Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности антикризисной политики Республики Беларусь



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
Особенности антикризисной политики Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Мировой кризис впервые стал глобальным. Интеграция больших стран — Китая, Индии, Бразилии, России — в мировую финансовую систему, принятие правил игры, установленных США и ЕС, стали фак­тором, определившим его характер.

Влияние мирового кризиса на белорусскую экономику проявилось с некоторой временной задержкой, через год после его начала в США и ЕС и примерно на полгода позднее, чем в России, что объясняется слабой интегрированностью нашей экономики в мировую и большой зависимостью от внешнеторговых связей с Россией.

Резкое ухудшение во второй половине 2008 года конъюнктуры на мировых товарных и сырьевых рынках привело к снижению ценовых индексов и падению спроса на основные товары белорусского экспорта (нефть и нефтепродукты, металлы, удобрения, сельскохозяйственная техника и др.). С учетом прогнозируемого международными экспертами подорожания импорта энергоносителей для Беларуси в 2011 году, а также рецессии в основных развитых странах мира (США, ЕС, Япония) ожидается сохранение давления на текущий счёт платёжного баланса Беларуси.

Кроме того, в настоящих условиях существенно ограничено привлечение внешних финансовых средств в Беларусь на долговой основе. Принятие Концепции управления внешним долгом Республики Беларусь, предусматривающей систему мониторинга и ограничений на внешние заимствования предприятий и организаций всех форм собственности, как ожидается, будет способствовать повышению экономической безопасности страны.

Падение спроса на белорусский экспорт привело во второй половине 2008 г. к росту товарных запасов на складах предприятий-экспортеров, сокращению валютных поступлений в страну, однако объемы выпуска на предприятиях по инерции продолжали расти, демонстрируя нерыночность нашей экономики, неоперативность управленческих гос­структур. 2009 г. стал самым трудным не только для белорусской экономики. ВВП в США упал на 2,4 %, Японии — на 5, ФРГ — на 6,2, в России — на 7,9 %. ВВП в Республике Беларусь в 2009 г. по отношению к 2008 г. составил 100,2 %.

Экспорт товаров и услуг в Беларуси за 11 месяцев 2009 г. сократил­ся на 34,7 %, импорт — на 27,5 % , отрицательное сальдо внешней тор­говли составило 4,8 млрд. дол., запасы готовой продукции на складах предприятий достигли почти 2 млрд. дол. В 2009 г. сократился объем промышленного производства, наибольший спад зафиксирован на пред­приятиях химической и нефтехимической промышленности (34,7 %), машиностроения и металлообработки (25,7 %).

Кризис поднял вопрос о самоокупаемости нашей экономики. Вало­вой внешний долг Республики Беларусь к концу 2008 г. достиг порога окупаемости — 25 %ВВП. По состоянию на 01.10.2009 г. внешние за­имствования выросли до 19,3 млрд. дол. и составили более 45 % ВВП. [21, с. 112]

Также кризис поднял проблему выживания нашей экономики, ускорил процессы ее реформирования. Так, Национальный банк Республики Беларусь перешел на новую курсовую политику, привязав белорусский рубль к корзине из трех валют, что позволило уменьшить нашу зависи­мость от российского рубля. 2009 г. стал годом либерализации белорус­ской экономики, реализован внушительный пакет мер по улучшению делового климата в стране.

В целях нивелирования негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса Прави­тельством Республики Беларусь был предпринят це­лый комплекс соответствующих антикризисных мер, охватывающих все отрасли экономики.

Так, Правительством Республики Беларусь была ут­верждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Республики Беларусь в условиях мирового финансового кризиса. Данный программный документ включает в себя три основных раздела: банковский сектор, бюджетную сферу и ре­альный сектор экономики.

В рамках реализации названной Системы уже осу­ществлен целый комплекс мероприятий. В настоящий момент в банковском секторе Беларуси наблюдается довольно стабильная ситуация. Нормативы ликвидности банками республики соблюдаются.

В качестве превентивных мер по поддержанию стабильной ситуации с внутренней ликвидностью и привлечением средств нерезидентов Национальным банком предприняты следующие меры:

· повышена ставка рефинансирования (с 15 октября 2008 года на 0,25 % до 10,75 % годовых, с 12 ноября 2008 года еще на 0,25 % до 11 % годовых);

· увеличены процентные ставки на рублевом межбанковском рынке в рамках коридора, задаваемого процентными ставками по постоянно доступным операциям. Реализация данной меры осуществляется планомерно через проведение основных и дополнительных ломбардных аукционов по объявленной процентной ставке;

· Декретом Президента Республики Беларусь предусматривается полная гарантия сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) банковских вкладах (депозитах);

· даны рекомендации банкам о дальнейшей активизации деятельности по привлечению депозитов и проведению работы с контрагентами по пролонгированию либо рефинансированию ранее привлеченных кредитов и займов от нерезидентов;

· проведена работа с банками по обеспечению ими беспрепятственной покупки – продажи иностранной валюты населением в пунктах обмена валют;

· принято решение о предоставлении банкам, в случае необходимости, беззалоговых кредитов сроком до 3 месяцев (с правом досрочного погашения или истребования) под ставку, превышающую ставку по кредиту овернайт на 3 процентных пункта;

· с 1 января 2009 года с 10 до 25 млн. евро в эквиваленте увеличивается минимальный размер нормативного капитала для действующих банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты);

· в целях высвобождения банковских средств для поддержки экономики Республики Беларусь, а также создания возможности для повышения процентных ставок по привлечению банками ресурсов, в первую очередь от населения, с 1 декабря 2008 года для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций снижены нормативы резервных требований: от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях – с 4,5 до 1,5 %, от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях и от привлеченных средств в иностранной валюте – с 8 до 7 %[7].

Финансовый кризис в настоящее время не оказывает прямого негативного влияния на рынок ценных бумаг Республики Беларусь. Об этом свидетельствует выполнение в полном объеме мероприятий Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008–2010 годы, направленных на создание стабильно функционирующего и ликвидного рынка ценных бумаг. Реализация этих мероприятий позволила за 11 месяцев 2008 года увеличить общий объем эмиссии только корпоративных облигаций более чем в 6 раз.

В условиях мирового финансового кризиса с уче­том возможного сокращения доходов бюджета требу­ется оптимизация бюджетных расходов, в частности, введение ограничений непервоочередных расходов с определением наиболее приоритетных направлений расходования бюджетных средств. Намеченная экономия бюджетных расходов связа­на прежде всего с сокращением текущих расходов бю­джетных организаций и достаточно значительным со­кращением их капитальных расходов.

В целях сокращения государственных расходов проведена инвентаризация государственных про­грамм исходя из их значимости для экономики, отме­нены дублирующие, низкоэффективные программы и инвестиционные проекты. Тем не менее в неизменных размерах сохранено финансирование важнейших со­циальных программ.

Таким образом, применяемые подходы по оптими­зации бюджетных расходов позволят в полном объеме профинансировать приоритеты бюджетной политики страны — социальные расходы бюджета.

Основной задачей в реальном секторе экономики является сохранение темпов роста экспорта и возврат в страну экспортной выручки. В этих целях на местах утверждены отраслевые и региональные мероприятия по обеспечению стабильного экономического развития предприятий в условиях мирового финансового кри­зиса. Кроме того, были разработаны и утверждены Пре­мьер-министром Республики Беларусь Первоочеред­ные мероприятия по либерализации условий эконо­мической деятельности. В результате их реализации в первом полугодии 2009 г.:

· созданы более привлекательные условия примене­ния упрощенной системы налогообложения;

· сокращен перечень товаров, в отношении которых осуществляется регулирование цен, отменена регист­рация цен на новые товары;

· сокращено число административных и техничес­ких процедур, совершаемых государственными орга­нами и организациями в сферах здравоохранения и транспортной деятельности.

· упрощен порядок совершения сделок с ценными бумагами;

В целях стимулирования рынка труда:

· установлен единый норматив отнесения выплат стимулирующего характера на затраты в размере 80% от суммы заработной платы работников;

· руководителям коммерческих организаций предо­ставлено право устанавливать заработную плату ра­ботникам в прямой зависимости от выручки, получен­ной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

· упрощена система оплаты труда руководителей ор­ганизаций;

· сняты все ограничения по системам премирования руководителей из прибыли, оставшейся после налого­обложения.

Кроме того, введены дополнительные меры, на­правленные на стимулирование отечественных разра­ботчиков и производителей к созданию и внедрению новой высокотехнологичной продукции, основанной на результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских (технологических) работ.

Утверждено Положение о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государ­ственных, региональных и отраслевых программ, пре­дусматривающее переход к конкурсной форме разме­щения заданий по кредитованию банками проектов в рамках государственных программ, определение по­рядка формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и от­раслевых программ [19, с. 10].

Изменена очередность осуществления платежей с текущих (расчетных) счетов юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей, отменены ограни­чения размера расчетов наличными денежными сред­ствами между юридическими лицами и индивидуаль­ными предпринимателями.

В целях совершенствования имущественных и зе­мельных отношений упрощен порядок проведения аукционов и конкурсов; усовершенствованы порядок распоряжения государственным имуществом, проце­дура его отчуждения, механизмы вовлечения имуще­ства в хозяйственный оборот.

Усиление кризисных явлений в мировой экономике отражается на результатах внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. Нарушение сложившихся торгово-экономических и кооперационных связей предприятий с зарубежными партнерами является основной угрозой, которая может иметь отрицательные последствия не только для экономики отдельного предприятия, но и для бюджета страны.

В этой связи важнейшей задачей Правительства становится выработка мер, направленных на ограничение бюджетных расходов, создание механизмов быстрого реагирования при проявлении кризисных явлений, высвобождение финансовых ресурсов для их использования на цели поддержки предприятий реального сектора экономики.

Правительством выработаны меры системного характера, основанные на жестких бюджетных ограничениях. При этом продуман механизм их реализации, позволяющий при улучшении экономической сферы снимать полностью или частично те или иные бюджетные ограничения.

Основным приоритетом бюджетных расходов остаются расходы на социальную сферу. С учетом ключевых задач системы социальной помощи населению необходимы разработка и реализация стратегии по упорядочению программ социальной помощи и показателей ее эффективности, усиление работы по полному переходу на адресный характер социальной помощи, внедрение новых форм предоставления медицинских услуг населению, способствующих экономии бюджетных средств.

Сокращению негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику Беларуси будет способствовать упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики, в том числе за счет оптимизации бюджетных субсидий, принятия мер по совершенствованию процедур государственных закупок и устранению нарушений в этой сфере, сокращения необоснованных льгот.

Мировой финансовый кризис не оказал влияния на планы Правительства по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки. Реализация данных планов в 2009 году позволила, в свою очередь, высвободить дополнительные средства субъектов хозяйствования, которые могут быть направлены на мероприятия по минимизации последствий кризиса.

В 2008 году налоговая нагрузка была снижена на 0,9 % к ВВП за счет отмены налога с пользователей автомобильных дорог, местных сборов с пользователей за осуществление торговли и строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд строительной науки Министерства архитектуры и строительства.

За счет уменьшения с 2 до 1 % ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; исключения из перечня объектов обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов; установления в размере 5 % единой ставки по местным налогу с продаж и налогу на услуги; снижения с 35 до 34 % ставки обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения; уменьшения с 5 до 3 % ставки налога на приобретение автотранспортных средств в 2009 году налоговая нагрузка сократится на 1,3 % к ВВП.

Планируется изменение порядка и условий применения подоходного налога: вместо действующей прогрессивной годовой шкалы ставок подоходного налога вводится линейная (единая) ставка на уровне 12 % (сегодня ставка колеблется от 9 до 30 %) [7].

Кроме перечисленных мер, коренному улучшению ситуации в среднесрочной перспективе должно способствовать применение мер по улучшению деловой среды, инвестиционного климата, других интенсивно проводимых экономических мероприятий. Эти меры направлены на повышение конкурентоспособности белорусских товаров, расширение и диверсификацию экспортной базы Беларуси, увеличение доли высокотехнологичных и инновационных товаров в производимой продукции, в конечном счете, будет способствовать росту объемов экспорта, выправлению торгового баланса, а также стимулированию притока прямых иностранных инвестиций как приоритетной формы внешнего финансирования.

В рамках осуществления мониторинга и оценки последствий влияния финансово-экономиче­ского кризиса на мировую экономику и Республику Беларусь изучается опыт ведущих стран мира и стран — торгово-экономических партнеров Республи­ки Беларусь по минимизации кризисных последст­вий. В данной работе задействованы Национальная академия наук Беларуси, Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, Национальный банк, а также ключевые министерства и ведомства страны. Все предложения и разработки аккумулируются в соответствующих органах государ­ственного управления, на основании которых приня­тые в начале года антикризисные документы постоян­но дополняются актуализированными антикризисны­ми мерами.

Для консолидации усилий по минимизации влия­ния финансово-экономического кризиса на экономи­ческое взаимодействие Беларуси и России принят План совместных действий Правительства Республи­ки Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансово-экономиче­ского кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, включающий меры по расширению применения рос­сийского рубля во взаимных расчетах, развитию про­изводственных кооперационных связей, поддержке инвестиционной деятельности, обеспечению равного доступа субъектов хозяйствования на рынки обеих стран, к госзакупкам и мерам государственной под­держки. В настоящее время белорусскими и россий­скими ведомствами осуществляются шаги по практи­ческой реализации намеченных антикризисных мер [19, с. 11].

Вместе с тем мер по либерализации без структурной перестройки экономики может оказаться недостаточно. Нужна реальная приватиза­ция. Необходимо повысить эффективность и конкурентоспособность экономики, чтобы не потерять свои позиции на мировом рынке. Не слу­чайно в антикризисных программах США и западноевропейских стран предусмотрены меры по сохранению преимуществ на высокотехноло­гичных рынках.

Для выхода из кризиса нужны новые инновации, выгодные для вложения капитала, или новые способы использования инноваций, по­явившихся в конце предыдущего цикла, позволяющих удешевить и на­ладить на их базе массовое производство новых товаров. Наряду с мера­ми по либерализации экономики необходимо сконцентрировать силы на создании национальной инновационной системы. Следует ускорить процесс развития венчурного предпринимательства, упростить получе­ние кредитов для организации малых инновационных предприятий, увеличить ресурсную базу и повысить эффективность использования финансовых средств республиканского бюджета, направляемых на раз­витие науки, образования и здравоохранения.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день самая волнующая и обсуждаемая тема в мире – мировой финансовый кризис. Рассматривая историю возникновения бушующего финансового кризиса, можно отметить, что свое начало он берет еще с 2006 года, когда в США начался обвал рынка ипотечного кредитования. Дальнейшее развитие кризиса ипотечного кредитования распространилось на Европу. Центральные банки мира повели массированные интервенции средств, пытаясь остудить рынки и снизить ставки денежного рынка, повысить ставки по ипотечным кредитам и ужесточить требования к заемщикам. Ряд банков ушел с ипотечного рынка.

В 2007 году мировая банковская система начала испытывать дефицит ликвидности. В 2008 году набирающий силу банковский кризис в Европе вызвал падение биржевых индексов и обвал мировых рынков Европы и Азии. Крах ведущих финансовых учреждений, стремительное падение курсов на фондовых рынках во всем мире и замораживание кредита вызвали полномасштабный экономический кризис со спадом производства как в наиболее развитых, так и в развивающихся странах. 

Текущий глобальный экономический кризис стал результатом провала сложившейся финансовой системы в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учёта.

Мировые финансовые институты регулирования не отреагировали на происходящие в последние годы события адекватными действиями, что подтвердило несоответствие их деятельности потребностям современного многополярного мира. Из-за отсутствия инструментов по предотвращению и минимизации последствий кризисных мир столкнулся с серьёзными экономическими потрясениями и – как результат – с ростом глобальной социальной нестабильности.

Белорусская экономика, несомненно, ощутила влияние мирового экономического кризиса, и это проявляется прежде всего в уменьшении объема экспорта за пределы Беларуси, в недостатке финансовых средств в реальном секторе экономики, в сужении денежных потоков. Возникают проблемы с платежами за отгруженную продукцию, а зна­чит, продукция оседает на складах. Разовая девальвация рубля удари­ла по карману граждан, имеющих сбережения в белорусских рублях. Цены на импорт выросли, а некоторые коммерческие структуры и пред­приятия начали взвинчивать цены.

В кризисной экономике отчетливо проявляются спад экспортного спроса, сокращение потребительского спроса и спад инвестиций. Все это приводит к уменьшению совокупного спроса и снижению роста ВВП.

Правительство и Нацбанк Республики Беларусь оперативно среаги­ровали на последствия кризиса и проводят антикризисные мероприя­тия по стабилизации экономики и финансовой системы. Это проявляет­ся в поддержке малого и среднего бизнеса, в решении проблем на рынке недвижимости, в снижении расходов на содержание управленческого аппарата, в сохранении кадрового потенциала республики, обеспече­нии занятости и поддержке социально уязвимых слоев населения, в га­рантии сохранности денежных средств физических лиц и др. Выход из кризиса не легкий и не быстрый. Но есть основания считать, что Бела­русь справится с этой трудной задачей.

В условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, современная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками. Нынешний кризис показал, что поддержание такой дисциплины остаётся нерешённой задачей как для суверенных государств, так и для ведущих компаний, оперирующих на глобальных рынках.

Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.

Лидерам «Большой двадцатки» (G20) удалось договориться в Лондоне о совместных беспрецедентных шагах по спасению глобальной экономики, выработать стратегию предотвращения кризисов в будущем и принять крупнейший в истории пакет конъюнктурных мер. Главный итог – в течение полутора лет G20 направит 5 трлн. долларов на решение экономических проблем. Пятая часть этой суммы достанется Международному валютному фонду (МВФ). Выявлены также основные причины и последствия кризиса. Главные из них: дефицит государственного бюджета, неразрешимая проблема государственной задолженности, кризис государственных финансов, усиление инфляционного процесса, снижение покупательской способности и спроса, рост безработицы.

Большинство разработанных мер направлены на решение многих проблем, связанных с нестабильностью современной финансовой и экономической системы. Их комплексная реализация обеспечит условия для создания универсальной системы финансово-экономического регулирования, исключающей возможность возникновения глобального кризиса.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аганбегян, А.Г. Об особенностях современного мирового финансового кризиса / А.Г. Аганбегян // Деньги и кредит. — 2008. — № 12. — с.3-9.

2. Аналитическое резюме МВФ [Электронный ресурс] / Международный валютный фонд. — 2009. Режим доступа: www.imf.org/exteTOal/pubs/ ft. — Дата доступа: 20.12.2009.

3. Аттали, Ж. Мировой экономический кризис... А что дальше? ⁄ Ж. Аттали. — СПб.: Питер, 2009. — 176 с.

4. Белорусско-российский «круглый стол» «Мир до и после кризиса». // Белорусский экономический журнал. — 2009. — №4 — с.33-55.

5. Глазьев, С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов/ Глазьев С.Ю. // Вопросы экономики. — 2009.—№3. — с.26-35.

6. Зарубежная практика антикризисного управления: учеб. пособие ⁄ Н.А. Ряховская [и др.]; под общ. ред. Н.А. Ряховской. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. — 271 с.

7. Кобяков, А.В. Меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса, предпринимаемые в государствах – участниках СНГ ⁄ А.В. Кобяков ⁄⁄ Предложения государств – участников СНГ по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса, Москва, 12 декабря 2008г. ⁄ Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. — Москва, 2008. — Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/webnpa/text.aspx?RN=N90800723. — Дата доступа: 05.12.2010.

8. Кушлин, В.И. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления ⁄ В.И. Кушлин ⁄⁄ Экономист. — 2009. — N 3. — с.3-11.

9. Лученок, А.И. Макроэкономическое регулирование — 2010: проблемы и пути их решения ⁄ А.И. Лученок ⁄⁄ Финансы, учет, аудит. — 2010. — №3. — с.40-51.

10. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учеб. пособие ⁄ Г.А. Родина [и др.]; под общ. ред. В.М. Соколинского. — М.: КНОРУС, 2010. — 248 с.

11. Мау, В.А. Россия и мировой кризис. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису ⁄ В.А. Мау ⁄⁄ Вопросы экономики. — 2009. — №2. — с. 4-23.

12. Никитенко, П.Г. О совершенствовании хозяйственного механизма Республики Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Аналитический доклад Института экономики НАН Беларуси / П.Г. Никитенко. — Минск: Право и экономика, 2009. — 32 с.

13. Пятенко, С.В. Экономический кризис и личные финансы ⁄ С.В. Пятенко, Т.Ю. Сапрыкина. — М.: КНОРУС, 2009. — 320с.

14. Программа антикризисных мер Правитель­ства Российской Федерации на 2009 год [Элект­ронный ресурс] / Российская газета. — 2009. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/03/20/programms-antikrisis-dok.html. — Дата доступа: 20,04,2009.

15. Руденков, М.В. Кризис в мировой экономике: проявление и преодоление ⁄ М.В. Руденков, А.А. Пилютик ⁄⁄ Белорусский экономический журнал. — 2010. — №1. — с. 27-34.

16. Руденков, ВМ. Стабилизация и рост в мировой экономике: ориентиры и пути достиже­ния / ВМ. Руденков, А.А. Пилютик // Журнал международного права и международных отно­шений. — 2009. — № 4.— с. 23-26.

17. Сорос, Д. Мировой экономический кризис и его значение. Новая парадигма финансовых рынков⁄Д. Сорос. — М.: Манн, Иванов и Фербер,2010. — 272 с.

18. Суэтин, А.А. О причинах современного финансового кризиса ⁄ А.А.Суэтин ⁄⁄ Вопросы экономики. — 2009. — №1. — с. 40-51.

19. Тур, А.Н. Антикризисная политика Республики Беларусь ⁄ А.Н. Тур ⁄⁄ Банковский вестник. — 2009. —№25. — с.9-11.

20. Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 мая 2009г.: в 2 т. / Белорус. гос. экон. ун-т; редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред) [и др]. — Минск: БГЭУ, 2009. — Т.1. — 345 с.

21. Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19-20 мая 2010г.: в 2 т. / Белорус. гос. экон. ун-т; редкол.: В.Н. Шимов(отв. ред) [и др]. — Минск: БГЭУ, 2010. — Т.1. — 294 с.

22. Remsperger Н. Was lief schief im Finanzsystem? [Electronic resource] / Remsperger Н. — 2008. — Made of access: http://www.bundesbank.de. Date of access: 16.05.2008.

 



2019-12-29 263 Обсуждений (0)
Особенности антикризисной политики Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности антикризисной политики Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)