В таблице 4 рассмотрены основные конкуренты ЗАО «БИЗ» с описанием их преимуществ и слабых сторон.
Таблица 4.
Анализ конкурентов ЗАО «БИЗ»
Самые опасные
конкуренты
| Преимущества конкурентов
| Слабые стороны
конкурентов
|
«Электроизолит», г. Москва
| 1. Программа стимулирование труда сотрудников.
2. Хороший престиж фирмы.
3. Широкий ассортимент.
4. Возможность получения кредитов.
5. Экспорт.
6. Хорошее месторасположе-ние относительно транспортных путей.
| 1. Отношения с поставщиками.
2. Низкая склонность к инновациям.
3. Высокие цены.
4. Холдинговая структура.
|
«Изолит», г.Петропавловск
| 1. Возможность привлечения дополнительного капитала.
2. Доступность сырья.
3. Самое совершенное оборудование.
4. Протекция государства.
5. Высокая квалификация специалистов.
| 1. Низкая квали-фикация персонала.
2. Небольшой опыт работы в данной отрасли.
3. Узкий ассортимент.
4. Плохое положение транспортных путей (относительно России).
|
«Элинар» (не является прямым конкурентом, т.к. работает в другом сегменте рынка), г. Москва
| 1. Программа стимулирование труда сотрудников.
2. Мобильность организационной структуры.
3. Склонность к инновациям.
4. Стратегическое планирование.
5. Высокая текучесть: снижение себестоимости продукции.
6. Хороший имидж.
7. Наличие торговой марки.
| 1. Удаленность от источников сырья.
2. Более высокие цены.
|
Рисунок 2 показывает долю рынка основных конкурентов ЗАО «БИЗ» за 2004 год.
Рис. 2. Доля рынка за 2004 г.
В таблице 5 приведен анализ конкурентоспособности ЗАО «БИЗ» по отношению к конкурентам.
Таблица 5.
Анализ конкурентоспособности ЗАО «БИЗ» по отношению с конкурентами
Критерии оценки
| ЗАО «БИЗ»
| Конкуренты
|
«Электро-изолит»
| «Изолит»
| «Элинар»
|
1. Организация:
| 3
| 3,33
| 2,5
| 4,33
|
1.1.Организационная структура
| 4
| 2
| 3
| 5
|
1.2. Престиж фирмы
| 3
| 5
| 2
| 4
|
1.3.Система стратеги-ческого планирования
| 2
| 3
| *
| 4
|
2. Маркетинг:
| 3,72
| 2,86
| 2,86
| 4,14
|
2.1.Возможность сбора необходимой информации о рынке
| 4
| 3
| 4
| 4
|
2.2. Доля рынка
| 5
| 2
| 3
| 4
|
2.3. Ассортимент
| 3,5
| 5
| 2
| 4
|
2.4. Цена
| 4
| 3
| 4
| 5
|
2.5. Реклама
| 2,5
| *
| *
| 4
|
2.6.Знание потребностей покупателей
| 4
| 4
| 4
| 4
|
2.7. Имидж фирмы
| 3
| 3
| 3
| 4
|
3. Финансы и учет:
| 3,2
| 3,5
| 4,33
| 4
|
3.1.Эффективность финансовой системы и анализа
| 3,5
| 3
| *
| 4
|
3.2.Возможность получения кредитов
| 3
| 3,5
| 5
| 4
|
3.3.Возможность привлечения инвесторов
| 3
| 4
| 5
| 4
|
3.4.Возможность снижения издержек
| 3
| *
| *
| 4
|
3.5. Размер накладных расходов
| 3,5
| *
| 3
| 4
|
4. Персонал:
| 3,4
| 3,75
| 2,4
| 4,4
|
4.1.Квалификация управленческого персонала
| 3,5
| 3
| 2
| 4
|
4.2.Квалификация сотрудников
| 3,5
| 3
| 4
| 5
|
4.3.Использование стимулирования для выполнения работы
| 2
| 4
| 3
| 4
|
4.4. Текучесть кадров
| 3
| *
| *
| 4
|
4.5.Опыт работы в данной отрасли
| 5
| 5
| 3
| 5
|
5. Производство:
| 3,44
| 3,3
| 3,4
| 4,13
|
5.1.Доступность сырья
| 3
| 3
| 3,5
| 3
|
5.2.Отношения с поставщиками
| 3,5
| 3
| 3,5
| 4
|
5.3. Местонахождение производственных по-мещений (с точки зрения транспортных путей)
| 4
| 4
| 3
| 4
|
5.4.Использование производственных помещений
| 3,5
| *
| *
| *
|
5.5.Экономия от масштаба производства
| 3
| *
| *
| 4
|
5.6.Контроль качества
| 4
| 3
| *
| 4,5
|
5.7.Качество технологии
| 3
| 3
| 4
| 4,5
|
5.8.Качество продукции
| 4
| 4
| 3
| 4
|
5.9.Склонность к инновациям
| 3
| 3
| *
| 5
|
* Нет достоверной информации.
Таким образом, из анализа видно, что ЗАО «БИЗ» имеет свой имидж на рынке электроизоляционных материалов, занимает значительную долю рынка (см. рис. 2) и достаточно низкие цены на свою продукцию. С другой стороны завод проигрывает в конкурентной борьбе, т.к. у конкурентов есть возможность привлечения инвестиций (в том числе и иностранных), более совершенное оборудование, широкий ассортимент, сформирован свой имидж, имеется отдел рекламы и т.д.
3. Анализ внутренней среды организации
По объемам производства Бобровский изоляционный завод можно отнести к крупным промышленным предприятиям, Свердловской области, что позволяет изготавливать продукцию не только по заказу покупателя. В данное время продукция выпускается в основном крупными партиями и в широком ассортименте, что позволяет заводу удовлетворять любые заявки предприятий-клиентов.
Продукция ЗАО «Бобровский изоляционный завод» пользуется у потребителей хорошим стабильным спросом. На сегодняшний день ее высокое качество удовлетворяет всем запросам потребителей. Производство электроизоляционных материалов является для завода прибыльным бизнесом. В таблице 6 анализируется покупательский спрос на продукцию завода.
Таблица 6.
Анализ потребительского спроса на продукцию ЗАО «БИЗ»
Продуктовая группа
| Объем продаж, %
| Годовые темпы роста производства, %
| Оценка перспективы производства продукта
|
Гетинакс
| 7,63 %
| 70,4 %
| 2
|
Текстолит
| 16,06 %
| 54,56 %
| 2
|
Стеклотекстолит
| 30,52 %
| 156,23 %
| 1
|
Стеклотекстолит фольг.
| 21,84 %
| 101,25 %
| 1
|
Миканиты
| 5,77 %
| -16,64 %
| 5
|
Лакоткани ЛСМ и ЛСК
| 7,83 %
| 206,54 %
| 4
|
Лаки МЛ-92 "н" и ГФ-95
| 5,61 %
| 78,09 %
| 3
|
Изоляторы
| 1,92 %
| 102,91 %
| 1
|
Стержни текстолитовые
| 2,83 %
| 111 %
| 1
|
В целом можно выделить сильные и слабые стороны ЗАО «БИЗ»:
Слабые стороны:
- большая изношенность оборудования, зданий и сооружений основных производственных цехов;
- недозагруженность производственных мощностей;
- нехватка квалифицированного персонала и рабочей силы;
- отсутствие оптимальной системы стимулирования;
- сильные семейные связи.
Сильные стороны:
- качество продукции полностью удовлетворяет потребительский спрос;
- ведется работа по разработке новых товаров и совершенствования уже известных;
- ведется работа со странами «ближнего зарубежья»;
- ЗАО «БИЗ» завоевал достаточно большой сегмент рынка;
- коллектив всецело доверяет руководству;
- ведется постоянный поиск квалифицированных работников.
Внутренние ресурсы такие как персонал, капитал, сырье, технология, информация ЗАО «БИЗ» сведены в таблицу 7.
Таблица 7.
Ресурсы ЗАО «БИЗ»
Люди
| В связи с новой политикой завода и постоянно растущими объемами производства наблюдается нехватка квалифицированного персонала. За последние 3 года персонал завода был существенно омоложен, но остается проблема ухода на пенсию большого количества опытного персонала (в основном рабочих).
|
Капитал
| Основные источники капитала: амортизационные отчисления, прибыль и уставной капитал.
Завод имеет хорошую возможность получения кратко- и среднесрочных кредитов.
|
Материалы, сырье
| Многие позиции исходного сырья завод приобретает у монополистов российского рынка. В связи с этим на заводе созданы необходимые запасы сырья, на случай перебоев с поставками, но они не значительны. По многим видам сырья есть всего один производитель, устраивающий завод по сочетанию цена-качество.
|
Технология, оборудование
| Производство полностью снабжено всем необходимым оборудованием, но есть серьезная потребность в замене оборудования на новое, т.к. (К.изн. = 76,34 %). Ведется постоянная работа по совершенствованию выпускаемой продукции и внедрению в производство новой продукции.
|
Информация
| Основные каналы получения внешней информации: телефонная связь, факс, личное присутствие руководителей. Коммуникация между подразделениями удовлетворительная (на заводе есть: своя собственная АТС, прямые Екатеринбургские телефоны, прокладывается оптоволоконная линия 512 кбит/с). Предпринимаются периодические попытки рекламирования завода: в печати, в интернете (собственный сайт).
|