Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА



2019-12-29 274 Обсуждений (0)
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение………………………………………………………………….…..3

Исторический очерк развития лечебной

физической культуры………………………………………………………..3

Лечебная гимнастика в древнем мире…………………………………..4

Лечебная гимнастика в эпоху феодализма……………………………..5

Лечебная гимнастика в эпоху капитализма..…………………………..7

Основы общей патологии. Общее учение о здоровье и болезни………..11

Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия

физических упражнений………………………………………………...…13

Лечебная физическая культура при деформациях

опорно-двигательного аппарата…………………………...........................15

Лечебная физическая культура при дефектах осанки

и деформациях позвоночника…………………………………..................16

Дефекты осанки, их предупреждение и устранение………………..16

Лечебная физическая культура при заболеваниях почек………………..18

Библиографический список………………………………………………..20

 

 


Введение

Лечебная физическая культура – самостоятельная научная дисциплина, использующая для лечения и профилактики различных заболеваний средства физической культуры.

В основе лечебного действия физических упражнений лежит систематическая, строго дозированная тренировка, которая кроме местного воздействия на отдельные органы и системы оказывает влияние на весь организм в целом, в связи с чем повышается общая устойчивость больного к неблагоприятным факторам, изменяются его реактивные свойства.

Лечебная физическая культура способствует более быстрому восстановлению работоспособности после заболеваний, предохраняет от возникновения ряда патологических процессов, которые развиваются при недостаточной физической активности человека.

Отличительной чертой лечебной физической культуры является научная обоснованность и диалектическое понимание физиологических процессов, протекающих в организме под влиянием дозированных физических упражнений; в своем становлении и развитии она опирается на закономерности медицинских и биологических наук, педагогики, психологии.

 

Исторический очерк развития

Лечебной физической культуры

 

История развития лечебного применения физических упражнений относится к далекой древности и тесно связана с развитием медицины. Возникновение и развитие лечебной гимнастики, как и всякой другой области человеческих знаний и человеческой деятельности, находится в неразрывной связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций, общей историей культуры народов. Подобно тому как на основе обобщения эмпирических знаний, народного опыта и народной медицины слагалась медицинская наука, есть основание полагать, что по этому пути шло иразвитие лечебной гимнастики.

У нас нет прямых указаний на использование физических упражнений в качестве лечебного средства человеком первобытнообщинного строя. Однако ели принять во внимание, что эмпирическая народная медицина даже в условиях господства религии продолжала развиваться и что при этом многочисленные медицинские средства и примеры врачевания продолжали жить в народе, накопляться и передаваться от одного поколения к другому, не исключена возможность преемственного перехода отдельных элементов физических упражнений и их использования в практике врачевания.

В длительной эволюции человеческих понятий в определении причин заболеваний и терапевтического воздействия на них физическим упражнениям отводилась определенная, а в отношении отдельных заболеваний и решающая роль. Причем значение физических движений в терапии заболеваний в каждой древней культуре тесно связывалось с представлением о природе человека, современной философией и идеологией.

 

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Древняя Индия

 

В Индии вопросам дыхательной гимнастики и врачевания при помощи упражнений уделялось большое внимание. Древние индусы утверждали, что воздух содержит в себе жизненную силу «прану» (кислород). За 1800 лет до нашей эры в священных индусских книгах Веды было подробно изложено учение о пассивных и активных упражнениях, массаже и дыхательной гимнастике, а также перечислены те болезненные состояния, при которых, по мнению индусов, следует назначать упражнения. Гигиена, составляющая один из важнейших отделов индусской медицины, требовала, начиная с десятилетнего возраста, среди различных гигиенических мероприятий обязательного купания, растирания всего тела (массаж), выполнения гимнастических упражнений.

 

Древний Китай

 

Самым ранним письменным источником, в котором излагалась методика применения упражнений в качестве лечебного средства и даже была изложена схема дифференцированного подбора упражнений по принципу активного воздействия на организм, являлась одна из книг серии энциклопедии «Конг-фу», появившейся в Китае ранее 600 лет до нашей эры. В этом древнейшем памятнике китайской письменности подробно описаны начальные основы гимнастики, излагаются обоснования лечебного воздействия упражнений, уделяется большое внимание дыхательным упражнениям, исходным положениям тела, пассивным упражнениям и упражнениям с сопротивлением, массажу.

 

Древняя Греция

 

Греческая древняя медицина в начальном периоде своего развития находилась под большим влиянием медицины Ассирии, Вавилона и Египта, в которых лечение сосредоточивалось главным образом в руках жрецов. Освобождение науки от религиозных воззрений, упадок авторитета храмовой медицины вызвали рождение и расцвет различных областей естествознания, медицины, лечебной гимнастики. В этом периоде лечебная гимнастика в Греции достигла высокого развития. Греки обращали большое внимание на физическое развитие юношей. Учителя гимнастики одновременно занимались и лечением болезней. Учителя гимнастики Иккус и Геродикус (5 в. до н.э.), лечившие своих больных диетой, дозированными прогулками, бегом, гимнастическими упражнениями, по словам философа Платона, явились создателями медицинской гимнастики.

Большое значение в развитии греческой медицины и лечебной гимнастики принадлежит Гиппократу (460—370 гг. до н.э.). Являясь основоположником клинической медицины, Гиппократ при лечении болезней выдвигал на одно из первых мест диету и лечебную гимнастику; последняя, по его мнению, должна носить строго индивидуальный характер. В своих трудах Гиппократ подробно останавливался на методике назначения физических упражнений при болезнях легких, сердца, обмена веществ, в хирургии. Его некоторые практические указания по методике лечебной гимнастики не потеряли своего значения и в наше время.

Гиппократ и последующие врачи Греции учили рассматривать лечебную гимнастику как обязательный и существенный элемент всей системы эллинской медицины, наравне с массажем и водными процедурами.

 

Древний Рим

 

Римская медицина находилась под большим влиянием эллинских ученых и философов. Все то, что сделали римские врачи в области совершенствования методики лечебной гимнастики и освоения в этой области наследия эллинской медицины, нашло свое завершение в работах Целия, Корнелия Цельза и особенно известного римского врача Галена (около 130–200 гг. до н.э.). Целий в своих пяти книгах, посвященных хроническим болезням, неоднократно рекомендовал физические упражнения в качестве лечебного средства. Особенно большое значение придавал Целий гимнастике и массажу при параличах, предлагая при этом особые, сконструированные им аппараты для пассивного сгибания и разгибания конечностей. Корнелий Цельз являлся энергичным пропагандистом гимнастических упражнений даже при острых заболеваниях. Советам Целия и Цельза – назначать физические упражнения при всевозможных заболеваниях – следовали целые поколения римских врачей, последним представителем которых явился великий ученый Рима Гален, который дал синтез всей античной медицины и, подобно Гиппократу, высоко оценил диететику и физические упражнения при болезненных состояниях, придавая главное значение при лечении болезней диететике, гимнастике, массажу, трудовым процессам.

Несмотря на отдельные успехи и признание положительного влияния лечебной гимнастики на организм человека, изложенные в творениях врачей древнего мира, рассмотрение этого метода в качестве профилактического и терапевтического средства в рабовладельческом обществе не могло носить массового характера и было поставлено только на службу правящим классам.

 

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА

 

С приходом средневековья наступила власть церкви. Наука находилась в упадке. Невежество и суеверия в то время царили в Европе во всех областях знания. Относительный прогресс науки наступил с периода нашествия на Европу арабов, которые преемственно восприняли высокую культуру Египта, Персии и Византии, а переведя на свой язык творения классиков Древней Эллады и Древнего Рима, приобщились и к культуре греков и римлян. В этот период великий врач, философ и натуралист Абу-Али-Ибн Сина (около 980–1037гг.), по национальности таджик, писавший на арабском и таджикском языках, ставший широко известным в средневековой Европе под именем Авиценны, создал свой бессмертный труд «Канон медицинских наук». Этот огромный труд сконцентрировал в себе достижения греко-римской, среднеазиатской, иранской, арабской медицины и систематизировал основанные на опыте и врачебной практике знания того времени в этой области. «Канон медицинских наук» состоял из пяти книг. В первой книге Авиценна дает широкое теоретическое обоснование приема солнечных и воздушных ванн, режима питания и использования физических упражнений людьми разного возраста с профилактической и лечебной целью. Он подробно останавливается на гимнастических упражнениях, пешеходных прогулках, борьбе, кулачных боях, стрельбе из лука, верховой езде и пр., неоднократно подчеркивая значение движений в старости. Великий ученый считал физические упражнения «наиболее сильным» средством в системе сохранения здоровья. Он писал о том, что человек, занимающийся физическими упражнениями, соблюдающий гигиенические требования в отношении питания и сна, не нуждается ни в каком лечении. Ибн Сина классифицировал физические упражнения с медицинской точки зрения, настаивал на строгой индивидуализации при назначении их больным, требовал разнообразия и умеренности в дозировках, рекомендовал использовать движения для укрепления слабых детей, а пожилым усилить внимание к ходьбе. Назначение физических упражнений больным он ставил выше назначения им лекарств. Массажу Ибн Сина придавал большое значение не только в борьбе с утомлением, но и как лечебному средству.

Эпоха Возрождения характеризовалась ослаблением уз, налагавшихся на жизнь феодальными порядками и католицизмом, возникновением светских школ и университетов, протестом против крайностей и нелепостей схоластики, признанием науки и культуры Востока, Греции и Рима, как нераздельной части общечеловеческой культуры. Возникновение гуманизма и ожесточенная борьба между отживающим феодальным и зарождающимся буржуазным стрем привело к освобождению естествознания от теологии, пробуждению интереса к натурфилософии, описательной и сравнительной анатомии, физиологии, хирургии, вопросам профилактики, гигиены, а также и лечебной гимнастики. Это внимание усилилось после появления работ знаменитого анатома Везалиуса (ум. в 1565 г;), трактата о сохранении здоровья и достижении глубокой старости, написанного Антониусом Гази из Падуи (ум. в 1526 г.), книги о движении, покое, а также о пользе растираний тела, написанной Симфориусом Шампиё (ум. в 1539 г.).

Среди гуманистов этой эпохи есть имена анатомов Фаллопия, Евстахия, прочно вошедшие в учебники анатомии, а среди идеологов физического воспитания Рамбле, Амоса Коменского и особенно Иеронимо Меркуриалиса (1530–1605 гг.).Трактат Меркуриалиса «Искусство гимнастики», напечатанный в 1569 г., представлял собой энциклопедию всего того, что было создано в области физического воспитания и лечебной гимнастики в античное время и средние века. Для истории развития лечебной гимнастики особый интерес приобретают те разделы трактата, в которых излагаются вопросы допустимости физических упражнений для больных и выздоравливающих, вопросы строгого контроля и наблюдений за назначением физических упражнений и выбора упражнений для лиц преклонного возраста. Физические упражнения рассматривались Меркуриалисом как часть медицины, которую он делил на лечебную и охранительную. Охранительная медицина включала в себя мероприятия профилактического и гигиенического характера. Разделив физические упражнения античного мира на лечебные (истинные), военные (необходимые в жизни) и атлетические (ложные), он рекомендовал только те упражнения, которые носят оздоровительный и лечебный характер.

Применение движений в качестве лечебного метода в Древней Руси связано главным образом с лечением контрактур травматического происхождения в сочетании с теплом и баней.

Многочисленные исторические документы, к которым относятся памятники древнерусской письменности, изобразительного искусства, материалы, найденные при археологических раскопках, свидетельствуют о том, что древнерусская медицина стояла в то; время на высоком уровне.

Существование на Руси больничных заведений относится к эпохе раннего феодализма. Такие больницы появились уже в XI в. в Киеве, Переяславле и в других городах. Древнерусские «лечцы» знали о строении и отправлениях человеческого организма. Хирургия, как важнейшая отрасль практического врачевания, в связи с частыми войнами и бытовыми травмами процветала уже в киевском периоде. «Резальники» (хирурги) и костоправы лечили переломы, вывихи. Ампутации конечностей являлись наиболее распространенным видом хирургических операций, начиная с XI в. Металлические шины при переломе рук и древнерусские протезы для нижних конечностей («древянницы») упоминаются в рукописях XV в.

Из рукописных лечебников известно, что при лечении повреждений конечностей после переломов или других травм наряду с лечением теплом в банях применялись в целях предупреждения тугоподвижности движения, носящие характер активного выпрямления и вытягивания. Лечебной гимнастики в современном понимании не существовало, хотя с лечебной целью рекомендовались бег, верховая езда, охота, ходьба.

 



2019-12-29 274 Обсуждений (0)
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)