов предприятия. Однако рентабельность доходов и расходов снизилась, что вызвано несоответствием темпа роста прибыли до налогообложения и темпом роста доходов и расходов. Рентабельность производственной деятельности рассчитана по формуле: Маржинальный доход : переменные расходы. Рентабельность производственной деятельности = Прибыль от продаж : Себестоимость продукции) Рентабельность производственной деятельности = Оборачиваемость переменных расходов х рентабельность продаж = (выручка : переменные расходы) х (Маржинальный доход : Выручка) Анализ показал, что на рентабельность производственной деятельности увеличилась на +1,7 %, что является положительным моментом. На это изменение наибольшее влияние оказала рентабельность продаж на 1,12 %. Это связано с увеличением продаж и изменениями в составе затрат по видам товаров. Для трансформации предложенной методики факторного расчета можно расширить данную модель и добавить фактор активы, получаем: (Выручка : переменные расходы) х (активы : выручка) х (маржинальный доход : активы) = рентабельность производственной деятельности. Для повышения рентабельности деятельности предприятию необходимо развивать более прибыльные виды продукции по маржинальному доходу с целью повышения рентабельности. Далее проанализируем рентабельность активов. Цель анализа: Определить влияние факторов на рентабельность активов. Сделать вывод. Информационные источники: Бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
Таблица 11 Анализ рентабельности активов организации
Для расчета среднего размера активов воспользуемся показателями баланса варианта 2 из задания по курсовой работе. Прошлый год: ( 2844729 + 3146340): 2 = 2995534,5 тыс.руб. Отчетный год: (3146340 + 3269400 ): 2 = 3207870 тыс.руб. Рассмотрим модель факторного расчета: Для расчета среднего размера активов воспользуемся показателями задания курсовой работы: R а = (V : ЗК) х (ЗК : А) х (ЧП : V) Рассчитаем необходимые показатели: 1. Коэффициент оборачиваемости заемного капитала: К об. ЗК = V : ЗК К об. ЗК 0 = 7 238 399 : 1 191 471,5 = 6,075176 оборота К об. ЗК 1 = 8 243 819 : 1 247 142 = 6,6102 оборота 2. Коэффициент зависимости: К зав.= ЗК : А Кзав. 0 = 1 191 471,5 : 2 995 534,5 = 0,397749 Кзав.1 = 1 251 127 : 3 546 166,5 = 0,3528
1. Коэффициент рентабельности: R = ЧП : V R 0 = 238 918 : 7 238 399 = 0,0330070 R1 = 255 950 : 8 243 819 = 0,0310 Влияние факторов: А) изменения К об ЗК = (+0,535024) х 0,397949 х 0,0330070 = +0,007028 Б) изменения К зав.= 6,6102 х (-0,044949) х 0,0330070 = -0,009807 В) R по чистой прибыли = 6,6102 х 0,3528 х (- 0,00201) = -0,004687 Общее влияние факторов = -0,77 Расчет влияния факторов показал, что на рентабельность активов положительное влияние оказали изменения оборачиваемости заемного капитала. Данное обстоятельство связано с ростом доход предприятия. Однако имеется и отрицательное влияние за счет изменения коэффициента зависимости активов и рентабельности продаж. Данное изменение вызвано превышением темпов роста выручки над темпами роста прибыли до налогообложения, другими словами затрат стало больше. Для повышения рентабельности необходимо улучшить третий фактор, для этого предприятие должно выпускать продукцию пользующуюся спросом, с оптимальным уровнем цен и надлежащего качества. Следующим этапом анализа рентабельности является определение доходности собственного капитала ООО «Агат». Цель анализа: Определить влияние факторов на рентабельность собственного. Сделать вывод по проделанной работе. Информационные источники: Бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2) Для расчета среднего размера собственного капитала воспользуемся показателями баланса варианта 2 из задания по курсовой работе.
Таблица 13 Анализ рентабельности собственного капитала
Рассчитаем влияние факторов при помощи предложенной модели: Рентабельность собственного капитала = финансовый рычаг х коэффициент оборачиваемости заемного капитала х рентабельность продаж Для подстановки показателей в факторную систему рассчитаем эти значения: 1. Коэффициент финансового рычага = ЗК : СК Прошлый год = 1 191 471,5 : 1 804 063 = 0,660438 Отчетный год = 1 247 142 : 1 960 728 = 0,63606 Коэффициент оборачиваемости ЗК = Выручка от продаж : ЗК 2. Для расчета средней величины ЗК воспользуемся данными варианта 3. Прошлый год: 7 238 399 : 1 191 471,5 = 6,075176 оборота Отчетный год = 8 243 819 : 1 247 142 = 6,61017 оборота 3. Коэффициент рентабельности продаж по чистой прибыли = ЧП : В Прошлый год: 238 918 : 7 238 399 = 0,03301 Отчетный год: 255 950 : 8 243 819 = 0,0310 Расчет влияния факторов: А)изменения финансового рычага -0,024378х 6,075176 х 0,03301 = -0,004889 Б)изменения коэффициента оборачиваемости ЗК 0,63606 х (+0,534994) х 0,033010 = +0,011233 В)изменения коэффициента рентабельности продаж по чистой прибыли 0,63606 х 6,61017 х (-0,00201) = -0,008451 Общее влияние факторов = -0,19 % Рентабельность собственного капитала сократилась на 0,19 %, это отрицательная динамика, которая связана со снижением финансового рычага, и рентабельности продаж. Положительным фактором является ускорение оборачиваемости заемного капитала.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |