Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предварительный этап в диагностико-коррекционной работе психолога



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Предварительный этап в диагностико-коррекционной работе психолога 0.00 из 5.00 0 оценок




    Для того чтобы начать коррекционную работу, необходимо установить контакт, предложить интересные для ребёнка занятия, вообще создать условия, вкоторых он будет чувствовать себя комфортно и безопасно и требования к нему не должны превышать его возможностей. На начальном этапе нереально ставить задачу выявления возможностей ребенка путем направленного обследования: часто он не выполняет инструкций, не включается в разговор, может не вовлекаться в любимые другими детьми игры, в рисование. Постепенно обследование станет возможным, но начальное взаимодействие должно происходить особым образом. Большую часть необходимой информации о подходящих ребёнку формах взаимодействия мы можем получить из наблюдений за его поведением и из бесед с родителями. Во время первого обследования не имеют значения количественные показатели развития отдельных психических функций — важны общие качественные характеристики, аффективный смысл поведения, т. е. то что позволяет понять, на каком уровне, с помощью каких аффективных механизмов ребенок строит свое взаимодействие с миром. Тем самым определяется и степень нарушения его аффективного развития . Необходимо установить тип аутизма, характер стереотипности, формы аутостимуляции и доступные для ребенка способы конструк­тивного взаимодействия с миром. На основе этих данных опреде­ляется, к какой из четырех классификационных групп можно отне­сти данный случай. После этого можно обращаться к ребенку на его языке, чтобы, не пугая его и не вызывая негативизма, заинтере­совывать его и находить общие с ним занятия [22].

Многое мы узнаём из бесед с родителями, из их рассказа о ран­нем развитии ребенка. Дети разных групп создают разные домашние проблемы, по-разному проявляют себя в раннем детстве. Возникшие предположения будут проверены в не­посредственном наблюдении. Во время беседы с родителями мы одновременно можем оценить самостоятельную активность ребенка. Во-первых, важно обратить внимание на общие особенности его поведения. О многом можно узнать, наблюдая за движениями ребенка, наличии или отсутствии моторных стереотипии. Если они есть, необходимо проанализировать их характер. При оценке речевых проявлений ребенка необходимо понять, мутичен ли он или способен пользоваться речью, а если способен, то направлена ли его речь на коммуникацию и в какой степени свя­зана с ситуацией [20].

 Необходимо также выявить и общие особенности реагирования на окружающий мир: спокойно ли входит ребенок в новое помеще­ние, меняется ли при этом его мимика, пластика, характер вокали­зации, требуется ли ему в такой ситуации тактильный контакт с мамой, есть ли реакция на незнакомых людей, Сюда же относятся характер глазного и тактильного контакта, ориентированность ребенка на лицо и голос другого человека. Заг­лядывает ли он в глаза [20]. Продолжая наблюдение, нужно установить, раздражает ли ребенка то, чтовнимание матери отвлекает на себя посторонний человек, пытается ли он увести ее, отвлечь, важно ли ему не дать говорить о себе неприятные  вещи, или он покорно терпит все на руках у мамы. Подавленно терпеть дольше всех будет ребенок четвертой группы, с криком потащит маму за руку к выходу ребенок второй группы, а стремиться  быть рядом и слышать, что говорит мама, возбуждаться её жалобами, активно вмешиваться и с энтузиазмом развивать неприятные темы станет, скорее всего, ребенок третьей группы. Уже при первом знакомстве начинает выясняться, насколько обследуемый ребенок освоил навыки самообслуживания, информативна ситуация общего чаепития: присаживается ли он к столу, можно ли его угостить, или мама должна была взять его особую еду. Важно отметить и как он ест: рассеянно, роняя куски, или степенно и вдумчиво, будучи поглощен самим процессом; обнюхивая, прежде чем взять в рот, или быстро - давясь, продолжая запихивать в рот пищу большими кусками . Вообще, по возможности, целесообразно выявить его реакцию на физический дискомфорт, голод, усталость, боль. Следует определить особенности самостоятельных занятий ребенка и его игр. Что занимает его внимание - окно, качели, карандаши, веревочка, винтик, игрушки, книжка, или пишущая машинка? Как долго он занят своим делом? Принес с собой объект пристрастия? Пытается ли ребенок использовать предметы обихода и игрушки в соответствии с их функцией. Кроме того, нужно выявить степень выносливости ребенка в контакте: длительность пребывания в ситуации пассивного и актив­ного взаимодействия со взрослым до появления признаков пресы­щения [28].

Наконец, данные о раннем развитии, домашних проблемах, свободном поведении ребенка и его взаимодействии со взрослым суммируются. И общий характер этих данных соотносится с типич­ными признаками четырех групп детского аутизма. В процессе определения уровня психического развития ребенка мы накапливаем данные о его индивидуальных особенностях, кон­кретном жизненном опыте, о впечатлениях, которые его занимают или могли бы занимать, о привычках, пристрастиях, выносливости в контакте и излюбленной манере общения. Фиксируются явления, которые его могут испугать, специфические для него опасности, ситуации, представляющие реальную угрозу, - все это впоследствии будет использовано при организации коррекционного занятия [20].

 

 



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Предварительный этап в диагностико-коррекционной работе психолога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предварительный этап в диагностико-коррекционной работе психолога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)