Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Методика формирования биологических понятий.



2019-12-29 383 Обсуждений (0)
Глава 4. Методика формирования биологических понятий. 0.00 из 5.00 0 оценок




В наше время на человека обрушивается большой объём различной информации, и поэтому очень важно, чтобы каждый человек умел самостоятельно приобретать, расширять, обновлять свои знания. В этих условиях особое значение в процессе обучения приобретает формирование у школьников учебных приёмов, способствующих развитию их познавательной самостоятельности, умственной деятельности.

Существуют специальные методики формирования приёмов умственной деятельности учащихся при обучении биологии, направленных на повышение качества знаний и умственное развитие школьников.

В знаниях учащихся учитывается их объём, точность, характер ошибок.

В работе по формированию приёмов умственной деятельности учащихся наиболее важно отобрать те из них, которые являются специфичными для данного учебного предмета. Биология – наука о закономерностях биологических систем (клеточно-организменная, популяционно-видовая, биосферно-биоценотическая).

Вместе с тем в целях эффективного усвоения учащимися эколого-эволюционных и природоохранительных понятий так же осуществлялось знакомство с надорганизменными системами, такими как вид, популяция, биогеоценоз и соответственно формировались умения использовать эти знания в учебной работе.

Для успешного формирования ведущих общебиологических понятий этих курсов (клетка-единица жизни, организм-целое, взаимосвязь строения органов и функции, обмен веществ, эволюция органического мира) учащиеся должны овладеть приёмами умственной деятельности, помогающими им увидеть в конкретном фактическом материале существенные признаки биологических закономерностей.                               

Основные приёмы умственной деятельности учащихся и пути их формирования представлены в таблице «Учебные приёмы и пути их формирования при обучении биологии».

Учебные приёмы  Задания, вопросы Действия, входящие в   состав приёма    Пути переноса
    1. Приёмы, основанные на анализе – синтезе.

Анализ строения органов. Рассмотрите строение органов (растения, животного, человека). Опишите их строение. Выделение в определённом порядке главных частей органа. Их характеристика. Последовательное подразделение главных частей на более мелкие части, имеющие существенное функциональное значение. Их характеристика. Анализ новых объектов.
Анализ строения организмов Рассмотрите строение организма (растения, животного, человека). Опишите их строение. Выделение в определённом порядке и соподчинении главных органов. Характеристика их строения. Анализ новых объектов.
Графическая схема строения или состава органов, организмов и биоценозов. Изобразите в виде схемы строение органа (организма); изобразите схему химического состава органа (организма); изобразите в виде схемы отношения организмов в биоценозе Графическое изображение стрелочками подразделения объекта на главные части в правильном соподчинении. Подразделение главных частей объекта на более мелкие части. Графическое изображение стрелочками отношений в биоценозе. Схемы новых объектов.
Распознавание органов и организмов по морфологическим признакам Рассмотрите объект и назовите его (плоды, соцветия, корни, листья, раковины, кости, насекомые, черви и т. п.). Определите, микро - препарат какого простейшего поставлен под микроскопом. Найдите в коллекции насекомое, его основные отделы тела и органы этих отделов. Выделение существенных морфологических признаков. Объединение признаков (синтез). Подведение под конкретное понятие (название объекта). Выделение существенных признаков. Подведение под конкретное понятие. Распознавание новых объектов.
Выделение у организмов определённых признаков или черт строения. Укажите в данном растении или животном признаки, по которым можно определить его таксономическое положение. Укажите в данном растении или животном признаки приспособления к среде обитания. Укажите в данном растении или животном признаки высоты его организации. Рассматривание объекта. Выделение при наблюдении требуемых признаков. Применение к незнакомому объекту.
Характеристика функций органов В чём заключается функция (работа данного органа) растения, животного, человека. Определение значения органа в организме. Выяснение основной функции органа. Перечисление процессов, составляющих функцию. Объяснение функции. Обобщение сходных признаков. Определение понятия. Выяснение функций, сопутствующих основной, и их объяснение.  Применение к новому объекту.
Определение взаимосвязи строения и функции органов. Установите взаимосвязь строения и функции данного органа (Растения, животного, человека). Выяснение значения органа в организме. Определение расположения органа в организме. Анализ строения органа. Раскрытие функций органа. Установление приспособленности строения к функции органа. Применение к новым объектам.
Сравнение органов и организмов. Сравните строение органов. Сравните два процесса, например, дыхание и питание. Сравните строение рыб и земноводных. Сравните эволюционное положение птиц и пресмыкающихся. Определение каждого сравниваемого объекта (Ответ на вопросы: что это такое и кто это такой?). Сопоставление этих определений. Установление самого общего сходства, выделение характерных признаков каждого объекта (анализ). Выделение различных признаков. Вывод из сравнения. Сравнение новых объектов.
2. Приёмы установления причинно-следственных связей.

Объяснение физиологических явлений. Объясните, как происходит то или иное физиологическое явление, например, фотосинтез, газообмен, иммунитет и т. п. Обнаружение главной причины явления. Указание следствия, вытекающего из причины. Выделение второстепенных причин, зависимостей и следствий. Построение гипотез о причинах новых для учащихся явлений. Требование идти от следствия к причине.
Объяснение биологического опыта. В чём значение опыта? Опишите наблюдаемый сейчас или ранее опыт. Определение цели опыта. Описание условий опыта. Перечисление действия при постановке опыта. Описание результатов опыта. Выводы из опыта. Объяснение явлений, наблюдаемых в опыте: на уровне фактов; На уровне понятий. Описание гипотетического опыта. Объяснение новых опытов. Мысленное конструирование нового опыта. Выбор необходимого опыта для доказательства явления.
3. Приёмы обобщения и систематизации знаний.

Выводы. Сделайте вывод из учебного материала, части или всего урока. Сделайте вывод из статьи учебника. В чём состоит решение поставленной на уроке проблемы7 Подведите итоги своему ответу на определённые темы. Найдите главное общее в изучаемых явлениях или предметах. Установите главные причины явлений. Скажите об этом кратко в общей форме. Установление причинно- следственных связей.
Самостоятельное определение понятий. Определите содержание понятия: что такое рефлекс? Что такое паразитизм? Что такое плесень? Выделение при наблюдении существенных признаков объектов или явлений. Сравнение объектов или явлений по этим признакам (не обязательно). Отбрасывание признаков различия. Обобщение сходных признаков. Определение понятия. Самостоятельное определение аналогичных или новых понятий.
Решение биологических задач Решите задачу (требующую на материале биологии конкретизации понятий и умения установить причинно-следственные связи). Уточнение данных условия задачи. Установление причинных связей, имеющихся в условии задач (если они есть). Актуализация круга знаний, необходимых для решения задачи. Мобилизация в памяти недостающих для решения задачи факторов и понятий. Решение аналогичных задач с новыми условиями. Составление задач.
Экологическая характеристика (организма). Укажите, в чём взаимосвязь данного организма с внешней средой. В чём исторически сложившаяся приспособленность органа (организма) к внешней среде? В чём адаптивные черты функции организма? Выяснение среды обитания. Указание на форму, размеры, окраску тела, расчленения на основные отделы (анализ). Оценка приспособленности внешнего строения организма к среде обитания. Определение приспособленности деталей внешнего строения к факторам среды. Приспособительные черты функции органов (если требуется по заданию). Вскрытие общих причин приспособленности (роль факторов эволюции). Применение к новому объекту.
Определение таксономического положения организмов (растений, животных). Определите по печатному пособию систематическое положение растения или животного: определите к какому типу, классу, отряду, семейству относят данный организм. Выделение признаков типа или класса. Выделение признаков отряда (для животных), семейства (для растений). Выделение признака вида (не всегда). Изображение классификационных отношений в виде схем.  Определение новых растений или животных.
Биологическая характеристика организма Рассмотрите организм и выделите признаки, отражающие биологические закономерности. Выделение признаков, характеризующих систематическое положение объекта. Выделение признаков , показывающих взаимосвязь строения и функции. Выделение признаков приспособленности к среде обитания (адаптивных). Выделение признаков, показывающих уровень высоты исторического развития. Применение к новым объектам.
Биологическая характеристика органа или системы органов. Дайте характеристику органа или системы органов. Определение органа (системы органов) и его значение в организме. Определение взаимосвязи строения и функции органа (или системы). В чём сходство с соответствующими органами у животных. Причины сходства. В чём отличие и причины этого? Объяснение основных правил поддержания здорового состояния данного органа. Применение к новым объектам.

Путь формирования каждого приёма заключается в объяснении его значения, раскрытие состава действий, входящих в приём, и порядка их применения. После закрепления приёма на изучаемых объектах учащиеся выполняют задания по переносу приёма на новые объекты и самостоятельному оперированию приёмом в новой ситуации.

Применяются три пути переноса приёмов:

( А) Первый- воспроизведение приёма на том же учебном материале, например, составление схемы строения семени фасоли по образцу, данному учителем.

(Б) Второй путь-перенос приёма на аналогичный объект, например: составление схемы семени другого двудольного растения- тыквы.

(В) Третий путь- оперирование приёмом характеристики нового объекта в новых условиях, например: составить схему строения и состава семени однодольного растения.

Усвоение приёмов при изучении конкретных понятий идёт как индуктивным, так и дедуктивным путём: от наблюдений объектов к их словесному описанию и характеристикам, а затем к наиболее абстрактному выражению соподчинения элементов этих объектов в виде схем; от общих определений объектов к их конкретизации при распознавании новых наглядных пособий, натуральных растений и животных. Так учащиеся упражняются в переходе от конкретного к абстрактному и наоборот.

Учебный приём анализа лежит в основе многих других приёмов умственной деятельности, и с него часто вообще начинается процесс мышления. Анализируя строение доступных для наблюдения растений, школьники обучаются приёму сравнения.

Формирование физиологических понятий связано с умением решать биологические задачи (См. приложение № 2), устанавливать причинно-следственные связи, объяснять опыты.

При изучении органов, начинается самостоятельное применение учащимися синтетических характеристик взаимосвязи строения и функций объектов.

Дальнейшее развитие получают такие учебные приёмы, как дифференцированный анализ, решение задач, выделение адаптивных признаков. Учащиеся знакомятся со структурой и значением нового приёма биологической характеристики.

Следует учить школьников переходить от восприятия конкретного наглядного материала (живые и фиксированные) к абстрактной цели, то есть к выделению у растений систематических и экологических признаков.

При закреплении учебного материала использовались приёмы выделения адаптивных признаков в строении и физиологических процессах растений, животных, человека.

  

Учебный приём анализа

Термин « анализ»- это мысленное или фактическое разделение предмета на существенные части в определённом порядке. Правила анализа требуют перечисления частей предмета в определённом порядке.

Например: корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена, так как существует определённая научная закономерность связи частей цветкового растения: на корнях не растут листья, при развитии растений сначала образуется корень, затем растёт стебель, формируются листья и образуются цветы, а позднее всего созревают плоды с семенами. Например, провести анализ строения натурального цветка: сначала анализируют строение цветка на крупной модели, выполняется схематичный рисунок на доске и в тетради, проводится лабораторная работа «строение цветка», где учащиеся практически расчленяют натуральный объект и обозначают его части на рисунке в тетради. При разделении объекта надо руководствоваться отношением его частей друг к другу (соподчинением). Так, анализ строения цветка заключается в том, что выделяется цветоножка, цветоложе, чашечка из чашелистиков, венчик из лепестков, тычинки, пестик. Учащиеся должны твёрдо усвоить порядок выделения частей и приобрести умения находить их в разных цветках. При описании цветка делают анализ объекта, указывая только существенные части, или конкретно описывают каждую часть, отмечая цвет, размеры, форму, количество лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков.

В лабораторной работе по ознакомлению с плодами (См. приложение № 3) внимание учащихся привлекается к существенным и несущественным признакам плодов для составления их характеристики: характер оболочки и содержимого плода (сочное, мягкое, твёрдое), раскрывается плод или нет, количество семян, способы их прикрепления внутри плода. После закрепления приёма анализа на материале цветков и плодов следует переходить к развитию умения делать описания качественных особенностей частей органов, мобилизуя наблюдательность учащихся. Учащимся раздаются различные цветки и плоды, предлагается сначала описать по правилам анализа данный цветок и определить вид плода, а затем охарактеризовать каждую часть и внешний вид плода. В упражнение вводится элемент соревнования и занимательности: учащиеся по описанию должны определить, о каком цветке и плоде идет речь.

Учащиеся подводятся к выводу о том, что выделение характерных признаков (цвет, форма, количество частей) должно соответствовать цели наблюдения. Выделяя части растения, важно указывать способ их связи и объяснять значение каждой части в целом объекте, например: можно по-разному описать плод для разной цели, например для определения его точного названия, или распознавания его как органа растения, или выяснения способа распространения. Выделяя части растения, важно указывать способ их связи и объяснять значение в каждой части в целом объекте.      

При изучении темы клетка проводится вначале аналитико-синтетический анализ клетки на примере чешуи кожицы лука, а за тем самостоятельно анализируют клетки других объектов (животная клетка). Эти упражнения являются средством проверки усвоения знаний о клетке. Учащиеся рисуют схемы клеток, наблюдают клетки и их части под микроскопом на различных препаратах (См. приложение № 4).

Изучая строение семени, учащиеся отрабатывают приём анализа. Учитель объясняет логическую последовательность рассмотрения зародыша: семядоли, корешок, стебелёк, почечка. В самостоятельной работе ученик рассматривает натуральный объект, затем его описание и схематическое изображение (См. приложение № 5).

При изучении строения семени фасоли важно установить связь изучения этого объекта с более общим понятием целого растения (растение-цветок, плод, образование в нём семян, из частей которых вырастают новые растения). В процессе изучения понятий « корень», « лист», «стебель» работа по формированию приёма анализа продолжается. Знакомство с морфологией корней, листьев, стеблей проводится на раздаточном материале с обязательным заданием изобразить соподчинение частей органов в виде графической схемы. При анализе каждого морфологического объекта внимание учащихся обращается на важность выделения его существенных и несущественных признаков.

После лабораторного изучения морфологии органов цветкового растения на одном объекте для переноса приёма анализа строения по путям Б и В обязательно используется другой объект. Для осознания взаимосвязи строения и формы органов с их функцией и отработки умения выделять признаки приспособленности к среде обитания необходимо сформулировать цели наблюдения: установить соответствие строения органа его функции и определить черты приспособленности органа к внешней среде существования растения. Это позволяет осознать взаимосвязь строения и функции органов растений. Функция выполняется благодаря строению, а строение соответствует функции.

 

 



2019-12-29 383 Обсуждений (0)
Глава 4. Методика формирования биологических понятий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Методика формирования биологических понятий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)