Неценовые факторы спроса
Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Однако, кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) на некоторую величину вправо или влево кривую спроса. Совокупность неценовых факторов может проявлять себя в условиях изменяющихся.Однако их анализ удобнее осуществлять при условии ценовой стабильности. К неценовым факторам спроса относятся: Ø Денежные доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к повышению спроса на них. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Ø Вкусы потребителей. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает. И наоборот, неблагоприятные перемены вызовут уменьшение спроса. Ø Ожидаемые в будущем цены. Как правило, связано с ориентацией людей на повышение цен и доходов в будущем. Так, например, в условиях нестабильного денежного обращения инфляционные ожидания ведут к ажиотажному спросу на товары и услуги. Ожидания снижения доходов могут заставить потребителей ограничивать свои расходы и предъявлять меньший спрос на товары и услуги в данный период. Ø Цены взаимосвязанных (взаимозаменяемых или взаимодополняемых ) товаров. Изменение спроса в связи с изменением цен на сопряженные товары зависит от того, какие это товары, взаимозаменяемые или взаимодополняющие. Взаимозаменяемый товар – это товар, потребительская стоимость которого идентична потребительской стоимости другого товара. Например, сливочное масло является заменителем маргарина и наоборот. При повышении цены на один из них (масло), сразу же повышается спрос на товар-заменитель (маргарин). Ø Экономическая политика правительства. Прямое или косвенное налогообложение, социальные пособия. Ø Реклама. Являясь одним из двигателей торговли, реклама так же влияет на спрос. Грамотно проведенная рекламная компания способствует увеличению спроса на данную услугу или товар. Например, при одинаковой цене на одну и туже марку автомобиля один автосалон предлагает своим покупателям при покупке автомобиля зимнюю резину в подарок в качестве рекламной акции. Тем самым, обеспечивая больший приток клиентов, нежели соседний салон, который подобной рекламной акции не проводил. Ø Число покупателей (конкуренция потребителей) Увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса и наоборот, уменьшение числа покупателей ведет к сокращениюспроса. Ø К изменению потребительского спроса могут привести и технологические изменения в виде появление нового продукта. Например, появление компакт-дисков привело к уменьшению спроса на долгоиграющие пластинки. Воздействие неценовых факторов можно отразить на графике. В случае влияния одного из неценовых факторов график изменяется. Однако перемены относятся не к форме (степени наклона) кривой, а лишь к её расположению по отношению к первоначальной позиции. При позитивном воздействии неценовых факторов кривая сдвигается на графике вправо вверх (рис.2), при отрицательном влиянии перемещение следует влево вниз (рис.3).
P D1 D
0 Q
Рис.2 Положительное влияние неценовых факторов на спрос
D1 P D
0 Q
Рис.3 Отрицательное влияние неценовых факторов на спрос
Влияние неценовых факторов не опровергает действие закона спроса. Эти факторы положительно или отрицательно воздействуют на спрос и предложение товаров, улучшая или ухудшая рыночную ситуацию в целом.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |