Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к рабочей программе.



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Требования к рабочей программе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы. Рабочая программа разрабатывается на основе примерной учебной программы, имеющей гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, рекомендованной (допущенной) для реализации в образовательном процессе с возможным внесением изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательностью изучения тем, количеством часов, использованием различных учебно-методических комплектов, организационных форм обучения с учётом специфики образовательного учреждения.

В структуру рабочей программы входят: титульный лист, пояснительная записка, тематический план, основное содержание всех тем, тематика и краткое содержание семинарских и практических занятий, экскурсий и т. п.; примерная тематика рефератов, требования к уровню подготовки учащихся, формы контроля и критерии оценки уровня достижений учащихся , учебно-методический комплект, литература, электронные издания, Интернет-ресурсы для учителя и учащихся (список составляется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления») (http: //library.kuzstu.ru/method/gost.ntm); перечень учебного оборудования и наглядных пособий для каждого урока; поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, практических работ и экскурсий. Рабочая программа должна быть обсуждена и согласована на заседании предметного методического объединения, принята на методическом или педагогическом совете, утверждена руководителем образовательного учреждения (до начала учебного года).

Краеведение. На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности возможно увеличение количества часов в VI классе (1 час в неделю учебного предмета «География») за счет часов регионального или школьного компонентов. Региональный компонент базисного учебного плана представлен курсом «Краеведение», включающем все направления школьного краеведения (комплексная характеристика): географическое, биологическое, историческое, литературное и др. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Изучениие географии Калининградской области в 8-9 классах рекомендуется в конце учебного года – комплексно - 8-10часов в каждом классе. Однако учитель вправе самостоятельно выбирать время и место в программе для изучения данной темы.

Практические работы. Овладение практическими умениями - важнейшая составная часть развития учащихся. Формирование деятельностных качеств способствует воспитанию творческой личности, умеющей применять знания в повседневной жизни, устанавливать связи с природным и социальным окружением, обладающей основами компетентностного подхода как способностью адекватно отвечать на возникающие проблемные ситуации.

В современной учебно-познавательной модели все более актуализируется деятельностный компонент, реализация которого осуществляется в условиях широкого включения обучающихся в решение практических задач. Активизация творческого потенциала ученика, обогащение и использование личного опыта позволяют раскрывать индивидуальные возможности, развивать самостоятельность, самоанализ и самооценку. Усиление внимания к деятельностному компоненту обучения наблюдается и в практике преподавания в школе. Предлагаем некоторые практические советы, которые помогут при отборе содержания, определению учебно-познавательных действий и оценке полученных результатов.

В некоторых новых линиях УМК отсутствует тема «Определение азимута», учителю необходимо ввести такое понятие и отработать навыки по определеню азимута как на карте, так и на местности во время экскурсий. Для определения расстояний использовать масштаб трех видов: линейный, именованный, численный. Обязательным элементом проверки является умение определять по карте географические координаты точек и объектов. Основное условие формирования умений - на стадии введения знаний предложить алгоритм, а в последующем вводить как можно больше тренировочных упражнений, усложняя условия заданий. Так, в 6 классе предлагаются задания по определению координат высочайших вершин, вулканов, городов, в 7 классе - определение крайних точек материков, определение объектов, находящихся на одной параллели, на одном меридиане в пределах материка, какой объект находится севернее или южнее изучаемого места. В 8, 9 классах определять расстояние между пунктами, протяженность территории, используя длину дуги параллели.

Определенные затруднения вызывает выполнение практической работы на определение различий поясного времени на территории страны, когда задача усложняется условием одновременного движения поезда или самолета. Такого типа задачи относятся к заданиям повышенного и высокого уровня сложности, поэтому учитель регламентирует их количество при проведении обязательной практической работы, предлагая задания базового уровня сложности, к таким относятся представления о прибавлении времени при движении на восток и убавлении при движение на запад, определение разницы во времени между пунктами (часовые пояса пунктов указываются в условии задачи), используя карту часовых поясов, определять, в каком часовом поясе находится тот или иной пункт.

Практические работы по обозначению и показу географических объектов на карте регламентированы федеральными программами, и учителю необходимо при составлении учебно-тематического планирования разделить, какие из них следует наносить на контурную карту, а какие просто показывать на карте, используя различные приемы, направленные на их запоминание. Особое внимание следует обратить на обязательное выполнение практических работ, связанных по формированию навыка работы с источниками географической информации: тематическими картами, статистическими таблицами, климатическими диаграммами. Ученики затрудняются соотносить климатические показатели с климатическим поясом и областью, поэтому тренировочные задания следует включать при изучении географии своей республики уже в 6 классе в курсе краеведения. При работе со статистическими данными обучать школьников приемам анализа, сравнения, обобщения, формулирования выводов и умению давать оценку и прогнозировать ситуацию.

По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные).

 Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно, и в школьный журнал выставляются только положительные оценки. Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех учащихся в классе, записываются и выставляются в школьный журнал.

Программные практические работы, обязательные для выполнения по традиционной линии учебников.

Начальный курс географии (VI класс)

Раздел, тема Практическая работа, форма ее выполнения Оценка Время проведения

Введение

№ 1. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоемов, растительности и животного мира. Экскурсия, заполнение полевого дневника, классного календаря погоды. Всем учащимся

 

I четверть

№ 2. Определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использования и охраны. Экскурсия, заполнение полевого дневника, классного календаря погоды. Всем учащимся

Изображение Земли

на глобусе и карте.

План местности

№ 3. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. Работа на местности ,записи в тетради. Всем учащимся
№ 4. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. Камеральная работа, план. Всем учащимся поэтапно
№ 5. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек. Чтение карт. Всем учащимся поэтапно
№ 6. Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам. Работа с картой и тетрадью. Всем учащимся поэтапно

Литосфера

№ 7. Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы. Работа с картой атласа и контурной картой. Всем учащимся поэтапно

 

II четверть

№ 8. Нанесение на контурные карты объектов гидросферы. Работа с контурной картой. Всем учащимся

Гидросфера

№ 9. Определение по картам географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин, основных видов хозяйственной деятельности. Работа с картами атласа. Всем учащимся

 

III четверть

№ 10. Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком. Работа с картами атласа. Всем учащимся

Атмосфера

№ 11. Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построения графика (по материалам календаря погоды). Работа с календарем погоды. Всем учащимся поэтапно
№ 12. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды, обработка результатов, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков. Выявление причин изменения погоды. Систематизация результатов наблюдений за погодой. Всем учащимся поэтапно
Биосфера № 13. Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека. Весенняя экскурсия, составление характеристики ТПК. Всем учащимся   IV четверть

 

География материков и океанов (VII класс)

Раздел, тема Практическая работа, форма ее выполнения

Оценка

Время проведения

 

I

раздел

№ 1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и др.), составление “летописей” наиболее важных путешествий разных исторических эпох. Заполнение путевого дневника и итоговой таблицы в тетради, обозначенные маршрутов экспедиций на контурной карте.

Всему

классу поэтапно

 

I четверть

№ 2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Прокладка по карте маршрутов путешествий с определением местоположения, абсолютных и относительных высот мест остановок, а также направлений от пункта к пункту. Работа с тетрадью и контурной картой.

Всему

классу

 

IV раздел

№ 3. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка. Работа с тетрадью и контурной картой.

Всем

поэтапно

 

II четверть

№ 4. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Работа с контурной картой.

Всем учащимся одновременно

 

IV раздел

№ 5. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата.

Всему классу одновременно

 

II четверть

№ 6. Определение причин разнообразия природных зон материка.

Работа с атласом, заполнение таблицы.

Всему классу поэтапно

№ 7. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран (по выбору).

 Письменное описание стран (по выбору) в тетради по атласу.

Всему классу поэтапно

№ 8. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

Письменное сравнительное описание в тетради на основе анализа атласа и других ИГИ. (Возможна работа и в классе, и дома, группами по отдельным заданиям).

Всему классу поэтапно

№ 9. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.

Анализ атласа и выводы в тетради.

Всему классу одновременно

 

III

четверть

 

№ 10. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек.

Работа с атласом и учебником, фиксирование результатов в таблице или на контурной карте

Всем учащимся поэтапно
         

 

 

IV раздел

№ 11. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. Работа по вариантам, результаты оформляются или в табличной форме в тетради, или на контурной карте. Всему классу поэтапно

 

III

четверть

№ 12. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. Работа в классе, итоги оформляются в тетради в табличной форме. Всему классу поэтапно
№ 13. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. Работа в классе с таблицами, результаты заносятся в тетрадь. Всему классу поэтапно
№ 14. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии. Работа с атласами по вариантам с использованием типового плана, результаты заносятся в тетрадь. Всему классу поэтапно
  V раздел № 15. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также в степени антропогенного воздействия. Работа на местности: весенняя экскурсия. Составление простейшего плана местности, на котором изучают природные комплексы. Всему классу одновременно   IV четверть

 

География России. Природа. (VIII класс)

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения Оценка Время проведения

Главные особен-ности природы

Рельеф, геологи-ческое строение и мине-ральные ресурсы

№ 1. Определение поясного времени по карте часовых поясов. Решение задач в тетради. Всем

 

I четверть

№ 2. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей. Заполнение контурной карты. Всем
№ 3. Определение и объяснение закономерностей размещения магматических осадочных полезных ископаемых по тектонической карте. Работа с контурной картой, сопоставительная таблица в тетради. Всем

Климат и агрокли-мати-ческие ресурсы

№ 4. Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение. Заполнение таблицы в тетради. Всем

 

II четверть

№ 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды. Сравнительная таблица в тетради. Всем
№ 6. Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков. Работа с контурной картой, выводы в тетради. Всем
    № 7. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. Решение задач в тетради. Всем

 

III четверть

Главные особен-ности природы

Внутрен-ние воды и водные ресурсы № 8. Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования. Заполнение таблиц в тетради. Всем
Почвенно-раститель-ный покров, животный мир, почвен-ные и биоло-гические ресурсы № 9. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности). Всем
Природ-ные ком-плексы Природ-ные зоны № 10. Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон. Составление в тетради схемы, таблицы. Всем
Человек и природа Природ-ные районы № 11. Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов. Заполнение контурной карты, выводы на отдельном листе. Всем   IV четверть

Человек и природа

Природ-ные районы

№ 12. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования). Заполнение таблицы в тетради, составление схемы. Всем

 

№ 13. Определение физико-географического положения Калининградской области. Всем
№ 14. Выявление по картам и статистическим материалам природных ресурсов и условий их освоения. Всем
№ 15 Выявление зон чрезвычайных экологических ситуаций и охраняемых территорий Калининградской области. Всем

 

География России. Население. (IX класс)

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения Оценка Время проведения

Насе-ление

 

№ 1. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. Работа с контурной картой и письменный вывод в тетради. Всем

 

I четверть

№ 2. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения. Заполнение таблицы.   Всем
№ 3. Определение по статистическим материалам тенденции в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны. Таблица и выводы в тетради. Всем

Хозяйство

География отраслей и межотра-слевых ком-плексов

№ 4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. Таблица в тетради. Всем

 

II четверть

№ 5. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. Заполнение таблицы в тетради или описание по плану. Всем
№ 6. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. Работа с контурной картой.   Всем   III четверть
    № 7. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Таблица в тетради. Всем  

Хозяйство

География отраслей и межотра-слевых ком-плексов

№ 8. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. Таблица в тетради. Всем

 

III четверть

№ 9. Определение по картам и статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Письменная характеристика в тетради или заполнение контурной карты с подробными выводами. Всем

Хозяйст-венные районы

России

 

№ 10. Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя).   Всем

 

IV четверть

№ 11. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя).  Сравнительная таблица в тетради. Всем
№ 12. Определение экономико-географического и политико-географического положения Калининградской области. Всем
№ 13. Хозяйственная оценка природных ресурсов Калининградской области и условий их освоения. Всем
№ 14. Составление картосхемы внешних экономических связей Калининградской области. Всем
№ 15. Составление картосхем территориальной структуры хозяйства Калининградской области; или экскурсионный практикум на предприятие области. Всем

Экономическая и социальная география мира (X класс)

 

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения Оценка Время проведения

Общая

характе-ристика

мира

Современ-ная поли-тическая карта мира № 1. Составление систематизирующей таблицы “Государственный строй стран мира”. Всему классу одновременно

 

I

полугодие

География мировых природных ресурсов № 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира. Предлагаются 2 варианта, форма фиксации результатов: таблица или вывод в тетради. Поэтапно всем

География населения мира

№ 3. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. Результат работы – сравнительная характеристика. Всему классу одновременно
№ 4. Объяснение (на основе изучения материалов учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сфере материального и нематериального производства. Форма выполнения: заполнение таблицы. Всему классу одновременно
№ 5. Объяснение (по результатам) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору). Форма представления результатов: реферат или таблица в тетради. Всем Поэтапно

Общая

характе-ристика

мира

География отраслей мирового хозяйства

№ 6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. Форма выполнения: реферат, сочинение, картосхема. Всем Поэтапно

 

I

полугодие

№ 7. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития, составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов. Форма представления результатов: реферат, сочинение, проект. Всему классу одновременно

Регио-нальная характе-ристика мира

Зарубежная (по отноше-нию

к странам СНГ) Европа

№ 8. Разработать экономико-географическое обоснование размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран. Форма выполнения: таблица или письменное обоснование в тетради или на контурной карте с подробной легендой. Всем поэтапно
№ 9. Составить сравнительную экономико-географическую характеристику двух стран “большой семерки”. Форма выполнения: сводная таблица в тетради. Всем поэтапно

Зарубежная (по отноше-нию

к странам СНГ) Азия

№ 10. Характеристика специализации сельскохозяйствен-ных районов Китая, объяснение причин. Форма выполнения: контурная карта. Всем одновременно

 

II полугодие

№ 11. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. Всем одновременно
    № 12. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии. Форма выполнения: контурная карта с подробной легендой. Всем одновременно

 

II полугодие

Регио-нальная характе-ристика мира

Северная Америка № 13. Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения. Форма представления результатов: реферат или итоговая таблица в тетради. Всему классу одновременно
Австралия и Океания № 14. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата. Всему классу одновременно
Глобальные проблемы челове-чества № 15. Разработка проекта решения одной из проблем (продовольственная, энергетическая и др.) с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в других (известных учащимся) областях научных знаний. Работа по группам по определенному заданию. Форма представления результатов: рефераты и доклады с иллюстрациями, схемами, таблицами. Всем поэтапно

Таким образом, все практические работы по программе отражаются в тематическом и поурочном планировании с указанием их вида (обучающие, самостоятельные, итоговые) и записываются в журнал.

ЕГЭ и ГИА-9. Анализ результатов ЕГЭ и ГИА-9 по географии в Калининградской области дает информацию о сильных и слабых сторонах подготовки учащихся, позволяет определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами выпускников, предоставляет данные, являющиеся необходимым условием реализации обратной связи в процессе обучения географии. Опубликованные материалы открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий по географии включают подборки заданий по всем разделам и темам обязательных минимумов содержания школьного географического образования. Эти материалы должны стать дополнительным ориентиром для учителей при планировании глубины изучения того или иного материала, при определении видов деятельности учителя и учащихся, необходимых для достижения того или иного уровня овладения географическими знаниями и умениями. Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет в работе учителей информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий экзаменационной работы. Причиной типичных ошибок, как показывает анализ результатов ЕГЭ и ГИА-9, чаще являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей. Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9. Рекомендовать ученикам можно пособия, которые включены в «Перечень изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенный на сайте ФИПИ (http://www. fipi . ru ). (Приложение №1).

Настоятельно рекомендуем учителям включить в поурочное планирование для 8-11 классов подготовку к ГИА-9 и ЕГЭ, после каждого изучаемого раздела (по возможности – темы).



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Требования к рабочей программе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к рабочей программе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)