Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модели эластичности спроса



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Модели эластичности спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




Неоклассическая теория рассматривает пять вариантов (моделей) эластичности спроса по цене (выбирая их из бесконечного множества возможных случаев). [6]

1 Модель:

Абсолютно эластичный спрос: цена продукта не изменяется, несмотря на изменения спроса. Показатель эластичности ЕD равен бесконечности  (ЕD =∞).Гипотетический вариант.(Рис.4)

 

 

P                                             


                                                                      

 

                                                              

                                                                 D

                                   

 

 


0                                                                 Q

Рис.4 Абсолютно эластичный спрос

2 Модель :

Эластичный спрос, что означает высокую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности больше единицы (ЕD >1).

Данный вид спроса характерен для предметов роскоши и дорогих предметов потребления.(Рис.5)

 

P                                             

 


                                                                      

 

                                                              

                                                                 D

                                   

 

 

0                                                                 Q

Рис.5 Эластичный спрос

3 Модель:

Спрос единичной (по сути - средней) эластичности, что означает одинаковую степень перемены цены и объёма спроса (ЕD =1). (Рис.6)

 

 

P                                             

 


                                                                      

 

                                                          45°

                                                                     

                                                 D                                   

 

 

0                                                                 Q

Рис.6 Спрос единичной эластичности

 

 

4 Модель :

Неэластичный спрос, что означает низкую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности меньше единицы (ЕD <1).

Этот вид спроса характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами (простые продукты питания, недорогая одежда, расходы на общественный транспорт)(Рис.7)

 

 

P                                   

                                                                      

 

                                                              

                                                                     

                                           D                                   

 

 

0                                                                 Q

Рис.7 Неэластичный спрос

5 Модель :

 

Абсолютно неэластичный спрос: изменение цены вообще не оказывает никакого влияния на объем спроса. Он стабилен. Показатель эластичности равен нулю (ЕD =0).

Гипотетический вариант (Рис.8)

 

P                                             

 


                                                                      

 

                                                               

                                                                     

                                                 D                                   

 

 

0                                                                 Q

Рис.8 Абсолютно неэластичный спрос

Говоря о вариациях эластичности, отметим, что изменения данного показателя происходит не только при изменении угла наклона кривой. Разные отрезки самой кривой (выраженные в форме прямой линии) могут иметь дифференцированную эластичность. Например, верхняя часть кривой отображает эластичный спрос. В нижней части наблюдается обратная ситуация- спрос относительно не эластичен.

Объясняется это тем ,что верхняя часть кривой, где цена сравнительно высокая, процентный её сдвиг является весьма незначительным. Величина же спроса- сравнительно низкая. Соответствующая процентная её переменяя оказывается высокой. Обратную картину можно увидеть на нижней части кривой (рис.9)

 

 

Рис.9 Эластичность в разных точках кривой спроса

 

2.2 Факторы эластичности спроса по цене

 

 

Стоит отметить, что эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов.

§ Значимость товара для потребителя .По отношению к товарам первой необходимости спрос, как правило, является неэластичным (покупатель слабо реагирует на изменение цены; его спрос не изменяется).

§ Удельный вес затрат на покупку товаров в расходах потребителей. Товары, на которые тратится значительная часть средств потребителя, проявляют эластичность (покупатель сильнее реагировать на изменение цены).Те же товары, которые занимают невысокую долю в общей сумме расходов покупателей, малоэластичны (покупатели слабее реагируют объемом покупок на колебание цен). В основе реакции – психологические причины.

§ Свойство заменяемости товаров. В случае, когда у товара имеются заменители (субституры), спрос более эластичен (покупатель активнее реагирует на изменение цены намеченного для покупки товара). При отсутствии заменителей спрос становится менее эластичным (покупатели спокойнее реагируют на колебание цены выбираемого им товара).

§ Временной параметр. В течении короткого времени эластичность спроса относительно малоэластична. Потребитель по свой психологии – консерватор, ему трудно отказаться от привычных объемов потребления многих традиционных для него товаров. Со временем же привычки меняются, и реакция на изменившуюся цену становится заметнее. Эластичность спроса, соответственно, повышается.

Завершая рассмотрение аспектов эластичности, отметим некоторые из них, связанные с методикой построения графиков спроса и предложения.

  Проводимые экономистами уже в конце XIX в. Конкретные статистические исследования поведения покупателей и производителей на рынке показали , что взаимосвязь между величиной цены и объемом приобретаемых (или реализуемых) благ не может быть выражена линией , в виде прямой. Итогом таких наблюдений стало использование в графиках спроса и предложения изогнутых линий, более точно отражающих феномен эластичности. Если, например, кривая спроса, обозначенная прямой линией, не отражает среднего значения эластичности(в верхней и нижней её части отражена различная реакция покупателей на изменение цены), то изогнутая линия отражает всеми своими точками специфику покупательского поведения как при более высоких, так и при более низких ценах.

То разнообразие, которое применяется в экономической теории при изображении формы кривых спроса и предложения(в виде прямых или изогнутых линий), трактуется конкретными условиями анализа. В боле сложных макроэкономических моделях(когда привлекается множество дополнительных факторов анализа) используется преимущественно прямолинейная форма кривой, что представляет собою определенный «допуск» в построении модели.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания моей первой курсовой работы был рассмотрен ряд задач, с которыми я успешно справилась. 

Мной было рассмотрено понятие одного из важнейших рыночных механизмов – спроса. Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Процессу обмена товаров на рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Поэтому мной был изучен, один из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке - закон спроса. Спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса – в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается – количество покупок данного товара возрастает. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.

Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывания спроса покупателей на один и тот же товар. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателей становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит несмотря на падение цены.

Кроме того, я проанализировала факторы, влияющие на спрос. Как ценовые, так и не ценовые.

Изучая спрос, было рассмотрено такое важнейшее понятие как эластичность спроса и факторы на неё влияющие.

Подводя итог, хочу отметить, что моя первая курсовая работы на тему «Экономический закон спроса» является хорошей основой для изучения такого важного элемента рыночной системы , как спроса более глубоко. И в будущем  может быть использовано в написании дипломной работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория .- М., 2002.- 420 с.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы «новой экономики». 2-е изд.-М., 2003- 326 с.

3. Камаев В. Д. Экономическая теория. 5-е изд.- М., 1999.- 270 с.

4. Николаева И. П. Экономическая теория: Учебник для вузов- М., 1998.- 300 с.

5. Носова С. С. Экономическая теория - М., 2003. -210 с.

6. Океанова З. К. Экономическая теория:Учебник- М., 200.3- 462 с.

7. Основы экономической теории :учебн.пособие/ под ред.А.Г.Грязновой и В.М.Соколинского.4-е изд. –М., 2008.- 467 с.

8. Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие -М.,2008. - 385 с.

9. Суслова Е.И. Экономическая теория:учебн.-метод.пособие для студентов вечерней и заочной формы обучения- М.,- 2003.- 172 с.

10. Яковлева Е. Б. Микроэкономика. - М., 2004.- 670 с.

 

 


[1] Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие-М.,2008. – С.272

 

[2] Основы экономической теории :учебн.пособие/ под ред.А.Г.Грязновой и В.М.Соколинского.4-е изд. –М., 2008.- С.126

[3] Яковлева Е. Б. Микроэкономика. - М., 2004.- С.79

 

[4] Океанова З. К. Экономическая теория:Учебник, М., 200.3- С.62

 

[5] Борисов Е. Ф. Экономическая теория .- М., 2002-С.58

[6] Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие-М.,2008. – С.70



2019-12-29 173 Обсуждений (0)
Модели эластичности спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модели эластичности спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)