Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В 6-11 классах на 2009-2010 учебный год



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
В 6-11 классах на 2009-2010 учебный год 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации по преподаванию географии

Е.Л.Грицювене, методист кафедры

естественно-математических дисциплин

Преподавание географии в новом 2009 - 2010 учебном году осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии от 23. 12. 2003 № 21/12 и утвержденной приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089. Наряду с формированием традиционных географических знаний и умений, особый акцент делается на проверку сформированности географических предметных компетенций – умений анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близких к реальным жизненным.

К предметным географическим компетенциям относятся:

- умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;

- владение языком географии (понимание географических терминов и понятий, умение «читать» географические карты и другие специфические источники географической информации);

- умение «привязать» событие к конкретному месту в пространстве;

- умение выделить географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;

- умение проанализировать собранную информацию, сделать вывод и сформулировать решение проблемы.

География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля или источника финансирования. Современная учебная география как систематический предметный курс изучается в основной школе с 6 по 9 класс, а также по выбору учреждения в общеобразовательных и ряде профильных классах полной (средней) школы. Необходимо учитывать предварительную подготовку учащихся в 5 классе в курсе «Природоведение», которая позволяет сформировать целостную структуру восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это необходимо учитывать при переходе к изучению начального курса географии. Вопросы преемственности географических знаний между 5 классами и курсом географии остаются весьма актуальными.

Учебный план является основным нормативным документом образовательного учреждения, осуществляющего учебный процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. Учебный план – элемент государственного образовательного стандарта, база для разработки учебных программ и учебно-методических пособий. В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов, которые распределены следующим образом: 6 класс-35 ч., 7 класс-70 ч., 8 класс-70 ч., 9 класс-70 ч. . Вместе с тем в рамках регионального компонента областного базисного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение», который рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Особо выделяем, что итоговая аттестация в форме ЕГЭ предполагает изучение учащимися курса географии в 6 классе в полном объеме.

На ступени среднего (полного) общего образования федеральный компонент базисного учебного плана включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Учебное время, отведенное для изучения географии на базовом уровне, составляет 70 часов в год (т.е. из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах или 2 часа в неделю только в 10 классе). Если география выбирается для изучения на профильном уровне, то учебное время составляет 210 часов (за два года).

Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения. При этом важно обеспечить взаимосвязь курса географии не только с другими учебными курсами, но и с содержанием того или иного профиля, который будет выступать в качестве основы компоновки материала и расстановки акцентов в обучении. Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускников школы. Формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориальном-пространственном измерениях. При отборе содержания курса географии на любом профильном уровне следует основное внимание уделять:

а) осознанию пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;

б) умелому применению знаний и навыков в своей деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности.

в) умению самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной линии в сфере жизнедеятельности.

Изучение географии на профильном уровне предусмотрено в биолого-географическом, где наряду с географией на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, экономика и математика и социально-экономическом профиле,где наряду с географией на профильном уровне могут изучаться математика и биология по 3 часа в неделю в 10 и 11-х классах. Для изучения географии на профильном уровне допущен учебник В.Н. Холиной «Общественная география современного мира» (10 – 11 кл., изд-во «Дрофа»).

Рекомендуем второй вариант изучения географии в данных профилях: начать с курса «Экономическая и социальная география мира» (68 часов), затем в социально-экономическом профиле изучать курсы «География человеческой деятельности» автора В.Н Холиной (68 часов) и «Коммерческая география» автора Е.Л. Плисецкого (68 часов); для биолого-географического профиля также начать с курса «Экономическая и социальная география мира» (68 часов), затем изучать следующие курсы: «Природопользование» (68 часов, авторы Сиротин В.И. и др.), «Основы геологии» автора Н.В. Короновского (68 часов).

Названные авторы являются разработчиками программ и соответствующих учебников.

Вопросы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения по географии рассматриваются в научно-методических журналах «География в школе», «География и Экология в школе XXI века», газете «География», а также в следующих изданиях:

· Алексеева М.С. Особенности реализации учебной программы в модульной технологии по дисциплине «Профильное обучение географии в школе» // География в школе. 2008. №4.

· Воронина Г.А. Элективные курсы. – М.: Изд-во «Айрис Пресс»,2006.

· Кривых С.В., Макареня А.А. Программное обеспечение подготовки педагога профильной школы. – Санкт-Петербург: ГНУ ИОВ РАО, 2004.-88с.

· Кривых С.В., Шорникова Г.Н. Организация профильного обучения. Учебное пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2003.-165 с.

· Крылова О.Н. технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. - Санкт-Петербург: Изд-во «Каро», 2005.-112 с.

В качестве элективных рекомендуем курсы «Глобальная география» (авт. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров), «Политическая карта мира» (авт.  А.С. Наумов, В.Н. Холина), «Экологические проблемы планеты Земля» (авт. Н.Ф. Винокурова, В.В. Трушин), «Геоэкология» (авт. Л.Л. Розанов), «Введение в общую географию» (авт. Л.Л. Розанов), «География внеземных территорий» (В.П.Савиных, Л.Е.Смирнов) и др.

Компетентностный подход в преподавании географии реализуется в новых линиях учебников, так как результаты обучения, качество обучения во многом определяются умениями школьников работать с учебником. Учебник - основной источник знаний для учащихся, важное средство обучения, развития и воспитания школьников. Современный период модернизации образования характеризуется наличием множества учебников по каждому курсу географии. Наряду с традиционными, издаются новые, образующие особые линии учебники. Учителя географии поставлены в условия выбора линии учебников, которые должны отражать современные требования к результатам обучения, сформированные в стандарте, соответствовать педагогическому мастерству учителя, уровню подготовки учащихся, условиям работы конкретной школы.

Наряду с традиционными линиями учебников, в Федеральном перечне на 2009 - 2010 учебный год появились новые линии учебников географии, разработаные едиными авторскими коллективами. В новых линиях учебников реализуется важнейшая идея новой концепции школьной географии - комплексный подход, т.е. переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегральному курсу. Содержание нацелено на реализацию практической направленности школьной географии, на формирование ключевых компетенций школьников.

Переход на новые линии учебников следует осуществить поэтапно: в первый год перейти только в 6 и 8 классах, второй год перейти на всю линию с 6 по 9 класс.



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
В 6-11 классах на 2009-2010 учебный год 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В 6-11 классах на 2009-2010 учебный год

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)