Глава 1. Что такое эмоция?
Введение. Эмоции…Как это слово знакомо и одновременно неизвестно, ведь если спросить первого попавшегося человека, невелика вероятность, что он сможет дать четкое, внятное, а главное, правильное, обоснованное и достаточно аргументированное определение…так все же что такое Эмоция? Мы часто употребляем в своем лексиконе, в наших повседневных разговорах это слово, и даже не задумываемся, а знаем ли мы истинное значение этого слова. Сама я считаю себя эмоциональным человеком, так как я сильнее многих людей восприимчива к внешним изменениям, воздействующим на меня, будь они благоприятные или же нет. Я не когда не стараюсь скрыть своих эмоций, так как считаю, что человек, который скрывает свои чувства, боится показать своё истинное лицо, не искренен, фальшив, и он просто напросто не настоящий. Такие люди прячутся за различными масками, и редко бывают тем кем они на самом деле являются, (если мы возьмем в руки камень и покрасим его золотой краской, это вовсе не будет означать, что мы держим кусочек золота) поэтому не всегда можно понять говорит ли такой человек тебе правду, или он в данный момент лукавит. Я выбрала тему «Эмоции как форма познания», так как, на мой взгляд она мне близка и мне интересно было углубиться в доселе полностью не изведанную глубину эмоций. Мои знания относительно эмоций оказались довольно поверхностными, можно даже сказать примитивными, так как я владела только теми сведениями, которые довелось встречать в повседневной жизни, ибо я не читала ранее ни какой специализированной литературы, и не пыталась полностью познать всю проблематику данной темы. Мне стало интересно разобраться в самой сути, попытаться дойти до самых низов, понять сам процесс появления эмоций, почему природа наградила нас этим свойством - испытывать эмоции, ведь именно это нас отличает от неживых предметов. Даже у самого «умного» компьютера, ни когда не получится быть «выше»человека, так как он не может испытывать эмоции, не может чувствовать, сострадать, сопереживать… Оказалось что тема эмоций, гораздо труднее, чем я думала, и чем могло показаться на первый взгляд. Что сами эмоции не такое простое понятие, как все привыкли думать, что причины их возникновения так же не лежат на поверхности. Относительно теории эмоций, их возникновения идут многолетние споры, которые, на самом деле не закончены и до сих пор. В данной работе я основывалась, на точки зрения двух авторов, а именно Симонова П.В и Додонова Б.И.. Первый из них создал новую теорию эмоций – «информационную», согласно которой, эмоции служат отражением силы потребностей. Но Додонов Б. И. придерживался другой точки зрения, и был не согласен со своим оппонентом, и в своих работах критиковал его. Но критика его была не только конструктивной. Он был недоволен, что Симонов П.В. приуменьшает значение психологии и самих психологов в проблеме изучения эмоций. Судить кто из них прав, а кто нет, брались многие состоявшиеся личности: Раевский В.И., Ильин, Сагатовский В.Н.. 2 Ильин, несмотря на то, что не был полностью согласен с информационной теорией, тем не менее полностью её не отрицал, а даже наоборот признавал правильность тех или иных утверждений, но к какому – то логическому завершению, относительно этих двух позиций он придти не смог. Но и я, не смогла принять позицию кого-то одного: Симонова П.В. или Додонова Б.И., так как считаю, что оба они по-своему правы. Понятие эмоции, на мой взгляд, настолько обширно, что чтоб её понять нужно взять синтез всех теорий, обобщить их и привести к какому – то единому началу, возможно, тогда станет ясно, что же такое на самом деле есть эмоция. Каждому человеку свойственно переживать определенные эмоциональные потрясения, положительные или отрицательные, а значит, тема эмоций всегда будет актуальной в человеческом обществе. Пусть мы можем и не задумываться, почему при одной ситуации мы испытываем печаль, при другой восторг, но все эти эмоции нас касаются, а человеку свойственен интерес ко всему, что непосредственно относится и имеет к нему отношение, и тем или иным образом влияет на его состояние. В своем реферате, я попыталась разобраться, в чем заключается сама суть эмоционального процесса. Как появляются эмоции, при каких обстоятельствах, что они несут нам собой и для чего вообще они существуют. Спектр эмоций и эмоциональных состояний настолько обширен, что довольно трудно обхватить его целиком. Наши чувства, переживания, эмоции – это неотъемлемая часть нашей жизни, и трудно представить человека, который ни когда не испытывал эмоций. На это тему даже сняты фильмы, когда людям намеренно пытались удалить их чувствительность к внешнему миру, чтобы они перестали испытывать эмоции, но в итоге человечество пришло к тому, что без эмоций их существование не возможно и я полностью с этим согласна.
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы: понятие об эмоциях, роль эмоции в жизни человека, классификация эмоций и их функции. Эмоции не маловажны в нашей жизни и весьма значительно влияют на нашу деятельность. Моей целью было раскрыть само понятие эмоций, их виды и значение в жизни человека. Но все же главная моя задача, для которой нужно проделать, всю эту работу, остается, получение ценных знаний, которые в дальнейшем можно будет использовать в повседневной жизни.
3 Глава 1. Что такое эмоция? Эмоция Термины, обозначающие психические явления, обычно называемые эмоциями или чувствами, к сожалению, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут дискуссии на тему “что значит что”. В работе Додонова Б.И «Эмоция как ценность» употребляется, как правило, слово “эмоция” в его наиболее широком значении. Слово же “чувство”, как и некоторые другие его синонимы, он использует чисто контекстуально-главным образом для обозначения тех же эмоций или их комплексов. Характеризуя эмоции в чисто феноменологическом, описательном плане, можно выделить такие их признаки: 1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний; 2) двойственный, психофизиологический характер этих явлений; с одной стороны — аффективное волнение, с другой — его органические проявления; 3) ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество особой “интимности”. Последнее проявляется, во-первых, в том, что, передавая свое переживание, человек может лишь словесно обозначить его, но не раскрыть наглядно; эмоцию не передашь, например, в рисунке, как можно это сделать с образом восприятия, представления или воображения. Во-вторых, “интимность” эмоции состоит также и в том, что для самого переживающего эмоцию субъекта она, говоря словами швейцарского психолога Э. Клапареда, “содержит свою значимость в себе”, то есть является приятной или неприятной без всякого обращения к прошлому опыту. “Интимность” эмоций проявляется в трудноопределимой их связи с тем, что человек считает наиболее характерным для себя как живого существа. Современные электронно-вычислительные машины решают сложные математические задачи и могут успешно состязаться с не очень квалифицированными композиторами и шахматистами в искусстве сочинять музыку и играть в шахматы. Но если бы вдруг выяснилось, что обыкновенные конторские счеты способны испытывать хотя бы подобие самых простых человеческих эмоций, люди почувствовали бы несравненно большее свое родство с ними, чем сейчас с самыми совершенными компьютерами. Перечисленные признаки эмоций, однако, в методологическом отношении служат весьма специальной задаче: они позволяют более или менее точно очертить круг явлений, которые автор этим словом называет. Сущность же эмоций может быть раскрыта только в конструктивном теоретическом анализе1. Нам представляется, однако, что на самом деле между эмоциями и мышлением существует гораздо большая общность, чем между мышлением и ощущениями и восприятиями.
1 Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» М., Политиздат, 1978. (стр. 25)
4 “Чистые” ощущения и восприятия как деятельности “снятия” идеальных копий с действительности — это информационные процессы, которые служат основой для ориентировки живого организма в мире объективных предметов и явлений, но сами по себе его, ни на какое поведение не мобилизуют. Очень своеобразно это проявляется, например, в поведении людей, страдающих непереносимой физической болью, после операции рассечения лобных долей (лоботомии). Обычно больные, как говорится, прежде не находившие себе места, после операции в значительной мере избавляются от страданий, хотя, впрочем, и совершенно парадоксальным образом. Вот как рассказывает об этом американский ученый Д. Вулдридж: “Один врач, беседуя с больной после операции, задал ей обычный в таких случаях вопрос, чувствует ли она облегчение боли. Он был уверен, что получит утвердительный ответ, так как больная явно выглядела после операции более спокойной и довольной. Поэтому врач был немало удивлен, услышав от больной, что боль не только не исчезла, но даже не уменьшилась. При дальнейших расспросах выяснился важный факт, что операция привела не к ослаблению самой боли, а к такому изменению в психическом состоянии больной, в результате которого боль перестала беспокоить ее, хотя сама по себе не прекратилась. Расспросы других больных показали, что этот результат типичен. Фронтальная лоботомия не устраняет неизлечимую боль, а только изменяет отношение к ней больного”2. Описанный факт нельзя интерпретировать иначе, как в том смысле, что в результате лоботомии боль остается как органическое ощущение, но перестает вызывать общую эмоциональную оценку. Подобное “рафинирование” (от субъективного эмоционального компонента) ощущения боли приводит к тому, что больные перестают обращать на нее внимание. Информация сама по себе никакой значимости не имеет: она приобретает ее в контексте потребностей субъекта. Эмоции и мышление — это внутренняя деятельность, в которой первичная информация о действительности подвергается определенной переработке, в результате чего организм (личность) получает “аргументы к действию”. Мышление в своем истоке и в своем конечном пункте есть особый вид ориентировочной деятельности, цель которой — помочь человеку сделать “мир вне его” “миром для него”, обеспечить наилучшее удовлетворение его потребностей. Оно, так или иначе, направлено на опознание ценностей, “того, что надо человеку”. Характеристика эмоций как своеобразных оценок действительности или, точнее, получаемой информации о ней — общепризнанная точка зрения советских психологов, физиологов и философов. Но при этом под оценками чаще всего имеются в виду только “аффективные волнения”, то есть уже “вынесенные оценки”, “оценки-приговоры”, а не оценки как действия оценивания. Фактически же эмоции суть и то и другое, подобно тому как ощущения и восприятия — это и процессы формирования субъективных образов объективного мира, и сами эти образы, “продукты” указанных процессов.
2 Д. Вулдридж. Механизмы мозга. М., 1965, стр. 213.
5 Эмоциональная деятельность заключается в том, что отраженная мозгом действительность сопоставляется с запечатленными в нем же постоянными или временными программами жизнедеятельности организма и личности. Рассуждая о механизме возникновения эмоций, большинство физиологов, как правило, определяют эмоцию с точки зрения эффекта, произведенного сопоставлением, неправомерно вынося само сопоставление за скобки эмоционального процесса. Между тем “аксиологическое сопоставление”, то есть оценивание действительности с точки зрения потребностей, планов индивидуумов, составляет самую суть его. Если же задуматься почему, собственно, возникли эмоции, почему природа “не могла обойтись” одним разумом, мышлением? Да потому, что древние эмоции и были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые его функции. Эмоция “заинтересованно”, “пристрастно” оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Поэтому она открывает возможность своеобразных умозаключений о том, как следует себя вести, уже для животных, у которых нет собственно интеллектуальной деятельности. Есть одно, весьма интересное наблюдение. Самец небольшой рыбки колюшки одевается во время брачного сезона в яркий наряд; при этом брюшко у него становится ярко-красного цвета. В это время он вступает в драку с каждым самцом своего вида, оказавшимся на его территории. Как же он воспринимает другого самца? Простые и изящные опыты показали, что самец реагирует на продолговатый предмет, красный снизу. “Достаточно кусочка пластилина, напоминающего по форме веретено и окрашенного в красный цвет снизу, чтобы вызвать свирепое нападение”. Это типичный пример реакции животного на ключевой раздражитель, поведение, в котором нет ни грамма интеллектуальности. Тем не менее, по своей структуре оно изоморфно логической дедукции: “Все продолговатые предметы красные снизу — мои враги” (большая посылка). “Этот предмет продолговат и красен снизу” (малая посылка). “Следовательно, он мой враг” (умозаключение). Операцию, аналогичную умозаключению, судя по свирепому нападению рыбки, у нее выполняют именно эмоции. Каждая человеческая эмоция также, по существу, представляет собой аналог логического оценочного суждения о предмете или явлении. Изоморфность эмоционального процесса логическому мышлению не ограничивается тем, что тот и другой как бы строятся по одной схеме. Эмоции, подобно мышлению, в своих сопоставлениях нередко опираются на продукты своего прежнего функционирования. Если мышление создает понятия, то пережитые эмоции ведут к возникновению эмоциональных обобщений. У детей и так называемых “первобытных народов” эти обобщения еще плохо разграничены с понятиями и часто смешиваются с ними. Когда маленький мальчик, увидев пьяного, с испугом бежит к матери, крича ей: “бик!” (бык), то он пользуется именно таким обобщением.3
3Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» М., Политиздат, 1978. (стр. 30)
6 Сохранив у современного человека в основном свое прежнее физиологическое значение, в психологическом плане человеческие эмоции радикальным образом изменили свое “природное лицо”. Прежде всего, “став на службу” социальным потребностям личности, они приобрели совершенно иное предметное содержание. Огромное место в эмоциональной жизни субъекта стали занимать нравственные чувства, а также целый ряд других переживаний, недоступных не только животному, но и древнему прачеловеку. Эмоции стали неотъемлемой частью человека, всего нашего существования. Даже если человек скрывает свои эмоции от окружающих, это вовсе не означает, что он их не испытывает. Мне кажется они очень важная часть нашей жизни, и не так важно положительное или отрицательное эмоциональное потрясение мы переживаем, наша жизнь была бы пустой и ненасыщенной без них. Функции эмоций Говоря о том, для чего человеку и животным нужны эмоции, следует, с моей точки зрения, различать их функции и роль. Функция эмоций — это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) — это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Одна из важнейших функций эмоций – отражательная функция, но значение этой эмоции довольно не однозначно, и мнения относительно её значении расходятся. Так, например В. К. Вилюнас считает, что «эмоции выполняют функцию не отражения объективных явлений, а выражения субъективных к ним отношений». С одной стороны, я считаю, что он прав. Для отражения реальности у животных и человека имеются анализаторы и мышление. Они выполняют роль зеркала, которое отражает то, что есть. Нравится человеку то, что он видит в зеркале или нет — это не зависит от зеркала, оно не дает оценку отражаемому. Оценка (отношение) зависит от субъективного восприятия видимого, которое сопоставляется с эталонами, желаниями, вкусами человека. Понятно, что эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. И поэтому про эмоции-оценки можно сказать, что они имеют для нас большую ценность, но ценность эта служебная.
7 Это ценность средства, а не цели. Однако, будучи всегда, при всех обстоятельствах (за исключением патологии), оценкой, эмоция не является только ею. И в этом — еще один из парадоксов “двойственности эмоций”. Наряду с функцией оценок, имеющей лишь служебную ценность, некоторые эмоции обладают и другой функцией: они выступают и в качестве положительных самостоятельных ценностей. Этот факт достаточно хорошо осознан и вычленен житейской психологической интуицией, четко разграничившей случаи, когда человек что-либо делает с удовольствием и когда он чем-либо занимается ради удовольствия. Следует отметить, что по поводу соотношения переживания и оценки (что первично, а что вторично) среди ученых бытуют различные мнения. В. С. Магун (1983) полагает, что переживание предшествует оценке; М. Арнольд (Arnold, 1960), наоборот, считает, что оценка предшествует возникновению эмоции, а В. В. Брожик (1982) пишет о том, что эмоция может замещать оценку или же сопровождать ее. На мой взгляд, это расхождение вызвано тем, что авторы имеют в виду разные классы эмоциональных явлений. При эмоциональном тоне ощущений сначала появляется переживание приятного или неприятного, а потом его оценка как полезного или вредного. Очевидно, то же имеет место и при, безусловно, рефлекторных эмоциях (например, испуге). В случае же возникновения эмоций сначала оценивается ситуация, а затем может появиться и переживание (эмоция). Например, когда человек подходит к окну своей квартиры, расположенной на третьем этаже или выше, и смотрит вниз, думая: «А что, если спрыгнуть вниз?», — то у него возникает оценка этой ситуации как опасной, но без переживания страха. Но вот случился пожар и теперь ему приходится прыгать из окна. В этом случае оценка ситуации будет явно являться причиной возникшего у этого человека страха.4 Говоря о результативно-оценивающей роли эмоций, Б. И. Додонов отмечает, что психологи понимают эту роль слишком узко, потому что традиционно эмоции рассматриваются не как процесс, а как конечный продукт — «аффективные волнения» и сопровождающие их «телесные» (физиологические) изменения. Это уже вынесенные «оценки-приговоры». В связи с этим Додонов пишет: «Рассуждая о механизме возникновения эмоций, большинство физиологов, как правило, определяют эмоцию с точки зрения эффекта, произведенного сопоставлением, неправомерно вынося само сопоставление за скобки эмоционального процесса»5. 4 Ильин Е.П. «Эмоции и чувства». СПб.: Питер, 2001 (гл. 4,стр 210) 5 Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» М., Политиздат, 1978. (стр. 30) 8 В действительности же, считает ученый, эмоции — это и процесс, который есть не что иное, как деятельность оценки поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущение и восприятие кодируют в форме его субъективных образов. Поэтому Додонов говорит об эмоциональной деятельности, которая заключается в том, что отраженная мозгом действительность сопоставляется с запечатленными в нем же постоянными или временными жизнедеятельности организма и личности. Согласно этому автору, эмоции в своих сопоставлениях нередко опираются на продукты своего прежнего функционирования, в качестве которых выступают эмоциональные обобщения как результат пережитых ранее эмоций. Эмоции, по Додонову, отражают соответствие или несоответствие действительности нашим потребностям, установкам, прогнозам. Вообще, сделав оценку главной характеристикой эмоций (по мнению Додонова Б.И., ради этого эмоции и возникли в процессе эволюции), он на этом основании зачисляет в эмоциональное переживание и желание как оценку степени соответствия какого-либо объекта нашим потребностям. Назначение этих оценок он видит в презентации в психике мотива деятельности. С моей точки зрения, хотя в желании и присутствует эмоциональный компонент, свести желание только к нему неправомерно хотя бы потому, что понятие «желание» может обозначать не только потребность, но и целиком мотив как сложное мотивационное образование. Кстати, и сам Додонов пишет, что хотя эмоциональные явления «несомненно, включены в мотивацию нашего поведения, но сами по себе мотивами не являются, как не определяют единолично принятия решения о развертывании той или иной деятельности»6 . Оценочная роль эмоционального реагирования вместе с развитием нервной системы и психики живых существ видоизменялась и совершенствовалась. Если на первых этапах она ограничивалась сообщением организму о приятном или неприятном, то следующей ступенью развития явилась, очевидно, сигнализация о полезном и вредном, а затем — о неопасном и опасном и, наконец, более широко — о значимом и незначимом. Если первая и отчасти вторая ступень могли обеспечиваться только таким механизмом эмоционального реагирования, как эмоциональный тон ощущений, то третья ступень требовала другого механизма — эмоции, а четвертая — чувств (эмоциональных установок). Кроме того, если эмоциональный тон ощущений способен давать только грубую дифференцировку раздражителей и связанных с ними ощущений (приятные — неприятные), то эмоция обеспечивает более тонкую, а главное — психологическую дифференцировку ситуаций, событий, явлений, показывая их значимость для организма и человека как личности. 6 Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» М., Политиздат, 1978. (стр. 46) 9 Немаловажным оказалось и то обстоятельство, что эмоция возникает условнорефлекторно и тем самым дает возможность животному и человеку заблаговременно отреагировать на дистантные раздражители, на складывающуюся ситуацию. Ярость уже при виде врага, издали, при звуках, запахе противника дает возможность животному вступить в схватку с врагом с максимальным использованием всех силовых ресурсов, а страх — спастись бегством. Однако для этого эмоции должны обладать еще одной функцией: заставлять организм экстренно мобилизовать свои возможности, энергию, чего эмоциональный тон ощущений сделать не может. Активационно-энергетическая роль эмоционального реагирования проявляется в основном за счет его физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня возбуждения корковых отделов мозга. По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант (1964) разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески — сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). Именно он заставил лермонтовского Гаруна бежать быстрее лани. Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость («окрыленный успехом», говорят в таких случаях). Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения. Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций7. Так же одна из немаловажных функций эмоций, является ценностная функция. Эта функция легко обнаруживается при анализе таких видов деятельности, которые называют развлечениями или которые близки к таковым.
7 «Эмоции и чувства.» Ильин Е.П. СПб.: Питер, 2001 (гл.4 стр.256)
10 Никого, вероятно, не удивит, если сказать, что определенный субъект слушает музыку ради эстетического наслаждения или читает детективный роман ради “острых ощущений”. Тем более понятно, что человек может, предположим, пойти в Парк культуры и отдыха с целью развлечься при помощи различных аттракционов. Однако, если рассмотреть вопрос более тщательно, можно убедиться, что и многие серьезные и ответственные виды деятельности совершаются в известной мере тоже ради почему-либо желанных переживаний. Эмоциональные переживания человека, можно разделить на следующие: 1. Наши желания (не “хотения”!) — простые и сложные — как оценки степени соответствия какого-либо объекта нашим потребностям. Назначение этих “оценок” — презентация в психике мотива деятельности . 2. Эмоции, субъективно выявляющие себя в форме радости, огорчения, досады и т. п., как оценки изменения действительности в благоприятную или неблагоприятную сторону; оценки успеха или неуспеха деятельности по реализации мотива. 3. Чувства удовольствия и неудовольствия как оценки качества удовлетворения каких-либо потребностей. 4, Наши настроения и эмоциональные состояния как оценки общего соответствия действительности нашим потребностям и интересам. Каждый из этих подклассов эмоциональных явлений обладает своими специфическими особенностями. Но их объединяет то, то все они выполняют аксиологическую функцию, являясь “с точки зрения интересов человека своего рода оценкой того, что происходит вне и внутри Hac” . В этой своей функции они, несомненно, включены в мотивацию нашего поведения, но сами по себе мотивами не являются, как и не определяют единолично принятия решения о развертывании той или иной деятельности. Эмоции выполняют различные функции. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д. Классификация эмоций Изучение различных форм запечатления и проявления эмоциональной направленности людей требует и адекватной этой задаче классификации эмоций. Существуют разнообразные классификации эмоций. Многие отечественные и зарубежные психологи, и не только, пытались её создавать, но создать какую-то единую не удавалось и не удалось и по сей день, а это может свидетельствовать только о том, что, очевидно, универсальную классификацию эмоций создать вообще невозможно, 11 так что классификация, пригодная для решения одного круга задач, неизбежно должна быть заменена другой при решении задач иного сорта, принципиально отличных от первых. Во всяком случае, не столько в противовес прежним попыткам классифицировать эмоции, сколько в дополнение к ним предлагаем свой особый подход к решению данного вопроса. При этом следует сразу же предупредить, что объектом нашего внимания будут не все эмоции, а только те из них, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы, интересной учебы, интересной игры или “сладостных” мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д. Эмоции, которые не могут войти в “ткань” какой-либо склонности индивидуума, нас здесь интересовать не станут. По этой причине, например, в сфере нашего внимания, окажется такое переживание, как грусть (ибо есть люди, любящие слегка погрустить), и выпадет из этой сферы такая эмоция, как зависть (даже о завистниках нельзя сказать, что им нравится завидовать). Иными словами, классификации будут подлежать только эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве “ценных” пережиганий. Приступая к классификации эмоций, нельзя упускать из виду, что они уже определенным образом смоделированы и классифицированы в самом языке, которым мы пользуемся. При этом словесные “ярлычки” эмоций часто обозначают не цельное переживание, а лишь его определенное, особенно ярко выраженное качество — например, качество высокой положительной интенсивности чувств (восторг) или даже только одну высокую его интенсивность (волнение). В других случаях, наоборот, за одним словом скрывается не отдельная эмоция, а довольно “пестрый” их конгломерат (ревность). Можно было бы доказать, что для целей речевого общения людей такое положение дел удобно. Однако для классификаторов эмоциональных явлений оно представляет большую опасность оказаться жертвой “синдрома Пигмалиона”, как американский математик Дж. Синг окрестил случаи, когда ученый принимает “модельный мир” (“М-Мир”) за “действительный мир” (“Д-Мир”)8 . Увы, немало психологов, рассматривая эмоции, анализируют не столько переживания, сколько семантику слов. В связи со сказанным перед исследователем эмоций исключительно остро встает не только проблема нахождения правильного основания их классификации, но и вопрос о принципах выделения “эмоциональных квантов”, поскольку слова отнюдь не “квантуют” эмоциональную реальность однозначным образом. Разрешить обе эти задачи на строго теоретическом уровне пока, к сожалению, вообще невозможно, поскольку психологам до сих пор не удалось еще полностью разобраться в “опорной базе” эмоций — структуре человеческих потребностей. Поэтому для классификации эмоций нам пришлось избрать полуэмпирический путь, при котором мы шли не от потребностей к эмоциям, а от предварительно собранного огромного “сырого материала” о “ценных” переживаниях к 8Дж. Синг. Беседы о теории относительности. М., 1973, стр. 18—21. 12 “просвечивающим” через них корреспондентным потребностям, положенным, в конце концов, в основание классификации. Вспомогательными критериями при этом служили, во-первых, наличие некоторой инварианты в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции той или иной категории (служение другим людям, решение познавательных задач и т. д.), во-вторых, — частая сочетаемость эмоций одной категории друг с другом, их коррелятивность. Это была долгая, многоэтапная работа, в процессе которой постепенно уменьшался разрыв между эмпирическими и теоретическими доводами в пользу той или иной группировки эмоциональных переживаний9. В разработанной таким путем и предлагаемой ниже классификации “ценных” переживаний используются только те их “речевые модели”, которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенность “в цвет” определенной потребности. Такой моделью является, например, слово “нежность”, но не являются слова “удовольствие”, “радость”, “восторг” без указания на их источник, ибо удовольствие от поедания шашлыка есть иная эмоция по сравнению с удовольствием от созерцания красивой картины, a “безумный восторг делания” отнюдь не тождествен “восторженной нежности” и т. д. Ниже приведена классификация эмоция Додонова Б.И. “ценных” эмоций с примерами непосредственных высказываний людей об особо влекущих их переживаниях и специальным “эмоциональным инвентарем”, предназначенным для решения задач. 1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические переживания хорошо отражены в таких высказываниях студентов: “Если говорить честно, то я больше всего люблю испытывать... нежность, заботу, тревогу за кого-то. Просто необходимо мне чувство, что я кому-то нужна, что то, что я делаю, тоже нужно другим, тогда у меня и работа спорится и, кажется, делать ее легко и приятно”. “Самое желанное чувство — когда сделаешь что-то приятное, нужное людям. В школе часто, даже регулярно, помогала друзьям в учебе. Ученик чего-то недопонимал, ты помог ему и видишь, как хорошо он отвечает на уроке... Такое ощущение, как будто душа рвется из меня, так хорошо”. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и, не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем: “Меня приводит в умиление, в трогательно-восторженное состояние, даже вызывает слезы радости, когда я читаю те книги, в которых описаны добрые дела какого-либо человека”. Инвентарий альтруистических эмоций: “Желание приносить другим радость и счастье”,
9 Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» М., Политиздат, 1978. (стр. 46) 13 “Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота”, “Сопереживание удачи и радости другого”, “Чувство нежности или умиления”, “Чувство преданности”, “Чувство участия, жалости” . 2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. В формулировках студентов коммуникативные переживания переданы так: “Больше всего люблю те чувства, которые у меня возникают среди людей, которых я уважаю. В это время испытываю приподнятое, возвышенное состояние”. “Когда тот или иной человек делает тебе что-то приятное, то... прямо реветь хочется от счастья”. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.). Инвентарий этих эмоций: “Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик”, “Чувство симпатии, расположения”, “Чувство уважения к кому-либо”, “Чувство признательности, благодарности”, “Чувство обожания кого-либо”, “Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей” . 3. Глорические эмоции (от лат. gloria — слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, во славе.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |