Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ финансовых результатов и доходности организации



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Анализ финансовых результатов и доходности организации 0.00 из 5.00 0 оценок




     Цель анализа: Указать состав показателей, характеризующий виды и показатели прибыльности предприятия, методику и область применения.

Информационные источники: Приведены в списке литературы.

Рассмотрим следующие этапы методики анализа финансовых результатов:

 1. Анализ структуры и динамики финансовых результатов с точки зрения Басовского Л.Е.

     С целью определения характера и источников, получаемых организацией финансовых результатов (то есть для оценки того, являются ли они результатом основной деятельности и, следовательно, характеризуются относительной устойчивостью или же организация зарабатывает случайными (прочими) операциями), проводится анализ структуры финансовых результатов, в ходе которого рассчитываются показатели горизонтального, вертикального и факторного анализа. Вертикальный анализ заключается в представлении отчетности в виде относительных показателей. Все статьи отчета о прибылях и убытках приводятся в процентах к объему выручки от реализации, что позволяет анализировать их структуру. Информационным обеспечением этого анализа является не только форма №2, но и Справка «Расшифровка отдельных прибылей и убытков».

2. Анализ «качества» прибыли с точки зрения Когденко В.Г.

    «Качество» прибыли зависит от множества факторов, но в целом они характеризуют два признака «качественности» прибыли – устойчивость во времени и адекватность оценки. В частности качество прибыли характеризуют следующие показатели:

- структура прибыли: если значительный удельный вес в прибыли до налогообложения занимает операционный результат, то это признак некачественной прибыли, поскольку это свидетельствует о случайных источниках получения прибыли организацией и, следовательно, о ее неустойчивом характере.

- отклонение фактической прибыли от ее среднего значения: чем больше эти отклонения, тем менее устойчива прибыль и тем ниже ее качество.

- уровень операционного рычага зависит от величины постоянных затрат и показывает на сколько процентов изменится прибыль до налогообложения и выплаты процентов при изменении выручки на 1%. Чем больше удельный вес постоянных расходов и выше уровень операционного рычага, тем больше возможные колебания прибыли и тем ниже ее качество. Необходимо отметить, что величина постоянных расходов зависит от структуры активов организации: чем больше внеоборотных активов, тем, при прочих равных условиях, больше постоянных расходов.

-  запас коммерческой надежности (кромка безопасности): чем выше запас коммерческой надежности, тем качественнее прибыль, поскольку при снижении объема реализации у организации больше шансов не попасть в зону убытков.

-  уровень финансового рычага зависит от величины заемных источников, он показывает на сколько процентов изменится чистая прибыль, при изменении прибыли до налогообложения и выплаты процентов на 1%. Чем больше удельный вес заемных источников и выше уровень финансового рычага, тем, больше колебания прибыли и тем ниже ее качество.

-  дифференциал финансового рычага (разность между рентабельностью активов организации и стоимостью привлекаемых источников финансирования): чем он больше, тем больше вероятность того, что организация будет получать прибыль даже при повышении стоимости заемных источников, и, следовательно, прибыль организации является устойчивой и качественной,

-  структура расходов организации: значительный удельный вес «прочих расходов» свидетельствует о «непрозрачности» организации и некачественности ее прибыли.

-  степень контролируемости расходов организации ее менеджментом можно оценить через стабильность соотношений «расходы/выручка»; если соотношения, рассчитанные по элементам затрат стабильны, то прибыль можно признать качественной по этому критерию, поскольку ее резкие колебания из–за изменения расходов маловероятны.

-  наличие просроченной дебиторской задолженности: высокий удельный вес просроченной задолженности снижает качество прибыли (к сожалению, информации о просроченной задолженности «новые» формы бухгалтерской отчетности не содержат).

-  учетная политика значительно влияет на качество прибыли, при этом те положения учетной политики, которые уменьшают прибыль отчетного периода, повышают ее качество. Анализ влияния учетной политики на качество прибыли аналогичен анализу влияния политики на качество собственного капитала организации. Например, элементы учетной политики, повышающие качество прибыли:

-  способ начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам; в частности, способ уменьшаемого остатка или способ суммы чисел лет срока полезного использования в первые годы полезного использования приводят к увеличению амортизационных отчислений и снижению прибыли;

-  способ оценки материально – производственных запасов при отпуске их в производство (в частности, способ оценки по себестоимости последних по времени приобретения материально – производственных запасов приводит к увеличению материальных затрат организации (в случае удорожания сырья и материалов) и снижению прибыли);

-  способ списания расходов будущих периодов, при своевременном списании этих расходов на финансовые результаты, прибыль не завышается искусственно и поэтому признается качественной;

-  создание оценочных резервов;

-  другие положения учетной политики, приводящие к уменьшению прибыли.

3. Анализ показателей рентабельности. Рассмотрим расчет показателей рентабельности:

1) Рентабельность продаж: Rп = Пп/В * 100,      

где Пп – прибыль от продаж

В – выручка (нетто) от продажи товаров.

    Определяет сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на 1 рубль выручки.

2) Рентабельность активов: Rа = Пд/А * 100,                                                                      

где Пд – прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль;

  А – среднегодовая стоимость активов

    Характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов организации. Отражает величину прибыли, приходящейся на 1 рубль, вложенный в активы.

3)Рентабельность собственного капитала: Rск = ЧП/СК * 100,       

где ЧП – прибыль чистая

  СК – собственный капитал

Характеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала.

Динамика рентабельности от продаж косвенно отражает динамику конкурентоспособности продукции, поэтому изучим на ООО «Агат» показатели прибыльности и доходности.

Цель анализа: Проанализировать динамику прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Определить факторы формирования прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Сделать вывод.

Информационные источники: Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Анализ финансовых результатов, приведенный в таблице 9, характеризует как положительные, так и отрицательные моменты. 

Таблица 9

Анализ показателей прибыли и факторов,

повлиявших на чистую прибыль                                          

тыс.руб.

№ п\п Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение Влияние факторов на финансовый результат
1 2 3 4 5 6
1 Выручка от продаж 2436824 2 834669 +397845 +397845
2 Прибыль от продаж 723823 906 780 +182957 +182957
3 Прибыль по прочим операциям -444945 -612 534 -167589 -167589
4 Прибыль до налогообложения 278878 294 246 +15368 +15368
5 Налог на прибыль 39960 38 296 -1664 +1664
6 Чистая прибыль 238918 255 950 +17032 +17032
7 Влияние факторов на чистую прибыль х х х Х
  А) за счет изменения прибыли до налогообложения х х +15368 Х
  Б) за счет изменения налога на прибыль х х +1664 х

 

Факторная модель имеет аддитивный тип связи детерминированной зависимости:

ЧП = В - Себестоимость – Управ. Затраты – Коммерч. Затраты + проценты к получению - проценты к уплате + прочие доходы – прочие расходы – налог на прибыль

Имеем: А = а – б – в - г + д - е + ж - з - и

Подставим значения в формулу, используем балансовый метод с элементами цепных подстановок:

Таблица 9.1.

Факторный расчет

Фактор а б в г д е ж з и А Влияние факторов, тыс.руб.
0. Баз. год 7238399 4801575 674452 1038549 27676 165520 25823 332924 39960 238918 0
А 8243819 4801575 674452 1038549 27676 165520 25823 332924 39960 1244338 +1005420
Б 8243819 5409150 674452 1038549 27676 165520 25823 332924 39960 636763 -607575
В 8243819 5409150 759877 1038549 27676 165520 25823 332924 39960 551338 -85425
Г 8243819 5409150 759877 1168012 27676 165520 25823 332924 39960 421875 -129463
Д 8243819 5409150 759877 1168012 24890 165520 25823 332924 39960 419089 -2786
Е 8243819 5409150 759877 1168012 24890 285035 25823 332924 39960 538604 +119515
Ж 8243819 5409150 759877 1168012 24890 285035 25960 332924 39960 538741 +137
З 8243819 5409150 759877 1168012 24890 285035 25960 378349 39960 493316 -45425
И 8243819 5409150 759877 1168012 24890 285035 25960 378349 38296 255950 +1664
факторы                     +17032

 

Расчет влияния факторов показал, что положительное влияние оказали изменения выручки, прочих доходов, проценты к уплате, прочие доходы и снижение налога на прибыль, остальные факторы оказали отрицательное влияние.

Выручка от продаж возросла на 1005420 тыс.руб. это привело к росту чистой прибыли на ту же сумму.

Прибыль в отчетном году по сравнению с прошлым годом увеличилась на + 184957 тыс.руб., что является положительным фактором роста чистой прибыли.

Прибыль по прочим операциям сократилась на -167589 тыс.руб., что является отрицательным фактором снижения чистой прибыли.

Прибыль до налогообложения увеличилась на + 17032 тыс.руб., что положительно отразилось на чистой прибыли.

 

Далее определим влияние факторов на маржинальную прибыль.

Цель анализа: Подготовить расчет для построения подвижной сметы, результаты занести в таблицу 10. Определить степень влияния различных факторов на изменение прибыли.

Информационные источники: Отчет о прибылях и убытках, задание к курсовой работе, справка № 2

Прибыль от продаж увеличилась на + 184957 тыс.руб. – это положительный фактор.

Прибыль прошлого года сложилась в основном за счет продажи продукции В и С– 59,9 % и 36,9 % соответственно всей прибыли.

За отчетный период ситуация изменилась – основными источниками прибыли явились – продукция А и С – 49,3 % и 41,8 % соответственно.

Данное изменение произошло из-за роста цен и количества продаж на продукцию А.

Снижение прибыли на продукцию В вызвано сокращением цен и ростом себестоимости единицы продукции.

Рост прибыли от продаж на продукцию С вызван увеличением объема продаж и снижением цен.

В связи с выше изложенным, составим расчет показателей в таблице 9.2.

Прибыль от продаж возросла на +189,957 тыс.руб., в том числе по видам продукции:

А = +424,112 тыс.руб.

В = - 353,956 тыс.руб.

С = + 119,801 тыс.руб.

Наибольшее влияние на рост прибыли от продаж оказала продукция А, однако имеется и отрицательное влияние на показатель за счет продукции В.

 

                                                Таблица 9.2.

Вспомогательные показатели для определения влияния факторов на маржинальную прибыль

№ п\п

Показатели

А

В

С

Итого

Прош. год Отчетн. год Прош. год Отчетн. год Прош. год Отчетн. год Прош. год Отчетн. год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Количество, шт. 11500 11680 5880 5600 7000 11976 24380 29256
2 Цена, тыс. руб. 256 302,3 305,34 264,42 356 269,89 х х
3 Стоимость продаж, млн.руб. 2944,0 3530,864 1795,399 1480,752 2492 3232,203 7231,399 8243,819
4 Себестоимость продукции, млн.руб. 2920,885 3083,637 1360,691 1400 2233 2853,402 6514,576 7337,039
5 Прибыль от продаж, млн.руб. +23,115 +447,227 +434,708 +80,752 +259 +378,801 +716,823 +906,780
6 Структура финансового результата, % 3,2 49,3 59,9 8,9 36,9 41,8 100 100
7 Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года, млн.руб. х 2965,902 х 1295,896 х 3820,344 х 8082,142
8 Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года, млн.руб. х 2990,08 х 1709,904 х 4263,456 х 8963,44
9 Пересчитанная маржинальная прибыль по ценам прошлого года, млн.руб. х +24,178 х +414,008 х +443,112 х +881,298

Таблица 10

Анализ факторов, повлиявших на изменение прибыли от продаж

Тыс.руб

№ п\п Показатели Прошлый год Пересчитанная выручка за отчетный период по ценам прошлого года Отчетный год
1 2 3 4 5
1 Выручка от продаж 7238399 8921000 8243819
2 Себестоимость проданных товаров 4801575 6369141 5409150
3 Маржинальный доход +2436824 +2551859 +283466
4 Коммерческие расходы 674452 674452 759877
5 Управленческие расходы 1038549 1038549 1168012
6 Полная себестоимость 6514576 8082142 7337039
7 Прибыль от продаж +723823 +838858 +914737

 

Прибыль от продаж в отчетном году по сравнению с прошлым годом увеличилась с 721824 тыс.руб. до 906780 тыс.руб. Это положительно характеризует динамику прибыли от продаж. На рост прибыли оказали влияние различные факторы. Воспользуемся методикой факторного расчета, предложенной Гиляровской Л.Т.

Шаг 1. Расчет прироста прибыли от продаж:

914737 – 723823 = + 190914 тыс.руб.

Шаг 2. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах:

8921000 : 7238399 х 100 % = 123,245 %

Шаг 3. Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема от продаж на +23,245 %

Влияние фактора изменения объема продаж на прибыль от продаж:

(+23,245 х 723823) : 100 % = +168252,7 тыс.руб.

Шаг 4. Расчет влияния себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг:

5409150 – 6369141 = -959991 тыс.руб.

Шаг 5. Расчет влияния коммерческих расходов:

759877 – 674452 = +85425 тыс.руб. Расходы увеличились, значит влияние на прибыль от продаж отрицательное.

Шаг 6. Расчет влияния управленческих расходов:

1168012 – 1038549 = +129463 тыс.руб. Расходы увеличились, значит влияние на прибыль продаж отрицательное.

Шаг 7. Расчет влияние на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги:

8243819 – 8921000 =-677181 тыс.руб. Снижение цен отрицательно повлияло на прибыль от продаж.

Шаг 8. Расчет влияния структурных сдвигов в реализации продукции:

 838858 - 723823 х (1,23245 %) = -53217,7 тыс.руб.

Отрицательными факторами являются рост постоянных и управленческих затрат, а так же снижение цен.

 Рассчитаем показатели рентабельности предприятия.

Цели анализа: Определить рентабельность производственной деятельности, рассчитать влияние факторов, повлиявших на ее динамику. Как можно трансформировать алгоритм расчета, чтобы доказать, что именно эти показатели повлияли на рентабельность.

Информационные источники: Бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Таблица 11.1

Анализ рентабельности предприятия

%

№ п\п Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение, +,-
1 2 3 4 5
1 Коэффициент рентабельности продаж (по прибыли от продаж) 9,975 11,0 +1,025
2 Коэффициент рентабельности активов (по чистой прибыли) 7,530 7,823 +0,293
3 Коэффициент рентабельности собственного капитала (по чистой прибыли) 12,20 12,93 +0,73
4 Коэффициент рентабельности доходов (по прибыли до налогообложения) 3,80 3,547 -2,8
5 Коэффициент рентабельности расходов (по прибыли до налогообложения) 3,95 3,20 -0,75

 

Показатели рентабельности могут быть рассчитаны по чистой прибыли, прибыли от продаж и прибыли до налогообложения, поэтому используем для расчетов методики общепринятые в отечественной практике.

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж : Выручку от продаж

Рентабельность активов = Чистая прибыль : Активы

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль : СК

Рентабельность доходов = Прибыль до налогообложения : Доходы

Рентабельность расходов = Прибыль до налогообложения : расходы

Рентабельность производственной деятельности и рентабельность предприятия увеличилась в отчетном году по сравнению с прошлым годом, что связано с ростом финансовых результатов предприятия. Однако рентабельность доходов и расходов снизилась, что вызвано несоответствием темпа роста прибыли до налогообложения и темпом роста доходов и расходов.

Рентабельность производственной деятельности рассчитана по формуле: Маржинальный доход : переменные расходы.

Рентабельность производственной деятельности = Прибыль от продаж : Себестоимость продукции)

Рентабельность производственной деятельности = Оборачиваемость переменных расходов х рентабельность продаж = (выручка : переменные расходы) х (Маржинальный доход : Выручка)

Анализ показал, что на рентабельность производственной деятельности увеличилась на +1,7 %, что является положительным моментом. На это изменение наибольшее влияние оказала рентабельность продаж на 1,12 %. Это связано с увеличением продаж и изменениями в составе затрат по видам товаров.

Для трансформации предложенной методики факторного расчета можно расширить данную модель и добавить фактор активы, получаем:

(Выручка : переменные расходы) х (активы : выручка) х (маржинальный доход : активы) = рентабельность производственной деятельности.

Для повышения рентабельности деятельности предприятию необходимо развивать более прибыльные виды продукции по маржинальному доходу с целью повышения рентабельности.

Далее проанализируем рентабельность активов.

Цель анализа: Определить влияние факторов на рентабельность активов. Сделать вывод.

Информационные источники: Бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

 

Таблица 11

Анализ рентабельности активов организации

№ п\п Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение
1 2 3 4 5
1 Чистая прибыль, тыс.руб. 238 918 255 950 +17032
2 Средняя стоимость активов, тыс.руб. 2 995 534,5 3 207 870 +212335,5
3 Рентабельность активов, % 7,979581 7,978815 -0,000766
4 Влияние на изменение рентабельности активов следующих факторов:      
  А) изменения коэффициента оборачиваемости заемного капитала х х +0,7
  Б) изменения коэффициента зависимости х х -1,0
  В) изменения рентабельности продаж на основании чистой прибыли х х -0,47

Для расчета среднего размера активов воспользуемся показателями баланса варианта 2 из задания по курсовой работе.

Прошлый год: ( 2844729 + 3146340): 2 = 2995534,5 тыс.руб.

Отчетный год: (3146340 + 3269400 ): 2 = 3207870 тыс.руб.

Рассмотрим модель факторного расчета:

Для расчета среднего размера активов воспользуемся показателями задания курсовой работы:

R а = (V : ЗК) х (ЗК : А) х (ЧП : V)

Рассчитаем необходимые показатели:

1. Коэффициент оборачиваемости заемного капитала:

К об. ЗК = V : ЗК

К об. ЗК 0 = 7 238 399 : 1 191 471,5 = 6,075176  оборота

К об. ЗК 1 = 8 243 819 : 1 247 142 = 6,6102 оборота

2. Коэффициент зависимости:

К зав.= ЗК : А

Кзав. 0 =  1 191 471,5 : 2 995 534,5 = 0,397749

Кзав.1 = 1 251 127 : 3 546 166,5 = 0,3528

 

1. Коэффициент рентабельности:

R = ЧП : V

R 0 =  238 918 : 7 238 399 = 0,0330070

R1 =  255 950 : 8 243 819 = 0,0310

Влияние факторов:

А) изменения К об ЗК = (+0,535024) х 0,397949 х 0,0330070 = +0,007028

Б) изменения К зав.= 6,6102 х (-0,044949) х 0,0330070  = -0,009807

В) R по чистой прибыли = 6,6102  х 0,3528 х (- 0,00201) = -0,004687

Общее влияние факторов = -0,77

Расчет влияния факторов показал, что на рентабельность активов положительное влияние оказали изменения оборачиваемости заемного капитала. Данное обстоятельство связано с ростом доход предприятия. Однако имеется и отрицательное влияние за счет изменения коэффициента зависимости активов и рентабельности продаж. Данное изменение вызвано превышением темпов роста выручки над темпами роста прибыли до налогообложения, другими словами затрат стало больше.

Для повышения рентабельности необходимо улучшить третий фактор, для этого предприятие должно выпускать продукцию пользующуюся спросом, с оптимальным уровнем цен и надлежащего качества.

Следующим этапом анализа рентабельности является определение доходности собственного капитала ООО «Агат».

Цель анализа: Определить влияние факторов на рентабельность собственного. Сделать вывод по проделанной работе.

Информационные источники: Бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

Для расчета среднего размера собственного капитала воспользуемся показателями баланса варианта 2 из задания по курсовой работе.

 

Таблица 13

Анализ рентабельности собственного капитала

№ п\п Показатель Прошлый год Отчетный год Отклонение
1 2 3 4 5
1 Чистая прибыль, тыс.руб. 238 918 255950 +17032
2 Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс.руб. 1 804 063 1 960 728 +156665
3 Рентабельность собственного капитала, % 13,24 13,05 -0,19
3.1 Влияние на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала следующих факторов:      
4 А)изменения финансового рычага х х -0,48
  Б)изменения коэффициента оборачиваемости заемного капитала х х +1,11
  В)изменения рентабельности продаж, рассчитываемой на основании чистой прибыли х х -0,84

Рассчитаем влияние факторов при помощи предложенной модели:

Рентабельность собственного капитала = финансовый рычаг х коэффициент оборачиваемости заемного капитала х рентабельность продаж

Для подстановки показателей в факторную систему рассчитаем эти значения:

1. Коэффициент финансового рычага = ЗК : СК

Прошлый год =  1 191 471,5 : 1 804 063 = 0,660438

Отчетный год = 1 247 142 : 1 960 728 = 0,63606

Коэффициент оборачиваемости ЗК = Выручка от продаж : ЗК

2. Для расчета средней величины ЗК воспользуемся данными варианта 3.

 Прошлый год: 7 238 399 : 1 191 471,5 = 6,075176  оборота

Отчетный год = 8 243 819 : 1 247 142 = 6,61017 оборота

3. Коэффициент рентабельности продаж по чистой прибыли = ЧП : В

Прошлый год: 238 918 : 7 238 399 = 0,03301

Отчетный год: 255 950 : 8 243 819 = 0,0310

Расчет влияния факторов:

А)изменения финансового рычага

-0,024378х 6,075176 х 0,03301 = -0,004889

Б)изменения коэффициента оборачиваемости ЗК

0,63606 х (+0,534994) х 0,033010  = +0,011233

В)изменения коэффициента рентабельности продаж по чистой прибыли

0,63606 х 6,61017  х (-0,00201) = -0,008451

Общее влияние факторов = -0,19 %

Рентабельность собственного капитала сократилась на 0,19 %, это отрицательная динамика, которая связана со снижением  финансового рычага, и рентабельности продаж. Положительным фактором является ускорение оборачиваемости заемного капитала.



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Анализ финансовых результатов и доходности организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ финансовых результатов и доходности организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)