Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация воспитательной и внеурочной работы по географии



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Организация воспитательной и внеурочной работы по географии 0.00 из 5.00 0 оценок




Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы общего образования новые требования. В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов «второго поколения», на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. В воспитательной работе учителей географии следует выделить два наиболее актуальных направления.

Во-первых, воспитание патриотизма. Любое государство в целях самосохранения заинтересовано в воспитании граждан, разделяющих его базовые ценности, и инструментом такого воспитания выступает школьное преподавание географии. Важно, чтобы ценности гражданственности и патриотизма в сознании юных россиян были увязаны с любовью к Отечеству и полноценным восприятием себя как гражданина России, наделенного конституционными правами и обязанностями. В новом учебном году следует продолжить воспитательную работу, особое внимание, обращая на формирование позитивного географического образа России, больше времени уделяя рассказам о неповторимой красоте разнообразных ландшафтов страны, природных уникумах, о замечательных людях, живущих в России.

Учителям географии в воспитательной работе необходимо исходить из того, что каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о ее сегодняшнем дне. В октябре 2010 г. состоится Всероссийская перепись населения. Следует стремиться к тому, чтобы у подрастающего поколения формировалось осознанно-положительное отношение к переписи населения. Без ознакомления с данными переписей населения невозможно дать учащимся полноценные знания и организовать эффективную воспитательную работу по география. Поэтому необходимо постоянное (ежегодное) включение переписной тематики в содержание учебных занятий и воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях.

Второе направление воспитательной работы учителей географии – формирование толерантного сознания. Жизнь в эпоху глобализации ставит проблему воспитания толерантности как вопрос выживания. Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.08.2006 г. № 201 утверждена Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. В этом документе образование рассматривается как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации – духовной консолидации народа России в полиэтничное, гражданское общество.

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Процессы, происходящие в образовании, требуют системной общественной поддержки. В 2007 году для поддержки этой работы, была создана организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». Программа работы Движения на 2009 – 2010 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (http://www.oodi.ru).

Одним из направлений внеурочной работы по предмету является подготовка к олимпиадам по географии, количество которых возросло. На заседании районных (городских) методических объединений учителей географии следует проанализировать результаты Всероссийской, областной, районно-городской олимпиад школьников по географии, организовать обмен опытом по проведению школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях. Основным педагогическим условием для успешной подготовки к олимпиаде является сочетание урочной и внеклассной работы.

Все олимпиадные задания строятся на основе школьных курсов географии. Задания лишь развивают, логически усложняют базовые знания и облекают их в более занимательную форму. Содержание олимпиадных заданий для 7-9 классов определено «Примерной программой основного общего образования по географии». Содержание олимпиадных заданий для 10-11 классов определено «Примерной программой основного общего образования по географии» и «Примерной программой для среднего (полного) общего образования» (профильный уровень). При подготовке к олимпиадам следует уделить особое внимание их практической составляющей. В частности на построение геолого-геоморфологического поперечного профиля; на работу с квадратно-километровой сеткой топографической карты; определение азимутов по карте и умение рассчитать протяженность различных маршрутов. Кроме перечисленных заданий возможно включение в структуру практических туров и других заданий, в том числе – творческих, связанных с самостоятельной разработкой исследовательских проектов (например, бизнес-планов, программ территориального развития, историко-краеведческих и т.д.). Задания этого типа, как правило, предлагаются школьникам старших классов, изучающим экономическую географию.

При подготовке по теоретической части следует обратить внимание на:

- географические открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату в 2009-2010 годах;

- узнавать и описывать по контуру или изображению конкретные участки земной поверхности, по координатам определять особенные (специфические) точки земли;

- объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния их специфические проявления на конкретных территориях;

- уметь по описанию определять ту или иную территорию (страну или район страны);

- знать четко и применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их территориальные проявления, уметь анализировать климатограмму;

- знать особенности водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и теплых течений океана;

- понимать особенности территориальной концентрации многих экономических явлений, уметь читать и анализировать различные картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики. При подготовке участников олимпиады, следует использовать материалы, опубликованные в журнале "География в школе", в газете "География" (приложение к "Первое сентября"), журнале "География и экология в школе ХХI", а также в журнале «География для школьников», который начал издаваться с 2008 года.

В настоящее время целью всего образования Калининградбкой области, в том числе географического, является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности. Большая часть из перечисленных качеств формируется в процессе воспитания, которое мы рассматриваем как одну из функций обучения географии. Уникальность географии заключается в том, что она одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества; рассматривает общество, природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения учебному предмету есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. С целью придания учебному процессу яркого, эмоционального восприятия в курсе географии можно использовать описание плавания путешественников, сведения о том, какие народы населяют нашу страну, об их обычаях и традициях.

В систему работы учителя географии рекомендуется активнее внедрять деятельностный подход в обучении школьников. Проникновение в теорию и практику преподавания географии культурологического, личностно-развивающего, компетентностного, рефлексивного, технологического и других подходов изменяет стратегию обучения. Общая направленность подходов состоит в усилении развивающей роли образования, укреплении позиций исследовательского обучения, что обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Происходящие перемены столь стремительны, что человеку все сложнее удается сохранять сложившиеся стереотипы. Повседневная деятельность требует исследовательского поведения, умелого применения знаний. В этой связи важной способностью человека признается способность самостоятельно учиться, ценность саморазвития, творческой саморегуляции. Поэтому, кроме учебно-познавательной, подчеркивается значимость коммуникативной, практико-преобразующей, ценностно-ориентационной, проектной, рефлектной, рефлексивной деятельности, направленных на продуктивное развитие учащегося, его самоопределение, самопознание, самореализацию.

Приложение № 1

Ресурсы Интернет

11 Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru
22 Федеральное агенство по образованию www.ed.gov.ru
33 Российское образование (Федеральный портал) www.edu.ru
44 Российский общеобразовательный портал school.edu.ru
55 Дополнительное образование детей (Федеральный портал) vidod.edu.ru
66 Сервер информационной поддержки единого государственного экзамена www.ege.ru
77 Профильное обучение в старшей школе www.profile-edu.ru
88 Информационно-коммуникационные технологии в образовании (система федеральных образовательных порталов) www.ict.edu.ru
99 Федерация Интернет - образования http://www.fio.ru
110 Всероссийский Интернет - педсовет pedsovet.org
111 Сервер ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций www.informika.ru
112 Вестник образования (сайт журнала) www.vestnik.edu.ru
113 Учительская газета www.ug.ru
114 Первое сентября (газета) www.1september.ru
115 Фестиваль педагогических идей Открытый урок» http://festival.1september.ru
116 Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru
117 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
218 Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru

 

 



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Организация воспитательной и внеурочной работы по географии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация воспитательной и внеурочной работы по географии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)