Состояние и развитие потребительского рынка муниципальных структур
Понятно, что состояние потребительского рынка является отражением ситуации, сложившейся в промышленности, сельском хозяйстве, социальной и финансовой сферах, экономике в целом. В условиях все большей экономической самостоятельности территорий, расширения их компетенции, проблемы развития инфраструктуры рынка и направленность их на нужды конкретного человека зависят во многом от осуществляемой социально - экономической политики на местах. Занимая ведущее место в системе рыночных отношений, местный потребительский рынок предоставляет населению предложение в виде объемов товаров и услуг, основу которых составляют услуги производственного и бытового характера, продукты питания, товары повседневного спроса, промышленные товары среднего срока службы, а также технически сложные изделия длительного пользования. Эти услуги и товарные группы предопределяют конъюнктуру рынка, равновесие спроса и предложения. На местном рынке товаров формируются сложные цепочки связей и зависимостей, надежностью которых во многом определяется жизнеспособность и действенность в целом системы. К важнейшим из них можно отнести: денежные доходы населения (платежеспособный спрос, предложение по объему, структуре и качеству товаров и услуг) и товарооборот (товарное обеспечение, производство услуг, кассовые поступления наличных денег - наличные деньги в банках - денежные доходы населения). Все элементы в каждой цепочке взаимосвязаны и малейшее нарушение их количественных или качественных параметров ведет к определенным диспропорциям. Поэтому представление о местном рынке как о простой сумме торговых предприятий далеки от правильного понимания сложных процессов его формирования. Торговля по своему назначению является замыкающей цепью в процессе распределения товаров и заключается в предоставлении необходимых услуг потребителю. Сфера торговли - это одна из составных частей товарного потребительского рынка и рассматривается как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом торговля обладает рядом особенностей, среди которых можно выделить: - высокий динамизм; - территориальную сегментацию; - высокую скорость оборота капитала; - преобладание в этой сфере предприятий малого бизнеса; - протекание основной деятельности в условиях взаимных контактных отношений с потребителями. Успешное вхождение торговли в новые хозяйственные условия, по утверждению Гай С.М., предопределяется рядом экономических предпосылок [29; c.75]: - в торговле действует большое количество предприятий; - предприятия торговли не занимают монопольного положения на потребительском рынке, поэтому в отличие от материального производства других отраслей, в этой сфере достаточно динамично создаются условия для свободной конкуренции между производителями услуг; - в торговой сфере имелся определенный опыт работы с населением с учетом изменяющегося потребительского спроса, в связи с тем, что процесс торгового обслуживания всегда связан с реализацией товара потребителям; - в сфере торговли уже давно имелся довольно значительный сектор, функционирующий на рыночных принципах (кооперативы, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность). Происходящие в последние годы экономические преобразования наиболее контрастно проявились в торговле. Бурное развитие частной формы собственности, увеличение объемов продаж товаров на вещевых и смешанных рынках, опережающий рост потребительских цен на товары и услуги по сравнению с ростом денежных доходов большинства населения оказали заметное влияние на структуру розничного товарооборота. После издания Указа Президента РФ «О свободе торговли» широкое развитие в области получила торговля потребительскими товарами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В настоящее время вещевые и смешанные рынки организованы практически во всех районах области. В современных условиях торговля на неорганизованном рынке стала не только дополнительным источником поступления товаров, но и индикатором спроса населения. Рынок более гибко реагирует на изменение спроса и, соответственно, цен. По большинству товаров цены на рынке ниже, чем на торговых предприятиях, поскольку рыночные торговцы в основном приобретают товар по цене производителей и не делают множества наценок торгующих организаций. При росте количественных изменений в неформальном секторе торговли происходят и качественные его преобразования. Так, если ранее неформальный рынок существовал за счет перепродажи дефицитных товаров по завышенным ценам, то сейчас эта широкая сеть частных лиц представляет разнообразную гамму товарного ассортимента отечественных и зарубежных производителей. Значительно повысились требования к качеству товаров. Если сначала вещевые рынки были полностью затоварены низкосортной продукцией Китая, Гонконга, Турции, то сегодня населению предлагается более дорогой и качественный товар. География поставок товаров расширилась, появились товары США, Франции, Италии, Германии. Таким образом, торговля на вещевых рынках стала не только дополнительным источником товарных ресурсов, но и чутким индикатором спроса населения.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |